Писать свои рассказы я стала с 1-го класса, объяснить почему, с какой целью не могу, просто нравится «рождать» своих героев с разными судьбами, задумывать сюжеты. И, когда сюжет получает своё воплощение в тексте, когда я вижу своего героя то живущего полной жизнью, то наоборот забывающего о своём предназначении и бессмысленно прожигающего свою жизнь, я понимаю, как важно быть хорошим писателем, как важно нести людям произведения, которые помогают читателям делать свои выводы относительно своей жизни, а сколько известно случаев, когда книга просто спасала человека и «заставляла» жить, творить, работать. Конечно, я не профессиональный писатель и мои рассказы это только «проба пера», но мне очень хочется верить в то, что они смогут кого-нибудь заинтересовать. Я пишу на разные темы и в разных жанрах, это повести, рассказы и сказки. Некоторые из них носят детективный, а некоторые философский характер: «Маленькое чудо», «8 дудочников», «Вода», «Белая ворона», «Война моего детства» и другие. Один из рассказов, который называется «Седьмая струна», я поместила на сайте http://profistart.ru, и меня «услышали»: кто-то не понял, зачем нужен такой рассказ, кто-то говорил, что для начала неплохо, а кто-то спешил поделиться опытом и давал советы. Я решила сделать анализ своего рассказа, чтобы понять самой, нужны ли такие сюжеты, нужен ли такой герой, как мой Семёныч?
В своей работе я ищу ответ на вопрос: можно ли, используя методы научного анализа, создать идеальное прочтение: какими бывают сюжеты и как события составляют содержание сюжета. Также рассматриваю идею персонажа, так как считаю, что без персонажа нет события ,а значит, и нет сюжета и, наконец, что же значит любой хороший сюжет, какова его связь со смыслом названия рассказа
Кроме этого передо мной стоит задача воплощения самостоятельной творческой идеи- передача содержания через авторские рисунки, которые, по моему мнению, помогут донести до читателя смысл рассказа и авторскую позицию.
Лейтмотивом рассказа становится песня «Алые паруса», она заставляет задуматься о теме рассказа: в чём он смысл человеческой жизни? Как эта тема раскрывается в произведениях известных писателей А. Солженицына «Матрёнин двор», А. Платонова «Юшка».
Вложение | Размер |
---|---|
творчество, рассказ, авторский анализ рассказа "Седьмая струна" | 89 КБ |
моу «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»
Авторский анализ рассказа
«Седьмая струна»
Работу выполнила: Суворова Анна
ученица 8 класса МОУ «ИСОШ»
Руководитель: Жиракова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «ИСОШ»
- 2010 –
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................. 2 стр.
Цели и задачи ........................................................................................ 3 стр.
Анализ рассказа «Седьмая струна»
1.Содержание......................................................................................... 4-5 стр.
2.Главный герой..................................................................................... 6-7стр.
3.Тема и идея моего рассказа.............................................................. 8 стр.
Заключение........................................................................................... 9 стр.
Список литературы.............................................................................. 10 стр.
Приложения.......................................................................................... 11-12 стр.
1
Введение
Писать свои рассказы я стала с 1-го класса, объяснить почему, с какой целью не могу, просто нравится «рождать» своих героев с разными судьбами, задумывать сюжеты. И, когда сюжет получает своё воплощение в тексте, когда я вижу своего героя то живущего полной жизнью, то наоборот забывающего о своём предназначении и бессмысленно прожигающего свою жизнь, я понимаю, как важно быть хорошим писателем, как важно нести людям произведения, которые помогают читателям делать свои выводы относительно своей жизни, а сколько известно случаев, когда книга просто спасала человека и «заставляла» жить, творить, работать. Конечно, я не профессиональный писатель и мои рассказы это только «проба пера», но мне очень хочется верить в то, что они смогут кого-нибудь заинтересовать. Я пишу на разные темы и в разных жанрах, это повести, рассказы и сказки. Некоторые из них носят детективный, а некоторые философский характер: «Маленькое чудо», «8 дудочников», «Вода», «Белая ворона», «Война моего детства» и другие. Один из рассказов, который называется «Седьмая струна», я поместила на сайте http://profistart.ru, и меня «услышали»: кто-то не понял, зачем нужен такой рассказ, кто-то говорил, что для начала неплохо, а кто-то спешил поделиться опытом и давал советы. Я решила сделать анализ своего рассказа, чтобы понять самой, нужны ли такие сюжеты, нужен ли такой герой, как мой Семёныч?
