В работе рассматривается гипотеза: "Действительно ли в XXI веке честь является меньшей ценностью, чем жизнь."
Цель работы: Сравнить нравственные подходы к защите чести во времена М. Ю. Лермонтова и в наши дни.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова "Строка, оборванная пулей..." | 2.99 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Строка, оборванная пулей…»
ДУЭЛЬ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
проектная работа по литературе
Подготовил: ученик 8 класса Лабунцов Данила
Руководитель – учитель русского языка и
литературы Мазепа Вера Павловна
п. Новоизобильный 2013 год
Содержание
Гипотеза: Действительно ли в XXI веке честь является меньшей ценностью, чем жизнь.
Цель: Сравнить нравственные подходы к защите чести во времена М. Ю. Лермонтова и в наши дни.
Задачи:
Классическая дуэль
Прежде чем начать разговор о роли дуэли в жизни великого поэта XIXвека М.Ю.Лермонтова необходимо выяснить значение этого слова по толковому словарю. «Дуэль – 1. Поединок. 2.Перен. Борьба, состязание двух сторон».[1] Дуэль – это поединок чести, основанный на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса, который утверждал: «Дуэль не должна ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах служить средством удовлетворения материальных интересов одного человека или какой-нибудь группы людей, оставаясь всегда исключительно орудием удовлетворения интересов чести».[2] Цель этих правил – поставить противников в равные условия, чтобы ни один из них не имел преимуществ.
При слове дуэль вспоминается храбрость и благородство д'Артаньяна, дружба мушкетеров, их веселые шутки. Во Франции XVII века дуэли случались на каждом шагу. В России поединки чести возникли в петровское время. Тогда же в «Уставе воинском» появилась глава «Патент о поединках и начинании ссор»: Петр I запрещал распоряжаться жизнью подданных – судить их мог только царь. В «Уставе» строго определена вина каждого дуэлянта: «Ежели случится, что двое на назначенное место выедут, и один против другого шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки отписать… Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мертвые повешены да будут».[3]
Петровский Указ не был отменен ни во времена Александра I, ни при Николае I, но никогда не исполнялся. Дуэлянта приговаривали к смерти, а потом казнь заменяли разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, «под пули горцев».
А в 1894 году Александр III официально разрешил поединки офицеров по личным обидам, не касавшимся службы. Первый дуэльный кодекс был опубликован во Франции 1836 году. Дуэль начиналась с того, что человек, считающий себя оскорбленным и требующий удовлетворения, то есть сатисфакции, посылал противнику вызов, или картель. По принятому ритуалу вызов мог быть или сделан на месте или его присылали в письменном виде – картель передавал секундант. После вызова противники больше не общаются друг с другом – условия дуэли обсуждают секунданты. Они уславливаются о месте и времени поединка, приобретают и проверяют дуэльные пистолеты. Лучшими в пушкинское время считали пистолеты парижского оружейника Лепажа, но пули к ним опытные дуэлянты предпочитали отливать сами, а не пользоваться готовыми. Условия дуэли могли быть разные. Противники договаривались об обмене двумя или тремя выстрелами или – чаще всего – дуэль продолжалась «до первой крови».
Надо было еще позаботиться о карете – достаточно вместительной, чтобы довезти раненого, и о докторе – учитывая запреты на дуэль и уголовную ответственность, которая грозила каждому участнику или свидетелю поединка, это было делом нелегким. Опоздание к месту дуэли не должно было превышать 15 минут, дуэль начиналась через 10 минут после прибытия всех участников. Распорядитель, избранный из двух секундантов, предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. В случае их отказа он излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. Секунданты вставали параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия совершались по команде распорядителя. По окончании боя противники подавали друг другу руки.
Во Франции дуэль чаще всего происходила на шпагах, и дуэльные правила были гораздо мягче, чем в России. Русские дрались почти всегда на пистолетах и стрелялись на расстоянии 10 – 12 шагов или еще меньше, смотря по тяжести нанесенного оскорбления. Поведение человека во время дуэли, как и на поле сражения, создавало ему репутацию храбреца или труса. Тот, кто струсил во время поединка, наказывается общественным презрением и уже никто в обществе не примет от него вызов – за ним больше не признавали прав чести.
При отсутствии законов, охраняющих личность, для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких.
Дуэль в произведениях Лермонтова
Чем была дуэль времен Лермонтова: уголовным убийством или честным поединком по правилам равных соперников? Попытаемся проследить это на материале произведений Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описал поединок чести. Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам поэт.
