Драгоценный камень — это красивое, редкое и совершенное произведение природы. Красивые камни и минералы всегда привлекали внимание людей. Люди придавали им красивую форму и называли уже драгоценными. Такие камни действительно дорого стоили - иногда люди платили за них своими жизнями.
Прежде всего люди ценят в камне его красоту. Это может быть яркая, интересная окраска или сочетающаяся с красивым цветом идеальная прозрачность. Про такие камни говорят: камень «чистой воды».
Очень украшает камень его «игра», когда при поворотах он разбрасывает вокруг пучки яркого света, как будто вспыхивает, искрится. Важна и редкость таких камней. Именно редкость камня порождает его высокую стоимость.
Однако они служили не только украшениями. Драгоценные камни, как нечто за гранью понимания, быстро обросли всевозможными легендами и поверьями. При невозможности объяснить природу камня, люди нередко приписывали им магические свойства. Они были уверены: камень может повилять на судьбу человека.
Естественно, драгоценные камни нашли своё отражение и в литературе. Сейчас хотелось бы остановиться на русской классической литературе и рассмотреть произведения поподробнее.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_iriny.doc | 110.5 КБ |
prezentaciya_k_rabote.ppt | 329.5 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский Самарской области
Тема: Россыпь самоцветов на страницах русской классики
Секция: Литературоведение
Выполнила: Мартышкина Ирина Сергеевна
ученица 11 класса
ГБОУ CОШ с. Старый Маклауш
Клявлинского района
Научный руководитель: Груздева Наталия Петровна
учитель русского языка и литературы
2013 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..……………………….………….…………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Драгоценные камни в истории человечества…………….…….……………..….…6
Глава II. Драгоценные камни в русской классической литературе…………………………..9
2.1.Жемчуг……………………………………………………………………………......9
2.2.Бирюза…………………..…………………………………..………..……..……….12
2.3.Опал………………………………………………..………..……..…………..…….15
2.4.Гранат……………………………..………………..……………..…………..…......16
2.5.Коралл………………………..…………..……………………………………….…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..……………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……...21
Приложение 1. Анкета для учащихся 10-11 классов…………………………………………22
Приложение 2. «Азбука камней»……………………..……………..…………..……………..23
ВВЕДЕНИЕ
Драгоценный камень — это красивое, редкое и совершенное произведение природы. Красивые камни и минералы всегда привлекали внимание людей. Люди придавали им красивую форму и называли уже драгоценными. Такие камни действительно дорого стоили - иногда люди платили за них своими жизнями.
Прежде всего люди ценят в камне его красоту. Это может быть яркая, интересная окраска или сочетающаяся с красивым цветом идеальная прозрачность. Про такие камни говорят: камень «чистой воды».
Очень украшает камень его «игра», когда при поворотах он разбрасывает вокруг пучки яркого света, как будто вспыхивает, искрится. Важна и редкость таких камней. Именно редкость камня порождает его высокую стоимость.
«В течение многих веков драгоценные камни были мерилом богатства и могущества. Множество драгоценных камней находят при археологических раскопках в могилах фараонов, скифских вождей и властителей Древнего Востока. Царские одежды в Оружейной палате буквально усыпаны драгоценными камнями. Разумеется, такое богатство производило большое впечатление на современников. Именно о богатстве индийских и китайских владык писали Марко Поло и другие путешественники прошлого. Богатые украшения Ивана Грозного с драгоценными камнями описывал в XVI в. англичанин Горсей, приезжавший в Москву к царю.
Огромная ценность отдельных драгоценных камней послужила причиной низменных страстей и многочисленных преступлений. В истории почти каждого крупного камня значатся убийства, обманы, кражи, захваты в качестве военных трофеев и другие подобные события.
Драгоценные (ювелирные) камни изучает наука геммология. Наряду с ювелирными существуют ювелирно-поделочные и поделочные камни, из которых помимо ювелирных украшений изготавливают и более крупные камнерезные изделия. В число этих камней помимо минералов входят и некоторые горные породы (например, яшма, родонит, лазурит и др.). С доисторических времен человека привлекали необычные камни, во многих древних культурах им приписывали сверхъестественные свойства, использовали как амулеты, охраняющие от злых духов и способствующие исцелению, или как талисманы, приносящие удачу, успех в делах, победу в войне.» /13/
Проблема: Мне и моим подругам нравятся украшения с драгоценными камнями, но мы не знаем о свойствах самоцветов и их влиянии на характер и судьбу человека.
