Рассказ о таком персонаже, как Баба Яга. История происхождения данного персонажа. Объяснение, почему интерес к образу Бабы Яги не прорадает. Даны информационные источники происхождения образа Бабы Яги. Паказан образ современной Бабы Яги в произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
pro_babu_yagu.doc | 80 КБ |
1. ВВЕДЕНИЕ
Перед Вами представлены книги. Что их объединяет? Это всё сказки! Сказки разные, но во всех есть один и тот же герой — Баба Яга!
С самого раннего детства нам родители читали сказки. Как правило, это были русские народные сказки, в которых обязательно присутствовала Баба Яга. Потом в более старшем возрасте мы стали ходить с родителями в театр. И в театре почти в каждом представлении присутствовала она же, Бабка Яга. В детском саду на утренниках во всех сценариях опять же было обязательно присутствие этой героини. На новогодней Ёлке Баба Яга обязательно крала подарки у детей. Потом просили прощения, отдавала подарки и оставалась на новогодний хоровод.
Почему же несмотря на её вроде бы вредный характер, её присутствие на всех праздниках обязательно. Её бы должны не любить и бояться. А получается, что без неё нет интриги. Прошло огромное количество лет, а Бабу ягу мы ждём так же , как ждали наши бабушки и дедушки на утренниках. Сейчас появилось огромное количество мультипликационных фильмов , как русских, так и зарубежных, в каждом есть персонаж подобный Бабе яге. Но почему они не стали так любимы?
Возьмём мультфильм Ариэль. Его знают и любят все дети. Но использовать образ Урсулы, которая украла голос у Русалочки в детском утреннике не приходит в голову никому. Или фильм «Красавица и Чудовище». Очень красивый и интересный мультфильм. Но образ Чудовища интересен только в рамках именно этого фильма.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:
У меня с самого раннего детства имелся интерес к персонажу Бабы Яги. Кто она? Откуда появилась? Кем была в молодости?
На мой вопрос родители отвечали, что это сказочный образ, выдуманный народом.
Но это элементарный ответ. Мне интересно знать исторические факты происхождения Бабы Яги. Хочу понять феномен этой героини. Почему она так интересна и любима людьми многих поколений ?
Я решила провести исследование и доказать,что Баба яга — не плохая, как все думают.
3
3. ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ:
- Выяснить историю происхождения персонажа Бабы Яги.
- Доказать, что героиня многих сказок, персонаж добрый.
- Объяснить, почему интерес к образу Бабы Яги не пропадёт никогда.
4. ЗАДАЧИ:
- Найти информационные источники происхождения образа Бабы Яги.
- Выяснить мнение детей и взрослых о Бабе Яге.
-Провести анкетирование детей и взрослых. Узнать их мнение о Бабе Яге.
- Показать образ современной Бабы Яги в произведениях современных авторов.
5. АНКЕТИРОВАНИЕ:
Вот вопросы, которые я задавала детям и взрослым:
- Баба яга интересна и уместна везде. Почему?
6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вы помните, как часто в детстве вас пугали: «Вот не будешь слушаться, прилетит баба Яга и утащит тебя далеко - далеко». И вы боялись, и старались выполнить всё, о чём попросят мама или папа. И никогда не задумывались, а кто же такая баба Яга.
И только повзрослев, прочитав много разных народных сказок, нашли для себя ответ. И оказалось, что бояться - то и некого. Я против того, что Баба Яга плохая.
Так кто же такая баба Яга?
«Яга или баба - яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Она ездит в ступе за человечьим мясом, похищает детей» - такое определение даёт нам известный толкователь великого русского языка Владимир Даль.
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим
4
следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.
Образ бабы Яги многогранен и многозначен. Если внимательно присмотреться и прислушаться к народным сказкам, то можно понять, что она не такая уж и «вредная» старуха. Всегда обязательно поможет главному герою, в баньке попарит, накормит его, напоит, спать уложит. А наутро обязательно подскажет, где меч - кладенец припрятан или где найти смерть Кащея. Даст путеводную нить, которая приведёт героя к любимой.
Как выглядит та баба Яга, которую все так боятся? Чаще всего это безобразная, злая и космататя старуха, которая вечно сидит на печи, а нос в потолок врос. А помните дразнилку: «Баба Яга - костяная нога»? И это тоже о ней. Живет себе одна в дремучем лесу в своей старой избушке на курьих ножках без окон, без дверей. И на заборе только человеческие черепа развешены. Нам всё это кажется забавным.
Давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102. Жили-были старик со старухой и были у них две дочки, одна-старухина, другая-старикова. Как и положено, мачеха невзлюбила падчерицу, и заставила старика увезти её в лес. Отец привозит дочь к Бабе- Яге, и сначала вся эта история вроде пугает нас: избушка на курьих ножках, в ней страшная старуха. Но мужик почему-то не боится её, а кланяется и просит : « Баба-Яга костяная нога! Я тебе дочку привёз в услужение». Древняя старуха даже не пытается её сварить и съесть, а лишь г7оворит : « Ну хорошо! Служи мне, а я тебя за твои старания награжу,» Девушка оказалась очень смышленой и трудолюбивой, выполняла все задания и за это Яга её щедро наградила подарками. Вернулась девушка домой, а старуху зависть охватила, отправила она и свою дочку к Бабе-Яге. Но та оказалась ленивой и глупой. За это Баба-Яга её изломала и отправила в коробе обратно. Получается, что Баба-Яга не столько страшная, сколько строгая и справедливая?
А теперь важная деталь. Точно такой же сюжет афанасьевской «Бабы-Яги» существует у многих знаменитых сказок разных народов — русская «Морозко», немецкая «Госпожа Метелица», шведская «Лесная хозяйка»....
Что обозначает такое сходство сюжетов? Специалисты считают, что в этом сюжете «зашифрован» древний обряд перехода — посвящение юношей и девушек во взрослых. Для этого они проходили серьёзные испытания на взрослость,происходящие по строгому ритуалу. Падчерица их прошла, а родная дочь мачехи нет!
5
В старинных мифах образ Бабы яги был трёх типов:
Первый- Яга-похитительница, которая уносила людей.
Второй- Яга-дарительница, которая принимает героя, испытывает его силу духа и смекалку и после вручает ему дары: огнедышащего коня, меч-кладенец, скатерть-самобранку,ковёр-самолёт.
Третий- Яга-воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих.
Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга - давно умершая женщина.
А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!»
Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто заворачивали больного ребёнка и на хлебной лопате отправляли в печь. Через некоторое время доставали, разворачивали, а тесто отдавали собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку. Если сравнить с современными народными методами лечения, то это похоже на поход в сауну, или на разновидность физ. процедур.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Баба Яга самый положительный герой. Она просто хотела вылечить Иванушку. Ведь во всех сказках Иван - дурак.
Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы
6
«умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла
руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»). Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.
В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?
Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.
В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?
При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от
7
Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка.
Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований.
Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и
другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба.
В современном нам обществе мы празднуем совершеннолетие, получаем паспорта которые дают нам новые, недоступные в детстве права.
Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги своей исследовательской работы хочу сделать вывод:
Баба Яга - герой интересный, добрый и необходимый . Она умная, мудрая и всё знающая. Интерес к ней не исчезнет никогда.
Возможно в прошлых произведениях это была вредная старуха, но прошло много времени и она изменилась. Или мы изменились и стали её воспринимать по другому?
Одним из любимых сказочных героев детей является Дед Мороз. И оказывается у него очень много общего с Бабой-Ягой!
От него ниточки тоже тянутся в потусторонний мир.
8
методами убийства владеет в совершенстве.
Мало кто знает, что в дореволюционной России этот персонаж не дарил подарки на Новый год. Тогда трудно было представить этого сурового,
строгого , седого деда , за спиной которого стояла смерть, лучшим другом детей. Добрым этот религиозный персонаж стал в 1935 году, когда вместо религиозного Рождества праздновали уже советский Новый год.
Великий Устюг- родина Деда Мороза, Кострома-Снегурочки, в Ярославской области решили: пусть село Кукобой ( слово Кукобой обозначает «длинный ручей») станет родиной Бабы-Яги. Есть и подходящая легенда по этому поводу.
Ярославская губерния всегда была покрыта труднопроходимыми лесами и болотами, которые занимали более 44 % площади всей территории. Из давних времён до нас дошла легенда о неизвестной старушке, которая жила глубоко в лесу. Редко кому удавалось увидеть её, т. к. она меняла своё место жительства. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи. Места эти были, как бы заколдованы. Путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную старушку в рваной одежде и с посохом в руках. Избушка ,в которой она жила, была маленькой и у неё было одно перекошенное окошко и дверь. Увидев этот домик, путники в страхе убегали, а потом никогда уже не могли найти то место, где она находилась.
Все эти необъяснимые вещи пугали суеверных людей, и люди обходили эти места стороной.
Местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что когда их земляк, купец Воронин, который жил в Петербурге, предложил им построить на выбор: железную дорогу или церковь, они все упали ему в ноги и попросили построить Храм. За три года Иван Агапович отстроил в селе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами.
