Живописный уголок курской земли - Горшеченский район является родиной мастеров слова, творчество которых достойно всеобщего внимания по многим причинам. Во-первых, по жанровому разнообразию, красоте формы и по силе слова их произведения не уступают классикам. Во-вторых, зачастую авторы пишут о событиях, участниками которых являлись сами, тем самым отражая в своих произведениях ценные факты, касающиеся истории нашего края.
Творчество Екатерины Максимовны Матусовой получило своё признание. Жители Горшеченского района гордятся своей талантливой землячкой, с удовольствием перечитывают её стихотворения. Популярность этих стихов объясняется тем, что для поколения сверстников Екатерины Максимовны они являются своеобразным дневником, в котором запечатлены события их прошлой жизни, а для молодого поколения - это книга памяти и источник, несущий высокие нравственные ценности.
Вложение | Размер |
---|---|
mysli_s_rifmami_vdrug.docx | 37.84 КБ |
matusova_ekaterina_maksimovna.pptx | 1.73 МБ |
МКОУ «Богатыревская СОШ»
ПРОЕКТ
«Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились»
(о жизни и творчестве горшеченской поэтессы Матусовой Екатерины Максимовны)
Выполнила: Пыхтина Анастасия, обучающаяся 7 класса
Руководитель: Пыхтина Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы
Введение
На современном этапе развития российского общества одной из самых актуальных проблем является сохранение культурного наследия страны. В Курской области ведется широкомасштабная работа в этом направлении. Это не случайно, потому что курская земля славится талантами. Сама природа нашего края дарит вдохновение. Белые берёзки, искрящиеся речки, пышно цветущие луга, воздух, наполненный ароматами и соловьиными трелями - всё это располагает к творчеству.
Живописный уголок курской земли - Горшеченский район является родиной мастеров слова, творчество которых достойно всеобщего внимания по многим причинам. Во-первых, по жанровому разнообразию, красоте формы и по силе слова их произведения не уступают классикам. Во-вторых, зачастую авторы пишут о событиях, участниками которых являлись сами, тем самым отражая в своих произведениях ценные факты, касающиеся истории нашего края.
Цели исследования: изучение литературного творчества жительницы Курского края, Матусовой Екатерины Максимовны; оценка её вклада в культурное развитие района и страны в целом.
Задачи:
- собрать и обработать биографические сведения о Екатерине Максимовне Матусовой;
- прочитать и проанализировать стихотворения поэтессы;
- обосновать выводы о вкладе, который Екатерина Максимовна внесла в культурное развитие своего района и страны в целом.
В разработке проекта принимали участие: Пыхтина Анастасия, обучающаяся 7 класса МКОУ «Богатыревская СОШ», Пыхтина Наталия Викторовна и Таратухина Любовь Анатольевна, учителя русского языка и литературы МКОУ «Богатыревская СОШ».
Описание проектной деятельности:
1.Выбор темы проекта, сбор и обработка биографических сведений о Матусовой Екатерине Максимовне
(с 01.04.2013г. по 10.04.2013г.)
2.Изучение творчества поэтессы: чтение и анализ стихотворений, вошедших в сборник «Воспоминания и раздумья»; параллельное обращение к источникам, содержащим информацию необходимую для анализа литературного произведения (с 11.04.2013г. по 30.04.2013г.)
3.Оформление работы (с 01.05.2013г. по 10.05.2013г.)
Методы исследования:
- исследовательский метод;
- интервьюирование;
- изучение и анализ произведений
Литературными источниками по проблеме исследования стали: сборник стихотворений Е.М. Матусовой, рубрика «Литературная страница» газеты Горшеченского района - «Маяк».
Есть основания предполагать, что творчество Екатерины Максимовны Матусовой является ценным источником фактических материалов по краеведению, источником, заставляющим задуматься о высоком предназначении человека-гражданина, о нравственных ценностях русского народа. Поэтому её произведения по праву можно считать культурным наследием страны.