Актуальность проблемы:Драгоценные камни привлекают и завораживают людей с древности и по сей день. С древних времён они очень высоко ценились и применялись при изготовлении украшений, причём в каждую эпоху отдавалось предпочтение разным камням.
Однако они служили не только украшениями. Драгоценные камни, как нечто за гранью понимания, быстро обросли всевозможными легендами и поверьями. При невозможности объяснить природу камня, люди нередко приписывали им магические свойства. Они были уверены: камень может повилять на судьбу человека.
Естественно, драгоценные камни нашли своё отражение и в литературе. Сейчас хотелось бы остановиться на русской классической литературе и рассмотреть произведения поподробнее.
Цель нашего исследования – проследить, в каких произведениях русской классической литературы используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев.
Задачи:
В качестве объекта исследования определены лучшие произведения русской прозы: «Слово о полку Игореве», «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Мороз, Красный нос», «Коробейники» Н. А. Некрасова, «Жемчужное ожерелье» Н. С. Лескова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Олеся» и «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
Предметом исследования являются драгоценные камни и минералы в текстах художественной литературы XIX – XX веков.
Рабочая гипотеза: я предполагаю, что драгоценные камни оказывают влияние на поведение и судьбу человека.
Методы исследования: анкетирование, работа с научной и художественной литературой, поисковый и сравнительный анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее материалов на уроках литературы.
Перед началом выполнения работы провели анкетирование среди учащихся 10-11 классов моей школы, в результате которого выяснили, что и мои сверстники не знают о свойствах камней и не обращают внимания как на художественную деталь. [Приложение 1]
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Драгоценные камни в истории человечества
Первые упоминания о драгоценных камнях мы находим в Библии. В 28 главе книги Ветхого Завета говорится о нательной пластинке, которую носил высокий церковный служитель, Аарон. Пластинка была украшена 12 драгоценными камнями.
Древние египтяне использовали драгоценные камни в орнаментах и украшениях. Они были умелыми в искусстве обработки драгоценных камней, и их узоры на камнях сохранились до сих пор. Египтяне носили амулеты - драгоценные камни, обработанные в форме священного египетского жука, считавшегося символом бессмертия души. На драгоценных камнях гравировались молитвы, заклинания, они играли важную роль в религиозных ритуалах. Печати, вырезанные на камне, в древности заменяли личную подпись. Искусно гравированные на драгоценных камнях сцены из жизни и быта народов Древней Греции и Рима позволяют узнать интересные детали, касающиеся истории и культуры античного Средиземноморья.
В древние времена различные драгоценные камни отличались по цвету. Название «рубин» давалось всем драгоценным камням красного оттенка. Все зеленые камни назывались изумрудом, а голубые — сапфиром.
Позже выяснилось, что некоторые драгоценные камни были тверже и долговечней других. Стало очевидным, что ценность камня зависит не только от цвета, яркости, редкости, но и от его твердости. Например, алмаз считается сегодня самым драгоценным, потому что кроме своего великолепия он обладает еще самой большой твердостью среди всех камней.
Драгоценными называют многие камни. Но в действительности это название относится только к четырем самым ценным камням — алмазу, рубину, изумруду и сапфиру.
Большинство драгоценных камней представляют собой минералы, т.е. однородные природные химические соединения, имеющие определенный состав и кристаллическую структуру, от которой зависят форма кристаллов и их свойства. Среди почти 4000 минеральных видов к драгоценным камням относится только около 100. В качестве ювелирно-поделочных камней используются природные вулканические стекла (например, обсидиан), относящиеся к горным породам. Четыре ювелирных камня – жемчуг, коралл, янтарь и гагат – имеют органическое происхождение, они образованы живыми организмами – растениями или животными. Наконец, ювелирные камни могут быть искусственными, созданными человеком. Деление ювелирных камней на драгоценные и полудрагоценные ныне устарело и вышло из употребления.
