С чудесным миром книг я познакомилась еще в раннем детстве. Не зная букв и не умея читать, я с большим удовольствием слушала сказки, которые мне читала мама, с интересом разглядывала картинки. С помощью книг я знакомилась с интересными героями, бесстрашными и любознательными путешественниками, участвовала в сказочных приключениях. В этом году я пошла в первый класс, и в школе познакомилась с первой учебной книгой - букварем. Для меня букварь стал мудрой книгой, которая учит не только читать, но и быть отзывчивыми, добрыми, воспитанными учениками. Листая страницы этой удивительной книги, я задумалась: «Как выглядела книга раньше, пока не изобрели бумагу? А как оформляли первые рукописные книги?» Я решила изучить эту тему.
Вложение | Размер |
---|---|
turok_sofya.rar | 406.02 КБ |
Что написано пером – не вырубишь топором, или история первых книг
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярский»
Проект в номинации №11 «Первые шаги»
Тема проекта:
«Что написано пером – не вырубишь топором,
или история первых книг»
Автор проекта:
Турок Софья Андреевна,
ученица 1 а класса
Научный руководитель проекта:
Захарченко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов МОСШ 3
Белоярский
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….....3
Глава 1. Самые первые книги ………… ………………………................4 - 6
Глава 2. Рукописные книги……………………. ………………………..6 - 8
Глава 3. Книжка – малышка своими руками …………………………….8 – 9
Глава 4. Книги – рекордсменки…………………………………………..10 - 11
Заключение………………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………………..13
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведём…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенья планет-
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу!
Б. Раевский
Введение
С чудесным миром книг я познакомилась еще в раннем детстве. Не зная букв и не умея читать, я с большим удовольствием слушала сказки, которые мне читала мама, с интересом разглядывала картинки.
С помощью книг я знакомилась с интересными героями, бесстрашными и любознательными путешественниками, участвовала в сказочных приключениях. В этом году я пошла в первый класс, и в школе познакомилась с первой учебной книгой - букварем. Для меня букварь стал мудрой книгой, которая учит не только читать, но и быть отзывчивыми, добрыми, воспитанными учениками. Листая страницы этой удивительной книги, я задумалась: «Как выглядела книга раньше, пока не изобрели бумагу? А как оформляли первые рукописные книги?» Я решила изучить эту тему, поставила перед собой цель и ряд задач.
Цель проекта: выяснить, какой материал использовался для написания книг в разные времена.
Задачи проекта:
1. Узнать историю создания книги.
2.Написать и оформить книжку - малышку своими руками.
3. Найти факты о необычных книгах.
Глава 1
Самые первые книги
История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. В те давние времена люди не умели писать. Они могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не перервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны.
В древние времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые цивилизации без письменности, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались “живые письма” - гонцы.
Позднее человек научился делать записную книжку из всего, что попадалось ему под руку: камень, баранья лопатка, пальмовый лист, глиняный черепок, кусочек коры. На этих материалах можно было острой кистью или кремнем нацарапать рисунок.
Каких только способов письма не было! Ведь карандаш и бумага, к которым мы привыкли, появились не так давно. Древние греки на народных собраниях подавали записки на глиняных черепках - остраках. Говорят, один греческий ученый разбил вдребезги все свои горшки и миски, чтобы написать книгу.
Сегодня книги глиняные, берестяные, костяные и пальмовые можно увидеть только в музеях. Сохранился лишь один древний способ письма, которым пользуются и сейчас, - письмо на камне.
Каменная книга - самая долговечная. До нашего времени дошли целые рассказы, высеченные на стенах египетских гробниц и храмов тысячи лет тому назад. Но высекать буквы на камне - нелегкий труд. Каменную книгу нельзя взять домой почитать. А чтобы написать одну страничку такой книги, надо целый день стучать молотком, высекая буквы.
И люди продолжали искать материал более легкий, чем камень, но не менее прочный. Пробовали писать даже на бронзе. Но книги из этого металла были тоже громоздкими.
Вавилоняне и ассирийцы писали на глиняных табличках: сделав из глины плитку, писец чертил на ней знаки трехгранной заостренной палочкой. Вдавив палочку в глину, он быстро вынимал ее. Таким способом писали очень быстро, строчки ложились ровными рядами. Такое письмо называлось клинопись. Чтобы сделать плитку прочной, ее отдавали для обжига горшечнику. Высушенная на солнце и обожженная в печи, она становилась прочной. Ей были не страшны пожары и сырость. Да и мыши такую книгу не съедят. Но она могла разбиться.
