Исследовательская деятельность НИОУ "Я-социолог"
Вложение | Размер |
---|---|
ya-sociolog.pptx | 248.98 КБ |
Слайд 1
Презентация ученика 9 А класса школы №135 Малышева Артура Алексеевича по теме “ Использование сети Интернет школьниками ” Учитель : Зайцева Людмила Евгеньевна.Слайд 2
Среди многих характеристик, которые даются нашему времени учеными и журналистами, нередко встречаются и такие, как “век информации”, “информационное общество”, “информационная цивилизация”. Имеется ввиду процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, а также возрастания роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого конкретного человека.
Слайд 3
Особенно ярко это проявляется на примере Интернета . Созданный для обмена специальной информацией, сегодня Интернет стал мощной компонентой образования, индустрии развлечений и досуговой коммуникации. Более того, не имея демографических, национальных или государственных границ, Интернет выполняет не только информационно-коммуникативную функцию, но и служит средством взаимосвязи и взаимозависимости народов и культур. По сути, мы имеем дело с новым, активно развивающимся агентом социализации, формирующим особую субкультуру.
Слайд 4
Нашим научным обществом « Я-социолог » была предпринята попытка социологического исследования по теме “Информационная культура молодежи”. Данное исследование связанно с изучением использования Интернета нашими школьниками.
Слайд 5
Наша цель конкретизируется в исследовании таковых задач: 1) Построить типологию подростков по уровню информационной культуры. 2) Выявить факторы, влияющие на различный уровень информационной культуры. 3) Разработать предложения и рекомендации для родителей и педагогов по формированию информационной культуры.
Слайд 6
Информационная культура понимается нами как культура создания, переработки, хранения, поиска и потребления информации, а также осознание своего места в инфосфере , диагностирование себя как создателя и потребителя информации, понимание информационной ситуации. Непосредственно информационная культура реализуется на 3-х уровнях: 1 – когнитивный уровень - знания и умения. 2 – эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения. 3 – поведенческий - реальное и потенциальное поведение.
Слайд 7
Информационная культура личности Когнитивный уровень (знания, умения) Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение) Интернет-грамотность Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. Содержание информационных потребностей и интересов. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. Отношение к девиантному поведению в Интернет. Способы поиска и каналы получения необходимой информации. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. Способы распространения новой информации. Степень включенности в Интернет-сообщество. Формы деятельности в Интернет.
Слайд 8
В качестве объекта исследования выступали школьники нашей школы. Всего в ходе исследования было опрошено 427 человек, в том числе(по возрасту):
Слайд 9
( в процентах, по возрасту):
Слайд 10
Методическими инструментами исследования являлись: 1) опросник , измеряющий эмоционально-ценностную и поведенческую составляющую информационной культуры через комбинацию открытых и закрытых вопросов. 2) Статистический анализ, по результатам которого был составлен социологический портрет посетителя сети Интернет.
Слайд 11
Средний возраст посетителей составил 14,8 лет, самому маленькому посетителю глобальной сети – 10 лет. Таковы основные социально-демографические характеристики. Наши респонденты достаточно рано приобщились к работе с компьютером – в среднем в 10,5 лет.
Слайд 12
Доступ к Интернету
Слайд 13
Установки школьников относительно Интернета 1)“Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной”. 2)“Интернет - ещё один источник информации, которым удобно иногда пользоваться”. 3)“Интернет - просто развлечение“.
Слайд 14
Таким образом, для многих школьников Интернет является средством для получения информации. Для сравнения ознакомимся с предпочтениями респондентов :
Слайд 15
Рассуждая об Интернете, школьники выделяют как положительные, так и отрицательные стороны его использования. К достоинствам глобальной сети подростки относят, прежде всего, возможность найти интересную информацию (71,5%) и то, что Интернет экономит время на подготовку к занятиям (43,8%). Кроме того, среди положительных сторон Iинтернета школьники выделяют то, что “всемирная паутина” расширяет круг общения, на это указали 35,4% опрошенных. И 28,5% подростков полагают, что глобальная сеть делает процесс учёбы более интересным. Но есть и отрицательные стороны использования Интернета, хотя большая часть опрошенных отметили, что не видят отрицательных сторон (31,9%). К недостаткам сети школьники относят, прежде всего, то, что он отвлекает от учебного процесса (29,2%), занимает много свободного времени (28,5%) и делает ненужными другие источники информации (27,1%).