Многие минералы ценятся не за редкость, а за совершенство формы и окраски, за исключительную прозрачность. Например, топаз и турмалин нельзя назвать редкими, они встречаются в некоторых местах в очень больших количествах, и в природе их никак нельзя называть драгоценными камнями. Обычные топазы одно время даже использовались как сырье для изготовления огнеупорных кирпичей.
В отличие от других полезных ископаемых, драгоценный камень очень трудно найти из-за его редкости, ведь на каждого жителя планеты Земля приходится всего 10 г драгоценных камней, и это с учетом еще не найденных! Но найти камень мало, надо так его извлечь и обработать, чтобы максимально сохранить его красоту и размеры, а это тоже непросто.
Среди самоцветов есть своя иерархия. Первым в ряду драгоценных камней стоит бриллиант совершенно бесцветный, или резко окрашенный в красный, синий или черный цвет; желтые бриллианты не считаются редкими. Вторым считается рубин, совершенно прозрачный и густо окрашенный в карминно-красный цвет; третьим - изумруд густого зеленого цвета; четвертым - сапфир чистого василькового цвета, пятым - астерикс; шестым - александрит; седьмым - шпинель, только одного пурпурового цвета; восьмым - бирюза самого безукоризненного цвета; девятым камнем считают опал-арлекин. Все эти камни тогда только стоят высоко в цене, когда имеют не менее двух каратов весу; но рубин этого веса ценится втрое дороже самого лучшего бриллианта.
Девятым драгоценным камнем мы бы могли назвать жемчуг, но он не принадлежит к ископаемому царству, хотя по цене иногда стоит наряду с драгоценными минералами.
Камень, обработанный мастером своего дела, часто становится произведением искусства. Изделия из драгоценных камней коллекционируют, передают по наследству, хранят в музеях. Долговечные красивые камни и минералы часто служат связующим звеном между поколениями людей, напоминая нам о наших предках. Иногда даже простой, невзрачный камешек может быть очень дорог, как память о любимом человеке, и хранится в семье десятилетиями.
Некоторых людей камни привлекают информацией из мира астроминералогии. Другие, относясь к этому скептически, получают удовольствие от коллекционирования декоративных камней, восхищаясь их уникальной природной красотой. Третьи больше всего ценят минералы, обработанные рукой ювелира, умеющего подчеркнуть индивидуальность и привлекательность каждого камня.
Старая персидская легенда рассказывает, что благородные камни - творение сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, дабы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн.
У каждой эпохи были свои излюбленные благородные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Семирамида, Клеопатра и другие царицы древних времен обожали жемчуга. Мода Средневековья отдавала предпочтение цветным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров эпохи рококо сверкали бриллиантами и, наконец, эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов и хризолитов. Ювелиры делали оригинальные броши, ожерелья и браслеты, усыпанные красноватыми сердоликами, зеленым "кошачьим глазом" или переливающимся молочно-голубым блеском лунными камнями.
Впрочем, выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. С благородными камнями были связаны разнообразнейшие суеверия и верования. Камень был не только украшением, но и талисманом, приносящим счастье, амулетом, охраняющим от болезней и бед, а иногда и признаком профессии.
Астрологи утверждали, что каждый драгоценный камень принадлежит определенному знаку зодиака, потому-то люди, родившиеся в данном месяце, должны носить кольца с соответствующим камнем. Ношение камня, не соответствующего знаку зодиака, под которым родился его обладатель, оказывает дурное влияние на его судьбу.
Некоторые камни особенно рекомендовались людям определенных профессий: моряков от опасностей морских плаваний охранял изумруд; турмалин был камнем художников; аметист - духовных лиц. В различных житейских ситуациях хорошо было обладать подходящим камнем - талисманом. В эпоху ренессанса новобрачные обменивались кольцами с изумрудами, т.к. эти камни должны были обеспечить постоянное чувство. Лунные камни преодолевали любовные препятствия, а игрокам приносили удачу. Широко было распространено поверие о лечебных свойствах драгоценных камней. В средние века золотых дел мастеру приходилось быть не только ремесленником, но иногда и врачом, который умел подобрать для своих клиентов камень, помогающий при различных телесных недомоганиях. Камням приписывают значения, которые приведены в Приложении 2.