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях в общеобразовательных учреждениях с целью формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся.
Страничка о судьбе
Екатерина Максимовна Матусова родилась 17 ноября 1930 года в селе Н. - Гнилое Ясеновского района (ныне село Сосновка Горшеченского района) Курской области. В семье кроме нее было ещё пятеро детей. Катя рано познала боль утраты. Когда умерла мама, младшему из её братьев было всего восемь лет. А потом была война, которая на всю жизнь оставила отпечаток в памяти одиннадцатилетней девочки.
С детства Катя мечтала стать учителем. Её мечта сбылась. После окончания школы в 1948 году она поступила в Воронежский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После окончания института Екатерину Максимовну направили учителем в Воронежскую область, где она проработала год. Потом семь лет трудилась в Сосновской школе, в своем родном селе, затем завучем в Горшеченской школе. В пятьдесят пять лет Екатерина Максимовна ушла на заслуженный отдых. В общей сложности около сорока лет она учила ребятишек самому важному предмету в школьной программе - великому и могучему русскому языку. О том, что выбор профессии не стал ошибкой в её жизни, можно прочесть в её стихотворении:
Не ошиблась я, выбрала
в жизни правильный путь.
Никогда не помыслила
с той дороги свернуть,
О которой мечтала
в жизни я с детских лет,
Так хотелось оставить
на земле добрый след.
По примеру матери, обе дочери Екатерины Максимовны работают учителями, одна из них Л.Н. Дидик - в Горшеченской школе.
«Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились…»
Писать стихи Екатерина Максимовна стала, будучи уже в пожилом возрасте. Впервые вдохновение посетило её в июле 2000 года. В своем стихотворении «Муза» (написано в январе 2001 года) она пишет:
На вопрос: почему поздно муза меня посетила,
К сожаленью сама я ответить не в силах.
Для меня для самой это стало сюрпризом.
Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились.
Тематика стихотворений Екатерины Максимовны разнообразна. Это стихи о природе, своём детстве, о противоречивости сегодняшнего времени, о любви. Помимо этого она пишет частушки, духовные стихи, стихи для детей, рассказы и даже поэмы. Тринадцать лет назад, в октябре 2000 года, в районной газете «Маяк» впервые появились её стихотворения. С тех пор «Литературная страница» газеты редко обходится без её стихов.
В 2009 году Екатерина Максимовна выпустила сборник стихотворений «Воспоминания и раздумья». В него вошли сто двадцать стихотворений разнообразной тематики.
Первую рубрику «Воспоминания и раздумья» составили восемнадцать стихотворений. В них поэтесса просто, искренне, с большим чувством рассказывает о своем детстве («Воспоминания», «Детство босоногое», «Косари», «Луг», «Школа», «Учителю»), о близких людях («Памяти отца», «Руки матери», «Бабушка», «Дорогому юбиляру»).
Открывает сборник (и первую рубрику) стихотворение «Воспоминания», написанное 12 июля 2000 года. В нем Екатерина Максимовна с огромной гордостью вспоминает о тяжелом, но в то же время светлом и радостном пути, «пройденном… с родной страной»:
Особо помнятся сороковые,
Когда подростками
По всей стране родной
Мы вместе с взрослыми
Сражались за Россию,
Вели борьбу на фронте трудовом.
Потом упорно грызли мы науку,
Из пепла поднимали города,
Всем людям мира мы протягивали руку
Надежды, братства, воли и труда.
И с каждым днём всё выше поднимались в гору,
Богаче становились и сильней.
И вот уж космоса просторы
Подвластны стали Родине моей!
Заканчивается стихотворение пожеланием:
Я мощи ей, величия желаю,
Могущества и процветанья вновь!
В этом пожелании кроется надежда на то, что поколения детей, внуков и правнуков будут едины в своем стремлении созидать свою великую Родину.