В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.Эйхенбаум предполагал, что “Песня...” написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае можно предположить, что толчком к созданию поэмы могла быть гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи. «Опозорил он, осрамил меня меня честную, непорочную...» - говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества. Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода.
Лермонтов-дуэлянт
В 1840 году произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, который обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем, на что Лермонтов заявил, что поведение де Баранта весьма смешно и дерзко. Последовал вызов де Барантом Лермонтова на дуэль. во французском посольстве настороженно относились к Лермонтову из-за его стихов на смерть Пушкина, считая, что в них Лермонтов оскорбил не лично Дантеса, а французов как нацию. Дуэль состоялась 18 февраля 1840 года в 12 часов дня за Черной речкой. Так как де Барант считал себя обиженным, Лермонтов предоставил ему выбор оружия. Истинный француз, де Барант избрал шпаги, хотя у соперников были и пистолеты. Решено было драться до первой крови, а потом перейти на пистолеты. Кстати, Лермонтов фехтовал плохо. Только дуэлянты скрестили оружие, как у шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а прекрасный дуэлянт де Барант успел сделать выпад, целясь острием в грудь Лермонтову и мог его убить, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Дуэлянты должны были стрелять вместе, но Лермонтов немного опоздал, видимо, не желая стрелять в де Баранта или просто испытывая свою судьбу. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону (в воздух). После чего де Барант подал ему руку, и они разошлись.
Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли, подвергнут суду и отправлен вторично в ссылку на Кавказ тем же чином поручика, но в Тенгинский полк, действующий в районе опасных боев. Здесь Лермонтов неоднократно проявил храбрость в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к ордену, но Николай I все представления отклонил. В отличие от Пушкина Лермонтов был далек от царского двора и сам не стремился к дуэлям.
О причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым
К моменту гибели Лермонтов уже был широко известным поэтом и автором романа "Герой нашего времени", однако на его смерть ни один из талантливых поэтов того времени не откликнулся вдохновенными и горькими стихами. Почему? Дело не только в характере Лермонтова, его остром языке и отношениях с окружающими людьми. Дело прежде всего в том, что большинство из тех, кто знал его, видели в нем молодого человека и офицера невысокого чина: как будто великий поэт обязан быть пожилым генералом. Повторялась история с Пушкиным: великий поэт и камер-юнкер.
Характер у Лермонтова был сложный, даже противоречивый. Поэт то веселился, то грустил, то часами молчал, то был желчным и саркастичным. Лермонтов любил поострить, даже высмеять кого-нибудь, любил распоряжаться на пикниках, потанцевать. А ведь при его неважном здоровье ему часто приходилось лечиться на Кавказе горячими серными ваннами.
В Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище "Мартышка". Зато он был очень самолюбивым. В феврале 1841 года он неожиданно подал прошение об отставке и был уволен с военной службы в звании майора. История темная. Ходили слухи о его нечестной картежной игре. Помня о мечте Мартынова дослужиться до генерала, можно полагать, что ушел он в отставку отнюдь не по собственному желанию. Это был крах его военной карьеры, его перспективы на будущее. Мартынов остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву. Да и в Петербурге ему было делать нечего среди его знакомых.
Мартынов резко изменился: стал мрачным, молчаливым и начал носить кавказский наряд, подражая горцам: черкеску с газырями, папаху на бритой голове. На поясе у него висел кинжал. Действительно, Мартынов выглядел экзотично среди русского населения Пятигорска. До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся. И один важный момент: Мартынов, почти ровесник Лермонтова и его однокашник по военной школе, был все-таки майором в отставке, а Лермонтов (может быть, из-за "крамольных" стихов и дуэли с де Барантом) был только поручиком. Поэтому Мартынов мог рассчитывать на уважительное отношение к нему Лермонтова, а тот насмехался над ним по-прежнему.
Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта - начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения!
В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова, подстрекали его к дуэли с поэтом. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов называл его "горцем с большим кинжалом". Сам же Мартынов после дуэли с Лермонтовым показал на суде, что "поединок этот был совершенно случайным" и что к Лермонтову он "злобы... никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться".
Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! Итак, вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек. Самолюбие Мартынова было задето насмешкой поэта над ним в присутствии дам. Мартынов "взорвался" и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен. Мартынов был неравнодушен к одной из присутствовавших дам, за которой он ухаживал, и насмешка Лермонтова над ним в ее присутствии вывела Мартынова из себя. Между прочим, на замечание поэту после этой ссоры, но еще до вызова на дуэль: "Язык мой - враг мой", - Лермонтов ответил спокойно: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями". Лермонтов не воспринял эту ссору всерьез, не думая о ее возможных последствиях. Но после этого вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах. Безусловно, Лермонтов, не придавая серьезного значения произошедшей ссоре, не стремился извиниться перед Мартыновым и успокоить его, и возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль.
Получается, что Лермонтов сам спровоцировал дуэль и главной ее причиной стал язвительный, задиристый характер поэта и его острый язык.
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
Поэтому Лермонтов, стремясь предотвратить дуэль, заявил после вызова Мартынова, что он отказывается от своего выстрела. Но Мартынов, подталкиваемый своим окружением, был уже ослеплен накопившейся злобой к Лермонтову и категорически отказался от примирения. Он боялся, что, взяв вызов назад, он станет посмешищем для всего Пятигорска.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера. Раньше считалось, что она произошла у подножия горы Машук возле Пятигорска, и на месте дуэли в 1915 году был установлен обелиск, созданный скульптором Микешиным, но в советское время было установлено, что на самом деле дуэль была в другом месте - у Перкальской скалы. Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз (!) при барьерах в 15 шагов (10,5 метра). А ведь такие условия могли быть только при тягчайшем оскорблении! Раз Лермонтов заранее отказался от своего выстрела, то это был не поединок, а убийство.
В записи П. Дикова так отображен поединок у подножия Машука:
“Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же:
— Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…
Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов… поднял пистолет и выстрелил вверх над его головой”. Затем грянул выстрел Мартынова. Поэт упал… “Мы подбежали, говорили мне бывшие в толпе, он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По увещеванию секундантов, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал: “Прости, Лермонтов!”. Последний хотел что-то сказать, повернулся и умер со своей ужасною погубившею его улыбкою”.
Этот документ подтверждает, что в ходе следствия секунданты скрыли один факт — пожалуй, самый важный: Мартынов стрелял в Лермонтова не только будучи уверенным, что тот в него не целится и не выстрелит, но именно в тот самый момент, когда Лермонтов поднял руку с пистолетом и, возможно, даже успел выстрелить в воздух. Это последнее характеризует необычный угол раневого канала, послуживший в свое время поводом для фантастической версии: будто в Лермонтова стрелял не Мартынов, а некто другой в кустах на скале.
Мартынов, вызвавший Лермонтова на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда поединок считался бы недействительным, фарсом, ведь оба не подверглись опасности. А если бы Мартынов стрелял явно не прицельно, мимо Лермонтова, то он стал бы посмешищем, отступать Мартынову было некуда.
По мнению известного лермонтоведа Э. Гернштейн, когда перед дуэлью началась буря, то, видимо, Столыпин, Трубецкой и, может быть, Дорохов на какие-то минуты не успели подъехать к месту дуэли до ее начала. Столыпин и Трубецкой, друзья и секунданты поэта, не думали, что поединок начнется при грозе и проливном дожде, тем более до их приезда. Но Мартынов торопил Лермонтова, и тот принял дуэль при двух секундантах. Так получилось, что Глебов и Васильчиков стали одновременно секундантами и Лермонтова, и Мартынова.
Что же касается секундантов, то с ними удивительная история. Много лет спустя Васильчиков заявил, что секундантами на дуэли были Столыпин (родственник поэта), Глебов, Трубецкой (друг поэта) и он, Васильчиков. На следствии было сказано, что Глебов был секундантом Мартынова, а Васильчиков (!) - Лермонтова. Присутствие Трубецкого скрыли потому, что он приехал в Пятигорск без отпуска, а присутствие Столыпина скрыли потому, что тот уже раз был замешан в дуэли Лермонтова с де Барантом и их обоих ждало бы серьезное наказание.
По сигналу секундантов дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов при виде торопливо шедшего к барьеру и целившегося в него из пистолета Мартынова, не желая стрелять и не трогаясь с места, вытянул над головой руку с пистолетом дулом вверх, презрительно глядя на Мартынова, выстрелил в воздух, а Мартынов, дойдя до барьера, безжалостно расстрелял неподвижного, безоружного Лермонтова. Пуля пробила грудь поэта навылет, вызвав его мгновенную смерть. Ни врача, ни повозки не было. Ливень прекратился. Поздно вечером тело поэта перевезли в дом Чиляева. Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался М. Ю. Лермонтов». По словам кн. Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I, отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».