Древние египтяне придумали книгу-ленту. Делали бумагу для такой книги из удивительного растения. Оно произрастало по берегам Нила. Растение называется папирус. Стебель этого растения разделяли на тонкие, но широкие полосы, которые приклеивали потом одну к другой. Работали на столах, смоченных чистой водой из Нила. Ил использовался в качестве клея. Полоски папируса клали вдоль, а другой ряд сверху – поперек. Получалось что-то вроде ткани. Готовые листки клали под пресс на семь дней. Потом их высушивали на солнце и полировали раковиной и клыком. Наконец листы склеивали в длинные полосы и скатывали в трубку на палочку.
Книжная лавка в те времена была похожа на современный магазин обоев. Писали на папирусе краской - черной и красной. А пером служила заостренная тростниковая палочка.
В Древней Греции и Риме писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Каждая дощечка в середине была выстругана. Квадратная выемка заполнялась желтым или окрашенным в черный цвет воском. Для письма служила стальная палочка - стиль. Один конец ее был острым, а другой закругленным. Острым концом писали, царапая по воску, а тупым заглаживали ненужное. Восковые таблички были дешевыми. Пользоваться ими можно было очень долго: тупым концом стиля заглаживали написанное и писали снова.
В Малой Азии, в городе Пергаме, научились выделывать кожу животных так, что на ней можно было писать. Обработанную кожу стали называть пергаментом. Во многом он был лучше папируса. Его можно было разрезать и сгибать. Сырую кожу телят вымачивали сначала в воде для мягкости, потом соскабливали с нее все лишнее и клали в воду с золой. После этого шерсть легко удалялась. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа. Края ее обрезали, получался большой и ровный лист. Его складывали пополам.
На пергаменте писали с двух сторон. Для письма пользовались тростниковым или птичьим пером. Чернила для пергамента придумали особые. Они впитывались в кожу так хорошо, что их нельзя было смыть.
Но пергамент был дороже папируса. Чтобы написать на пергаменте небольшую книгу, требовалось целое стадо телят.
Прошло время, и пергамент уступил место бумаге.
Глава 2
Рукописные книги
В Китае впервые придумали делать бумагу из спрессованных волокон бамбука, трав и старого тряпья. Ученые предполагают, произошло это во 2 веке н. э. Типографий и печатных машин в древности не было, книги писались от руки.
Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. Причем делать ее без должного благоговения считалось величайшим грехом. Вот и приступал к делу писец со страхом и трепетом. Сохранились записи с указанием начала и окончания работы над книгой. Например, Остромирово евангелие, считающееся самой древней русской рукописной книгой, дошедшей до нас, было переписано за 7 месяцев (с октября 1056 г. по май 1057 г.). В книге 294 листка, значит, переписывалось около 1,5 листков в день.
В целом ряде записей писцы сообщают, что они работают над книгой вечером или даже ночью: "Уже нощь, вельми темно". Извиняясь за допущенные ошибки, переписчики ссылаются на "дремание". Возможно, книги писались этими людьми в свободное от основных занятий время.
Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. Писали писцы преимущественно гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки. Интересно, что некоторые сохранившиеся до наших дней древнерусские рукописи написаны кисточкой.
Читать старинные книги без специальной подготовки трудно, и не только потому, что язык наших предков значительно отличался от современного. Дело в том, что в разные века использовали разное письмо. Так, до XIV века рукописи писали уставом.
Буквы уставного письма отличаются прямолинейностью, они словно нарисованы. Форма их напоминает квадрат или вытянутые кверху прямоугольники, причем одна буква отстоит от другой, а весь текст не разделен на отдельные слова. За исключением слов священного характера (Бог, дух и др.), сокращений в уставе и каких- либо надстрочных знаков почти нет.
С середины XIV века на смену уставному древнерусскому письму приходит полуустав, для которого характерно большее расстояние между буквами. Здесь появляются надстрочные знаки - так называемые титла, обозначающие сокращенные слова. Полууставом писали быстрее и несколько размашистее.
Большое внимание уделялось художественному оформлению рукописных книг, они отличались не только выделкой бумаги, красивым почерком, или, как говорили в старину, начерком, но и специальными украшениями.
