Целью исследования было изучение творчества Льва Кривошеенко, поэта, запечатлевшего в своих стихах образ родного города, его историю.
В ходе исследования было поставлено несколько задач, которые были реализованы.
1. Была представлена биография поэта, отражающая основные факты его жизни и творческого пути, были найдены те факты, которые натолкнули на выбор данной темы исследования. Прежде всего, это связь поэта с лицеем. Здание лицея располагается на улице, навсегда связанной с именем этого поэта – улице Мира. В нашей школе работает дочь поэта, учится его внучка, многие педагоги знакомы с поэтом лично. Нашему лицею поэт посвятил стихотворение.
В рамках укрепления связи лицея № 5 с этим, бесспорно, талантливейшим поэтом была проведены следующие мероприятия: знакомство с творчеством поэта, написание отзывов по его стихотворениям, литературный вечер встречи с Львом Сергеевичем.
2.Был проведен опрос волгоградцев и лицеистов по заданной теме для выявления уровня осведомленности волгоградцев об этом поэте.
Результаты опроса представлены на видео, анализ работ – в приложении.
3. Был проведен анализ стихов поэта (на основе отзывов лицеистов).
4. Миссия поэта, по мнению поэта, чтоб его «опыт в мире грозном этом» «оказался весьма полезным», хоть, быть может, спать спокойнее – неизвестным. Поэтому Лев Сергеевич никогда не стремился к славе. Но его творчество не просто полезно, а просто необходимо каждому. Ведь каждое строчка его стихотворений проникнута истинными, настоящими человеческими ценностями. И пока будут жить такие поэты, прославляющие родной город, Волгоград будет жить и процветать!
Гипотеза, поставленная в ходе исследования, также получила ответ.
Творчество волгоградских поэтов изучать необходимо. Их стихи – это посвящение родному и любимому городу, гармоничное слияние прошлого, настоящего и будущего Волгограда. А «родное» забываться не должно!
Но исследование не закончено. В дальнейшем, в рамках популяризации творчества этого поэта среди волгоградцев и молодежи, будут поставлены такие цели, как предложить список стихотворений, возможных для изучения в рамках школьной программы при знакомстве с поэтами – земляками; отснять документальный фильм, который послужит видеообращением к волгоградцам и всем тем, кто заинтересуется творчеством этого поэта, в качестве социальной инициативы – восстановить авторство слов на улице Мира, чтобы люди, проходившие мимо, всегда знали имя этого поэта, чтобы его строчки о родном городе на Волге всегда жили в сердцах людей!
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовтельская работа о волгоградском поэте Льве Кривошеенко | 61.88 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ № 5 им. Ю. А. Гагарина
Центрального района г. Волгограда
«Любовью согрето здесь имя поэта
и чтит его школьный народ»
(Творчество поэта Льва Сергеевича Кривошеенко в умах и сердцах волгоградцев и лицеистов)
Автор: Шкирдова Дарья, 10 б класс
Учитель: Зинова Ирина Викторовна
Руководитель: Тропкина Лариса Александровна
Оглавление.
I. Введение.
II. Волгоградский поэт Лев Кривошеенко в умах и сердцах волгоградцев и лицеистов.
III. Заключение.
Список литературных источников.
Приложение 1.
Приложение 2.
Аннотация.
Есть поэт, которому очень дорог наш город. Всё, что видит он вокруг себя, радует его взгляд, наполняет сердце счастьем, и в то же время напоминает о войне: и яблонька, и Волга, и слезы на глазах ветеранов в День Победы, и бессмертные кадры военной кинохроники. Война оставила везде свой отпечаток. И об этом забывать нельзя, чтобы не повторилась она. Для этого и нужна память. А стихи Льва Кривошеенко - это и есть лирическая память о войне, поэтический документ эпохи. И, безусловно, поэт достоин, чтобы его знали…
Актуальность выбранной темы.
В этом году мы отмечаем памятную для каждого человека дату – 70-летие победы советских войск под Сталинградом. Не забыта страшная битва на Волге, память вечно хранится в сердцах людей.
Ещё живы ветераны – очевидцы тех событий, но их всё меньше и меньше. На территории Центрального района в прошлом году проживало 2200 ветеранов, а уже в этом году – 1400. Поэтому так бережно мы стали относиться к рассказам очевидцев. Что будет, когда не станет ни одного человека, видевшего и пережившего войну?
Но вечным источником, передающим историю сквозь поколения, были, есть и будут книги. Стихи, рассказы, повести о войне. В том числе и о Сталинградской битве, ставшей коренным переломом в ходе всей Великой Отечественной войны.
Многие поэты и писатели обращались к этой теме в своих произведениях. Сталинградская битва появлялась на страницах книг, в строчках стихов, как в первые дни боев за город, так и после Победы. И даже сейчас, спустя 70 лет, появляются все новые и новые произведения, которые заставляют людей вновь вернуться к героическим событиям, почтить память тех, кто отстоял родной город и страну!
В этом году все лицеисты писали сочинения «Ратному подвигу Сталинграда жить в веках и стихах!» Но из тысячи учеников лишь 300 написали о своих прадедушках и прабабушках, воевавших или переживших войну. У остальных ребят уже никто в семье не может рассказать о воевавших родственниках. Но они в своих сочинениях рассуждали о значении Сталинградской битвы, восхищались подвигом защитников нашей земли. И именно волгоградские писатели помогли им рассказать о той битве на Волге. Ведь в их произведениях оживают не просто героические страницы истории всего государства. В своих стихах и прозе они рассказывают о своей малой Родине, о той земле, каждый сантиметр которой пропитан кровью земляков. Очень много в сочинениях лицеистов использовались поэтические строки Льва Сергеевича Кривошеенко – волгоградского поэта. В чём причина такой популярности именно этого поэта у лицеистов?