На другой день при огромном стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе его бабушки Е.А.Арсеньевой Николай I разрешил перевезти его тело в свинцовом и засмоленном гробу в Тарханы, где его и погребли 23 апреля 1842 года в фамильном склепе Арсеньевых, рядом с могилой его матери.
Заключение
Не желая примириться с гибелью замечательного поэта на обычной дуэли, мы забываем, что дуэль по правилам двух равных дворян, независимо от того, кто из них более велик, - это честный поединок, за соблюдение условий которого своей честью отвечают и дуэлянты, и, конечно, секунданты. Ведь дуэлянты защищают свое достоинство. Мы уже выяснили, что Мартынова можно прямо назвать убийцей. К тому же, нельзя забывать, что Лермонтов был храбрым человеком и хорошим стрелком, будучи военным.
Мартынов, при всей своей ограниченности, понимал, что Лермонтов - огромный талант, но оскорбленное самолюбие затмило здравый рассудок, и Мартынов, припомнив все обиды, видел в Лермонтове не знаменитого поэта и однокашника, а насмешника, опозорившего его в присутствии дам.
Я считаю, что Мартынов ничего плохого Лермонтову не сделал и даже, признавая его способности и поэтический талант, не раз терпел его насмешки и колкости в свой адрес, пока Лермонтов, не думая о последствиях и не воспринимая Мартынова всерьез, не посмеялся над ним при дамах.
Мы провели социологический опрос и выяснили отношение населения к дуэли и защите чести. На диаграммах мы видим результаты опроса, в котором принимали участие две категории респондентов:
учащиеся (11 - 18 лет) - 30 человек, взрослые (35 - 60 лет) - 20 человек
1-й вопрос: «Как вы относитесь к старому обычаю русских дворян вызвать обидчика на дуэль?» Были получены следующие ответы:
Возраст | Кол-во человек | положительно | отрицательно | Затрудняюсь ответить |
11 – 18 лет | 30 | 4 | 15 | 11 |
35-60 лет | 20 | 2 | 14 | 4 |
Всего | 50 | 6 | 29 | 15 |
Можно сделать вывод, что современное общество против дуэли.
2-й вопрос: «Как вы поступите, если вас оскорбят?»
Из 50 учащихся ответили на этот вопрос так: применю физическую силу - 11 чел., не применю физической силы - 9 чел., другое выяснение отношений - 10 человек.
Люди старшего поколения от 30 до 60 лет выразили свое мнение следующим образом: 2 человека решительно за применение физической силы и только 2 человека сказали, что не применят физической силы. Большая часть респондентов остановились на другом: словесное выяснение отношений или защита своей чести и достоинства в суде.
Возраст | Кол-во человек | применяю физ. силу | не применяю физ.силу | другое |
11 – 18 лет | 30 | 11 | 9 | 10 |
30 - 60 лет | 20 | 2 | 2 | 16 |
Всего | 50 | 13 | 11 | 26 |
3-й вопрос «Как поступите вы, если оскорбят вашего ребенка?»
а) применю физическую силу;
б) не применю физическую силу;
в) другое выяснение отношений.
Из 20 взрослых 2 человека сказали, что применят физическую силу, 18 чел. - пойдут на беседу с родителями обидчика или подадут в суд.
Опрошенные | Кол-во человек | применяю физическую силу | не применяю физическую силу | другое выяснение отношений |
11 – 18 лет | 30 | 6 | 4 | 20 |
30 – 60 лет | 20 | 2 | - | 18 |
Всего | 50 | 8 | 4 | 38 |
Таким образом, этот опрос показал, что в наш гуманный век действительно жизнь ставится выше чести, но следует отметить, что чувство достоинства и чести каждый опрошенный готов защищать только гуманным путем, а лучше всего не запятнать свою честь смолоду.
4 вопрос: Проранжировать понятия по степени важности для вас:
Из 30 учащихся только 4 (13%) человек поставили честь на первое место, взрослые – 2 человека (4%).
Ресурсы
[1] Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
[2] Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. – СПб., 1996. – с.31-32.
[3] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. – с.165.
Пчёлки на разведках
Рисуем ананас акварелью
Снежная сказка
У меня в портфеле
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?