Данное сочинение посвящено итогам Отечественной войны 1812 года. Автор сочинение пришел к выводу, что в итоге войны противоречивы. С одной стороны, российский народ победил в той войне, с другой стороны, современная Россия в политике и экономике во многом уступает Западу. Но несмотря на это молодой автор сочинения надеется на скорое возрождение России, как великой державы.
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_i_uroki_otechestvennoy_voyny_1812_goda_vatolin_a.p_uchenik_11_klassa.docx | 28.29 КБ |
Итоги и уроки Отечественной войны 1812 года. Чему они учат?
«Никогда ничего не замышляйте
против России…»
Отто фон Бисмарк,
канцлер Германской империи
1812 году практически вся Европа, в лице Наполеона и его армии «двунадесяти языков» ополчилась на Россию. Это была попытка европейцев подавить Россию, грубой силой навязать ей свою волю, которая бесславно провалилась.
Каковы же итоги той войны?
Главным итогом Отечественной войны 1812 года стало практически полное уничтожение Великой Армии Наполеона.
А какие уроки мы и наши европейские соседи можем вынести из той славной победы? Главный урок, который получила Россия, это урок патриотизма. Потому что та война была для нашей страны абсолютно справедливой, наш народ защищал Родину, поэтому произошел общенациональный подъем, единение армии с народом.
Среди причин поражения Наполеона в его русском походе наиболее часто называют массовый героизм русских солдат и офицеров, протяженность территории России и суровые климатические условия, полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов.
Отказ русской армии от генерального сражения на границе и отступление вглубь обширных территорий Российской империи привели к изменению в планах, что заставило Наполеона наступать далее, за эффективные границы его системы снабжения. Упорное сопротивление русских войск и умение русских главнокомандующих М. Б. Барклая-де-Толли и М. И. Кутузова сохранить армию не позволили Наполеону выиграть войну победой в одном большом сражении. Для нашей армии это был поучительный урок. Потому как в сложившихся условиях, армейское командование выбирало наиболее подходящую тактику и стратегию.
Французской армия получила урок военной катастрофы, ведь их армия называлась "Великой", и небезосновательно. Наполеон разбил армии всех соседних держав, покорил всю Европу. Основательно подготовился к войне с Россией, включив в свою армию войска покоренных стран. Однако враги потерпели обидное поражение. Лично для Наполеона это поражение стало началом его конца. Уже на острове Елена он будет обдумывать урок крушения своих надежд и бредовой идеи о мировом господстве.
Разгром Наполеона позволил международной коалиции, в которой главную роль играла Россия, сокрушить Французскую империю. Россия получила новый политический урок, смело заявив о себе на мировом дипломатическом поприще. Победа над Бонапартом как никогда высоко подняла международный престиж России, которая играла определяющую роль на Венском конгрессе и в последующие десятилетия оказывала решающее влияние на дела Европы.
Вместе с тем внешнеполитическое усиление России не подкреплялось развитием её внутреннего уклада. Хотя победа воодушевила и сплотила всё русское общество, но военные успехи не привели к изменению социально-экономического устройства русской жизни. Многие крестьяне, бывшие солдатами и ополченцами в русской армии, победно прошли через всю Европу и видели, что крепостничество повсеместно отменено. Крестьянство ожидало существенных перемен. В последующее время некоторые историки заявляли, что Наполеон вполне мог бы победить Александра, если бы заговорил о вольной крестьянам. Хотя возможно, крестьяне бы не поверили Бонапарту. Но все же они ждали, что император Александр издаст декрет об отмене крепостного права. Но его не последовало. Русское крепостничество продолжало существовать и после 1812 года, ещё не было налицо всех социально-экономических условий, которые немедленно привели бы к его отмене. Для простого народа это был урок разочарования, и не только для простого народа. Прогрессивные дворяне, участники Отечественной войны, также были разочарованы императором Александром. Морально их тяготило это позорное клеймо рабства на их соотечественниках. Они желали лучшей доли своему народу, народу-победителю.
Русские дворяне и крестьяне вместе, бок о бок, прошли все дороги войны. Претерпели все ее тяготы. И победили вместе. В свете празднования нынешнего юбилея победы, не нужно забывать еще одну важную тему. Я имею ввиду то обстоятельство, что уже в тот период существовала не одна, а две России — Россия "белой и черной кости", Россия дворянская и мужицкая. Страна двух разных культур. И между этими сторонами пробивались искры. Но перед угрозой покорения страны иностранными захватчиками, все слои общества сплотились в единый лагерь. Яркий пример того единения это Денис Давыдов. Ведь, чтобы включиться в Отечественную войну, ему нужно было сменить дворянский военный сюртук на мужицкий бушлат. После чего он возглавил партизанский отряд из гусар, который успешно боролся с противником наряду с партизанскими отрядами из крестьян. То был урок поистине народного единства.
Сплотившись, Россия одолела врага. Победа в Отечественной войне вызвала не только подъём национального духа, но и стремление к свободомыслию, которое привело, в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 году. А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». Декабристы своим поступком преподнесли России урок гражданского мужества.
Но не только Сенатская площадь является следствием 1812 года, — давно была высказана мысль: «без двенадцатого года не было бы Пушкина». Вся русская культура, национальное самосознание и познание получили могучий толчок в год наполеоновского нашествия. В XIX веке российское общество получило урок самопознания.
Далее нужно обязательно рассмотреть еще одну важную тему. А именно вспомнить, как отозвались мусульмане России на Манифест императора Александра I в 1812 году. После вторжения наполеоновской армии в пределы нашей страны в мечетях России огласили Манифест с призывом об обороне Отечества. Народы Поволжья и Урала живо откликнулись на этот призыв. Наиболее массовым было участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкиры собрали и подарили армии 4139 лучших строевых лошадей. Народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом. Это был урок преданности наших народов общей Родине.
Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами». В памяти башкирского народа война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Любизар». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «..любезники вы мои, молодцы!!».
Еще одним уроком для всех, на мой взгляд, является поведение французских солдат в России. Надо вспомнить, что они вообще здесь учинили. Вели себя совершенно чудовищным образом. То есть они не останавливались ни перед кощунством, ни перед святотатством. Солдаты и офицеры наполеоновской армии в Успенском Соборе Кремля, главном храме страны, сдирали с икон серебряные и золотые ризы, переплавляли церковную утварь в слитки. Наши солдаты и офицеры в заграничном походе вели себя достойно, не позволяли себе такого морального падения.
Мне кажется, мы плохо извлекаем уроки из истории. Давно стоит перестать считать Запад авторитетом, этаким примером цивилизации для всех остальных народов. Европейцы себя скомпромитировали, еще сильнее они опозорились в XX веке, во время Второй мировой войны, когда установили откровенный "людоедский" государственный режим в фашистской Германии. А какое положение сейчас? Почти весь мир, и мы в первых рядах, преклоняемся перед Западом, перед их технологиями, перед их образованием, перед их идеологией, берем с них пример во всем. Практически капитулировали перед ними. Почему же не развиваемся сами? Ведь все условия для собственного развития есть, и богатая ресурсами страна, и талантливые люди.
Рассматривая тему «200-летия эпопеи 1812 года», у меня сложилось грустное соображение, что не во всем мы достойны славы наших предков. Надо как-то собраться, помочь Родине снова встать в полный рост, и, расправив плечи, идти вперед. Надеюсь нынешнее поколение россиян справится с этой нелегкой задачей, создаст новую идею для дальнейшего развития страны.
Знакомые следы
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Финист - Ясный сокол
Четыре художника. Осень
И тут появился изобретатель