Лев Сергеевич Кривошеенко. Родился он в Воронежской области, но сердце свое навсегда отдал городу на Волге. В его стихах строчки и об известнейших битвах на Сталинградской земле, навсегда вошедших в историю, и о простых, никому не известных героях, навсегда положивших свою жизнь здесь, и о воспоминаниях ветеранов, и о вечной памяти ныне живущих.
И в каждом стихотворении, в каждой строчке, в каждом слове – беззаветная любовь к родному городу. И призыв помнить. Помнить подвиг тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы могли жить под чистым небом и ярким солнцем и никогда не увидеть тех ужасов войны.
А мы в столь громкие даты обращаемся к тем, кто хранит память о трагических событиях, кто в своих произведениях навсегда увековечил славный подвиг воинов, отвоевавших родной город, кто не позволит нам забывать о них!
Поэтому мы и обращаемся к поэзии нашего земляка – волгоградского поэта Льва Сергеевича Кривошеенко.
Степень изученности вопроса.
Тема истории родного города, исследования творчества того или иного поэта или писателя не раз были темами исследовательских работ. Следовательно, мы предположили, что и творчеству Льва Сергеевича Кривошеенко посвящено не одно исследование, ни одна критическая статья. Однако, глубоко изучив литературу, посвящённую этому поэту, мы обнаружили лишь несколько изданий стихотворений.
Двадцать первый век – первое средство поиска любой информации – интернет, где сейчас можно найти любые сведения по интересующему вопросу. Однако страницы интернета не пестрели фактами жизни этого человека. Все, что было возможно найти, это «кусочные» и скудные отрывки биографии поэта, стихи, которые в основном были в огромных сборниках вместе со многими другими авторами, и пару статей, посвященных юбилеям поэта и выходу сборников его стихов. Наиболее глубоким по содержанию было интервью с поэтом, опубликованное в газете «Интер», которое взял у Льва Сергеевича его сын – Новицкий Сергей Львович.
Для полноценного изучения творчества мы использовали имеющиеся источники, а также проанализировали лирические произведения писателя, побеседовали с дочерью Льва Сергеевича – Светланой Львовной, выявили интересные факты из воспоминаний о встречах с поэтом лицейских учителей литературы. Много фактов было установлено во время личной беседы с поэтом.
Новизна выбранной темы заключается в том, что мы попытались не просто рассказать какие-либо факты из биографии и творчества отдельного человека. Творчество Л.С.Кривошеенко было показано сквозь призму истории родного города, через связь поэта с лицеем. В работе глава 4 посвящена творчеству поэта глазами лицеистов.
Путем социологического опроса и анализа работ школьников мы выявили степень осведомленности волгоградцев о поэте-земляке, что обозначило проблему нашего исследования: волгоградцы очень мало знают о нашем замечательном земляке – поэте Льве Сергеевиче Кривошеенко. Для решения данной проблемы была выдвинута гипотеза: нужно ли изучать творчество поэтов - земляков, в том числе Льва Кривошеенко?
Цель работы: исследование творчества волгоградского поэта, запечатлевшего в своих стихах образ родного города, его историю.
Задачи:
1. Обозначить те факты его биографии, которые заинтересовали и стали толчком к исследованию.
2. Выявить уровень осведомленности об этом авторе через социологический опрос волгоградцев и лицеистов.
3. Познакомиться с биографией и творчеством поэта.
4. Провести анализ творчества поэта, определив его тематическое своеобразие.
5. Взять интервью у людей, знающих поэта.
6. Организовать встречу поэта с десятиклассниками.
7. Взять отзыв у лицеистов, познакомившихся с творчеством и личностью поэта.
8. Сделать вывод о «полезности» творчества поэта для школьников и волгоградцев, привлечь внимание к его творчеству широкого круга читателей.
Предмет исследования: стихотворения Л.С. Кривошеенко.
Объект исследования: лирика поэта о родном городе.
Методы исследования: поиск, анализ, сравнение, наблюдение, обобщение
Библиографический обзор.
Отправной точкой нашего исследования стал «Сборник волгоградских поэтов. Утренние колокола», цель которого – «вернуть» читателю поэзию родного города. Именно в этом сборнике стихов волгоградских поэтов впервые было обнаружено имя Льва Сергеевича Кривошеенко.
Основным литературным источником нашего исследования стала книга Льва Сергеевича «Земляне: стихи и немного прозы» - это один из самых полных сборников стихов поэта. В книге, изданный в 2005 году на 70-летний юбилей автора собраны самые известные стихи поэта, в ней также содержатся некоторые факты биографии поэта, огромное количество фотографий. Факты биографии, приводимые в данном исследовании, взяты в основном из этого источника.
Один из последних сборников стихов автора - «Вчера, сегодня завтра: стихи и немного прозы», состоящий из трёх разделов (избранные стихи, прозаические новеллы, зарисовки, четверостишия и двустишия, которые автор назвал «дурашками») - явился основным источником для анализа стихотворений поэта.
В Интернет – сборнике, посвященном 70-летию Сталинградской битвы, где собраны стихи многих поэтов, в том числе и не волгоградцев, посвященные городу на Волге, выделяется уникальность, самобытность Л. Кривошеенко.
