В работе даётся литературоведческий анализ роли эпитетов в лирике поэта Т.Павловой по сборнику стихов "Какого цвета море".
Вложение | Размер |
---|---|
Работа представляет интерес для любителей поэзии. | 92.5 КБ |
Сессия районного научного общества
«Малая академия наук учащихся Абинского района»
XIII научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: Литературоведение
Какого цвета море?
ИЛИ
Роль цветовых эпитетов в лирике Т. Павловой
Исполнитель:
Беличенко Ангелина,
ученица 6а класса МОУ СОШ №5
п. Ахтырского
Абинского района
Научный руководитель:
Падюкова Любовь Ивановна,
учитель литературы МОУ СОШ №5
п. Ахтырского
Абинского района
Абинск
2010 год
Оглавление
Введение. Актуальность, цель работы.
1. Особенности использования эпитетов в поэтических текстах………2 стр.
1.1 Понятие эпитета. Из истории вопроса………………………….. 2 стр.
1.2 Современная классификация эпитетов………………………….3 стр.
1.3 Эпитет. Его свойства и функции………….………………….. 4 стр.
2 . Функционально-смысловая нагрузка цветовых эпитетов в стихотворных текстах Т.Павловой……………………………..………………………. ...4 стр.
2.1 Закономерности использования эпитетов…..…………………. 5 стр.
2.2 Роль цветовых эпитетов как средства воздействия на читателя 9стр.
3. Заключение. Художественная функция цветовой лексики…….…11стр.
Библиографический список……………………………………...............12 стр.
Приложение ……..…………………………………………………………13стр.
Введение.
Внимательное отношение к Слову художественной литературы, вдумчивое чтение лирических произведений – обязательное условие воспитания эмоционального, неравнодушного, образованного человека. Образно представить описываемый в литературе предмет или явление, рассказать о нём и передать впечатление о прочитанном может далеко не каждый. Эта работа сегодня проводится на уроках литературы в ходе анализа произведения. Однако образные средства и их использование остаются проблемой для большинства моих сверстников. Поэтому я ставила своей задачей исследовать особенности цветовых эпитетов и их роль в цикле лирических стихотворений Т.Павловой, поэта-современника, чьи стихи произвели на меня впечатление.
Вопрос об эпитете достаточно изучен. Однако цветовые эпитеты исследованы недостаточно. Я познакомилась с работами О. С. Ахмановой, К. Волисона, А. Зеленецкого по теории эпитета, сущности эпитета как средства воздействия на читателя. Цель моей работы – исследовать цикл лирических стихотворений Т.Павловой «Вкус моря» на предмет смысловой нагрузки цветовых эпитетов, их функции в стихотворениях Татьяны Павловой. В ходе исследования я ставила перед собой задачи:
- выявить причину образности стихотворений Т.Павловой;
- определить закономерность использования эпитетов;
- выявить художественную функцию цветовой лексики в стихах Т.Павловой.
Поводом к началу работы была встреча с поэтом.
Особенности использования эпитетов в поэтических текстах. Понятие эпитета. Из истории вопроса.
Об эпитете сказано и написано немало. Термин «эпитет» (греч. epitheton – «наложенный, приложенный») впервые упоминается в трудах античных мыслителей Аристотеля и Квинтилиана. Аристотель советует образовывать эпитеты, так же как и метафоры, «от слов прекрасных по звучанию, или значению, или для зрительного или другого восприятия». Несмотря на кажущуюся простоту эпитета в ряду других образных средств интерес к нему не ослабевает.
В отечественной лингвистике основоположником теории эпитета считается А. Н. Веселовский, который полагал, что «за эпитетами лежит далекая историко-психологическая перспектива, целая история вкуса и стиля в его развитии от идей полезного и желаемого до выделения понятия прекрасного». Немалый вклад в теорию эпитета внес В. М. Жирмунский, разграничивший употребление термина «эпитет» в узком и широком смысле. В широком смысле эпитет понимается как один из приемов поэтического стиля, в узком - определение, не вносящее нового признака в определяемое понятие.
Крупный учёный XX века К. Волисон посвятил свои работы исследованию такой категории, как цветовые эпитеты, в фольклоре.