В своей работе я ищу ответ на вопрос: можно ли, используя методы научного анализа, создать идеальное прочтение: какими бывают сюжеты и как события составляют содержание сюжета. Также рассматриваю идею персонажа, так как считаю, что без персонажа нет события ,а значит, и нет сюжета и, наконец, что же значит любой хороший сюжет, какова его связь со смыслом названия рассказа
Кроме этого передо мной стоит задача воплощения самостоятельной творческой идеи- передача содержания через авторские рисунки, которые, по моему мнению, помогут донести до читателя смысл рассказа и авторскую позицию.
Лейтмотивом рассказа становится песня «Алые паруса», она заставляет задуматься о теме рассказа: в чём он смысл человеческой жизни? Как эта тема раскрывается в произведениях известных писателей А. Солженицына «Матрёнин двор», А. Платонова «Юшка».
2
Цель:
1. Исследовать рассказ собственного сочинения «Седьмая струна»
Задачи:
1. В процессе структурно-логического анализа показать авторский замысел рассказа.
2.Рассмотреть идею персонажа.
3.Воплотить самостоятельную творческую идею – передать содержание через авторские рисунки и песню, которые, по моему мнению, помогут донести до читателя смысл рассказа и авторскую позицию
4.Провести сопоставительный анализ своего рассказа с рассказами известных писателей: А. Солженицына «Матрёнин двор»,
А. Платонова «Юшка»
3
Содержание рассказа «Седьмая струна»
1.С содержанием своего рассказа я хочу вас познакомить через презентацию, выполненную с моими иллюстрациями к сюжетам рассказа.
Экспозиция.
Итак, действие происходит в деревушке, расположенной недалеко от Москвы. Главный герой рассказа –Макар Семёныч Вишнецкий. Повествование начинается с описания детства Семёныча , с того, как он начинал свой жизненный путь. «Неспособный» ни к каким наукам, Семёныча ничего не интересовало, учился он плохо, поэтому и признался учительнице на её вопрос
«-- Отчего ты так плохо учишься? К чему у тебя способности?
- Нету, - отвечал неграмотный Макар».
Но так уж устроен человек, что не может он существовать просто так на земле, что всё равно найдётся дело, к которому должна лежать душа, к которому будут способности. Нашлось такое дело и для Макара. Он почувствовал в себе талант музыканта, и. благодаря кружку, освоил такой музыкальный инструмент, как гитара. А далее начинается завязка моего рассказа.
Мы прослеживаем дальнейший жизненный путь героя: он нигде не работает, не женится, живёт на попечении жителей села, но есть у него одна мечта – купить гитару, ибо понимает он, что есть у него талант к «исполнению песен», которые, как показал опыт, очень нравятся его односельчанам. И мечта его исполняется: «Макар лишь стоял на улице и пел. Ему кидали деньги, но эти деньги Макар копил. Лишь в двадцать четыре года он смог купить себе гитару. И просто летал от счастья. Зарабатывал песней и игрой на гитаре. Так и не женился» .Гитара и исполнение песен – вот что стало главным смыслом его жизни, и душа Макара рвалась к совершенству. Казалось бы нелепый случай помог Макару сделать собственное открытие:
«И вот однажды ловил Семеныч рыбу. А рыба клюнула, но вытянуть её Семеныч не мог и начал тянуть леску. Вдруг леска натянулась и порвалась, издав чудеснейший в жизни звук. Взял Семеныч оставшуюся половину лески и дернул, как струну на гитаре. И вновь повторился звук. Вечером Семеныч добавил струну-леску – родилась седьмая струна».
С рождением седьмой струны началась для Семёныча новая жизнь. Теперь стоит поразмышлять, где наиболее напряжённый момент в развитии действия моего рассказа, т.е. кульминация.
