Зиновьева Анна - участница и победитель 34-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку (лексика и фразеология). Здесь собраны вместе: целеполагание, задания и их выполнение, рефоексия. Эта работа заняла 1-е место (Протокол № 201.30417-1 от 05.05.2013) в номинации "9-11 классы, взрослые".
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадная работа. 17 апреля 2013. | 218.5 КБ |
XXXIV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку (лексикология и фразеология)
XXXIV-я Всероссийская дистанционная эвристическая
олимпиада по русскому языку (лексикология и фразеология)
17 апреля 2013
Локальный координатор: Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
Участник: Зиновьева Анна, 10 "А" класс, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
9-11 классы
Целеполагание: Я участвую в олимпиаде, потому что:
Конституция государства Лексикология
Гимн
Королевства Лексикология
Торжествуй, королева!
Торжествуй, королева!
Торжествуй, королева страны!
Выполняя законы,
Выполняя законы –
Будем истинно грамотны мы!
Королеве Лексике слава!
И супругу – графу Лексу слава!
И отцу семейства Этимону слава!
И наследнику Семанту – слава, слава, слава!
Преамбула
Мы, совокупность неоднородных по стилю и сфере употребления лексических единиц (далее Слов), исходя из ответственности за уровень грамотности и точность словоупотребления, сознавая себя частью мирового языка планеты Земля, принимаем конституцию королевства Лексикология.
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
Статья 2
Лексическая единица – Слово – является высшей ценностью королевства Лексикология.
Статья 3
Совокупность слов составляет главное и единственное богатство государства Лексикология.
Статья 4
Положения настоящей главы конституции составляют основы монархического строя королевства Лексикология.
Глава 2. Права и обязанности лексической единицы (Слова)
Статья 1
Статья 2
Статья 3
Лексические единицы (Слова) обязаны соблюдать Законы страны Лексикология, именуемые Грамматическими нормами.
Глава 3. Конституционные поправки и пересмотр
Статья 1
2. ДАВАЙ ПОМИРИМСЯ! Все чаще для передачи эмоций при живом общении используются мимика, жесты, а при письменном общении - шрифт, знаки препинания, смайлики. Все реже используется богатство русского языка в бытовых разговорах, в общении подростков друг с другом. Давайте попробуем переломить эту ситуацию! Используя богатые возможности русского языка, предложите не менее 10 убедительнейших фраз, которые помогут Вам примириться с человеком, с которым Вы находитесь ссоре.
Давай помиримся!
3. ПОЛЯПАЛИССИАДНИЧАЕМ? Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью. Такие примеры многословия стилисты называют ляпалиссиадами. Этот термин был образован от имени французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были слова: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив. Нелепость ляпалиссиады - в утверждении самоочевидной истины. Найдите в употреблении ляпалиссиадов положительное. Результаты своих изысканий оформите в таблице:
Примеры ляпалиссиады | Ситуация употребления | Эффект от употребления |
«Волга впадает в Каспийское море» (А.П.Чехов). | Подсказка стоящему у доски пятикласснику. | Узнал очевидную истину. |
«Наши критики говорят обыкновенно: это хорошо, потому что прекрасно; а это дурно, потому что скверно» (А.С.Пушкин). | Пример на уроке русского языка. | Даёт начало градации, которую можно, выстроив при помощи синонимов, привести к полярным значениям – антонимам. Например: прекрасно – красиво – симпатично – приятно – ладно – хорошо – нормально – так себе - неважно – неправильно – дурно – скверно. |
Являясь важной частью лексикологии, семантика является ещё и разделом логики, которая является основой всех наук по мнению Аристотеля, являющегося античным ученым-энциклопедистом. | Пример на уроке обществоведения. | Дана ценная информация, подчеркнутая глаголом «являться», утверждающим понятие ЯВИ – реальной действительности. В предложении – истины очевидные для «окультуренных» людей (имеющих какое-никакое образование), но не для всех. |
Переходный период бывает как в жизни биологических объектов, так и в жизни общества. |
По итогам своей работы запишите выводы.
Словарь родительского сленга
Деточка – прилежная девочка (мальчик) – дитя знакомых родителей.
Зайчик – ласковое обращение к своему ребёнку, не огорчавшему родителей целый день.
Киндеры – ласковое обозначение детей вообще: своих, детей родственников и друзей.