Ношение драгоценностей, кроме того, подчинялось правилам хорошего тона. Гранаты, жемчуга считали подходящими для молодых девушек, незамужних женщин, независимо от возраста; для них не допускалось носить бриллианты. Жемчуг могут носить только люди, родившиеся под знаком Рыб, всем остальным он противопоказан. Бриллианты и непрозрачные камни - агат, оникс, хризоберилл - были единственно допустимым украшением траурной одежды.
В изобразительном искусстве самоцветы и другие драгоценности приобрели негативный символизм суеты и быстротечности земных благ. Это подчеркивается во многих художественных сюжетах.
Глава 2. Драгоценные камни в русской классической литературе
2.1 ЖЕМЧУГ
В сборнике П.Н. Никандрова поясняется "Жемчуг…почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд”./8/
Рассмотрим устойчивые ассоциации с образом жемчуга в замечательном памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве”.
Так, в "Слове…” безымянный автор говорит о князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб. Он погиб достойной смертью, защищая свою землю от врагов.
"Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье”. /3/
В данном случае жемчуг символизирует духовную чистоту того, кто самоотверженно бился с захватчиками, заплатив дорогой ценой за свободу родной земли.
В этом же произведении Киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где "великий жемчуг” сыпали на князя:
"Этой ночью с вечера одевали меня – говорил, - черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов…”/3/
Данный сон полон недобрых предзнаменований, он является символом горьких слез, предвещает грядущие несчастья в битве Игоря с половцами.
Он – предвестие о неблагополучии и реальном солнечном затмении. А состоявшееся поражение русских в решающей битве подтверждает великие слезы и плач по погибшим на реке Каяле.
"…корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав”./3/
В поэме Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос”, раскрывающей нелегкую судьбу русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве:
Иная с ресницы сорвется
И на снег с размаху падет–
До самой земли доберется
Глубокую ямку прожжет
Другую на дерево кинет,
На плашку, - и, смотришь, она
Жемчужиной крупной застынет –
Бегла, и кругла, и плотна./9/
И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовой крестьянки и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставит:
Слезы мои не жемчужины,
Слезы горюшки – вдовы./9/
Если на князя в "Слове о полку Игореве” сыпался круглый жемчуг, то на крестьянку у поэта Некрасова может сыпаться только рожь, которую не успевает Дарья убрать в одиночку:
Жать принялась я проворно,
Жну, а на шею мою
Сыплются крупные зерна –
Словно под градом стою!/9/
………
Стану без милого жать,
Снопики крепко вязать,
В снопики слезы ронять./9/
В контексте поэмы Некрасова жемчуг – это снова предвестие беды и грядущих слез, которые воплощаются в ином, более близком крестьянской среде образе сыплющейся ржи.
Царь Иван Грозный в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение , уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами:
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,
Да возьми ожерелье жемчужное…
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишь – празднуй свадебку,
Не полюбишь – не прогневайся./6/
Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику.
И М.Ю. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью:
Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золоту али жемчуга?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать./6/
Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на "охотницкий бой одиночный:
Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, того Бог простит...
Награда царская незамедлительна:
Я топор велю наточить навострить,
Палача велю одеть – нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью./6/
Самодержавному государю известны мистические свойства камней, особенности воздействия минералов, драгоценных самоцветов на человека, но неведомы ему чувства сострадания и милосердия, не способен оценить он тех, кто находит в себе мужество "постоять за правду до последнего” и до самой казни не забыть передать супруге поклон, "заказать, чтобы меньше печалилась”.
Тема жемчуга оригинально представлена в произведении Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье”. Автор использует в рождественском рассказе общеизвестное в дворянской среде распространенное убеждение, что жемчуг предвещает беду. Из рассказа узнаем о богаче Васильеве, который сделал под Новый год своей дочери Марии удивительный подарок.
"… совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье”. /5/
Богатство оформления, изящная отделка, огромная стоимость украшения произвели на гостей ошеломляющее впечатление.