Нами уже было отмечено, что отроческие годы Екатерины Максимовны пришлись на военное лихолетье. Это время оставило неизгладимый след в её душе, поэтому военная тематика красной нитью пролегла через весь творческий путь. В данной рубрике этой теме посвящены стихотворения «Женщинам сороковых», «Бои за Горшечное», «Воспоминания о победе» (Приложение)
В рубрику «Раздумья» вошли пятьдесят три стихотворения. Они являют собой размышления о смысле жизни («Сколько жить предстоит мне», «Как быстротечен жизни путь», «Если бы», «Сёстры», «Время и мы», ), о людях, достойных подражания («Маме», «Учитель», «Нет! жизнь мы прожили не зря»), о профессии учителя («Труд учителя», «Мой первый урок»), о судьбе страны и будущих поколений («Россия», «Родина моя», «Крик души», «Раздумья», «Размышления») и, конечно же, воспоминания о войне («Солдату победителю», «Памяти земляков», «На Курской дуге», «У родного села», «60-летию Курской битвы»). (Приложение)
Особое впечатление производит стихотворение «Памяти земляков», которое Екатерина Максимовна написала в марте 2005 года. В нём она рассказывает о судьбе земляков, о чувствах, которые испытывает на фоне событий, происходящих в родном селе в первые дни войны и в последующие годы:
Навсегда останется в памяти народа
Лето, июнь сорок первого года,
22-е, воскресный день.
Лежу в постели - подняться лень.
Вдруг репродуктор включила мама,
Отчётливо слово «война» прозвучало.
С постели меня словно ветром подняло.
Я к маме прижалась: тревожно стало…
В строчках этого стихотворения увековечина память погибших земляков:
Не вернулись к своим очагам,
К детям, женам, отцам, матерям
Золотухины братья Яков с Кириллом,
Братья Скуридины Родион с Даниилом,
Гусёвы Тихон с Максимом,
Максим Севрюков и Сергей Кондауров,
Ишков Игнат и Василий Проскурин.
Называю лишь тех, кого память моя сохранила,
С кем я рядом жила,
Ежедневно встречалась, по-детски любила…
Отец Екатерины Максимовны погиб на фронте, как и отцы многих её односельчан:
Вспоминаю, как строем отцы наши шли
И мешки вещевые за плечами несли.
Долго вслед мы за ними бежали,
Будто знали, что их навсегда провожали.
Потом с фронта отцы нам писали,
Как сражались за Родину, как врага побеждали,
И в предсмертных строках нам они завещали,
Как отчизну беречь, как они берегли,
Защищать её так, как они защищали.
Это стихотворение, как и многие другие, рассказывают нам о подлинных событиях, происходивших на нашей курской земле в годы Великой Отечественной войны.
В восемнадцати стихотворения рубрики «Мой край родной» с любовью воспета красота природы нашего края:
Мой край родной,
Край соловьиный!
Ты с детства милый,
Такой любимый!
До самой старости
Любовь не старится
К ромашкам белым
И розам алым,
К плакучим ивам,
Дубам могучим!
Где ты найдёшь природу лучше?
В былинном стиле написано стихотворение «Русь». Это стихотворение о величии России, о вере в её несокрушимую силу:
Ах! Ты, Русь моя, Русь великая!
Русь бескрайняя, необъятная!
Неприступна ты, как скала,
Величава ты и горда.
Никогда и никому тебя не победить.
Ты живёшь и вечно будешь жить!
В данном сборнике выделено ещё две рубрики: «О любви» (15 стихотворений) и «Стихи для детей» (17 стихотворений). В этих стихах Екатерина Максимовна, прекрасная русская женщина, просто и искренне говорит о светлом чувстве, которое она сумела пронести через всю свою жизнь, а её стихи для детей наполнены неподдельной любовью ко всему живому и к своим внукам.
Творчество Екатерины Максимовны Матусовой получило своё признание. Жители Горшеченского района гордятся своей талантливой землячкой, с удовольствием перечитывают её стихотворения. Популярность этих стихов объясняется тем, что для поколения сверстников Екатерины Максимовны они являются своеобразным дневником, в котором запечатлены события их прошлой жизни, а для молодого поколения - это книга памяти и источник, несущий высокие нравственные ценности.
