На примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы -яги, определить её роль в жизни сказочного героя.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_proektu.odt | 74.44 КБ |
obraz_baby_yagi.ppt | 814 КБ |
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
КГБС(К)ОУ «Озерская С(К)О школа-интернат II вида»
Информационно-исследовательский проект:
« Образ Бабы-яги в русских сказках»
Гуманитарная секция
Выполнил: ученик 5 класса Плешков Богдан
Руководитель проекта:
Фефелова Лариса Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с. Озёрки. 2013г.
Технологическая карта проекта
Этап проектной деятельности | Алгоритм деятельности учащихся |
Фамилия учащегося | Плешков Богдан |
Место учёбы, класс | КГБС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат», 5 класс |
Информационно-исследовательский метод: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы | Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем. |
Цель исследования | На примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы - яги, определить её роль в жизни сказочного героя. |
Гипотеза | Образ Бабы-яги сложен и многогранен. |
Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы | Самостоятельная работа над созданием презентации. Создание иллюстративного материала, оформление проекта. |
Внесение необходимых изменений | Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией. |
Заключительный этап (презентация проекта) | Выступление перед учащимися. Самооценка проекта. |
Введение
Актуальность темы
Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой работы велика: я самостоятельно приобретаю знания, используя разные источники информации; учусь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; с учусь выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Почему я взял эту тему? Мне очень нравится литература. Я люблю читать произведения разных жанров, в том числе устного народного творчества, люблю читать русские народные сказки. Меня заинтересовал часто встречающийся в сказках образ Бабы-яги, захотелось узнать о нём больше.
Мои цели:
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
Материал исследования: тексты русских народных сказок.
Основная часть
План действий:
Материалы исследования:
В тысяча девятьсот сорок четвёртом году режиссёр Александр Роу около села Озёрки снял часть фильма-сказки «Кощей Бессмертный». Один из главных персонажей этого фильма– Баба-яга.
Прочитав сказки и посмотрев фильм, я задумался над вопросами:
Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву.
Древние считали, что Баба-яга - это богиня, которая передает умерших с этого света - на тот свет. Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
Основные образы Бабы-яги.
Яга - дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя, вручает коня, богатые дары.
«Вот тебе серебряное донце, зо-
лотое веретёнце, бери в руки…»
(сказка «Финист – ясный сокол»)
Яга - похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить.
Яга - воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти.
«…Баба-яга накинулась на со-
бак, на ворота, на берёзку, и
на работницу, давай всех ру-
гать и колотить.»
(сказка «Баба-яга»)
Яга - повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.
«…ты смотри – двор вычисти,
избу вымети, обед состряпай,
бельё приготовь.»
(сказка «Василиса Прекрасная»)
Яга - советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться.
«…ступай по тропинке, дой-
дёшь до пруда, спрячься за
деревом и выжидай время.»
(сказка «Василиса Премудрая»)
ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГИХА, ЯГИШНА — Баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«Владимир Даль пишет, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
В поверьях Архангельской губернии Баба-яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, ездит в ступах и пожирает людей».
Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что Баба-яга мохнатая, косматая. Она стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!"
Моя работа позволила мне лучше понять образ Бабы-яги. Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую беду. Сказки напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.
Общий вывод:
В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы-яги настолько близко, что почти «побывал в гостях в тридевятом царстве», «узнал в лицо» саму Бабу-ягу. Всё это позволило лучше понять неоднозначный объект изучения – Бабу-ягу.
Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло живут в жизни рядом, но добро всегда побеждает.
Я считаю, что поставленные мной в данной работе цели выполнены.
Заключение:
Собранный мной материал можно использовать
Слайд 1
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи КГБС(К)ОУ «Озерская С(К)О школа-интернат II вида» Информационно-исследовательский проект: « Образ Бабы-яги в русских сказках» Гуманитарная секция Выполнил: ученик 5 класса Плешков Богдан Руководитель проекта: Фефелова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы с. Озёрки. 2013г.Слайд 2
План работы. 1.Истоки образа Бабы-яги. 2.Основные образы Бабы-яги в волшебных сказках. 3.Портрет Бабы-яги. 4.Жилище Бабы-яги. 5.Заключение.
Слайд 3
Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы -яги, определить её роль в жизни сказочного героя.
Слайд 4
Введение В 1944 году кинорежиссёр А.А.Роу близ села Озёрки снял часть фильма-сказки «Кощей Бессмертный». Один из главных персонажей этого фильма– Баба-яга.
Слайд 5
Проблемные вопросы: Кто же такая Баба-яга? Чем её образ пугает и притягивает к себе читателей?
Слайд 6
Истоки образа Бабы-яги. «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек. М.Дудко. «Матеръ Лада»
Слайд 7
Баба-яга - известный персонаж славянских волшебных сказок. Древние считали, что Баба-яга (Йога) - это богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого света - на тот свет. ..Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
Слайд 8
Основные образы Бабы-яги. Яга - дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. «Вот тебе серебряное донце, зо- лотое веретёнце, бери в руки…» (сказка «Финист – ясный сокол»)
Слайд 9
Яга - похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).
Слайд 10
Яга - воительница , прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти. «…Баба-яга накинулась на со- бак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ру- гать и колотить.» (сказка «Баба-яга»)
Слайд 11
Яга - повелительница : ей подчиняются силы природы и животный мир. «…ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.» (сказка «Василиса Прекрасная»)
Слайд 12
Яга - советчица : ничего сама не делает для героя, но указывает , к кому обратиться. «…ступай по тропинке, дой- дёшь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.» (сказка «Василиса Премудрая»)
Слайд 13
Портрет Бабы-яги. ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, , ЯГИХА, ЯГИШНА — Баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «В. Даль пишет, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела;; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит Ягу, становится нем» <Даль, 1882>.
Слайд 14
В поверьях Архангельской губернии Баба-яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках; ездит в ступах и пожирает людей».
Слайд 15
Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что Баба-яга мохнатая, косматая. Одежда на Бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
Слайд 16
Жилище Яги. Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба-яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".
Слайд 17
Жилище Бабы-яги Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Слайд 18
Заключение Моя работа позволила мне лучше понять образ Бабы-яги. Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую беду. Сказки напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.
Слайд 19
Использованная литература: Афанасьев,А.Н. Народные русские сказки/ А.Н.Афанасьев, - М.:Просвещение, 1999г. Гуси-лебеди: фольклор для детей от колыбельных до былин/сост.,вступ.ст. и коммент. В.И.Калугина. – М.:Правда, 1990г. Пропп, В.Я. История изучения сказки/В.Я.Пропп. – М.:Просвещение, 1986г. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора/ В.Я.Пропп. – М.: Просвещение, 1996г. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика/ Б.В.Томашевский. – М.: Аспект-пресс, 1999г.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Зимний дуб
Знакомимся с плотностью жидкостей
3 загадки Солнечной системы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Золотая хохлома