А Машенька, знавшая о значении жемчуга, испугалась, "… получив ожерелье, заплакала”./5/
Поэтому супруга укорила Васильева за такую очевидную неосторожность:
"Выговор за подарок следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слезы”. /5/
Н.С. Лесков прямо указывает на роль жемчуга во влиянии на человеческие судьбы. Отметим, что отец невесты отмахнулся, назвав все происходящее предрассудком. Рассказ Лескова заканчивается счастливым финалом: Маша и ее жених счастливы. А народное поверье, следовательно, опровергается? – или под Рождество сбываются мечты? Мы узнаем в последних строках произведения, что жемчуг просто оказался поддельным, и поэтому не имел магической силы.
2.2. БИРЮЗА
Из книги П.Н. Никандрова видно, какие камни могли быть использованы как лечебные средства, помогающие при телесных и духовных недомоганиях, благоприятствующие людям тех или иных профессий: турмалин был камнем художников, аметист – духовных лиц, изумруды защищали постоянные чувства, укрепляли союз влюбленных.
Многие весьма образованные люди уважительно относились к самоцветам, воспринимая их как талисманы, амулеты, охраняющие от болезней и бед. Так, у бирюзы в основном следующее значение:"камень счастья”, помогает влюбленным, символ неизменной и верной любви.
"Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство – примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных… Есть роковое свойство – приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди. Ей свойственно умирать перед опасностью и в руках больного… Временно теряет блеск перед непогодой, когда воздух перестает быть прозрачным”.
Испокон веков у многих народов этот самоцвет служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне – Венеры. На востоке бирюза являлась украшением невест. В.В. Мезенцев в книге "Каменная сказка” приводит широко известное поверье: если один из влюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остынут, то бирюза тускнеет. И у восточного поэта Саади есть строки:
И блекнет бирюза влюбленных,
Когда проходит их любовь.
Насколько распространенной была вера в спасительную силу бирюзы, свидетельствует эпизод из воспоминаний В.А. Нащекиной о Пушкине:
"Незадолго до смерти поэта мой муж заказал сделать два одинаковых золотых колечка с бирюзовыми камешками. Из них одно он подарил Пушкину, другое носил сам как талисман, предохраняющий от насильственной смерти”. /10/
В ответ Пушкин подарил жене друга браслет с бирюзой. Но, видимо, собираясь на дуэль с Дантесом, Пушкин не вспомнил или сознательно не надел кольцо со спасительной бирюзой. После дуэли смертельно раненый Пушкин, находясь уже дома, попросит Данзаса подать ему шкатулку, из которой возьмет кольцо и подарит его Данзасу со словами: "Это – талисман от насильственной смерти”./10/
Бирюза станет излюбленным оберегом и в крестьянской среде. Об этом мы узнаем из поэмы Н.А. Некрасова "Коробейники”. Иван спешит одарить понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек.
… Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок – рубаху белую
Подпоясать в сенокос –
Все поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька./9/
Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении:
Две снохи за ленту пеструю
Расцарапалися в кровь./9/
Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: "Видишь, камни самоцветные в перстеньке как жар горят…”. Отчего же Катерина из всех ярких самоцветов выбирает бирюзу?
Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. А глубинный подтекст выявляет символику неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой – залог любви, знак обручения с Иваном. Он – свидетельство того, что Иван обещает жениться, расставаясь с Катериной ненадолго:
Опорожнится коробушка –
На Покров домой приду
И тебя, душа – зазнобушка,
В Божью церковь поведу!/9/
В романе писателя И.С. Тургенева "Отцы и дети” лакей Кирсановых Петр носит бирюзовую сережку. Но в этом случае камень имеет совсем другое значение: он помогает читателю понять, что простоватый Петр копирует манеры своих помещиков.
Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели – Петр настойчиво, но безуспешно, учится играть на гитаре, благородном инструменте, предназначенном для господ, популярном в дворянской среде. Понятна учтивость Петра и его претензии на щегольство: он – таки обзавелся, наконец, лаковыми полусапожками, вероятно, похожими на те, что были у Павла Петровича. Становится понятным, что бирюзовая сережка лакея – это народийное копирование утонченных вкусов Павла Петровича, который даже в деревне всегда великолепно одет, будь то утро или вечер, застегивает манжеты своей рубашки "одиноким крупным опалом”. По народным поверьям, бирюза приносит удачу и считается оберегом, охраняет человека от опасностей и случайной гибели. В романе Тургенева все ссоры движутся к разрешению конфликта, к дуэли между нигилистом и аристократом. Базаров отмеривает шаги, не желая участвовать в фарсе, вынужденно уступает дворянину. Он замечает бледное лицо слуги.