Заключение
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях в общеобразовательных учреждениях с целью формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся.
Список использованной литературы
1.Винокур, Г.О. Понятие поэтического языка [Текст] / Г.О. Винокур// Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990. - С.140-145
2.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - 654 с. - Режим доступа «Электронная библиотека Научное наследие России», htt: // www.e-nasledie.ru/ras/view/person/publications
3.Матусова, Е.М. Воспоминания и раздумья. - Старый Оскол. Типография «Антиква», 2009г. - 124 с.
4. «Маяк» - газета Горшеченского района Курской области, подшивка изданий 2000 - 2004 гг.
Приложение
Памяти земляков
Навсегда останется в памяти народа
Лето, июнь сорок первого года,
22-е, воскресный день.
Лежу в постели - подняться лень.
Вдруг репродуктор включила мама,
Отчетливо слово «война» прозвучало.
С постели меня словно ветром подняло.
Я к маме прижалась: тревожно стало.
И не напрасной была тревога,
Вскоре война позвала в дорогу
Старших братьев и наших отцов,
Защитников Родины, храбрых бойцов.
Я помню, как мы их на фронт провожали.
С победой вернуться они обещали.
И вдруг опустели крестьянские хаты,
И в каждой семье ожидали солдата,
Но очень немногим выпало счастье
С победой домой возвращаться.
Не вернулись к своим очагам,
К детям, женам, отцам, матерям
Золотухины братья Яков с Кириллом,
Братья Скуридины Родион с Даниилом,
Гсёвы Тихон с Максимом,
Максим Севрюков и Сергей Кондауров,
Ишков Игнат и Василий Проскурин.
Называю лишь тех, кого память моя сохранила,
С кем я рядом жила,
Ежедневно встречалась, по-детски любила.
До сих пор ясно вижу их лица.
Они могут во сне мне присниться.
Вижу их молодыми, красивыми,
В труде сильными, неутомимыми.
Вспоминаю, как строем отцы наши шли
И мешки вещевые за плечами несли.
Долго вслед мы за ними бежали,
Будто знали, что их навсегда провожали.
Потом с фронта отцы нам писали,
Как сражались за Родину, как врага побеждали,
А в предсмертных строках нам они завещали,
Так Отчизну беречь, как они берегли,
Защищать её так, как они защищали.
Пусть погибли в жестоких боях,
День Победы они приближали,
Ради жизни других свою жизнь отдавали,
Чтоб исчезли с земли зло, насилье и беды,
Чтоб живые друг друга поздравить с Победой могли,
Сколько б лет ни прошло со дня славной Победы!
( Март 2005г)
У родного села
Шёл трудный бой, жестокий и кровавый.
За край родной бойцы умирали со славой,
А пули кругом свистели, жужжали.
Безжалостно воинов убивали.
Вот упал солдат, как сноп подкошенный,
На землю святую, такую хорошую,
И тело его, подплывшее кровью,
Кусочек земли хранило с любовью.
Солдат умирал, но думал о главном,
Его товарищи сражаются храбро
Они уже вошли в его село родное,
И слава Богу - живые, герои.
Они расскажут семье любимой,
Как он сражался за край родимый.
Пусть все узнают, что был он храбрым,
В бою жестоком погиб за правду.
Его похоронят свои, родные.
Последние почести воздаст Россия.
(18 февраля 2003 г.)
60 - летию Курской битвы
Снова Курск распахнёт свои двери
Ветеранам второй мировой,
Тем, кто насмерть стоял в 43-ем,
Кто отважно сражался за край наш родной.
Они вспомнят, как молоды были,
Как громили фашистов на Курской дуге,
Как теряли друзей боевых, хоронили,
Кто погиб за свободу на нашей земле.