Котёнок – призыв быть поласковее.
Крошка-хаврошка – обращение-упрёк ребёнку, не справляющемуся с простым заданием.
Куроки? – как уроки?
Ласточка – любимая дочка, получившая пятёрку.
Молоток! – молодец!
Мусоруй – вынеси мусор.
Оглоеды – мягкое обозначение ленивых, избалованных детей.
Отпрыски – строгое (суровое) обозначение детей, не оправдывающих родительские надежды.
Спиногрызы – заочное обозначение собственных детей при задушевных жалобах приятелям и подругам.
Шмакодявки – ласковое обозначение малолетних озорников.
5. РЕЧЕВОЙ КОД. Данный универсальный код был написан в 1956 году и предназначался для использования «ленивыми» политиками. С помощью этой таблицы, содержащей 10000 комбинаций предложений, вы можете вещать минимум 40 минут без остановки.
В каких жизненных ситуациях вам бы понадобился подобный речевой код? Как он мог бы облегчить вашу жизнь? Какие еще задачи можно было бы решить с его помощью?
Представьте свой универсальный речевой код и опишите его пользу.
Речевой код
Возможно, этим кодом пользуются политики и другие общественные деятели. У них он может быть оформлен в другом виде, но суть одна: набор стандартных фраз и словосочетаний, уместных в любой речевой ситуации.
Этот код мог бы пригодиться студентам, нетвёрдо знающим предмет, на экзамене или зачете. И школьникам он полезен – ведь даёт формулу составления грамотного предложения официально-делового стиля.
Мой универсальный речевой код
I | II | III | IV |
Уважаемые собеседники | каждый элемент системы | имеет своё место в цепи | взаимосвязей и взаимообогащения опытом. |
Моделируя ситуацию | талантливый экспериментатор | всегда планирует блестящий конечный результат | сложного общественного процесса. |
Если посмотреть с другой стороны | квалифицированный специалист | влияет на итоговый вывод | государственной аттестационной комиссии. |
Надо помнить, что | любой гражданин демократического государства | предпринимает кратковременные (долговременные) меры | усиления и обновления положительного влияния на конечный результат. |
Можно сделать вывод о том, что | типичный представитель подрастающего поколения | утверждает победу добра и справедливости | гуманного общественного строя. |
Этот речевой код полезен при ответах на уроках обществознания, физики, биологии, географии и даже химии, если речь идёт не о задачах и формулах. Это прекрасный шаблон для митингового выступления. Он может быть применён при подготовке газетной статьи.
Рефлексия «Эйдос» (8-11 классы):
«Эйдос» в переводе с греческого означает «идея», «образ», «сущность», «мир идей». Задания эвристической олимпиады – ключ от двери в ваш мир идей. Какие из заданий привели вас к новым идеям, как это происходило? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире идей? Как вам это понравилось? Каким символом вы бы его представили свой сегодняшний мир идей? Ваши пожелания себе, учителям, составителям эвристических заданий.
Мне открылся новый мир идей. Это, конечно, Королевство Лексикология, но в новом мире есть и другие «страны», объединённые в союзы: «Союз гуманитарных дисциплин», «Союз точных наук», объединение «Движение (физкультура, технология, ОБЖ, пресс-центр)». Конституции должны существовать в каждом субъекте государственного значения. Можно разработать их более подробными, введя в них не только правила, но и исключения. Но это не обязательно. Как существуют в обществе неписаные законы, так и в воображаемом мире идей можно не выписывать все подробности, а подразумевать их как непреложно существующие. То есть, если сложился в голове образ нового мира, то уже не обязательно рассматривать все его «уголки» - важно найти в нём своё место. И жить полноценной жизнью. Так со мной и было. Я сначала огорчалась, что не успеваю составить наиболее полный словарь или таблицу, но потом поняла, что это только упражнения, которые дают мне навык творчества в разных формах, который пригодится мне и в других ситуациях.
Поэтому хочу пожелать учителям-составителям заданий не ограничивать свою фантазию. А себе пожелаю смелее браться за самые трудные задачки – их правильное решение приносит наибольшее удовольствие!
(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2013 http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru
И тут появился изобретатель
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем "Осенний дождь"
Свадьба в Малиновке
Мастер-класс "Корзиночка"