Сочинение о войне.
Вложение | Размер |
---|---|
smertnyy_boy_ne_radi_slavy.doc | 43 КБ |
«Смертный бой не ради славы – ради жизни на земле»
Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового.
И пусть
Не думают, что мертвые
Не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Н. Майоров
В последние годы на Западе вышли целые тома мемуаров – воспоминания бывших гитлеровцев, от командиров полков до командующих группами армий. В этих книгах авторы пытаются разобраться в прежних ошибках, дают дальнейший разбор действий немецких войск под Москвой. Бывшие командующие, оправдываясь, заявляют, что немецкая армия не была достаточно подготовлена для активных действий в зимних условиях России, что замерзала оружейная смазка, что не хватило лишь одной танковой дивизии или одного батальона для окончательной победы. Нет смысла спорить, так как сама история, само поражение немецких армий – веское доказательство краха фашизма. И дело, конечно, не в смазке. Дело в том, что солдат гитлеровской Германии шел воевать, вооруженный теорией Геббельса: «Чувство оставим поэтам и девицам, слабоумные пусть предаются мечтам о героизме и сгорают от любви к родине. Самое главное – все они должны выполнять наши приказы».
Наш народ тоже взялся за оружие, сначала обороняясь, потом наступая. Но советские люди были движимы другими нравственными идеалами: Свобода, Родина, Долг. Советские люди, сама духовная сущность которых – думать о счастье всех людей, делать их лучше, чище, благороднее, защищали свое счастье, убивая смерть во имя жизни. В этом причина нашей победы над врагом. Но это не просто победа. В этой исторической победе проявились важнейшие особенности нашего общества; победа эта во многом определила современное развитие, и эхо ее звучит до сих пор.
Нравственные, моральные истоки победы, истоки великого подвига советского народа не перестают волновать наших писателей. Поэтому широко развивается и обогащается современная военная проза. Поэтому вновь и вновь появляются произведения о тех, кто сражался за Родину, о «людях, что ушли не долюбив, не докурив последней папиросы». Прекрасно, на мой взгляд, сказал о значении военной прозы Ю.Бондарев: «Книги о войне неотразимо воздействуют на нашу память, как кровоточащие зарубки на вехах, зарубки высокого духа, которые никогда не сотрутся, не потускнеют, не исчезнут до тех пор, пока будет светить солнце и рождаться дети».
Авторам произведений о Великой Отечественной войне свойственны гуманизм, оптимизм. Ярким примером этого является трилогия Симонова «Солдатами не рождаются». Солдатами не рождаются. Это простая истина приобретает в романе многоплановый характер, вырастая до размеров философской проблемы. Людей делает солдатами необходимость. В афоризме «солдатами не рождаются» заключен глубокий смысл. Для романа характерны те же проблемы, которые волнуют большинство писателей, пишущих о войне: проблема истинного героизма, патриотизма, глубокое проникновение в характер русского солдата, достоверность в описании боев. Но мне бы хотелось выделить из большего количества поставленных в романе вопросов один: взгляд на войну как на народную трагедию. На войне все и всегда трудно. Эта мысль хорошо выражена в стихотворении Михаила Кульчицкого:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – черна от пота –
Вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.
Трудно на фронте, трудно в тылу врага, трудно в своем собственном тылу, где люди, не щадя себя, самоотверженно работают для победы. Симонов последовательно развивает этот взгляд, рассказывая о потерях, которые несут части, рисуя страшную картину лагеря военнопленных, личную драму Серпилина, смерть Левашова. Но именно потому, что война – народная трагедия, нет у человека права уклоняться и увиливать от выполнения своего долга в этой войне, которая идет «не ради славы – ради жизни на земле». Нет оправдания таким людям, как бывший муж «маленькой докторши» Тани, не говоря уже о таких грязных прохвостах, как спекулянт «сахарный майор». В романе нет и тени пацифизма. Отношение Симонова к войне определяется тем, за что ведется война: наш народ заставили воевать, и он выдержал все испытания, отстоял свои великие идеалы, разгромил угрожающий рабством фашизм. Своими героями, всем ходом повествования автор утверждает, что наша победа была именно победой человечности, активного гуманизма над той крайней степенью бесчеловечности и жестокости, которая нашла свое выражение в теории и практике фашизма. И в этом величайший гуманизм романа Симонова.