Слайд 16
Для чего же школьники используют Интернет?
Слайд 17
Согласно результатам исследования, среди школьников, посещающих сеть Интернет высока популярность информации, касающейся юмора, развлечений (75,9%), а также информатики и компьютеров (53,8%). В то же время высока популярность информации о музыке и спорте (29,0%). Таким образом, к трем наиболее востребованным направлениям относятся: 1) развлечения, юмор; 2) компьютеры, вычислительная техника, Интернет; 3) музыка, спорт. Не очень высока среди школьников популярность учебной информации – информации по школьным предметам, научной информации – 13,1%.
Слайд 18
Мотивы, формы деятельности учащихся в Интернет. Как показал опрос, основными формами деятельности школьников в Интернете являются следующие категории: Internet являются: 1 – Познавательная (поиск информации). 87% опрошенных ответили, что используют Интернет для того, чтобы прочитать интересную информацию, читать нужную информацию (67%). Более половины школьников (56%) указали на то, что пользуются услугами Internet-рассылок. 2 – Коммуникативная (общение). 57% опрошенных указали на то, что общаются с разными людьми посредством сети Интернет.
Слайд 19
Уровень информационной грамотности
Слайд 20
Кроме того, нам было интересно выяснить, а к какой категории пользователей Интернета относят себя сами школьники. Большинство из них оценивают свой уровень как средний - 76,8% опрошенных. И 10,2% подростков считают себя с низким уровнем информационной грамотности, 13% оценили свой уровень как высокий. Наиболее предпочтительная форма общения для подростков – это чат (58,5% общающихся в Интернете прибегают к этой форме). Т.е. школьников больше привлекает общение on-line , нежели отсроченное общение с помощью электронной почты. Чем подростков привлекает общение в Интернете? Большинство опрошенных указали на то, что подобная форма общения привлекает их, прежде всего, своей доступностью и простотой (60,6%). Для каждого четвертого школьника общение в сети привлекательно своей анонимностью, а для 16% опрошенных – безопасностью.
Слайд 21
Таким образом, в целом исследование показало, что действительно налицо процесс формирования нового типа культуры личности – информационной культуры. Для подростков, посещающих Интернет, глобальная сеть фактически вытесняет другие источники информации. Интернет является одним из основных источников получения информации. При этом для школьников характерна вера в безграничность возможностей Интернета и абсолютное доверие к информации, которая содержится в сети. Наиболее распространенной формой деятельности школьников в Интернете является поиск различной информации. Менее представлены коммуникативная и игровая формы деятельности. Таким образом, основная потребность в глобальной сети обусловлена необходимостью информации. Но, как выяснилось, работать с этой информацией подростки пока умеют не очень хорошо.
Слайд 22
Достаточно хорошо развита знаниевая компонента, школьники обладают относительно высоким уровнем Интернет-грамотности . Однако у них в недостаточной степени развиты навыки обращения с информацией, особенно по переработке и представлению информации. Здесь, на наш взгляд, и есть поле деятельности для педагогов. Общение в глобальной сети стало неотъемлемой частью информационной культуры подростков. Однако говорить об уходе от реальных социальных контактов не приходится. Internet-общение не заменило полностью реальное общение, и проведенный опрос это подтвердил. Лишь очень небольшая часть школьников являются членами каких-либо постоянных Интернет-сообществ . Для большинства же школьников общение в сети – это скорее эпизодические развлечения.
Слайд 23
Итак, наше исследование показало, насколько важным для современного школьника является Интернет, а также то, что он во “ всемирной паутине ” делает. Кроме того, наше исследование еще раз продемонстрировало необходимость формирования у подростков культуры поведения в Интернете и устойчивого неприятия к любым формам девиантного поведения во всемирной сети.
Слайд 24
Спасибо за интерес к нашему проекту и за Ваше внимание!
И тут появился изобретатель
Браво, Феликс!
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем лошадь акварелью
Дымковский петушок