«…и зазвучали слова песни «Алые паруса». Когда все струны умолкли, Семеныч дернул седьмую и все наслаждались. «Чудесно» - шептали девушки, ребятишки пооткрывали рты, а бабы с каким-то сожалением смотрели вдаль. Мужики почему-то смотрели в небо» .Этими строками в рассказе описывается эпизод, в котором Семёныч знакомит односельчан со своим «открытием». Придуманная Макаром седьмая струна, со звуком которой, по
4
мнению Семёныча, ничто не могло сравниться, душевное исполнение песни, коснулась струн души людей, слушающих певца. С ними происходит что-то невероятное.
Взгляды стали добрее, обиды простились. Седьмая струна и песня совершили чудо – разбудили доброту, мечту, радость и , самое главное, разбудили прощение: « Взгляды летели вверх, а души забывали все обиды. Никогда и никому не было так легко. Даже Манька с Глашей, которые три года не разговаривали, помирились».
Развязка рассказа заключается в исходе событий, которое происходит вместе со смертью главного героя – Вишнецкого Макара Семёновича, в народе - «Седьмой струны»:
«Через четыре года Семёныч умер.
Где ты сейчас, Семёныч? На земле говорят, что есть рай и есть ад. На земле ты нашел свое счастье, да и на другом свете, наверное, Бог тебя не обидел».
Рассказ заканчивается доброй памятью людей об этом человеке, которого они считали никчемным. Его жизнь, подобна песне, прозвучала и… смолкла, посеяв добро, надежду и мечту в сердцах людей: «На его могиле , люди, провожавшие его в последний путь, пели его любимую песню «Алые паруса», и летели ввысь слова песни:
«Ребята, надо верить в чудеса ,
Когда-нибудь весенним утром ранним,
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном…».
5
Главный герой
Итак, пришло время рассмотреть идею персонажа, так как считаю, что без персонажа нет события ,а значит, и нет сюжета. Кто же он главный герой моего рассказа? Что это за персона? Какова цель его жизни? Какова его полезность на этой земле?
В русской литературе такой типаж встречается не редко. Это и «чудики» В. Шукшина, непонятная окружающим Матрёна из повести А. Солженицына, всепрощающий и вселюбящий Юшка из рассказа А. Платонова. Цель в жизни нашего героя ясно не обозначена. Он не стремится к внешнему материальному благополучию, к безбедной жизни, у него другая система ценностей – нести радость людям. Он по-своему понял смысл своего существования. Есть три сферы человеческой жизни:
1- физически-биологическая, смысл которой заключается в потребности человека обогреться, построить дом, быть сытым; 2 – социальная. Выбрать своё место в обществе и быть начальником, подчинённым, или свободным, 3- - духовная: понять зачем я живу, для чего я пришёл в этот мир, есть ли действительно та цнль, которая одухотворит, даст смысл всей жизни. На мой взгляд, у Макара не было никаких размышлений по поводу первых двух сфер, он и над третьей-то и не рассуждал, а потому,считаю, был счастлив от рождения, ибо смысл своего существования понял, как только освоил игру на гитаре. Одна из важнейших сторон русской литературы - поиск героями смысла жизни, осознание предназначения человека. Но Макар особенно об этом не думал, просто жил и всё: с соблазнами не дружил, во грехе тоже замечен не был, просто жил как мог. Читатель со мной может не согласиться, ведь он и делом-то никаким занят в общем – то не был. На что могу ответить следующее, что было у него дело и не малое. Если человеку нравилось радовать людей, писать песни, чтобы потом , вечером, исполнить их, глядя в восхищенные глаза людей, с которыми он жил и которых считал родными,- значит, было у него дело, которое поважней других будет. Да, может, и не понимали его порой односельчане, но жалели и любили по-своему, понимая его «неуклюжесть» и неприспособленность к жизни , помогали, чем могли. Также не понимали Платоновского Юшку, Матрёну из рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор», не понимали, но в глубине души любили, может, даже об этом и не подозревая. Иначе как же объяснить тоску людей по этим героям после их смерти. В рассказе А. Платонова «Юшка» после смерти главного героя, над которым все смеялись и считали сумасшедшим, в деревне поселилась злость и скука; после смерти Матрёны (А. Солженицын «Матрёнин двор») люди как бы очнулись от глубокого сна безразличия и поняли , что благодаря таким людям, как Матрёна и стоит русская земля. «Не стоит земля без праведника» - таково было начальное название повести А.Солженицына. Кто же он такой – праведник, и какова его цель на этой земле? Праведник – носитель
6
правды, которую знает и которой дорожит, которую несёт людям. Смысл её прост: полюби ближнего своего, умей прощать, не греши и будь полезен людям. Здесь литература просто не может не обратиться к теме христианства, к теме человеколюбия, но я хочу остановиться на строках из повести Р.Рождественского «Выбор»: «У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей сущности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать? Вопросы – громады и вопросы – карлики. Вопросы – океаны и вопросы – капли…».