На сайте http://www.miatz.ru помещена заметка о творческой встрече юбиляра со своими читателями. На выставке, устроенной в рамках празднования 75-летнего юбилея поэта, были представлены книги Льва Сергеевича из фондов библиотеки, подшивки старых газет с произведениями автора, фотографиями из личного архива поэта, диском «Земляне» с песнями А. Климова на стихи Льва Кривошеенко и фрагментами из детской оперы «Кудесница» на либретто Льва Сергеевича.
Большой интерес для нашего исследования представляет статья «Лев Кривошеенко “Поэзия не просто жива…”» и интервью со Львом Кривошеенко, приуроченное к 70- летию поэта, выходу книги избранных произведений литератора «Земляне» («Стихи и немного прозы»).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может использоваться на уроках литературы (в частности, при изучении литературы родного края), на внеклассных часах, на факультативах по данному предмету. Работа направлена на патриотическое воспитание молодого поколения, усиление интереса к творчеству поэтов-земляков.
II. Волгоградский поэт Лев Кривошеенко в умах и сердцах волгоградцев и лицеистов.
В рамках подготовки к празднованию 70-летия победы под Сталинградом мы знакомились со «Сборником волгоградских поэтов. Утренние колокола». Здесь нам встретилось имя Льва Сергеевича Кривошеенко. Заинтересовавшись его стихами, мы обратилась к источникам, которые могут рассказать о нем несколько больше, чем строчки его стихов, ведь творчество человека очень часто тесно переплетается с его биографией и судьбой.
Беседа с знакомыми новой информации не принесли. Те, кому это имя было известно, говорили о том, что Лев Сергеевич – известный волгоградский поэт, кто – то даже упомянул о его словах, выбитых на стеле, на улице Мира.
Необходимую информацию для будущей работы смогли рассказать лишь литераторы, учителя русского языка и литературы в моём лицее. Я узнала очень многие, интересные факты жизни поэта, с помощью книг глубже познакомилась с его творчеством.
Оказалось, что у нашего лицея очень крепкие связи с поэтом. Здание лицея располагается на улице, навсегда связанной с именем этого поэта – улице Мира. В нашей школе работает дочь поэта, учится его внучка, многие знакомы с поэтом лично.
Вот какую историю рассказала мне учитель русского языка и литературы, директор МОУ лицея № 5 Тропкина Лариса Александровна:
- В конце 70-х - начале 80-х в книжных магазинах можно было купить книги только волгоградских писателей. Моя мама очень хотела, чтобы я много читала, поэтому покупала книги, которые продаются в магазине. Тогда-то на моей книжной полке и появился сборник стихов Льва Сергеевича Кривошеенко. Я часто открывала его и перечитывала. А когда в 1984 году поступила в ВолГУ, то моей однокурсницей оказалась Светлана Кривошеенко. Тут-то я и вспомнила, что в сборнике Льва Кривошеенко было стихотворение "Светлане", которое он написал в 1967 году на рожденье своей дочки. Я узнала у своей сокурсницы, не она ли и есть дочка нашего волгоградского поэта? Оказалось, она. Мы с ней стали подругами. И я уже познакомилась со знаменитым поэтом лично. Вот такое необычное знакомство состоялось у меня с творчеством и личностью замечательного волгоградского поэта. А со Светланой мы теперь преподаём литературу в нашем лицее. И очень хотим, чтобы с творчеством Льва Сергеевича были знакомы и наши лицеисты. Поэтому Светлана Львовна часто приглашает своего отца на классные часы в свой класс.
Начнём и мы своё знакомство с творчеством самобытного поэта.
2. Биография поэта, связь с Волгоградом.
Лев Сергеевич Кривошеенко – известный волгоградский поэт - родился 17 января 1936 года в Воронежской области. Но своей родиной он считает Ленинск, где долгое время жили его родители, где родились его братья и сестра.
В первый класс пошел в год Сталинградского сражения. В 1951 году поступил в Камышинский гидромелиоративный техникум, который окончил в 1955 году. Но работать по специальности не довелось: забрали в армию. Так оказался он в Ленинградском военно-инженерном училище.
Недолгое время осваивал азы творчества в Литературном институте имени Горького, но решил заняться журналистикой на родной нижневолжской земле. С 1956 года его стихи стали печатать во многих газетах и журналах Поволжья. Известность быстро пришла к молодому и талантливому поэту. В 1964 году его приняли в Союз писателей СССР.
Всю свою жизнь он был связан с литературой: работал и в областной писательской организации, был секретарем областного общества книголюбов. С литературой не расстается и по сей день: заведует отделом писем в газете "Казачий Круг".
Его стихи переводились на языки народов братских республик, на чешский, польский, арабский; сам он тоже занимался переводами. За многочисленные выступления с чтением своих стихов в воинских частях Л. Кривошеенко награжден знаком "За культурное шефство над Вооруженными Силами". Лауреат Всероссийской литературной премии "Сталинград" за 1998г.
Неразрывно связан поэт с городом на Волге. В Волгограде родились и выросли дети: дочь Светлана и сын Сергей. Воспитанием занималась их мать – Людмила Васильевна Новицкая. А Лев Сергеевич много ездил по области, побывал почти в каждом уголке. И решил — лучше земли, лучше края на свете нет…
Вот что говорит сам поэт о нашем городе: «В городе-герое, ставшим для меня родным, мне хорошо живется и работается, потому что чаще всего я нахожусь среди порядочных людей и моих друзей»[1].