«Мы живем верой в человеческие возможности и в возможности нашего общества»,- пишет Ю. Бондарев в статье «Главное – человек». Эти строки, по-моему, и определяют суть нравственного подвига героев романа Ю.Бондарева «Горячий снег».
Композиция этого романа определена стремлением запечатлеть небывалую героическую стойкость наших солдат, показать суть и общий смысл того, что совершалось на фронте. Действие романа развертывается в ставке Верховного главнокомандования, в штабе армии и в окопах артиллерийской батареи. В основу романа положены известные исторические события: разгром группы Фанштейна, которая должна была спасти окруженные в Сталинграде немецкие армии от разгрома. И немцы, и советские люди понимали, что связано с исходом сражения. Сцена смертельного поединка наших артиллеристов с фашистскими танками и авиацией читается с огромным внутренним напряжением. Мы видим, как в условиях этого смертельного поединка быстрее растет человек, раскрывается в своей сокровенной сути, учится преодолевать страх смерти. Кузнецов «… потерял чувство обостренной опасности и инстинктивного страха перед танками, перед смертью или ранением… как будто все на земле зависело от его действий…». Аналогичное восприятие себя, своей жизни как части общенародной судьбы выражено и в размышлениях Сотникова, Ивановского (В. Быков), Васкова (Б.Васильев). Это помогает нам глубже понять нравственные истоки подвига наших отцов. На мой взгляд, природа истинной храбрости прекрасно выражена в словах Антуана де Сент-Экзюпери: «А мне плевать на презрение к смерти. Если корни его не в сознании ответственности, оно – лишь свойство нищих духом…». Корни героизма героев Бондарева в сознании своей ответственности, в твердой убежденности в непобедимости правого дела.
Эту же мысль доказывает в своих повестях и В.Быков. Повести Быкова небольшие. Но порою возникает ощущение, что ему, его мысли тесновато в рамках повести. Быков свои идеи, часто общечеловеческого морального плана, решает на материале войны, «вероятно, потому, что прошедшая война была всеобъемлюща, и там всему было место». Быков, как и многие другие советские писатели, непосредственные впечатления получал на фронте. Потому его повести документальны. Но сила лучших вещей Быкова не только в документализме, а в чем-то большем. Для автора характерно чувство максимального сопереживания героям. Достоверность описываемых Быковым событий чрезвычайна. Возьмем, например, повесть Быкова «Сотников». Уже в самом начале ее виден резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, угрюмым, больным Сотниковым. Этот внешний контраст помогает нам сосредоточить внимание на духовной сущности героев. Когда на их долю выпало страшное испытание, в тот миг, когда проверяется истинная ценность человека. Рыбак обнаружил постыдное малодушие и согласился ради своего спасения стать полицаем, а Сотников погиб с высоко поднятой головой, погиб героем. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом. По-разному проявляется и страстная любовь к жизни, присущая обоим героям. Рыбак просто хочет жить – во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило ему: «Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись». О Сотникове сказано другое: «И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям». В этом проявилось одно общее, быковское, но очень современное: от каждого зависит все.
Прошло много лет с того исторического момента, когда Великая Отечественная война завершилась парадом Победы на Красной площади. Земля перестала содрогаться от взрывов бомб. Но сердца людей, их мысли и чувства, потрясенные войной, продолжают клокотать жесткой и беспощадной памятью. И своеобразным сейсмографом этих потрясений стала художественная литература. Лучшие произведения о войне сильны философским осмыслением событий, гуманизмом; они помогают нам глубже понять и острее почувствовать нравственные истоки подвига наших отцов, уходивших в грозные годы в бессмертие, погибших в смертельной схватке «не ради славы – ради жизни на земле».
План
P.S. Выявлены истоки победы русского народа. Гневное осуждение звериной идеологии фашизма. Проблемно анализируются произведения, акцентируется внимание на гуманистическом характере войны русского народа против гитлеровского нашествия, героизме и самоотверженности русских воинов в боях за Родину. Подчеркивается нравственный аспект изображения подвига, сознания личной ответственности каждого за исход боя, сражения, войны в целом. Самостоятельное мышление, интересные аргументы. Характер суждений обусловлен самой формулировкой проблемного задания.
О путнике
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рождественский венок
Л. Нечаев. Яма
Философские стихи Кристины Россетти