Шестьдесят с той поры пролетело,
Но стоят ветераны в строю.
Ведь давно уж война отгремела,
Жизнь прошла их в труде, как в бою.
Не одно поколение правду узнало
Из бесед ветеранов второй мировой,
Как в жестоких и грозных боях отстояла
Наша армия Курск древний свой.
(22 мая 2003 г.)
На Курской дуге
(посвящается 65-летию Курской битвы)
Бегут года, десятилетья.
Шестьдесят пять прошло с тех пор,
Когда отцы наши и деды
Громили полчища врагов.
На Курской огненной дуге
Земля горела и стонала.
И в этом пекле и огне
Родная армия стояла.
Стояла насмерть, побеждала,
Гнала врага с родной земли.
Бойцы сгорали в танках заживо,
Чтоб Родину свою спасти.
Известен многим поколеньям
Тот бой на Прохоровском поле:
Ведь в этом танковом сраженье
Живой и мертвый был героем.
Сходились танки на таран -
Сильнейший духом побеждал.
Плывёт над Прохоровским полем
Победный колокольный звон.
Напоминает он о боли
И о победе над врагом.
(июнь 2008 г.)
Солдату-победителю
Опять на улице повеяло весною,
А я как будто бы в далёком 45-ом
Со всем народом, со своей страною
Встречаю победителя-солдата
Героев-победителей народ не забывает,
И снова к нам пришла победная весна.
На площадях и улицах российских отмечает
Святой великий праздник свободная страна.
Конечно, ликованье уж не то,
Что было в том победном 45-ом!
Да и страна не та, и строй другой,
И отношение другое к ветеранам.
Мы, дети страшной той войны,
С почтением относимся к солдатам,
Кто грудью защитил народ своей страны,
С победой возвратился весною в 45 -ом!
Ведь именно они учили жизни нас,
Страну из пепла поднимали,
Рассказывали о войне не раз,
В разведку как ходили, врага как побеждали.
Солдатские беседы о подвиге народном
Воспитывали нас, наших детей и внуков.
Спасибо им за труд их благородный,
Их правда о войне для всех - наука.
(май 2002 г.)
МКОУ «Богатыревская СОШ»
ПРОЕКТ
«Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились»
(о жизни и творчестве горшеченской поэтессы Матусовой Екатерины Максимовны)
Выполнила: Пыхтина Анастасия, обучающаяся 7 класса
Руководитель: Пыхтина Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы
Слайд 1
МКОУ « Богатырёвская СОШ» «Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились…» Жизнь и творчество горшеченской поэтессы Матусовой Екатерины Максимовны Выполнила: Пыхтина А., обучающаяся 7 класса Руководитель: Пыхтина Н. В., учитель русского языка и литературы 2013 г.Слайд 2
Родные красоты
Слайд 3
Матусова Екатерина Максимовна
Слайд 4
«воспоминания и раздумья» В 2009 году вышел сборник, в который вошли 120 стихотворений ранзообразной тематики: «Воспоминания», «Детство босоногое», «Косари», «Луг», «Руки матери», «Памяти отца», «Дорогому юбиляру» и другие.
Слайд 5
Из стихотворения «воспоминание» «Особо помнятся сороковые, Когда подростками По всей стране родной Мы вместе с взрослыми Сражались за Россию, Вели борьбу на фронте трудовом …»
Слайд 6
«на курской дуге» «На Курской огненной дуге Земля горела и стонала. И в этом пекле и огне Родная армия стояла. Стояла насмерть, побеждала, Гнала врага с родной землиэ Бойцы сгорали в танках заживо, Чтоб Родину свою спасти..»
Слайд 7
«солдату-победителю» «Опять на улице повеяло весною, А я как будто бы в далёком сорок пятом Со всем народом, со своей страною Встречаю победителя-солдата…»
Фильм "Золушка"
Кто самый сильный?
Алые паруса
Волшебные звуки ноктюрна
Финист - Ясный сокол