Жизненным кредо, целью всей жизни стали слова, посвящение родному и любимому городу:
Город мой
над рекой великой,
я всегда у тебя в долгу,
я хочу в твою Вечную Книгу
записать хоть одну строку…
Лев Кривошеенко вписал не одну строчку в Вечную Книгу Памяти Сталинградской земли. Множество стихов посвящено городу на Волге. Всего себя он отдал для того, чтобы любимый город рос и процветал, был самым лучшим городом на земле, таким, каким он представлен в его стихах.
Память о бесконечной любви поэта к Волгограду хранит каменная стела на улице Мира, на первой восстановленной улице родного города.
Улица Мира.
Каждый дом, и подъезд, и квартира,
И сердца навсегда сохранят:
С этой улицы – улицы Мира
Нами был возрожден Волгоград.
Эти слова – о городе, как птица Феникс восставшему из руин, в память о тех людях, которые смогли отстроить и вернуть красоту городу!
Только вот почему - то волгоградцы не знают, кто автор этих слов.
3. Материалы социологического исследования (Жаль, что такой поэт стал малоизвестным…)
С целью подтверждения, или наоборот, опровержения этого факта был проведен опрос волгоградцев по заданной теме. На улицах города прохожим задавался вопрос: «Известно ли вам имя Льва Сергеевича Кривошеенко?» При утвердительном ответе мы просили рассказать имеющуюся информацию о нем. В результате из огромного количества людей, участвующих в опросе, лишь немногие знали, кто этот человек, и лишь единицы смогли сказать несколько больше, чем просто «волгоградский поэт».
Находясь на улице Мира, у стелы, на которой выбиты слова поэта[2], волгоградцам задавался вопрос: «Можете ли вы назвать автора слов на стеле?» Результаты тоже не порадовали. Всего лишь несколько человек смогли назвать истинного автора. Большинство проходивших либо отвечали «не знаю», либо называли другие фамилии, никак не связанные с этим памятником.
Из социологического опроса следует вывод: имя талантливого земляка Льва Кривошеенко практически не известно широкому кругу волгоградцев…
Может быть, не стоит переживать, ведь стихи пишут многие, а программа по литературе насыщена классическими лирическими произведениями.
В интервью[3] с отцом сын Льва Сергеевича задал вопрос: «Даже выложенные на известном памятном знаке в центре Волгограда, на улице Мира, твои поэтические строки почему-то без подписи…»
На что наш поэт отвечает:
— Думаю, кто автор выложенных на граните поэтических строк — дело десятое…
— А вот о главном: современную российскую поэзию все меньше читают…
Стоит или не стоит изучать современную российскую поэзию, творчество поэтов-земляков, стихотворения Льва Кривошеенко, мы решили узнать у лицеистов, дав задание параллели 10 классов – познакомиться с творчеством поэта – земляка, написать отзыв по любому понравившемуся стихотворению.
Анализируя написанные отзывы, мы сделали вывод: фамилия Льва Кривошеенко для многих школьников, действительно, ранее была неизвестна. Вот лишь несколько высказываний из работ школьников:
- Лев Кривошеенко был для меня ранее неизвестным автором, но после прочтения нескольких его стихотворений я пожалел об этом (Дулькин Тимофей, 10 а)
- Это не особо известный поэт и пока нам не дали задание познакомиться с его произведениями, я даже не представляла, насколько этот поэт может затронуть душу (Соколова Лиза, 10 б)
- С творчеством Льва Сергеевича я познакомилась недавно, но мне очень понравились его произведения (Алтухова Дарья, 10 б)
Несмотря на то, что раньше ребята ничего не знали о Льве Кривошеенко и первый раз познакомились с его творчеством, все были единодушны в том, что в дальнейшем собираются продолжать знакомство с его произведениями, так как стихи очень понравились.
Отзывы были написаны по очень многим стихотворениям поэта. Но несомненными лидерами стали стихи о любви – «Существует», о дружбе и взаимопомощи – «Родня», о войне – «Кинохроника 43-го года», «Ветераны».
И это не удивительно. Все три темы вечны. И пока такие темы как любовь, дружба, взаимопомощь, верность Отчизне и память о тех, кто отдал свои жизни за родную землю, будут интересны людям, и прежде всего, конечно же, молодому поколению, стихи Льва Сергеевича будут жить! И, по словам самого поэта, его «опыт в мире грозном этом» пускай «окажется весьма полезным», хоть может, по выражению самого поэта, спать спокойнее – неизвестным.
4. «Весьма полезный» опыт Льва Сергеевича Кривошеенко (Анализ отзывов на стихи Л.С.Кривошеенко).
Опыт Льва Сергеевича, запечатлённый в стихах, действительно оказался «весьма полезным» для лицеистов. Темы, освещённые в лирике поэта близки десятиклассникам. Каждый нашёл для себя что-то сокровенное, значимое.
Безусловно, многих заинтересовала любовная лирика. Тема любви - вечная тема. Она высвечивается в творчестве многих поэтов, в том числе и в творчестве Льва Сергеевича. Не всегда у него любовь взаимная, счастливая, приносящая радость, но несмотря ни на что автор верит в любовь и ее живительную силу. Не будет преувеличением сказать, что его стихи о любви расширяют представление о мире, о диапазоне чувств, поднимают над обыденностью, лечат боль, утешают в трудную минуту.
Молодому поколению присуще задавать вопросы, вероятно, поэтому у многих вызвало интерес стихотворение «Существует», где смерть задает человеку главный вопрос: «Существует ли любовь? «Несвятая, незаповедная, грозная, злая. Существует!»- отвечает мужчина. Несмотря ни на что. Марахтанова Александра, 10 б пишет: «Это стихотворение наполнено глубочайшим смыслом. Когда у человека нет надежды на взаимность, когда он влюбился в неверную, когда он соглашается с тем, что он безумец, но все равно любит и верит, что эта божественная, священная любовь все же существует».
Ещё одна тема, которая волнует ребят – это дружба, взаимопонимание и взаимопомощь. Тема дружбы, помощи человеку в любой ситуации, при любых обстоятельствах актуальна. И тем более, среди дружного лицейского братства. Чем старше становятся дети, тем больше они нуждаются в крепкой дружбе, в надёжных товарищах. Волнуют их вопросы о доверии, честности, взаимности. Не случайно стихотворение «Родня» было прочитано многими десятиклассниками и не оставило их равнодушными.
- Но почему же «Родня»? – задаёт вопрос А. Опфер (10 а). И находит ответ на свой вопрос в окончании стихотворения. Лирический герой говорит про водителя и про себя: «Он вдруг заговорил на русском, я – на арабском языке». Автор показал, что в экстремальных ситуациях, когда грозит опасность, в людях открывается что- то особенное, всё становится одним целым, а незнакомые люди могут стать вмиг родными.
Дулькин Т. (10 а) тоже рассуждает о том, что ему близка и понятна мысль автора: когда жизнь висит на волоске, и это может случиться с каждым ничего не подозревающим человеком, в трудной ситуации люди сближаются и идут на помощь друг другу, несмотря ни на что. И это радует, ведь так хочется верить в то, что все люди братья. А в стихотворении «Родня» эта мысль утвердительна. А. Илюхин (10 а) увидел суть стихотворения в следующем: люди, разные по национальности, культуре и вере, способны в различных ситуациях найти общий язык и стать ближе. Как актуальна эта идея стихотворения. В наше время найти общий язык не могут не только люди разных национальностей, но и люди, говорящие на одном языке, родные люди. Не надо ждать трудной и даже опасной ситуации для того чтобы строить взаимоотношения на принципе дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема войны, безусловно, вызывает не только интерес, но является очень значимой для нас. Для этого у нас есть много причин. Во-первых, мы живём на легендарной и героической земле сталинградской, где всё пропитано патриотизмом, гордостью, ненавистью к войне, затронувшей практически каждого в нашей стране, в нашем городе. Во-вторых, в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк В.О. Ключевский, "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем"[4]. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории. Те же задачи и у литераторов. А лирические произведения в сжатой и доступной форме могут рассказать о тех же событиях просто и понятно. Поэтому мы с искренним интересом читаем стихи, которые являются поэтическим документом истории.
Тема войны – одна из ведущих тем в творчестве Льва Кривошеенко. Как не раз признавался сам поэт: «…Я пишу о войне, о войне, очень мало пишу о любви…»[5]. Война стала главным действующим лицом в его творчестве. Даже тогда, когда он пишет о нашей великой русской реке Волге или таком родном деревце «Яблонька». Глядя на реку не только любуешься ею, но и вспоминаешь о тех страданиях, которые она перенесла во время пожарищ Сталинградской битвы. Н. Арчаков (10 а) размышляет по поводу стихотворения «Яблонька»: «Мне кажется, что ствол деревца - это судьба или душа человека, израненная войной. Человек на войне так же, как и это дерево, не знает, сколько ему осталось жить. Война забрала огромное количество жизни и покалечила миллионы судеб».
Особенно внимание десятиклассников привлекли два стихотворения -
«Кинохроника 43-го года», «Ветераны». Первое – изображение войны как бегущей череды кадров военной кинохроники, ставших живыми «документами эпохи». Второе – о памяти. О тех, кто воевал за родную землю. Ветераны, спустя годы после той страшной битвы на Волге, собираются, чтобы почтить память тех, кто воевал вместе с ними и уже не вернулся с поля боя…
А. Остапенко (10 б): «Я читала это стихотворение с замиранием сердца. Ветераны – это люди, преодолевшие страх. Мы должны уважать их. Свое уважение Лев Кривошеенко показал в этом стихотворении». Л. Соколова (10 б) написала, что стихотворение «Ветераны» заставило её ещё раз задуматься - ветераны не вечны. И нашему поколению оказана огромная честь видеть еще живых ветеранов, «живую историю». Это произведение еще раз напомнило значимость той войны, значимость тех потерь, которые мы не должны никогда забывать!
И если стихотворение «Ветераны» ещё раз подтвердило то, о чём все думают, что понимают, то стихотворение «Кинохроника 43-го», напротив, удивило неизвестностью изображаемого. Обычно принято говорить о подвигах солдат, о героизме простых советских людей, о трудном деле врачей и санитаров, об артиллеристах, лётчиках, пехоте и даже шофёрах на войне. Но это стихотворение Льва Сергеевича Кривошеенко – посвящение тем людям, которые даже в жесточайших условиях войны могли творить -военным журналистам. В своих репортажах запечатлели они замерзшую, предрассветную Волгу, и занесенные снегом окопы, и дом, только что стоявший неприступной крепостью, и в одно мгновение рухнувший, как карточный домик. Как бегут еще живые солдаты, и лежат уже навсегда «уснувшие» на этом поле боя… В этих строках вся правда о войне. И как бы с течением времени эти события не отдалялись от нас, кадры кинохроники не дадут нам забыть всех ужасов войны. Это стихотворение своим содержанием обращается к нам: «Чтобы эти кадры смогли ожить лишь на экране в кинозале, и никогда не смогли повториться в жизни, помните те события!»
