в статье, посвященной рассказу "Студент" А.П.Чехова, анализируется содержание произведения
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_student_a.p.chehova_-_duhovnyy_manifest_pisatelya.docx | 20.03 КБ |
Рассказ «Студент» А.П. Чехова – духовный манифест писателя
Курицына Мария Владимировна,
обучающаяся 10к класса МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска
Рассказ «Студент» А.П. Чехов считал одним из лучших и любимых своих произведений. По свидетельству Ивана Алексеевича Бунина Чехов однажды высказался:
««Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят: «а то вот еще есть писатель Чехов: нытик...». А какой я нытик? Какой я «хмурый человек»? Какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый мой любимый рассказ «Студент»... И слово-то противное: «пессимист»».
Следовательно, оптимистичный смысл, заложенный в маленьком по объему рассказе, должен, по мысли Чехова, перевесить пессимистичный настрой всех его произведений. Светлая устремленность ввысь, свойственная рассказу «Студент», для остального творческого наследия писателя не характерна, значит все свое представление о счастье жизни Чехов выразил именно в этом четырехстраничном рассказе.
В центре повествования фигура студента духовной семинарии Ивана Великопольского, который в Страстную пятницу вечером возвращался с охоты домой. Ощущение некомфорта физического: «У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо»… «по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть» - перерастает в ощущение некомфорта душевного: «Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие». Душевный дискомфорт рождает у студента тягостные мысли о вечной и неизбывной неустроенности жизни: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше.»
Среди мрачной темноты и пустынности окружающего пейзажа выделяется огонь – костер, разожженный на вдовьих огородах. К этому огню и устремляется студент. У костра Иван Великопольский встречается с хозяйками огородов, двумя вдовами Василисой и Лукерьей. Обогреваясь у огня, студент вспоминает евангельскую историю об отречении апостола Петра.
— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!
Почему же студент употребляет оборот «точно так же», и почему именно апостол Петр вспомнился в этот час студенту? И почему история отречения Пётра так эмоционально рассказана Иваном, что нашла живой отклик у двух слушавших его женщин? Исследователи творчества Чехова говорят о том, что в эту холодную ночь студент духовной семинарии произносит свою первую проповедь и, судя по реакции женщин, он будет хорошим священником.
«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.»
Но по эмоциональности изложения, по той силе переживания, которая проскальзывает в словах студента, который рассказывает не заученную неправдоподобную историю, а бывшее на самом деле, читатель понимает, что Великопольский исповедуется. Он ощущает апостола Петра реальным человеком из плоти и крови,
бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед...
человеком, который совершил ошибку и был прощен, как будет прощен каждый человек, обратившийся к Богу с покаянием. Но за что каяться главному герою? Например, за его легкомысленное поведение: в Великую Пятницу, когда все верующие вспоминают Страстные муки Христовы, студент духовной семинарии отправляется развлечься на охоту; за раздражение и уныние. В разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение. Не случайно чеховеды неоднократно ссылаются на известное свидетельство И. А. Бунина о том, что Чехова отличало «тонкое знание церковных служб и простых верующих душ».
Распрощавшись с вдовами, студент продолжает свой путь домой.
«И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.»
В окружающей природе не изменилось ничего: тот же мрак, тот же холод. Но мысли Ивана уже не такие мрачные, как в начале повествования. Он не думает уже о холоде и чувстве голода, другие размышления занимают его сознание. Реакция двух простых бедных неграмотных крестьянок показывает ему, что та связь времен, о которой он начинал уже задумываться, существует и эта связь - духовная.
Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
5. В последнем фрагменте рассказа открывается новый, оптимистичный взгляд главного героя на жизнь.
А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.
Состоялась встреча Ивана с Богом, к нему возвращается истинная вера, потому что он постигает ее суть: это «правда и красота». И самое главное, то, чему научили Ивана две вдовы, мать и дочь, так искренне переживавшие за апостола Петра, - любовь. Ведь «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Первое соборное послание святого апостола Иоанна).
Рисуем подснежники гуашью
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ледяная внучка
Браво, Феликс!
Лягушка-путешественница