"Евгений Васильевич, - с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), - воля ваша, а я отойду”./11/
Эта фраза показывает, как лакей опасается, чтобы дуэлянты ненароком не попали в него самого. Оттого он не заметит иронии в голосе Евгения Базарова и с готовностью встанет за дерево. Поэтому и невозможно дозваться "насмерть перепуганного”.
"Петр! Поди сюда, Петр! Куда ты спрятался?”. /11/
Таким образом, из данных примеров видно, что бирюзу "усовершенствованный” лакей носил в качестве амулета, охранительного талисмана, заботясь о сохранности своей персоны.
2.3.ОПАЛ
Что касается "опала, то первое значение его – дает надежду”. Этот камень особенный, боится жары и сухости, от них легко умирает, теряет прелесть. Если же его положить в воду, то через некоторое время он снова может ожить. Химики утверждают, что он на одну треть состоит из воды.
"Опалу свойственно питать неопределенные обманчивые надежды, он считается камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Влияние опала на человека полно самых непредсказуемых опасностей… Он рождает злобные подозрения, сеет раздоры, омрачает разум опасениями и страхом перед темнотой”./8/
Видимо поэтому, "одинокий опал”, используемый Павлом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе Тургенева удивительно значительной и яркой деталью. Римские патриции считали опал изысканным украшением, он высоко ценился знатоками, его причисляли к благородным камням. Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченность вкусов. И в то же время в средние века опал считался камнем одиночества, символом обманутых надежд.
"Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. /11/
Упоминанием об опаловых запонках Тургенев намекает на душевное состояние героя после начального завершения его любовной истории с графиней Р. Влияние его на человека полно опасностей. Проследив за развитием сюжета, видим, что Павел Петрович возненавидел нигилиста Базарова уже сразу после первой встречи, ожесточенно спорил с ним в дальнейшем, затем вызвал, наконец, на дуэль. Виной этому не только огромная разница во взглядах на общество и политику, но и в немалой степени роковое влияние опала, усиливающего агрессию своего владельца, разжигающего вражду среди обитателей имения.
Воспитанный в утонченной среде, с детства впитавший все мелочи дворянского быта,И.С. Тургенев был прекрасно осведомлен о значениях и свойствах драгоценных камней и великолепно использовал эти познания, совершенствуя лаконичные строки романа, вызывающего споры и неоднозначные оценки до сего дня.
2.4. ГРАНАТ
"Их считают тяжелыми и мало счастливыми камнями. Главное их магическое свойство – рождать сильные страстные желания. Часто это оборачивается против их владельца. Говорят, что на руке человека, одержимого страстью, они начинают краснеть, словно наливаются его кровью. Особенно много несчастий приносят украденные гранаты”./8/
Проследим, каково использование символики граната в произведениях и реальной жизни творческих и ярких личностей. Посланный в дар гранат является неоспоримым признанием в любви. В Индии, Египте воспринимался как символ страстных любовных чар. Близким по восприятию считался в Европе. Так И.В. Гете подарил красавице Ульрике 460 камней в гарнитуре гранатовых украшений; на это признание влюбившегося на склоне лет поэта ушила немалая сумма его состояния.
В рассказе А.И. Куприна "Суламифь” царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности, рассказывая об их удивительных свойствах и таинственных значениях. Это описание представлено отдельной главой. Царь дарит любимой анфракс – редчайший из гранатов – и разъясняет его свойства.