Таким образом, читая стихи Льва Сергеевича Кривошеенко, обращаясь к его жизненному опыту, мы приходим к выводу, что это «весьма полезный опыт», который нужно изучать, чтобы лучше понимать жизнь, чтобы знать историю своей страны, своего родного города. Чтобы знать, не забывать, не давать исказить! Стихи о Сталинграде-Волгограде волгоградского поэта Льва Сергеевича Кривошеенко нужно учить в школе на уроках литературы. Полезны они будут и на уроках истории.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Целью исследования было изучение творчества Льва Кривошеенко, поэта, запечатлевшего в своих стихах образ родного города, его историю.
В ходе исследования было поставлено несколько задач, которые были реализованы.
1. Была представлена биография поэта, отражающая основные факты его жизни и творческого пути, были найдены те факты, которые натолкнули на выбор данной темы исследования. Прежде всего, это связь поэта с лицеем. Здание лицея располагается на улице, навсегда связанной с именем этого поэта – улице Мира. В нашей школе работает дочь поэта, учится его внучка, многие педагоги знакомы с поэтом лично. Нашему лицею поэт посвятил стихотворение.
В рамках укрепления связи лицея № 5 с этим, бесспорно, талантливейшим поэтом была проведены следующие мероприятия: знакомство с творчеством поэта, написание отзывов по его стихотворениям, литературный вечер встречи с Львом Сергеевичем.
2.Был проведен опрос волгоградцев и лицеистов по заданной теме для выявления уровня осведомленности волгоградцев об этом поэте.
Результаты опроса представлены на видео, анализ работ – в приложении.
3. Был проведен анализ стихов поэта (на основе отзывов лицеистов).
4. Миссия поэта, по мнению поэта, чтоб его «опыт в мире грозном этом» «оказался весьма полезным», хоть, быть может, спать спокойнее – неизвестным. Поэтому Лев Сергеевич никогда не стремился к славе. Но его творчество не просто полезно, а просто необходимо каждому. Ведь каждое строчка его стихотворений проникнута истинными, настоящими человеческими ценностями. И пока будут жить такие поэты, прославляющие родной город, Волгоград будет жить и процветать!
Гипотеза, поставленная в ходе исследования, также получила ответ.
Творчество волгоградских поэтов изучать необходимо. Их стихи – это посвящение родному и любимому городу, гармоничное слияние прошлого, настоящего и будущего Волгограда. А «родное» забываться не должно!
Но исследование не закончено. В дальнейшем, в рамках популяризации творчества этого поэта среди волгоградцев и молодежи, будут поставлены такие цели, как предложить список стихотворений, возможных для изучения в рамках школьной программы при знакомстве с поэтами – земляками; отснять документальный фильм, который послужит видеообращением к волгоградцам и всем тем, кто заинтересуется творчеством этого поэта, в качестве социальной инициативы – восстановить авторство слов на улице Мира, чтобы люди, проходившие мимо, всегда знали имя этого поэта, чтобы его строчки о родном городе на Волге всегда жили в сердцах людей!
Используемая литература.
1. Кривошеенко Л.С. «Земляне: стихи и немного прозы» - Волгоград,: Издатель, 2005 – 528 с.
2. Сборник волгоградских поэтов. Утренние колокола.- Волгоград: Областная писательская организация, 1993. – 384 с.
3. «Вчера, сегодня завтра: стихи и немного прозы», Лев Кривошеенко (Бурлаков). – Волгоград: Издатель, 2009. – 320 с.
Интернет – источники:
Статья: Лев Кривошеенко «Поэзия не просто жива…»
Интернет – сборник, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.
Непечатные источники:
Приложение 1.
Встреча с поэтом.
(вопросы и ответы)
Приложение 2.
Из отзывов работ школьников на стихи Л
.С. Кривошеенко.
