Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт любого народа.
Исследовательская работа Губаревой Вероники поможет учащимся 5-6 классов понять исторические основы сказок, их значение в нравственном развитии общества. Работа показывает, что в сказки этих народов учат добру, справедливости, знакомят с жизнью и обычаями русских и эвенков.
Министерство образования и науки Российской Федерации
МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
(Проблемно-реферативная)
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: «Сравнение сказок в фольклоре русского и эвенкийского народов»
Выполнила:
Учащаяся 10 а класса
Губарева Вероника Кимовна
Научный руководитель:
Карпова Анна Михайловна
Тура
2013г.
Содержание
1.Введениие……………………………………………………………….3
2.Основное содержание…………………………………………….……4
3. Что такое фольклор?.................................................................................4
4.Устное народное творчество русских…………………………….…...5
5.Эвенкийский фольклор………………………………………………....6
6.Сказка…………………………………………………………………….7
7.Заключение…………………………………………………………..…..9
8.Список литературы…………………………………………………….10
9.Приложение…………………………………………………………….11
Введение
По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации.
На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. И даже после появления письменности устное народное творчество не утратило своей значимости.
В последнее время особое внимание оказывают фольклору как неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека. Фольклор – заложенные для будущего знания и опыт. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Глубокие изменения, происходящие в последние годы в российском обществе, напрямую затронули и воспитание.
Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений воспитания, поисков новых средств формирования моральных и нравственных ценностей подрастающего поколения. Одним из таких средств могут стать сказки. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт любого народа.
Я живу на земле эвенков, поэтому мне стало интересно, что общего между сказками эвенкийского и русского народов.
Объект исследования – устное народное творчество эвенкийского и русского народов.
Предмет исследования – фольклор, сказки эвенкийского и русского народов.
Целью моей работы является сравнение сказок в фольклоре русского и эвенкийского народов.
Методы проведенных исследований: теоретический, сравнительно-сопоставительный.
Задачи работы:
Основное содержание
Фольклор - народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества.
Фольклор- это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая:
1) по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс;
2) по форме является искусством;
3) имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ;
4) выполняет как эстетические, так и практические функции
Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно. Автору литературного текста не обязательно непосредственно общаться с читателем, произведение же фольклора исполняется при наличии слушателей.
У каждого народа свои определенные особенности развития и бытия (жизни).
Но на эти особенности влияют некоторые факторы:
Каждая нация находит свои формы самовыражения, вкладывая в него свои идеи и смыслы.
Произведения народов (фольклор), его навыки, как правило, передаются из поколения в поколение.
Фольклор выполняет следующие функции:
Но главной (основной) функцией фольклора является функция народной истории, ведь именно благодаря произведениям народа, мы можем представить картину жизни наших предков.
Жанры фольклора:
Жанры в фольклоре отличаются и способом исполнения (соло, хор, хор и солист), и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.)
Фольклор является бесценным национальным богатством.
Фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах.
Русский фольклор отличается ярким своеобразием, которое определяется прежде всего неразрывной связью устно-поэтического творчества с жизнью русского народа, его историей, бытом и трудом.
Яркое национальное своеобразие русского народного поэтического творчества проявляется многосторонне: и в содержании, и в форме произведений. В фольклоре отражаются жизнь, быт и дух русского народа.
Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры.
Основная особенность нации — общность — проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же песни, сказки и пословицы. Фольклор различных русских областей отличается идейным единством, общностью жанров и стиля, естественно, с некоторыми областными отличиями.
Следует подчеркнуть, что национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, т. е. развивающееся и изменяющееся. Основа вопроса состоит в том, что фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь, и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, психического склада (характера), моральных и эстетических понятий.
Для эвенкийского народа, не создавшего письменности на своём родном языке, литературным языком является русский, хотя и бесписьменные языки этого народа сохраняются им и используются как средство устного общения, особенно в кругах представителей старшего поколения.
Эвенки– народ выносливый, мужественный, терпеливый. Им всегда были присущи такие качества, как честность, открытость, искренность
Фольклор мог выполнять роль воздействия и борьбы со стихией и злыми существами, враждебными человеку. И тут нельзя было обходиться без тонкостей. Например, нельзя было рассказывать сказки в момент, когда над стойбищем пролетали гуси. Они могли на крыльях унести слова из сказки, и тогда у сородичей сказителя начнутся несчастья. Если же в момент рассказывания внезапно появлялись и пролетали гуси, то все слушатели должны были выскочить из чума, а сам рассказчик падал лицом вниз. Делалось это для того, чтобы гусь-шаман не мог распознать рассказчика. В каждом роду были свои знаменитые сказочники. Они пользовались особым уважением и почетом. Иногда за певцами и сказителями приезжали из другого рода.
Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась устной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песни. Нередко все это сменялось веселыми играми и хороводным танцем, которые длились по два-три вечера подряд.
Фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой. Основным жанром эвенкийского фольклора является сказка.
Сказка - один из главных видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов.
Чтение сказок формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Жанры сказок:
Сказка имеет особенный языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.)
Язык сказок очень красив, певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а также метких и поучительных пословиц и поговорок. Сказка является незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
По своему происхождению животный эпос является одним из наиболее древних видов устного творчества. В далекие времена человек смотрел на животных как на высшие существа и преклонялся перед ними. Животное почиталось человеком и считалось предком того или иного рода.
Сказки о животных, или, как принято называть в фольклористике, животный эпос, являются одним из распространенных видов сказки у эвенков. У русских иногда такие сказки называют «робяцьей сказкой», и обычно сказки про «курочку рябу», «серого козленка» рассказываются детям младшего возраста. У эвенков сказки о животных бытуют в детском коллективе и среди взрослого населения. Ведущим персонажем в сказках о животных у эвенков, как и других тунгусо-маньчжурских народов, является лиса. Сказка о лисе имеет многочисленные сюжеты с различными вариантами. Иногда эти сюжеты и эпизоды контаминируются и образуется единый цикл в виде сказочной поэмы о похождениях хитрой и коварной лисы. В таких сказочных поэмах основным ведущим персонажем может быть и лиса (у западных эвенков), а также и человек (у восточных, в частности, сахалинских эвенков повествование включает и эпизоды борьбы человека с лисой). Целые группы сюжетов и их варианты связаны с такими персонажами животного эпоса, как медведь, заяц, есть сказки о рыбах.
Примеры названий сказок у русского и эвенкийского народов
Русские | Эвенки |
«Лиса, заяц и петух» | «Как олень эвенку достался» |
«Колобок» | «Таймень и Налим» |
«Морозко» | «Зайцы и охотник» |
«Теремок» | «Бедный эвенк Харгичан» |
«Гуси-лебеди» | «Сын охотника» |
«Курочка Ряба» | «Почему гагара по земле не ходит» |
«Кот и лиса» и др. | «Сотворение Земли» и др. |
По названиям сказки народов вроде бы схожи, и с ходу можно сказать, что эти сказки о животных, но если прочитать и вникнуть в суть текста, то можно найти различия: У русских - на первый взгляд, простая сказка имеет множество «подводных камней». Например, сказка «Курочка Ряба»(см.Приложение) раньше была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизировало смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой и во многих других русских сказках дети учатся сочувствию к ближним, доброте, дружелюбию, уважению к старшим.
Народная фантазия эвенков приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность. Они значительно отличаются от сюжетов русских сказок о животных. Сказки о животных у эвенков играли нередко первостепенную роль. Это наиболее древний вид сказочного репертуара эвенков.
Некоторые сказки эвенков основаны на случаях из жизни охотников. Они рисуют домашнюю жизнь и промыслы, повествуют о жестоких богачах и жадных купцах, o смелых и сметливых охотниках и т.д.
В русских сказках нарисованы картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, проводов в рекруты, изображается жизнь сирот и вдов. Действие часто происходит в русской крестьянской избе, у которой «петух на коньке», «окна косящатые» (с косяками), в избе есть красный угол, лавки, полати, печь, сени, горенка, крыльцо, клеть. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, повойники, а мужчины — зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины, пьют квас, пиво, мед,. Но бытовая обстановка — жилье, костюмы, быт и обычаи — только дополняют главное — образ Русской земли и образ русского народа.
Сейчас сказка имеет чисто развлекательный характер, но для древнего человека была его мировоззрением.
Заключение
Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Оно была достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. Но, несмотря на это, многие мотивы, образы и даже сюжеты у разных народов сходны.
Читая и сравнивая сказки эвенков и русских, я пришла к выводу, что, не смотря на различия в жизни этих народов, их сказки учат одному и тому же: доброте, справедливости, смелости, вере, дружбе. Сказка открывает удивительный мир волшебства, где добро всегда побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где у любого хорошего человека сбываются все мечты.
Список используемой литературы
Приложение
Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудахчет:«Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое»
Карты планет и спутников Солнечной системы
Филимоновская игрушка
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Л. Нечаев. Яма