Особые значения граната Куприн использует в рассказе "Гранатовый браслет”. Прообразом этого украшения послужит Куприну простенькая золоченая цепочка с эмалевым украшением в виде пасхального яйца, посланного телеграфистом, влюбленным в даму высшего света Л.И. Любимову. Женщина несколько лет подряд получала письма от неизвестного незнакомца, боготворившего ее и совсем не претендующего на взаимность. Телеграфист отважился послать предмету обожания неслыханный подарок. В рассказе Куприна трагическая любовь, великая и скромная, стала поводом для насмешек и карикатур со стороны супруга Веры и ее брата. Их холодная заносчивость, бездуховность особенно ярко высвечивают истинное благородство и возвышенные чувства скромного телеграфиста Желткова. Не зная его, аристократы из–за принадлежности к низшему сословию Желткова считают своим долгом высмеивать его письма, полагая, что он пишет, искажая правила орфографии. Они придумывают пошлое письмо, пародирующее давно отжившие приемы романтизма:
"… бурное море страсти, клокочущее в моей груди. Твой взгляд, как ядовитый змей, впился в мою истерзанную душу”./4/
А подлинные письма Желткова оказываются не только исполненными нежного чувства, но и высокопоэтичными. Видим, насколько сильна любовь, на которую способен может быть только человек благородных устремлений.
"Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу”./4/
Исходя из этих слов, понимаем, что жизни княжны Веры коснулась та любовь, которая, по словам генерала Аносова, бывает раз в тысячу лет.
В подарке Желткова брат Веры видит повод для оскорбления фамильной гордости и чести, полагая его дешевой вещицей, возможной в качестве подарка только горничной Даше. "Чудовищная, поповская штучка” – таков его нелестный отзыв о чудесном браслете неизвестного человека. Желтков в письме пишет о том, что посылает Вере не купленное украшение, а семейную реликвию. Подчеркивает, что особенной силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат: "По старинному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли”./4/
Поэтому автор показывает: "...только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумала:"Точно кровь!”/4/
Отсюда следует, что уже сразу, по возвращении мужа после объяснения с Желтковым, она словно предчувствует дальнейшее, отталкивая супруга. Куприн разделяет возмущение своей героини:"Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя”./4/
Благодаря зеленому гранату, Вера обретает дар предвидения, но не сумеет никогда увидеть живым того, кто любил ее самой редкой по силе любовью. Она подарит ему розу – ненужный теперь дар, подарит поцелуй, запечатлев на лбу. Но не подарит счастья быть любимым живым. Желтков отказался от возвращенного браслета, а значит, понимаем мы, отказался от его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти. По его просьбе квартирная хозяйка отнесет браслет к иконе Божьей матери в церковь. Поэтому его любовь, невостребованную на земле, он принесет в дар Богоматери, высшему идеалу женственности и доброты в понимании Куприна.
2.5. КОРАЛЛ
Тема любви является ведущей и в повести А.И. Куприна "Олеся”.Главная героиня не просто девушка из народа, а необыкновенная поэтичная натура с исключительными способностями, за которые односельчане назовут ее ведьмой. В повествование органично войдет самоцвет коралл, представленный в виде красных бус сначала оберегом Олеси, а затем единственной вещью, оставшейся на память влюбленному в нее Ивану Тимофеевичу.
В главе "Тайны камней” из книги "Звезды и судьбы” читаем следующее:
"Кораллы носят от дурного глаза, они облегчают излечение от ран, древние указывают, что кораллы укрепляют память, врачуют сердце… Они являются талисманами, приличными для гадателей и гадалок”."Коралл оберегает от дурного глаза, хранит от молнии, отпугивает демонов и отгоняет искушения”./4/
В сюжете рассказа Куприна прослеживается важная мысль: бабушка и мать Олеси занимались целительством, слыли гадалками. Вероятно, коралловые бусы девушке передавались по наследству. Вполне возможно, что в свойствах коралла было важным не только то, что он стимулировал успешное лечение, но и прежде всего способность камня оградить человека от темных сил. Это была в некотором роде слабая, но все – таки необходимая попытка защититься от власти дьявола, которому, как уверяла сама девушка, были издавна проданы души женщин ее рода. Олеся говорит рассказчику: "Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто ж нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от него идет?”/4/
Все попытки Ивана Тимофеевича переубедить Олесю, доказать то, что многие загадочные явления имеют самое естественное происхождение и могут быть объяснены гипнозом, оказали на нее определенное влияние. В большей степени все – таки вера в милосердного Бога подтолкнула ее решиться пойти к людям и в церковь, вера во всепрощающего и понимающего господа. Несмотря на строжайший запрет Мануйлихи, попытка Олеси прийти в церковь на праздничный молебен закончится трагически: толпа сельчан, убежденная в своей правоте, жестоко изобьет девушку, подвергнет невыносимому циничному унижению. Сумев спастись от преследовавшей толпы, Олеся крикнет односельчанам гневные пророчества, которые вскоре сбудутся, обрекая людей на голод и лишения.