1. Факты биографии поэта
- «…Одним из них является Лев Кривошеенко – поэт, член союза писателей России.» (Бабкина А., 10 а)
- « Лев Кривошеенко – уважаемый многими волгоградский поэт. Он родился в Воронежской области, окончил высшие литературные курсы, а также был членом КПСС и СПСССР. Он был удостоен премии «Сталинград».» (Дулькин Т., 10 а)
- « Кривошеенко Лев Сергеевич – известный волгоградский поэт и журналист, автор более 10 сборников стихов.» (Степанников А., 10 а)
- «Лев Кривошеенко – известный волгоградский поэт и прозаик.» (Шкирдова Д., 10 б)
- « Лев Кривошеенко – известный волгоградский поэт.» (Марахтанова А., 10 б)
- « Лев Сергеевич Кривошеенко – известный волгоградский поэт.» (Дружинина Д., 10 б)
- «8 сентября 2011 года, в рамках празднования дня города, в библиотеке имени В.М.Шукшина произошла торжественная встреча, посвященная 75-летию со дня рождения поэта, члена Союза писателей России, лауреата премии «Сталинград», ответственного секретаря общества книголюбов Льва Кривошеенко.» (Ершов А., 10 а)
- « Лев Сергеевич Кривошеенко – интересный, талантливый наш земляк. Известный волгоградский поэт, член Союза писателей России, автор более 10 поэтических сборников, лауреат Всероссийской Премии «Сталинград» (1998) и просто замечательный человек.» (Климчук В., 10 а)
2. Осведомленность о поэте и его творчестве, впечатление
-«… Тем не менее, Лев Кривошеенко был для меня ранее неизвестным автором, но после прочтения нескольких его стихотворений я пожалел об этом.» (Дулькин Т., 10 а)
- « Все стихотворения нашего волгоградского поэта очень легкие. Его произведение актуально. Мне понравилось творчество этого человека со светлыми мыслями.» (Остапенко А., 10 б)
- «…Это не особо известный поэт и пока нам не сказали познакомиться с его произведениями, я даже не представляла, насколько этот человек может затронуть душу.» (Соколова Л., 10 б)
- «Лев Кривошеенко – воистину гениальный поэт, своими на первый взгляд простыми строками заставляет глубоко задуматься о вечном.» (Марахтанова А., 10 б)
- «С творчеством Льва Сергеевича я познакомилась недавно, но мне очень понравились его произведения.» (Алтухова Д., 10 б)
- «…поэт имеет необычный взгляд на обыденные вещи…И в будущем я с удовольствием познакомился бы и с другими произведениями этого известного волгоградского поэта.» (Шабанов А., 10 б)
- «Стихотворение произвело хорошее впечатление. Прочту и другие произведения автора.» (Беловолова А., 10 б)
- «И мне очень приятно, что поэт Лев Кривошеенко, лауреат премии «Сталинград», живет в моем городе и пишет о нем. Ведь стихи – это память. Прочитав его стихи, мы можем вернуться, понять, сколько пережил город, сколько погибло людей. А самое главное, в нас преумножается гордость за Волгоград, Сталинград и Царицын.» (Лязникова М., 10 б)
- «Стихотворения Льва Сергеевича Кривошеенко произвели на меня большое впечатление. Я считаю, что эти стихотворения должны прочитать все, потому что они помогают воспитать в человеке дух патриотизма и любовь к родине, которых так не хватает нынешнему поколению.» (Филатов, 10 а)
Отзывы о стихотворениях:
1.«Существует»
- Бондаренко Антон, 10 а:
«…смерть задает человеку главный вопрос: «Существует ли любовь? «Несвятая, незаповедная, грозная, злая. Существует!»- отвечает мужчина. Несмотря ни на что: ни на страдание, ни на боль, ни на зло – он верит в любовь. Истинную, искреннюю, священную и даже перед страхом смерти не отрекается от своего.
- Джафаров, 10 а:
«Автор колеблется, сомневается, спрашивает себя. На главный вопрос: «Существует?» он отвечает: «Существует!». Наверное, это один из главных вопросов в жизни. Каждый должен решить для себя сам.»
- Рыбникова М., 10 а:
«Автор пытался донести до читателя, что любовь священна и прекрасна. И ему это удалось в полной мере.»
- Марахтанова Александра, 10 б:
«Это стихотворение наполнено глубочайшим смыслом. Когда у человека нет надежды на взаимность, когда он влюбился в неверную, когда он соглашается с тем, что он безумец, но все равно любит и верит, что эта божественная, священная любовь все же существует. Ведь если и есть во Вселенной чувство, способное окрылять и унести человека за облака, а затем безжалостно рубить о землю, то это любовь…Наверное, в этом и есть сила любви.»
2. «Ветераны»
- Остапенко А., 10 б:
«Я читала это стихотворение с замиранием сердца. Ветераны – это люди, преодолевшие страх. Мы должны уважать их. Свое уважение Кривошеенко показал в этом стихотворении.»
- Соколова Л., 10 б:
«Строчки «Чтобы все припомнилось, как было,
в задолго назначенные даты,
на места великой битвы
прибывают сталинградские солдаты.
Заставляют задуматься. Ведь ветераны не вечны. И нашему поколению оказана огромная честь видеть еще живых ветеранов, «живую историю». Это произведение еще раз напомнило значимость той войны, значимость тех потерь, которые мы не должны никогда забывать!»
3. «Шаровая молния»
- Колосов Е., 10 б:
«Автор размышляет о таких понятиях, как гармония, божественный дар. Меня сильно тронуло это стихотворение своим описанием природы и характера человека. »
4. «Кинохроника 43-го года»
- Леонтьева А., 10 б:
«Меня поразило простое, ясное, лаконичное описание происходящих событий. Я ясно вижу, как кинооператоры, рискуя своей жизнью в жестоких боях, невзирая на смертельную опасность, снимали для нас, потомков, историю. На стихотворениях, созданных в годы войны, стоит особенная «печать», «печать» чувств и переживаний.»
- Шкирдова Д., 10 б:
«Стихотворение насквозь проникнуто темой войны. Оно – посвящение тем людям, которые даже в жесточайших условиях войны могли творить -военным журналистам. В своих репортажах запечатлели они замерзшую, предрассветную Волгу, и занесенные снегом окопы, о дом, только что стоявший неприступной крепостью, и в одно мгновение рухнувший, как карточный домик. Как бегут еще живые солдаты, и лежат уже навсегда «уснувшие» на этом поле боя…В этих строках вся правда о войне. И как бы с течением времени эти события не отдалялись от нас, кадры кинохроники не дадут нам забыть всех ужасов войны.
Помните те события! Чтобы эти кадры смогли ожить лишь на экране в кинозале, и никогда не смогли повториться в жизни! »
5. «Родня»
- Опфер А., 10 а:
«Автор рассказывает нам историю от первого лица, и можно предположить, что данный инцидент произошел с самим автором. Где-то в Алжире он попадает в аварию. Он точно описывает падение автомобиля с обрыва. Но почему же «Родня»? В заключении автор говорит про водителя и про себя: «Он вдруг заговорил на русском, я – на арабском языке. Он показал, что в ситуациях, которые могут окончиться печально, в людях открывается что то особенное, все становится одним целым.»