Мой герой Макар Вишневский сделал свой выбор в пользу человеколюбия, в пользу добра. Сделал и был прав, потому что жизнь его была лучиком для ближних – он им пел, он любил их. Так мой герой создал сюжет, так благодаря ему родился мой рассказ.
7
Тема и идея моего рассказа.
Итак, мой герой создал сюжет, так благодаря ему родился мой рассказ. Какова же основная мысль рассказа, его идея? На этот вопрос мы уже частично ответили, когда говорили о главном герое. Осталось уточнить художественную деталь, которой в рассказе и является седьмая струна. Рассмотрим образное выражение, связанное с этим словом – «струны души», «что – то тронуло струну», «струны памяти». Образ струны, как призыв, как чистый и одновременно надрывный звук, к чему-либо призывающий.
В моём рассказе появление такой художественной детали как седьмая ( именно седьмая!) струна неслучайно. Обратимся к истории исполнения песен в те времена, когда преимущественно играли на семиструнных гитарах, это были времена благородства, достоинства, чести. Потом «семиструнку» забыли, умеющих на ней играть оставалось всё меньше, так же как стали забывать о добродетели, о законах нравственности. В моём рассказе возрождение седьмой струны - это возрождение музыки, а музыка как возрождение духовности, как напоминание о том, что люди озлобились, перестали верить в лучшее. «Красота спасёт мир»,- говорит Ф.М. Достоевский, «…ненависть мир погубит», - продолжает М. Шолохов. Красота души моего героя, радость познания людьми счастья, мир без греха и без зла – вот главная идея моего рассказа. Конечно, я не сделал нового открытия в литературе. Но я и не пыталась подражать писателям, упомянутым в моей работе. Я просто хотела написать и написала рассказ о простом человеке, который, противопоставив себя миру, в котором утрачиваются духовные ценности, дарил людям радость и веру в прекрасное.
8
Заключение
В своей работе я ищу ответ на вопрос: можно ли, используя методы научного анализа, создать идеальное прочтение: какими бывают сюжеты и как события составляют содержание сюжета. Также в работе я рассматриваю идею персонажа и прихожу к заключению, что без персонажа нет события ,а значит, и нет сюжета и, наконец, что же значит любой хороший сюжет.
Кроме этого передо мной стояла задача воплощения самостоятельной творческой идеи- передача содержания через авторские рисунки, которые, по моему мнению, помогут донести до читателя смысл рассказа и авторскую позицию. Лейтмотивом рассказа становится песня «Алые паруса», она заставляет задуматься о теме рассказа: в чём он смысл человеческой жизни? Я попробовала сделать сопоставительный анализ своего рассказа с рассказами известных писателей: В. Распутина, А. Платонова.
Проанализировав содержание рассказа, пришла к выводу, что прежде всего нужно чувствовать литературу, именно чувствовать, тогда и «выльются» в осмысленное рассуждение наблюдения над тем, как, зачем использует писатель те или другие выразительно- изобразительные средства. Нужно уметь вчитываться в текст, чётко определять проблемы текста, уметь связывать и «протягивать ниточки» от одних произведений к другим, уметь видеть общность проблем, в данном случае проблему человеческого достоинства, проблему человеческого счастья у разных писателей.
9
Литература:
1. А. Солженицын «Матренин двор»
2. А. Платонов «Юшка»
3. В. Шукшин « Чудик»
4. Р.Рождественский «Выбор»
5. Ф.М. Достоевский «Идиот»
6. М. Шолохов «Поднятая целина»
10
Седьмая струна
Была далеко от столицы Москвы мелкая деревушка. Там все дома стояли рядом, и жил в одном сарайчике старик, Макар Семенович, но все звали его Семеныч.