В наше время люди не верят в разные легенды и уже не так суеверны, как раньше. Поэтому они решили построить в селе Кукобой новую достопримечательность. Бригада плотников во главе с Александром Зиминым построили замечательную избушку Бабы-Яги.
В Новогодние праздники дети пишут письма в Великий Устюг Деду Морозу, в них они просят подарки себе на Новый год. А в селе Кукобой письма дети пишут постоянно, но они не просят подарки, а рассказывают Бабе-Яге о своих достижениях и спрашивают про её здоровье и настроение, желают ей всего хорошего.
К Бабе яге едут отовсюду. Интерес к её персоне постоянно растёт .
Современные авторы с удовольствием используют образ Яги в своих
9
произведениях. Но в наше время она приобрела образ доброй и весёлой старушки, которая красиво одевается, любит красить губы и старается выглядеть моложе своих лет.
В произведении Эдуарда Успенского « Вниз по волшебной реке» Баба Яга оказалась доброй бабулей, родной сестрой бабушки мальчика Мити. Она с удовольствием помогает Мите в путешествии по сказочной стране, знакомит его со всеми героями. Яга по-прежнему живёт в домике на курьих ножках, но она
аккуратно причёсанная и нарядная. Она ни с кем не воюет. Говорит « Не бабье это дело -воевать». Она помогает всем героям сказки победить Кощея Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой Егоровной.
В книге Михаила Мокиенко « Как Бабы-Яги сказку спасали» автор описывает забавных старушек из современной жизни. В сказочном лесу жили три неразлучные сестрицы, три Бабы-Яги. Рядом с их домом стояла воинская часть, где служили солдаты. Старушки решили вернуть веру в волшебство и сказки у простых ребят. Они с помощью девушки Маши и её парня Матвея окунулись в сказочную атмосферу. И добились своего. В сказку и добро поверили все.
У немецкого писателя Пройслера есть целая серия историй о маленькой Бабе Яге. Это весёлые рассказы о маленькой колдунье, которой было всего 127 лет. Она жила глубоко в лесу. Её другом был ворон по имени Абрахас. Каждый день маленькая Колдунья училась по несколько часов колдовству, читая колдовскую книгу. Она всем помогала, у неё было много друзей. В конце книги она спасла всех от злых волшебниц, которые смеялись над её добрым сердцем, и больше на земле не было никакого зла.
В конце своего выступления я хотела бы представить Вашему вниманию свои рисунки - «Как я вижу современную Бабу-ягу» и своё стихотворение о Бабе яге.
Привыкли думать люди, что Бабушка Яга — плохая.
А я Вам доказала,
что стала бабушка сейчас совсем другая.
В лесу дремучем далеко от всех
стоит на курьих ножках старая избушка.
Живёт в ней много лет Яга-старушка.
А почему она живёт одна?
А почему всегда огорчена?
Откуда взяться у Яги добру,
когда её все люди избегают?
Цветов не дарят бабке поутру
И в гости чай попить никто не приглашает.
10
Всё потому. что бабушку,
- считают некрасивой,
характер называют вредным и сварливым.
Волосы паклей у бабки висят
ей даже люди пугают ребят…
Подумала бабка, что быть так негоже.
И захотела стать милой, пригожей.
Кудри седые от грязи отмыла,
одежду в лохмотьях в печи подпалила.
У Василисы, совет по нарядам взяла
и в магазин за одеждой пошла.
Теперь уж Ягусю никто не боится,
с ней каждый ребёнок готов подружиться.
Она может много всего рассказать
и стала любить всем подряд помогать!!!
11
- Сборник афанасьевских сказок.
- «Толкователь русского языка» В.Даль
- Ник Перумов « Чёрная кровь»
-сайт « Школа Жизни. ру» Познавательный журнал. Рубрика: Культура.Искусство.История. Статья « Откуда взялась Баба яга».
- Статья « Мистика. Неопознанное.» Автор Елена Хламова www.topauthor.ru
-Сборник русских народных сказок
-Э.Успенский « Вниз по волшебной реке»
-М.Мокиенко « Как Бабы-Яги сказку спасали»
-М.Пройслер « Приключения маленькой Бабы Яги»
Научно-исследовательская работа НАЗВАНИЕ РАБОТЫ : « БАБА ЯГА - НЕ ПЛОХАЯ» |
Юрий Визбор. Милая моя
Заколдованная буква
Два петушка
Рисуем осенние листья
Сказка "Колосок"