- Степанников А., 10 а:
«По моему мнению, главной темой этого произведения является взаимодействие между людьми разных наций и религий. Ведь не важно, какой ты, какого цвета твоя кожа, в какого Бога ты веришь, в экстремальных ситуациях люди становятся одинаковыми перед обстоятельствами.»
- Дулькин Т., 10 а:
«Стихотворение не приурочено к какой-либо дате или знаменательному событию. Оно понравилось мне тем, что оно написано легко и общепонятно, но в тоже время передает все волнения и ужас происходящего. В стихотворении описывается момент, когда вся жизнь висит на волоске, который может случиться с каждым ничего не подозревающим человеком. Автор хочет показать, что в трудной ситуации люди сближаются и идут на помощь друг другу, несмотря ни на что. »
- Бабкина А., 10 а:
«В стихотворении описывается поведение человека в момент критической ситуации. Два абсолютно разных человека по национальности, по вере, по социальному положению в обществе, в одно мгновение оказываются у одной черты. Вся жизнь, у каждого своя, проносится у них перед глазами. Это произведение показывает, как люди разной национальности, веры в глубине души могут быть близки.»
- Илюхин А., 10 а:
«Данное произведение посвящено тому, что люди, хоть и разные по национальности, культуре и вере, способны в различных ситуациях найти общий язык и стать ближе.»
6. «Светлана»
- Петраевский В., 10 б:
«Прочитав данное стихотворение, осознаешь, какое трепетное отношение у Кривошеенко к детям. Он ведет общение не как с еще неразумным, а как с уже смыслящим человеком.»
7. «Счастье»
- Анохин А., 10 б:
«Читая стихотворение «Счастье», я невольно задумался о том, как счастлив может быть человек, когда у него есть что-то близкое сердцу, как он восхваляет ее. Автор счастлив, что она есть, чем и обусловлен выбор названия. Счастьем жив человек, пока есть счастье, течет кровь в его теле.»
8. «Первый снег»
- Иванов А., 10 б:
«В стихотворении нарисована картина русской природы. Тихим зимним вечером, в сумерки, на землю падает первый снег. Он неслышно оседает на неровную поверхность. Кажется, что снег прилетел из темной космической бездны. Автор любуется кристаллическими снежинками, пронизанными звездным сечением, и от этого на его душе становится легко, чисто и слегка тревожно.»
9. «Радуга над Волгой»
- Щирый, 10 а:
«Мне понравился это стих тем, что автор пытается донести до читателя, каким он видит русскую природу на примере реки Волги. Автор хочет показать нам, что нужно заботиться о природе, ибо случится что-то плохое.»
10. «Молодежь золотая…»
- Алтухова Д., 10 б:
«Поэт пишет о друзьях – совеем еще юных парнях, ушедших на войну. В его понимании, золотая молодежь-это люди с чистым сердцем, а не с толстым кошельком. А вот кого мы можем отнести к категории «золотая молодежь»? Детей из богатых семей, в большинстве случаев у которых нет ничего, кроме денег. А вот «от двадцатого года и по двадцать второй» было подлинно золотое - это подвиг героев. »
11. «У зимней Волги»
- Радченко И., 10 б:
«Читая это стихотворение, создается гордость за величие этой реки. К сожалению, а может к счастью, любуясь этим видом нельзя не вспомнить о тех долгих днях, когда эта река увидела много страданий, когда разлившаяся по реке нефть горела, когда взрывались бомбы. Именно все это отражено в стихотворении.»
12. «Яблонька»
- Арчаков Н., 10 а:
«Стих зацепил меня. Мне кажется, что ствол деревца - это судьба или душа человека, израненная войной. Человек на войне так же, как и это дерево, не знает, сколько ему осталось жить. Война забрала огромное количество жизни и покалечила миллионы судеб.»
13. «За облаками»
- Беловолова А., 10 б:
«Стихотворение привлекло меня легким для прочтения слогом, интересными эпитетами и отношением автора к полетам и чувствам, охватывающим человек при полете на самолете. Ощущение высоты и полета сквозь облака, по словам автора, легко и удивительно.»
14. «Дурашки»
- Шабанов А., 10 б:
«Прочитав стихотворение Л.С.Кривошеенко «Дурашки», сразу ощущается, что этот поэт имеет необычный взгляд на обыденные вещи. Необычностью этого произведения является то, что одно стихотворение является сборником стихотворений.»
15. «Сапер»
- Цаберт А., 10 б:
«В этом произведении Кривошеенко описывает человека, у которого в душе, в теле присутствует страх, ответственность, но, не взирая на это, он должен сделать это для своей страны, семьи, товарищей, у него нет права на ошибку.»
16. «Признание»
- Дружинина Д., 10 б:
«Название этого стихотворения дает его полную характеристику. Это признание в любви к Волгограду. Оно наполнено сокровенными чувствами автора. Это любовь, но в тоже время боль из-за страшных испытаний, через которые прошел город во время войны. Но это стихотворение не только признание. Это призвание уважать, помнить и почитать город, в котором родился и живешь»
[2] Каждый дом, и подъезд, и квартира,
И сердца навсегда сохранят:
С этой улицы – улицы Мира
Нами был возрожден Волгоград (Улица Мира).
[4] «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости» www.foxdesign.ru
Прекрасное далёко
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Знакомые следы
Яблоко
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"