Автор опосредованно (а не прямо) покажет, какие факты убедят Олесю в фатальной непреодолимости могучей дьявольской власти над ее душой. Мануйлиха с внучкой вынуждены покинуть родные места, спасаясь от расправы, не надеясь на какую – либо защиту. Иван Тимофеевич застает пустую хату во всей неприглядности поспешно оставленного жилья.
"Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной раны. Это была нитка дешевых бус, известных в Полесье под названием "кораллы”, - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви”. /4/
С какой же целью может в произведении А.И. Куприна молодая девушка оставить в дар любимому человеку именно бусы, а не рушник, например, в качестве общепринятого в Полесье подарка?
Кораллы ценили не только за невысокую стоимость и привлекательную окраску.
В простонародной среде многие врачеватели и ведуны знали о целительной силе коралла, способной защитить человека от злых чар. И тот, кто вторгался в неведомое, обладая редкими способностями к необычному, мог излечивать людей от недугов, обязательно должен был носить кораллы. Поэтому снятые Олесей кораллы Куприн показывает в произведении скорее не даром для любимого, а стремлением оградить его от опасностей. Вполне возможно понимание оставленных кораллов как выражение покорности року, от которого героине нет более спасения. Но забыть того, с кем столько было связано и перечувствовано, не дано ни героине, ни рассказчику. Так удалось Куприну обыграть в сюжете небольшого произведения магию необычного самоцвета.
Проанализировав прочитанные нами произведения русской литературы, мы пришли к следующим выводам. В текстах художественной литературы используются устойчивые ассоциации драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом.
Описывая (или придумывая) различные жизненные ситуации и литературных героев, писатели невольно способствовали укреплению существовавших либо вновь придуманных поверий о магическом влиянии на судьбу человека этих удивительных творений природы.
Вводя в сюжет произведения художественные детали о драгоценных камнях, их свойствах, авторы без излишней назидательности и повторов показывают характеры героев, их нравственные устои, определяемые православными традициями.
Работая над выбранной темой, я узнала очень много интересного о драгоценных камнях. Информация, добытая мною из книг и ресурсов Интернета, заставила меня с большим уважением отнестись к выбранной мною теме. Оказывается, мир драгоценных камней – не просто крохотный кусочек окружающей нас природы. Он таит в себе легенды и загадки, он оказывает влияние на мир людей. Неживой камень способен управлять поступками живого человека, а порою и целых народов.
Собранной мною информацией я с удовольствием поделилась со своими одноклассниками и в дальнейшем надеюсь продолжить работать над выбранной темой. Драгоценные камни на самом деле обладают притягательной силой - в этом я убедилась на собственном опыте. Красота завораживает, а драгоценные камни всегда служили для человека эталоном природной красоты.
Мир природы многолик и разнообразен, и драгоценные камни – одно из самых красивых и загадочных ее проявлений.
Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей в произведениях литературы. Роль такой детали в некоторых художественных произведениях играют упоминания о драгоценных камнях. Но если читателю удается заметить и разгадать эту придумку автора, то все произведение озаряется новым светом – светом драгоценной россыпи самоцветов!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Анкета для учащихся 10-11 классов
1. Часто ли вы обращаете внимание на упоминание о драгоценных камнях в произведениях? Придаете ли вы этому значение?
2. Какие произведения русской классической литературы, чья основная сюжетная линия связана с влиянием драгоценных камней на происходящее, вы знаете?
3. Необходимо ли заострять внимание на такой детали, как драгоценный камень, при прочтении и изучении произведений?
Итоги анкетирования:
«Да» - 12%,
«Нет» - 78 %
«Иногда» - 10 %
Приложение 2
"Азбука камней"
Значения, приписываемые некоторым камням народными поверьями и легендами
Что такое музыка?
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Хитрый коврик
Сказка "Узнай-зеркала"
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши