Работа посвящена бывшему ученику нашей школы Кавалеру Ордена Мужества Полтавченко Ивану, геройски погибшему в Чечне при исполнении воинского долга
Вложение | Размер |
---|---|
i_bolyu_v_serdce_otzovetsya.doc | 339 КБ |
uchitel_pered_imenem_tvoim.doc | 46 КБ |
И болью в сердце отзовется
Печально известный афоризм «История человечества – история войн» оправдывает себя на протяжении многих столетий. Ученые даже подсчитали, что за последние 55 веков произошло 14,5 тысяч войн, из которых две – мировые приходятся на уже прошлый XXвек.
Война – это ведь не только даты, цифры, события, но и человеческие судьбы. Война – всегда трагедия. Трагедия уходящего на нее. Трагедия провожающего на нее. Какой бы она ни была – Великая Отечественная, афганская, чеченская. Ведь война и смерть всегда неразлучны. А что может быть страшнее смерти молодых ребят, полных сил и желания жить, любить, творить?!
Наша учительница по литературе бережно хранит сочинение своего ученика Полтавченко Вани, написанное совсем еще детским почерком на альбомном листочке: «Мой дед - Полтавченко Иван Иванович. Умер за год до моего рождения, и все то малое, что я знаю о нем - от моего отца. Он участник Великой Отечественной войны, имеет много боевых наград, прошел весь путь, начиная рядовым, закончил войну в звании сержанта. Я горжусь своим дедом и хочу быть похожим на него». Пророческие слова! Пройдет несколько лет и «За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, младший сержант Иван Иванович Полтавченко представлен к награждению орденом Мужества (посмертно)». Посмертно…Какой жуткой безысходностью проникнуты эти строки! Погиб. Оборвалась еще одна человеческая жизнь, да какая! Тысячу раз прав поэт И.Губерман, сказавший:
Опять стою, понурив плечи,
Не отводя застывших глаз:
Как вкус у смерти безупречен
В отборе лучших среди нас.
Когда же наступит время, когда эти слова потеряют свою актуальность?! Вопросы, вопросы, вопросы…Ответа пока нет.
Ваня Полтавченко, каким он был при жизни? Добрым, спокойным, трудолюбивым, целеустремленным. Его любили и уважали, на него надеялись, ему доверяли, как в тот январский день 2002 года, когда младший сержант Иван Полтавченко и его товарищи получили задание проверить несколько адресов. До отъезда из Аргуна в Грозный, на постоянное место дислокации, оставался всего час, нужно было торопиться, от этой « проверки» зависел исход всей операции. Иван зашел в дом одним из первых и …вдруг боевики открыли огонь на поражение! Два офицера погибли на месте. Иван тоже был смертельно ранен, но, истекая кровью и уже теряя сознание, успел застрелить двоих. Он закрыл своей грудью тех, кто шел за ним: отделение отступило, вскоре подошла подмога и боевики были уничтожены.
Недавно на уроке мы рассуждали на тему «В жизни всегда есть место подвигу», каждый должен был аргументировать свой ответ и поставить в конце фразы нужный знак препинания. Многие ребята говорили о милосердии, сострадании, о добрых делах и поступках, было даже мнение, что сегодня уступить место в общественном транспорте – тоже подвиг! Всем стало весело, ребята зашумели, заспорили…И тогда наш учитель рассказал нам о Ване, о том, как этот коренастый мальчишка любил жизнь, как мечтал стать солдатом, чтобы походить на своего деда – героя, которого никогда не видел, как трудно ему «давался» русский язык и он дал слово вытянуть его на четверку (и ведь сдержал слово!), как хорошо он играл в футбол, плавал, участвовал в литературных инсценировках, а однажды забыл слова, но никто этого не заметил: Ваня на ходу придумывал свои реплики…Слушая учителя, класс затих, наступила какая – то звенящая тишина, и никто уже больше не засомневался, какой знак поставить после цитаты М.Горького. Конечно же, только восклицательный!
Не удивительно, что Ваня рано повзрослел, ведь он в этой жизни все делал сам: сам ставил цели и сам их добивался. После 9 класса поступил в Алтайский политехнический колледж, защитил диплом по специальности «Технология машиностроения», ему предлагали продолжить образование в институте, но Ваня решил сначала сходить в армию – отдать свой долг Родине. Очень мечтал о десантных войсках, но не прошел по росту. Тогда Иван выбрал «спецназ». Сначала была «учебка» в Перми, получил звание младшего сержанта, и опять ему предлагают продолжить учебу, но уже по военной специальности, и опять Иван отказывается и просится в Чечню. Что повлияло на такой выбор? Наверное, стремление понять, кто же ты есть, доказать, что ты – не «пыль на ветру», желание быть достойным своего деда…
В Чечне Иван прослужил всего 8 месяцев, но и здесь его уважали за смелость, решительность, надежность. Командование не раз присылало родителям благодарственные письма, отмечая волю, настойчивость, мужество и отвагу молодого солдата. Так, 30 декабря 2001 года Ванина рота потеряла в бою шесть человек, пятнадцать было ранено. Из этого боя младший сержант Полтавченко вынес на себе своего командира. А всего через неделю Ваня принял свой последний бой.
Враз осиротела семья Полтавченко, Ваня был единственным сыном, опорой, надеждой. Вместе с ним погибла надежда, не на кого теперь опереться стареющим родителям. И все же Иван Полтавченко погиб не зря! Он исполнил свой долг солдата – защитил и меня, и всех нас, и свою Родину.
«Безмерно скорбим и будем помнить»,- написано на траурном стенде в Алтайском политехническом колледже. Обязательно будем помнить.
Что такое школа? На этот вопрос каждый ответит по-разному. Для меня школа – это самые светлые и яркие страницы детства и юности. Школа – это дружба, любовь, взаимопонимание, уважение. Школа – это самые верные и надежные друзья. Школа, наконец, – это самые добрые, самые открытые, самые понимающие, самые любимые учителя.
Учитель. Только вчитайтесь в это слово. Учитель – это даже не профессия, а, скорее, образ жизни. Ведь учитель живет тем, что каждый день идет в школу, чтобы помочь детям найти себя в этом сложном мире. Безусловно, Учитель должен быть умным, добрым, строгим, открытым и все понимающим. Я с гордостью могу сказать, что в моей школе №3 города Бийска, давно ставшей для меня родной и любимой, очень много таких учителей. Но и среди них есть настоящие звездочки. Одна из них - Малышева Ольга Муратовна, учитель русского языка и литературы. Это мой любимый Учитель.
О ней можно говорить без остановки. В голове просто не укладывается, сколько свежих мыслей, грандиозных идей и всевозможных проектов может умещаться всего в одном человеке! Но это действительно так, уж поверьте. С ней нам никогда не бывает скучно: то мы сочиняем стихотворения «по поводу», то пишем письма литературным героям, то придумываем сказки, то проводим библиотечные уроки, то встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, то исследуем «прошлое и настоящее» нашего города, то просто говорим по душам о самом наболевшем, о том, что и маме-то не всегда расскажешь, то едем в Сростки «в гости к Шукшину».
Ольга Муратовна давно собиралась нас свозить в Дом-музей, на родину нашего замечательного писателя-земляка Василия Макаровича Шукшина. И вот мы отправляемся в путешествие. Конечно, волнуемся! «Вот она, эта дорога! Я знаю ее наизусть… Не знаю, как вы, а я готова бесконечно ехать по ней: она так спокойна, со всеми плавными изгибами-спусками-подъемами, с такими привычными красками зеленых полей, трепещущих берез и осин или солнечных сосен…» - задумчиво говорила Ольга Муратовна. И вот они – Сростки! Большое, красивое село вдоль «столбовой дороги» – Чуйского тракта. Широко раскинулось оно по берегу бурливой Катуни. Останавливаемся возле «местной достопримечательности» - красочного базарчика. Глаза разбегаются, голова идет кругом от буйства красок и запахов! А какими пирожками торгуют тут находчивые бабульки! Пирог по размеру – как лапоть! На любой вкус: с картошкой и сосиской, с капустой, с ягодами, а с печенью… невыразимое объедение! Но мы – то приехали не на пироги, а в гости!
«Непременно позже вернемся к этим пирогам, думаю, Василий Макарович Шукшин бы их оценил,- смеется Ольга Муратовна.- А пока – скорее на Пикет!»
Пикет – это высокий холм, на который надо непременно подняться, чтобы увидеть то, что видел Василий Шукшин. То, чем он любовался. Без чего он – не Он!
Конечно, нам и в маленьком домике, откуда он уехал покорять Москву и откуда писала ему пронзительно искренние и простые письма мама, Мария Сергеевна, будет интересно: там очень аккуратная крохотная горница и спальня, и кухня, там рядом – банька с низенькой дверцей; всё поразительно бедно, чисто и неброско, но так уютно! И в школе с какими - то прокопчено-черными партами – здорово! Но Пикет…
«Пикет – это главное. Не зря именно здесь поставили памятник Василию Макаровичу, попросту скопировав его самого в финале его же фильма. Не зря сюда из года в год приезжают тысячи людей на ежегодные Шукшинские чтения. Шукшинские чтения в Сростках начинаются с палаток. Еще за сутки до открытия мероприятия сюда съезжаются люди чуть ли не со всей России, размещаются на берегу Катуни, знакомятся. А на следующий день спешат в центр села: на других посмотреть и себя показать», - все новое и новое узнавали мы от своего учителя.
Возвращаясь домой, в Бийск, я все представляла себе, как он, Василий Макарович, сидит на Пикете, на мягкой траве, и смотрит: какая милая сердцу панорама открывается с этого холма! Простору – не мерено, неба, воды, земли – для счастья - не исчерпать! Деревня – красавица, луга на холмах и пригорках – загляденье, не высказать!
Здесь краски не ярки и звуки не резки…
Здесь мало увидеть – тут нужно вглядеться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце…- написал когда – то Н.Заболоцкий о Мещере, а может, о Сростках, об Алтае даже?
Я много читала произведений Василия Шукшина, но здесь, в Сростках, на родине писателя, его творчество воспринимается совершенно по-новому. Ведь не случайно люди едут через всю страну, чтобы отдать дань нашему заслуженному земляку. А потом, уже в школе, мы проводили «Малые Шукшинские чтения», где ребята читали свои и авторские стихи, посвященные Алтаю, Бийску, Шукшину; делились впечатлениями о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах; давали свою оценку шукшинским «чудикам»…И опять стержнем всего была наша Ольга Муратовна.
Удивительно, как ей удается из маленьких осколочков собрать мозаику детской души: рисунок получается цельный, законченный, а главное – красивый. Лишь потом, спустя какое-то время, замечаешь, что учитель смог заглянуть в самую твою сердцевину, сумел исправить то, что требовало качественной корректировки.
Как - то на уроке русского языка мы рассуждали на тему «В жизни всегда есть место подвигу», каждый должен был аргументировать свой ответ и поставить в конце фразы нужный знак препинания. Многие ребята говорили о милосердии, сострадании, о добрых делах и поступках, было даже мнение, что сегодня уступить место в общественном транспорте – тоже подвиг! Всем стало весело, ребята зашумели, заспорили… И тогда Ольга Муратовна рассказала нам о своем бывшем ученике Ване Полтавченко, героически погибшем в Чечне при исполнении интернационального долга, о том, как этот коренастый мальчишка, наш ровесник, любил жизнь, как мечтал стать солдатом, чтобы походить на своего деда – героя, которого никогда не видел. Ольга Муратовна показала нам сочинение Ивана (удивительно, как она его сохранила?!), написанное совсем еще детским почерком на альбомном листочке: «Мой дед - Полтавченко Иван Иванович. Умер за год до моего рождения, и все то малое, что я знаю о нем - от моего отца. Он участник Великой Отечественной войны, имеет много боевых наград, прошел весь путь, начиная рядовым, закончил войну в звании сержанта. Я горжусь своим дедом и хочу быть похожим на него». Какое – то время Ольга Муратовна помолчала. Молчали и мы, боясь пропустить хоть слово из рассказа учителя. Улыбнувшись своим мыслям, Ольга Муратовна вновь заговорила: « Ване трудно «давался» русский язык и он дал слово вытянуть его на четверку (и ведь сдержал слово!). Он хорошо играл в футбол, плавал, участвовал в литературных инсценировках, а однажды забыл слова, но никто этого не заметил: Ваня на ходу придумывал свои реплики… Это была наша с ним тайна, я впервые об этом говорю. Думаю, Ваня на меня бы не обиделся, ведь столько времени прошло…» Слушая учителя, класс затих, наступила какая – то звенящая тишина, и никто уже больше не засомневался, какой знак поставить после цитаты М.Горького. Конечно же, только восклицательный!
Эта история не забылась. Разве можно такое забыть! В течение года мы под руководством Ольги Муратовны вели проект «Да не прервется память наша»: собирали по крупинкам материал об этом герое, встречались с родными и близкими, с людьми, знавшими Ивана, проводили общешкольные линейки памяти, хотим создать музей героя. Завершением проекта стало открытие на здании нашей школы мемориальной доски в честь кавалера Ордена Мужества Полтавченко Ивана, приуроченное к его дню рождения, 2 мая. Этот день станет теперь для всех нас Днем памяти не только Ивана Полтавченко, но и всех ребят, погибших за наше чистое небо над головой, ясное солнце, счастливые улыбки…
И так во всем: за что бы Ольга Муратовна ни бралась, все у нее получается! Долгие годы клумбу, которая находилась у парадного крыльца нашей школы, постоянно размывал водяной поток с крыши. Было решено на этом месте создать альпийскую горку. Ольга Муратовна «быстренько» организовала нас, из своего сада привезла лекарственные растения, из Горного Алтая – камни. Теперь горка - гордость нашего пришкольного участка.
Ольга Муратовна любит и прекрасно знает свой предмет. Она не держит свои знания при себе, а передает их нам. Она добрая и строгая, в любой ситуации старается найти компромисс. Ольга Муратовна очень светлый человек. Когда приходишь к ней на урок, то сам заряжаешься положительными эмоциями, хочется всем улыбаться. Она очень редко «выходит из себя», но и тогда «держит марку»: шутит, быстро меняет «неприятную» тему, минута – и все уже забыли, что совсем недавно казалось неразрешимым. Она не помнит зла, не сердится на обидчиков, у нее нет любимчиков, по крайней мере, на уроках. Она помогает нам, каждому, найти что-то свое в жизни, подсказывает тот путь, который поможет нам открыть свои самые лучшие качества. Она дарит нам тепло своей души, радость от встреч, доброту, лучезарную и светлую улыбку. Поверьте, это многого стоит. Не каждый учитель способен на это.
В проведении уроков Ольге Муратовне нет равных. Никто не может так доходчиво и красноречиво объяснять труднейшие темы и правила. Ольга Муратовна словно огромнейшая энциклопедия. Иногда удивляешься, как можно запомнить столько правил и терминов!
Но школа не только уроки, это еще и внеклассная работа, где нужно успеть проверить дневники, проследить за учениками, чтобы не вытворили «что-нибудь эдакое», продежурить по школе, встретиться с родителями, приготовиться к педсовету, проверить много-много тетрадей…А еще Ольга Муратовна сама участвует в профессиональных конкурсах и занимает призовые места. Мы радуемся вместе с нею, как будто это и наша победа. А как же иначе? Ведь и наши победы – это и ее победы тоже! Для «наших» Дипломов и Грамот всех уровней просто не хватает места на стене, так их много! За год набирается более ста, представляете! Ольга Муратовна - поистине незаменимый человек.
Наверное, каждому учителю хочется, чтобы его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. В этом и заключается каждодневный учительский труд – делать людей успешными. Очень жаль, что в нашей стране труд учителя оценивается не по заслугам как в социальном, так и материальном планах. По-моему, государство должно больше заботиться о людях, воспитывающих будущее страны. Особенно в нынешнем году, который объявлен Годом учителя.
Любимый учитель… Он, наверное, есть у любого ученика в школе. Но каждый любит и уважает своего учителя за что-то. Кто-то за то, что ему ставят отличные оценки, кто-то за похвалу перед всем классом, а я люблю своего Учителя за то, что всегда могу рассчитывать на его поддержку и понимание. Для меня это важнее всего. Для Ольги Муратовны я сочинила стихи, пусть не очень « правильные», но зато от всей души:
Званье «учитель» Вы гордо несете!
Душою красивы и очень добры,
Хорошие знания детям даете,
Талантом сильны Вы и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, поверьте, не будут напрасны -
Вы к детям дорогу сумели найти.
Пусть ждут Вас успехи на этом пути!
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают,
Но в памяти носят уроки твои
И в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Мечту о прекрасном ты в нас заронил,
Прими ж благодарности наши!
Рождественские подарки от Метелицы
Что общего у травы и собаки?
Сказка "Колосок"
Кто грамотней?
Астрономический календарь. Май, 2019