Речь современного школьника чрезвычайно засорена словами-паразитами, вульгарной лексикой, жаргонными оборотами и даже примитивными ругательствами. На примере языка общения моих одноклассников легко убедиться в этом: они, конечно, не используют обороты типа «курить мануал» (в значении «быстро и усердно изучать учебник»), но речь их всех без исключения буквально напичкана лингвистическим мусором. Этим школьники, на мой взгляд, выказывают неуважительное отношение к родному русскому языку. А если мы сами не уважаем свой язык, разве имеем мы право ожидать уважение к нему и в целом к нашему государству от людей других национальностей?
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_obshcheniya_sovremennyh_shkolnikov.docx | 23.69 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
Язык общения современных школьников:
проблемы и решения
Выполнила обучающаяся IX класса
МОУ «Икейская СОШ»
Кондратюк Дарья Тимофеевна
(тел. 8-924-628-94-93)
Руководитель – учитель
высшей квалификационной категории
Гапеевцева Евгения Александровна
Икей, 2013
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил,
В дни злобы и страданья
Наш дар бесценный – речь.
И. Бунин
Сегодня снова на русском говорили о молодежном сленге. Получилась целая дискуссия. Класс разделился: многие никакого преступления не видят в том, что современная молодежь предпочитает общение на жаргоне, но немало было убежденных в необходимости сохранять чистоту русской речи, приблизить разговорный язык к литературному.
Сама я на стороне тех, кто считает, что, действительно, речь современного школьника чрезвычайно засорена словами-паразитами, вульгарной лексикой, жаргонными оборотами и даже примитивными ругательствами. На примере языка общения моих одноклассников легко убедиться в этом: они, конечно, не используют обороты типа «курить мануал» (в значении «быстро и усердно изучать учебник»), но речь их всех без исключения буквально напичкана лингвистическим мусором. Этим школьники, на мой взгляд, выказывают неуважительное отношение к родному русскому языку. А если мы сами не уважаем свой язык, разве имеем мы право ожидать уважение к нему и в целом к нашему государству от людей других национальностей?
Ежедневная работа по культуре речи на уроках русского языка и литературы приносит, конечно, свои плоды (мы постепенно избавились от слов-паразитов, которыми заполняли возникающие в речи паузы; научились правильно ставить ударение в словах и многое другое), но налицо косноязычие, оскудевание нашей речи.
Я прекрасно понимаю, что сленг – это стремление молодежи заявить о себе, привлечь внимание, противопоставить себя недостаточно эмоциональному официальному языку. Но «язык падонков», «олбанский язык» - не чересчур ли? Все эти «кросовчег», «превед», «учительнетца» стали использоваться школьниками не только в смс-сообщениях и социальных сетях, но и в повседневном общении.
Моя учительница в социальных сетях имела неосторожность сделать замечание своей ученице, в котором попросила исправить ошибки в заметке. Боже, какой шквал негодований пришлось вынести преподавателю! В комментариях взрослые (!) люди утверждали, что писать с ошибками сейчас «модно и прикольно», что «не надо позорить девочку на весь интернет»! А сама девочка себя не позорит своими «прикольными» ошибками? Да нет, все нормально, если даже взрослые так яро защищают подобную безграмотность… Что-то жутковато становится, когда думаешь о дальнейшей судьбе языка… Все-таки его основные нормы, на мой взгляд, должны оставаться незыблемыми.
Следует особенно остановиться на заимствованиях. И.С. Тургенев призывал: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Разве скажешь лучше?
Я не являюсь принципиальным противником разного рода заимствований, но все должно быть в меру. Следовательно, иностранные слова должны употребляться только при необходимости. А необходимость такая существует. Например, компьютерная терминология предполагает использование огромного количества англицизмов. А вот в остальном я бы советовала воздерживаться от употребления заимствований, использовать
Что предпринять, как донести до школьников мысль о необходимости менять свое отношение к звучащему и написанному тексту? Как остановить падение уровня языковой культуры?
Я уверена, что новый взгляд на чистоту языка способна сформировать книга К.И. Чуковского «Живой как жизнь». Бенефис книги, грамотно организованная рекламная акция, несомненно, привлекут внимание школьников к интересным рассуждениям любимого детского писателя о родном языке.
А почему бы нам не поучаствовать в мероприятии под названием «Тотальный диктант»? Тем более, что современные компьютерные технологии позволяют сделать это онлайн. Цель этой акции – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать, а девизом являются слова: «Писать грамотно – это модно!». Думаю, много кто из моих знакомых с удовольствием поучаствовал бы в данном проекте.
Кроме этого, нужно сделать так, чтобы компьютер способствовал очищению языка общения школьников от лингвистического мусора: проводить различные конкурсы презентаций и видеороликов на данную тему. Занимательные и познавательные мероприятия также будут прививать школьникам уважение и любовь к неискаженному русскому языку.
Да, русский язык – явление развивающееся, но под этими словами я понимаю изменение в лучшую сторону, появление в языке новых средств выразительности, более точных оборотов. И пусть это будет так!
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Как нарисовать черёмуху
Мастер-класс "Корзиночка"
Кто чем богат, тот тем и делится!
Мост из бумаги для Киры и Вики