В начале рукописи или главы, а иногда и абзаца перед текстом делались заставки - декоративные или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте до трети. В конце старинной книги или ее глав и разделов имелись концовки, подобные заставкам, но меньших размеров.
Разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, получили название инициалы или буквицы. Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.
Украшением многих рукописей служили миниатюры - раскрашенные от руки иллюстрации в тексте. Такие старинные рукописи именовались "лицевыми".
Тексты древних рукописей располагались на двух сторонах листа, которые складывались в тетради. Каждая состояла из четырех двойных листов (16 страниц). Если рукопись была солидная, тетради сшивались в книгу, которую затем заключали ("крыли") в переплет из двух досок, обтянутых кожей, украшенных орнаментом, а иногда и позолотой.
Вместо кожи в более поздние времена употребляли парчу, бархат, атлас и другие дорогие ткани. Для того чтобы рукописные книги не портились, а также для их украшения поверх кожи прикрепляли металлические бляхи - угольники, средники.
Для каждого писца переписанная книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души. Можно себе представить, какая радость облегчения посещала писца по окончании трудов. С благодарственной молитвой и ликованием сообщается об этом в дневниковых записях.
На книгу в прошлом смотрели как на дорогую святыню. Хранили их в так называемой монастырской казне, рядом с другими наиболее ценными предметами церковной утвари.
Глава 3
Книжка – малышка своими руками
Создание книги всегда предполагает творчество. Человек должен уметь выражать свои мысли. У него должны быть способности и желание донести свои идеи до читателей.
Однажды на уроке наш учитель предложила нам написать свой рассказ и оформить его в книгу. Это задание меня очень заинтересовало, поэтому придя из школы домой, я сразу приступила к созданию своей книжки – малышки..
Я придумала историю об одной девочке Маше, которая совсем не ухаживала и никак не заботилась о своих игрушках. И однажды, наигравшись, она уснула и очутилась в красивом зале, где собрались игрушки со всего мира. Все игрушки веселились, пели и танцевали и только Машины стояли в стороне. И только тогда Маша поняла, что им очень плохо. С тех пор она очень любит свои игрушки и никогда не разбрасывает их.
Когда текст был уже готов, я решила назвать свою сказку «Маша и ее игрушки». После чего я прочитала текст своим родителям, и они его одобрили.
В качестве художника выступила моя мама, так как я хотела, чтобы рисунки в полной мере отражали суть рассказа. В роли литературного редактора был мой папа. Он внимательно прочитал историю, исправил ошибки. Кое-что он посоветовал переписать, что-то вычеркнуть вовсе.
После того как текст был набран на компьютере, мы распечатали на принтере листы, собрали их в книжный блок, отрезали лишнее. Наконец, книга готова! Я испытала настоящую гордость, держа ее в руках. (Фото 1)
Фото 1 Книжка своими руками
Глава 4
Книги – рекордсменки
Исследуя тему проекта, я узнала о том, что существуют необычные книги. Вот информация о некоторых из них:
Позже оказалось, что книжечка Николая Сядристого не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец Михаил Маслюк создал томик стихов А. С. Пушкина объемом всего 0,064 кубического миллиметра. На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик — в книге много страниц.
Заключение
В ходе своей работы я познакомилась с историей создания книг и узнала, что наши предки писали на глине, камне, коре, пергаменте. Прошло время, и люди изобрели бумагу, но так как типографий и печатных машин в древности не было, книги писались от руки. Написание книги была очень трудоемкой и длительной работой. Оказывается, большое внимание уделялось художественному оформлению рукописных книг. Книги отличались не только выделкой бумаги, красивым почерком, но и специальными украшениями.
Также мне удалось создать книжку - малышку, это занятие оказалось очень интересным и увлекательным.
Изучая материал по теме проекта, мне удалось найти интересные факты о книгах. Так, например, самой дорогой книгой мира считается «Библия» Гутенберга, самая большая книга в мире весит 252,6 килограмма, а самая маленькая книга в 15 раз меньше макового зернышка.
Литература
1. Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.
2. Володин, Б.Ф. Всемирная История библиотек. – СПб.: Профессия, 2004. – 432 с.
3. Баренбаум, И.Е. Книга: энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 800с.
4. Либрович, С.Ф. История книг в России. – СПб - М.: Товарищества М.О.Вольф, 1914. –
227 с.
Разлука
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
"Морская болезнь" у космонавтов
Басня "Две подруги"
Сказка "Колосок"