Данная презентация может быть иллюстративным материалом к урокам литературы по творчеству А.Т, твардовского
Вложение | Размер |
---|---|
kravcovoy_very.pptx | 1.86 МБ |
Слайд 1
Презентация по теме: Биография Твардовского Александра Трифоновича Подготовила ученица 11 «В» класса МБОУ «Лицея №1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» Кравцова Вера Руководитель учитель литературы Мамаева О.Р. 2013г.Слайд 2
Твардовский Александр Трифонович родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских . ДЕТСТВО
Слайд 3
Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.
Слайд 4
Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, П. Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.
Слайд 5
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».
Слайд 6
Коллективизация, репрессии семьи В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.
Слайд 7
Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.
Слайд 8
Финская война Член ВКП(б) с 1938 года. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне. Участвовал в войне с Финляндией в 1939-1940 годах в качестве военного корреспондента.
Слайд 9
«Василий Тёркин» В 1941— 1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Слайд 10
Послевоенные поэмы В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки: В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду…
Слайд 11
В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как « державность ». Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов , культ сильного государства, державы у Твардовского — не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов — поклонников Российской империи.
Слайд 12
«Новый мир» Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.
Слайд 13
В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Слайд 14
Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущёвско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники».
Слайд 15
После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против журнала «Новый мир». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского» от имени Андропова была направлена 7 сентября1970 года в ЦК КПСС
Слайд 16
В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова.
Слайд 17
Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)
Слайд 18
Увековечение памяти В 1990 году в честь писателя издан художественный маркированный конверт. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем Твардовского названы улицы. Имя Твардовского присвоено московской школе № 279. В честь А. Твардовского назван самолёт «Аэрофлота» Airbus A330-343E VQ-BEK. В 1988 году открыт мемориальный музей-усадьба «А. Т. Твардовский на хуторе Загорье»
Слайд 19
Награды и премии Сталинская премия второй степени (1941) — за поэму «Страна Муравия» (1936) Сталинская премия первой степени (1946) — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945) Сталинская премия второй степени (1947) — за поэму «Дом у дороги» (1946) Ленинская премия (1961) — за поэму «За далью — даль» (1953—1960) Государственная премия СССР (1971) — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967) три ордена Ленина (1939, 1960, 1967) орден Трудового Красного Знамени (1970) орден Отечественной войны I степени (1945) орден Отечественной войны II степени (1944) орден Красной Звезды
Слайд 20
Издания Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца / Изд. подг . А. Л. Гришунин. — М.: Наука, 1976. — 527 с. — (Литературные памятники) Твардовский А. Т . Василий Тёркин. Книга про бойца. — М.: Худ. лит., 1979. — 287 с. Миниатюрная книга, формат 58×75 мм, тираж 5000 экз. Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы / Сост. М. И. Твардовской; подг . текста и прим. Л. Г. Чащиной и Э. М. Шнейдермана . — Л.: Сов. писатель, 1986. — 896 с. — (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.) Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. — Минск: Мастацкая лiтаратура , 1988. — 272 с. Миниатюрная книга, формат 75×96 мм, тираж 5000 экз. Твардовский А. Т . Василий Тёркин. Книга про бойца. — Томск: ТомСувенир , 2000. — 352 с. (Литературно-художественное издание). Миниатюрная книга, формат 50×66 мм, тираж 500 экз.
Ребята и утята
У меня в портфеле
Этот древний-древний-древний мир!
Как зима кончилась
Пятёрки