Это был необразованный старичок. Когда-то в его далеком детстве началась война. Он поехал в интернат, куда его отправили родители. Ни один предмет ни вызвал у него интереса, Макар плохо учился. Лишь однажды по предмету труд он получил пять. Один раз классная руководительница вызвала его и спросила:
- Отчего ты так плохо учишься? К чему у тебя способности?
- Нету, - отвечал неграмотный Макар
- Тебе что-то мешает учиться?
- Ничего.
Он был тихий и неприметный мальчишка. А на следующий год открылся кружок, который назывался « Шестиструнка ». И абсолютно случайно шестиклассник Макар попал на кружок. Он внутри почувствовал – его это дело. К гитаре он быстро приучился, и учительница говорила, что Макар самый способный ученик в кружке.
Потом Макар вернулся к родителям. Ему было уже 18 лет. И жил он в деревне и никем не работал, поскольку никакую специальность так и не получил. Макар лишь стоял на улице и пел. Ему кидали деньги, но эти деньги Макар копил. Лишь в двадцать шесть он смог купить себе гитару. И просто летал от счастья. Зарабатывал песней и игрой на гитаре. Так и не женился. Все говорили: « Непутевый Макар ».
Несмотря на то, что ему было уже семьдесят лет, он также прекрасно играл на гитаре. Все летом в деревне спешили к семи вечера завершить свои дела. Потому что знали: на крыльцо выйдет, зевая и потягиваясь, Семеныч, достанет гитару, ещё раз зевнет, и начнет играть грустную песню « Зимняя сказка »:
Когда зимний вечер
Уснет тихим сном
Сосульками ветер звенит за окном...
И вот однажды ловил Семеныч рыбу. А рыба клюнула, но вытянуть её Семеныч не мог и начал тянуть леску. Вдруг леска натянулась и порвалась, издав чудеснейший в жизни звук. Взял Семеныч оставшуюся половину лески и дернул, как струну на гитаре. И вновь повторился звук.
Вечером Семеныч к шести струнам гитары добавил струну-леску – родилась седьмая струна.
На следующий день, к семи вечера, когда бабы уже кончили стирать белье, а ребятишки сели на крылечки, вышел Семеныч, зевнул, потянулся, достал гитару, и зазвучали слова песни « Алые паруса »:
Ребята, надо верить в чудеса,
11
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном...
Все молча слушали. В конце песни, когда все струны все умолкли, Семеныч дернул седьмую, и все наслаждались. «Чудесно, - шептали девушки со слезами на глазах, ребятишки пооткрывали рты, а бабы с каким-то сожалением смотрели в даль. Всем было хорошо. Деды и мужики почему-то смотрели в небо.
-Семеныч, сыграй ещё, - попросила одна девушка.
И заиграл Семеныч. А все просто светились от счастья, взгляды летели вверх, а души забывали все обиды. Никогда и никому не было так легко. Даже Манька с Глашей, которые три года не разговаривали, помирились.
Через четыре года Семеныч умер. Все стояли и плакали. Плакали, потому что тяжело им было без Семеныча.
А в гроб Семеныча положили его гитару. Все городские удивлялись: «Зачем?», а деревенские понимали. Вместо «Реквиема» Семенычу вся деревня пела песню «Алые паруса»:
«Когда-то где-то счастье ты найдешь....»
Где ты сейчас, Семеныч? На земле говорят, что есть рай и есть ад. На земле ты нашел свое счастье, да и на другом свете, наверное, бог тебя не обидел.
А в той деревне повелось так: Коль человека уважаешь и помнишь – посади для него дерево. И посадили и стар, и млад по вишне, потому что фамилия у него была Вишнецкий. Вырос на его могиле вишневый сад
Его друг, мастер поставил ему на улице памятник. Внизу - Макар Семенович Вишнецкий, чуть ниже - Седьмая струна.
12
Как нарисовать портрет?
Солнечная система. Взгляд со стороны
Заяц, косач, медведь и весна
Агния Барто. Сережа учит уроки
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?