Литературный анализ поэтического творчества Светланы усатых из г. Александровска Пермского края
Вложение | Размер |
---|---|
_2011_koryakina.doc | 616 КБ |
АЛЕНА КОРЯКИНА, МОУ СОШ № 1,10 класс, г. Александровск Пермский край
Победитель краевого конкурса проектов «Молодежная творческая мастерская» 2011 года
в номинации «Литературоведение»
Проект, представленный на конкурс: «Люблю я в Александровск возвращаться ...»
Содержание проекта: литературоведческий анализ
поэтического творчества Светланы Усатовой из
г. Александровска. Ценность работы Алёны Корякиной
состоит в том, что за поэтическими образами она сумела
увидеть и проследить жизненный путь, пройденный
поэтессой, перипетии ее судьбы, душевные взлеты,
страдания и творческие увлечения. Это свидетельствует о
редком качестве - способности глубоко погружаясь в
исследуемый материал ощутить чувства и эмоции другого
человека, не приписывая ему свои.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Базовая средняя общеобразовательная школа»
«Люблю я в Александровск возвращаться..» (Лирика александровского автора Светланы Усатых)
Выполнила: Корякина Алёна Андреевна,
10 «А» класс,
МОУ «БСОШ» №1;
Домашний адрес:
618320;
Пермский край, г.Александровск,
Ул. Ленина, 8-47.
Телефон: 8-34-274-3-70-24.
Руководитель:
Дедова Надежда Павловна,
учитель русского языка и литературы
Александровск,
2011
Содержание
Стихи о родине, природе и любви.........................................................3
Философская лирика...............................................................................5
Об искусстве и увлечениях……….........................................................10
Список использованной литературы……………........................................14
Приложение..................................................................................................15
Введение
В 2010 году Александровской городской библиотеке исполнилось 100 лет. Юбилейной дате был посвящён выпуск сборника стихов местных авторов «И пробуждается поэзия во мне». Появление сборника стало значительным событием в духовной жизни горожан. Среди произведений, опубликованных в книге,- стихи Светланы Усатых, светлые, искренние, жизнеутверждающие, отразившие размышления нашей современницы о вечных человеческих ценностях.
Светлана Валентиновна Усатых родилась 7 апреля 1969 года в городе Александровске Пермской области. Её отец был капитаном милиции, а мать работала главным бухгалтером в Госстрахе. Светлана Валентиновна закончила МОУ «СОШ» №1 с серебряной медалью, затем поступила в ПГУ на экономический факультет. После успешного окончания университета вернулась в свой родной город и начала работать на АМЗ экономистом, где трудится и сегодня.
На жизнь Светлана Валентиновна смотрит с оптимизмом, считает, что из любой, даже самой сложной ситуации, можно найти выход. В людях ценит порядочность, честность, искренность. Увлекается спортом: лыжами, жонглированием.
Начав писать стихи ещё в начальной школе, сочиняет и сегодня. Простоту и доступность считает преимуществами стихотворения. Её любимая тема в лирике – природа.
Тема нашей работы: «Люблю я в Александровск возвращаться…» (Лирика александровского автора Светланы Усатых).
Цель: рассмотреть творчество александровской поэтессы Светланы Усатых.
Задачи:
Стихи о родине, природе, любви
«Люблю я в Александровск возвращаться…»
А что для вас родина? Наверное, тот край, где вы родились и выросли. Тот уютный уголок земли, где всё знакомо и дорого, где каждый куст свой, где известно, куда ведёт извилистая тропинка, где особое небо – ваше небо.
Есть на Урале небольшой городок, затерянный в глухих сине-зелёных лесах. Имя ему – Александровск. Именно это место и является уголком, милым сердцу лирической героини Светланы Усатых.
«Люблю я в Александровск возвращаться». Так начинается одно из её стихотворений, посвящённых малой родине. «Люблю»… А ведь это любовь не только к Александровску, но и к весне, солнцу, утру, небу – красоте Урала. Получается, что тема родины в творчестве Светланы Усатых неразрывно связана с темой природы.
Весна… Весною всё просыпается:
Листочки молодые источают
Чудесный, нежный, тонкий аромат.
Всё оживает, новый день встречает.
Дай Бог, чтобы ему был каждый рад.
Начинается новая жизнь. Душа лирической героини полна любви к миру, к окружающим, к жизни. Наверное, это и есть простое человеческое счастье.
Стихотворение вызывает светлое, приподнятое настроение – в нём говорится о «весеннем раннем утре». Неотъемлемой частью мира лирической героини являются «приятная прохлада» и «птичий хор в глуши лесной». Немаловажную роль в стихотворении играет образ восходящего солнца, которое спешит подарить своё тепло Земле и её жителям. Так же и лирическая героиня в стихотворных строках делится с читателем душевным теплом, оптимизмом. Интересно, что солнце всходит на «безоблачном небе» с «прозрачной неземной голубизной». Это говорит о том, что в душе человека царит спокойствие и всё кажется ему добрым и светлым.
«Дай Бог, чтобы ему был каждый рад»,- пишет Светлана Усатых о нарождающемся дне, заканчивая стихотворение. Дай Бог, чтобы каждый был рад так, как рада лирическая героиня, искренне любящая свою малую родину.
«Отец и сын»
Это стихотворение Светланы Усатых – о многом. В нём нашли отражение темы Родины, патриотизма, любви, прослеживается философская тема, особенно ярко заявлена военная.
Центральным событием, к которому обращается лирическая героиня, является труд тринадцатилетнего мальчишки на Александровском машиностроительном заводе во время Великой Отечественной войны, когда отец его ушёл на фронт, а дома остались мать и сёстры.
«Нависла над страною злая тень»- эта метафора обращает внимание читателя на то, что война – дело страшное и тяжёлое. Всем известно, сколько несчастий пришлось пережить современникам мальчонки. А особенно трудно пришлось тем детям, которые на предприятиях заменяли взрослых, встав за станки.
От холода металла, напряжения
Немели пальцы. Было нелегко
Точить снаряда до изнеможения.
Эх, батя милый, как ты далеко.
Стоит обратить внимание на то, что завод, на котором трудится мальчик, играет в его жизни важную роль. В стихотворении используется олицетворение «позвал гудок». Присутствует оно отнюдь не случайно. За годы войны заводской гудок стал для мальчишки символом победы, спасения, потому что именно там точились снаряды, которыми, думал он, «от гибели отца уберегу». Парнишка остался за старшего в семье. На его плечах лежит ответственность за мать и за сестёр. Он раньше времени стал взрослым но
А стоит лишь к подушке прислониться,
И каждый раз в коротком чутком сне
Бумажный змей красивый, яркий снится,
Летящий вдаль в лазурной вышине.
Употребление эпитета «лазурная» (вышина) усиливает контраст между прошлым (сном) и реальностью. Но детство живо в душе мальчика. Летящий змей в лазурной вышине – символ прошлого, символ беззаботного детства, радости. Символ мира.
А реальность жестока:
Склонилась тихо мать над похоронкой,
Сказала тихо: «Господи, за что?»
Отец погиб, он не вернётся, но мальчонка не ропщет на судьбу, а стойко принимает её удары. Пройдут годы, а он всё равно будет ждать отца, зная, что мечтает о невозможном. Он не потеряет надежды, потому что не перестанет ощущать духовную поддержку дорогого ему человека. Мальчику будет казаться, что отец совсем рядом. Метафора «отцовский взгляд наполнен добрым светом» подтверждает это.
И всегда, всегда будут звучать в сердце мальчонки заветные слова: «Давай, сынок, меня не подведи!»
«Сирень»
У Светланы Усатых много стихотворений, посвящённых природе, а в особенности – цветам. Есть в этом букете и «Мать-и-мачеха», и «Мимоза», и «Анютины глазки», а также стихотворение, посвящённое «великолепной сирени».
Для описания этого цветка лирическая героиня использует множество эпитетов, среди которых «мила», «неповторима», «желанна». Они подчёркивают особенность цветка, которую лирическая героиня объясняет так:
Бывало раньше – в руки брали
Букет сиреневых цветов.
На счастье звёздочку искали,
Чтоб было в ней пять лепестков.
В стихотворении «цветок заветный» символизирует любовь, счастье, «большую жизнь, как дивный сон». Именно в поисках этого и находится лирическая героиня в начале жизни.
Промчались годы. Все мы стали
Серьёзней, опытней, умней.
Проходит время, лирическая героиня взрослеет, в её жизни многое меняется, жизненного опыта становится больше, одни мечты сменяются другими, но ожидание весны не прекращается. Теперь она хочет
Узнать, что будет впереди.
Поверить вновь в свою удачу
И в жизнь без горя и забот.
Сейчас лирическая героиня – человек, испытавший удары судьбы, отчасти разочаровавшийся в людях, в мире. Но весна всё-таки берёт своё, и поиски «чудо - звёздочки» продолжаются.
А что же потом? На это лирическая героиня отвечает так:
И будем ждать успокоения,
Большой душевной теплоты,
Воспоминаний и терпения
И неподдельной доброты.
Интересно, что, показав в стихотворении три жизненных этапа, сама лирическая героиня остаётся на втором – молодости. Юность – прошлое, старость – будущее, молодость – настоящее. Это говорит о том, что для лирической героини многое впереди. Самое главное, что с ней навсегда останется её любимая сирень. А сирень в стихотворении – символ. Символ весны, мечты, молодости, веры.
Настроение стихотворения светлое. Это подтверждают эпитеты, использованные лирической героиней. День – «ясный, светлый», зорька – «алая», праздник - «светлый», сон – «дивный». А ещё в стихотворении присутствует грусть, хотя лирическая героиня и говорит: «Пускай проходят годы мимо». Чувствуется нечто печальное в этих словах. И это понятно. Нет в жизни радости без печали и печали без радости…
Итак, лирическая героиня Светланы Усатых заканчивает своё стихотворение советом:
Всегда имейте свой любимый,
Свой удивительный цветок.
«Черёмуха»
А какой вы видите русскую женщину? Несомненно, на этот вопрос получите самые разнообразные ответы. Наверное, её можно сравнить с берёзкой, с рябиной… У каждого человека своё представление её образа. А если сравнить россиянку, предположим, с черёмухой? Так, как это сделала лирическая героиня Светланы Усатых в стихотворении с одноимённым названием.
Черёмуха… Кто не любит это деревце с тонкими ветвями; с осыпающимися, как снег, белоснежными лепестками.
Она, словно русская женщина,
Красива, горда и нежна.
Образ русской женщины тесно связан с образом черёмухи. Интересны в стихотворении следующие строки:
Любую расщелину, трещину
Загладить и склеить должна.
С одной стороны, эти строки относятся непосредственно к россиянке, но с другой – и к деревцу. Черёмуха, «белая, чистая», лечит душу, развевает печали и сомнения волшебным ароматом.
Черёмуха – хрупкое деревце –
Цветёт и цветёт в холода.
И сердцу горячему верится,
Что мимо промчится беда.
В четверостишии используется метафора «сердцу горячему верится», которая очень точно характеризует россиянку. Сердце у неё «горячее», то есть любящее, страдающее, справедливое, уверовавшее в добро. Оно чуткое, никогда не перестаёт чувствовать. Кроме того, лирическая героиня отмечает, что и душа русской женщины «щедра», «терпелива», «мудра». Именно эти качества являются главными в её характере. Четверостишие построено на антитезе: жар-холод, сила-слабость. Причём «жар» и «сила» побеждают «холод» и «слабость». Мы видим, что стойкость и выносливость – отличительные черты характера россиянки, но в то же время она лирична: верит в жизнь, в счастье.
В этом стихотворении вновь встречается тема весны. Возрождаются к жизни черёмуха и россиянка в эту пору – «становится жизнь доброй сказкою». Они обе вечно молоды. Черёмуха – невеста каждый год в своём белоснежном одеянии – «чудо-прелестница», которая «головы кружит легко». Россиянка тоже вечно молода: душа её не стареет. Душа её вечно чиста и светла, как черёмухино белоснежное платье.
«Осень»
«Приятна мне твоя прощальная краса»,- писал А.С.Пушкин. Но и в наш век тоже есть множество поклонников этого листопадного времени года, любителей последних тёплых солнечных лучей. Лирическая героиня Светланы Усатых по – своему выражает любовь к «очей очарованью».
Следует обратить внимание на богатую цветовую гамму стихотворения: солнечно - жёлтый, золотой, жёлто – рыжий, красный оттенки. Тёплым цветам противопоставлен холодный белый, напоминающий о том, что ждёт впереди,- о зиме. Лирическая героиня не считает зиму порой скучной и унылой. Для выражения своего отношения к ней она использует эпитет «загадочная». Это можно понять так: то, что будет – тайна, постичь которую человеку не дано.
А прошлое? Оно отражено в стихотворении в третьей строке второй строфы: «А вокруг еловый фон зелёный». С одной стороны, зелёный – цвет весны и лета – прошлого. Но ведь фон еловый, а не лиственный, опадающий. Это отнюдь не случайно: ели символизируют прошлое, которое навсегда останется с человеком и которое не изменится и будет вечным напоминанием о поступках, совершённых ранее.
Кроме того, стихотворение интересно тем, что содержит в себе множество изобразительно – выразительных средств. Среди них можно выделить эпитет «ласковая» (осень). Выбор лирической героини обусловлен тем, что есть много людей, которые предпочитают осень всем остальным временам года. Она ласковая, наверное, потому что при взгляде на «золотые» пейзажи, взор отдыхает. Так же, как и душа.
Идёт нескончаемый дождь, с деревьев, опускаясь на лужи, летят листья; птицы собираются в стаи…Но есть нечто уютное в осени – то, что нельзя передать словами…
Стоит обратить внимание на эпитет «солнечный» (художник). Употребив его, лирическая героиня показала, что осень для неё пора благоприятная, даже не «дождь» пишет она, а «дождик». Для описания его использован эпитет «светлый»: лирическая героиня восхищена им, рада ему, так же, как рада алым ягодам, которые сравниваются с рубинами. Они похожи на камни не только по цвету, но и по ценности. Какая осень без рябины? Ведь дерево – незаменимый атрибут этого времени года.
И пейзаж осенний пусть приснится
Мне зимой загадочной и белой.
Так заканчивается стихотворение, и осень превращается в волшебный сон.
«Бордовое вино»
Лирическая героиня в стихотворении «Бордовое вино» рисует романтический вечер, используя эпитеты «чудесный и добрый». Они помогают читателю почувствовать особую атмосферу, которую создают потрескивающие свечи, цветы, вино, искрящееся в бокалах. Здесь два персонажа: она и её любимый.
Можно заметить, что вниманием, оказываемым лирической героине её любимым, она очень дорожит:
Ты рукой щеки моей коснулся,
Теплоту и нежность подарил.
Мне одной сегодня улыбнулся
И вино бордовое налил.
«Что сравнить с вином твоим, любимый?»- спрашивает она, а в последней строфе сама даёт ответ на этот вопрос.
После прочтения стихотворения становится понятно, что любовь у лирической героини счастливая, а чувства «ласковы и чисты», тем более, что влюблённые сами «как солнышки, сияют»
Быть может, это и есть ключ к пониманию лирики Светланы Усатых: столь оптимистичных, радостных стихотворений любви, весне, радости - о счастии бытия.
Стоит обратить внимание на следующие строки:
Друг без друга жизнь не представляем.
Будем вместе - сбудутся мечты.
Лирическая героиня видит смысл жизни в семейном счастье. Исполнение всех мечтаний возможно, если только любящие вместе, считает она. Это говорит о том, что у неё с любимым полное взаимопонимание, и это является условием счастья.
Философская лирика
«Бумажный лист»
Всем на свете знакома ситуация: лежит перед вами лист бумаги и «смотрит» на вас белыми нетронутыми линеечками или клеточками. Что произойдёт с ним в ближайшем будущем? Какая его ждёт судьба?
В творчестве Светланы Усатых есть стихотворение под названием «Бумажный лист». Интересно оно тем, что в нём говорится о вроде бы незначительном предмете. Но всё же почему-то говорится. Может быть, всё дело в том, что лист в представлении лирической героини не просто бумага, а нечто большее. Чистый лист – символ чистой и светлой души, дарованной человеку Богом при рождении. А то, чем он будет заполнен, полностью зависит от человека. Это отражено в следующих строках:
Он пока не знает
Замыслов моих.
Он лежит, гадает:
Что? О чём? Каких?
Третья, четвёртая, пятая и шестая строфы рассказывают о возможной судьбе бумажного листа.
В третьей он становится летящим вдаль письмом, в четвёртой – носителем стихотворных «полночных» строф. В пятой его ждёт печальная судьба – «танец огневой», зато в шестой он может превратиться в «хрупкий самолет», полёт которого, к несчастию, длится лишь миг.
Стоит обратить внимание на то, что лист в стихотворении – живой персонаж. Это достигается благодаря тому, что лирическая героиня использует изобразительно-выразительные средства. Среди них хочется выделить олицетворения «лёг бумажный лист», «он пока не знает», «он лежит, гадает», «всё принять согласен». Благодаря этому лист «оживает». Поэтому читатель может видеть в стихотворении не одно, а два действующих лица. Лист, кстати, не только «оживлён», но и наделён особенностями, которые отражены при помощи эпитетов «лёгок», «прост» и «чист». Как душа человеческая в начале жизненного пути. Кроме того, внимание привлекает метафора в пятой строфе:
Может, человечки
Радостной гурьбой
Спляшут возле речки
Танец огневой.
А ещё занимательны следующие строки:
Может, превратиться
В хрупкий самолёт.
Миг один продлится
Сказочный полёт.
Эпитет «хрупкий» заставляет насторожиться, становится понятно, что счастье недолговечно.
Всё принять согласен
Мой бумажный лист.
Как же он прекрасен-
Лёгок, прост и чист.
Вот так иногда даже самый простой предмет может оказаться полным глубокого смысла.
«Суфлёр»
Зорко лишь одно сердце…
А. де Сент-Экзюпери
В жизни человеческой всё сложно – постоянные «глубины» и «горы», говоря словами лирической героини Светланы Усатых. Очень часто приходится принимать важные решения, от которых зависит дальнейшая судьба. Человек просит совета у близких и друзей, а в дополнение к своему мнению по этому поводу, бывает, произносят: «Слушай своё сердце!». Да, действительно, не стоит придерживаться только «ума холодных наблюдений».
В стихотворении «Суфлёр» лирическая героиня Светланы Усатых сравнивает человеческую жизнь с театром. Спектакль она называет эпитетом «восхитительный»; актёры, его играющие, «милы, обворожительны», по её мнению, кроме того, они «покоряют нас игрой».
В театре всё кажется красивым, слаженным – идеальным, но каким образом это всё достигается? Ответ на этот вопрос читатель сможет найти во второй строфе:
За жестами и фразами внимательно
Суфлёр следит, спасая от помех.
Слова всегда подскажет обязательно.
Финал. И зал приветствует успех.
Суфлёр наблюдает за ходом спектакля, при случае – готов выручить подсказкой, а вот жизнь «идёт совсем не по сценарию». Поэтому человек должен всегда сам идти своей дорогой, слушая сердце, «ведь в спектакле жизни сердце - наш суфлёр».
«Талантлив тот…»
Талантлив тот, кто просто и чист,
И добрым сердцем обладает;
Такие строки можно прочесть в стихотворении Светланы Усатых «Талантлив тот…».
А что такое талант? Обязательно ли он может быть выражен в виртуозной игре на скрипке или, например, в художественном произведении, поражающим воображение читателя? Наверное, нет. Подтверждение этому находим в выше указанных стихотворных строках.
Талантливый человек, по мнению лирической героини, тот, кто бескорыстен. Может быть, это самая главная черта характера. Если нет корысти, то нет и зависти, злобы, лицемерия. Есть то, что лирическая героиня выражает эпитетами «прост» и «чист».
Талантлив тот, кто Божий дар
Не бережёт, не восхваляет.
Из этих строк можно понять, что талантлив ещё и тот, в ком нет самолюбования, кто не переоценивает свои возможности. Такой человек не станет искать отрицательные черты характера в ближнем.
Кто, будто солнышко, лучист,
Острее чувствует, страдает.
Из слов лирической героини можно заключить, что душа его светла, отзывчива. Талант служит не только ему, но и другим – «на благо людям самым разным». «Самым разным» - хорошим и плохим. Такой человек дарит только добро, не отвечая злом.
Легко счастливым может стать
От чьих-то радостей прекрасных.
Разве это не талант – радоваться счастью ближнего? Несомненно, это ценный дар.
После прочтения стихотворения в воображении складывается образ человека, имеющего множество положительных черт характера. Таким людям очень трудно жить в мире, полном зависти и злобы, по той причине, что они не умеют лгать, никогда не пойдут против собственной совести. Этим, к сожалению, могут воспользоваться люди безнравственные и бессовестные. Но талант противостоит злу, поэтому всегда находятся те, кто готов помочь друг другу. Злу помощь не нужна - оно само «пробьётся». Но всё-таки есть на свете справедливость, которая рано или поздно восторжествует. Всё это отражено лирической героиней в следующих строках:
Не буду гимны петь, слагать,
Но мудрость есть под небесами:
«Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами».
Об искусстве и увлечениях
Есть в лирике Светланы Усатых стихотворения, в которых она рассказывает о её увлечениях.
Одно из её любимых занятий - лыжные прогулки, о которых написано много. Прочесть о них и о красоте зимней природы можно в стихотворениях «Зимняя сказка», «Открыла новый лыжный путь», «Минус пятнадцать на улице». В них рассказывается о том, как ее, не катавшуюся на лыжах, вдруг охватил азарт, и она, скользя по зимнему лесу, отдыхает душой и любуется красотами природы. А природа, действительно, радует глаз, и это видно из следующих строк:
Минус пятнадцать на улице
Дымкой окутана даль.
Деревце в поле красуется-
Веточки, будто хрусталь.
Или:
Снежинки россыпью алмазной
Покрыли просеки, поля.
Спит под периною атласной
До мая месяца земля.
Ещё одно из увлечений Светланы Усатых – жонглирование, об этом рассказано в стихотворении «Циркачка Света». Она занималась жонглированием давно, но нигде не выступала, а однажды решила показать свои умения людям. Всё это она делает по одной причине, о которой говорит в стихотворении:
Подарить хочу я радость,
Озорное настроение.
Из стихотворения «Я рисую» читатель может узнать о ещё одном увлечении Светланы Усатых – рисовании. Она не профессиональный художник, но создавать рисунки ей нравится. В стихотворении описывается процесс рисования, в результате которого из ярких линий появляется вспорхнувшая бабочка. А если бабочка вспорхнула – рисунок ожил, а это значит, что в него вложена душа.
А ещё в творчестве Светланы Усатых есть стихотворение «Музыка Мендельсона». Оно очень напоминает песню и интересно тем, что содержит множество музыкальных терминов, например, «шутка-скерцо», «марш», «каприз», «рондо». Они дают читателю возможность представить то, насколько огромен мир «чудо-маэстро». Стихотворение плавное, увлекающее в мир музыки.
Мендельсон, Мендельсон-
Удивительный сон.
Заключение
Итак, рассмотрев творчество александровской поэтессы Светланы Усатых, мы пришли к выводу, что основными темами её лирики являются: любовь, природа и родина. Её стихи отличает следующее.
Во-первых, любовь к родине, к тому месту, где Светлана Усатых родилась, выросла, где живёт и работает сегодня.
Во-вторых, лиризм. Её стихи просты и трогательны.
В-третьих, искренность. В строках, написанных Светланой Усатых, нет фальши. Она пишет так, как чувствует.
Но самая яркая отличительная черта её стихов – бесконечный оптимизм и неиссякающие жизнерадостность и жизнеутверждение.
Несомненно, что красоту и неповторимость стихам Светланы Усатых придают изобразительно – выразительные средства. Их них наиболее часто в произведениях встречаются эпитеты, метафоры, олицетворения. Это не случайно, ведь автор много пишет о природе. А природа, как известно, живёт особой неповторимой жизнью.
Список использованной литературы
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Композитор Алексей Рыбников
Два плуга
Сказка об одной Тайне