Несмотря на столь давнюю историю этого поэтического приема, общепринятого взгляда на эпитет у теоретиков нет. Четкого определения понятия «эпитет» не существует, хотя в современных лингвистических и поэтических словарях подчеркивается, что эпитет обязательно должен носить образный, экспрессивный, тропический (метафорический) характер, давать лицу, явлению или предмету дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается.
Эта точка зрения противоречит традиционному пониманию эпитета как поэтического определения, не вносящего нового признака в определяемое понятие, а лишь подновляющего его нарицательное значение либо усиливающее какое-то характерное качество лица или предмета.
Современная классификация эпитетов. Современная классификация эпитета выполнена исследователем О.С.Ахмановой:
В данной классификации выделение видов эпитета происходит по разным критериям: стилистической функции, характеру связи с определяемым именем, типу синтаксической связи.
Стилистический подход к изучению эпитетов А. А. Зеленецкого даёт возможность выделить в их составе три группы:
1.Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь); к усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).
2.Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется сравнениями. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.
2.Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов – оксюмороны (радостная печаль).
Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет разнообразные лексические средства образности. Эпитет может выражаться в разных грамматических формах. Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета.
Свойства и функции эпитетов. В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
Функционально-смысловая нагрузка цветовых эпитетов в стихотворных текстах Т.Павловой.
Если я произнесу слово "море", то каждый представит себе особенный, неповторимый образ, согласно своему жизненному опыту и полученному багажу знаний. Люди художественного склада задумаются о цветовом сочетании, об "игре" света и тени или об эпитетах, сопровождающих данный образ. Для Татьяны Павловой, о чьём творчестве пойдёт сегодня речь, море – часть жизни, среда обитания, предмет вдохновения.
Как отразить мне в зеркале стихов
В треть жизни путь и радугу над морем,
Девятый вал и аромат духов,
Когда-то купленных проездом в Лиссабоне?
Татьяна Павлова. Имя этой поэтессы известно не многим. Однако те, кому посчастливилось познакомиться со стихами Татьяны Павловой, проникаются к ней теплотой и доверием. Искренность ее поэтических строк подкупает. О себе она рассказывает просто, без прикрас. Вся её биография – в стихах. Необычной в жизни этой обыкновенной женщины была работа на корабле «от Атлантики до Тихого самого… Сколько лет она была в жизни главною?» («Моя биография»)
Цветовые эпитеты в лирике Татьяны Павловой. Для кого-то из нас море серое, кто-то видит его синим или голубовато-зелёным. А в стихах поэтессы Атлантический океан, «хороший знакомый», который она прошла «50 раз… от и до Гибралтара из Европы в Америку», - розовый, «во всю ширь» от заката. Тихий океан поражает бескрайностью, «за горизонт уходит горизонт». («Тихий океан»)
Многолетнее общение с морской стихией сформировало мировосприятие поэтессы, повлияло на ее характер. Краски моря ярки и свежи, они образуют цветовые эпитеты. У неё своё видение окружающего «океана жизни», где обыденность соседствует с романтикой, а серый мир воспринимается через «розовые очки»:
О, юность беззащитная моя
За розово-наивными очками!
Была в те годы прелесть в том твоя,
Что искренними плакала слезами.
И удивлялись подлость и обман,
Но, сильно раня, не гноили душу…
А жизни беспокойный океан
Надежд и идеалов не разрушит
(«Когда бы только утренней зарёй …»)
Закономерность использования эпитетов. В стихах Т.Павловой море живёт богатой поэтической жизнью. Оно в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Поэт рисует море так, чтобы вызвать у слушателей яркое представление о нём и восхищение его красотой. В изображении моря Т.П.Павлова использует богатый материал народной поэзии. Она часто прибегает к распространённым в фольклоре образным средствам – олицетворению, метафоре, сравнению. Море у неё «поёт и шепчет», грустит и радуется. Но излюбленным приёмом поэта является эпитет. И, в частности, эпитет цветовой. Море у Т.Павловой многоцветно, многокрасочно. Оно играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам:
То были молодость, мечтанья и надежды,
Мелькали страны, как цветной калейдоскоп,
А дух романтики, рисковый и мятежный,
Играл судьбой – и провидение, и рок.
Красочными словами поэт пользуется мастерски и смело как в прямом значении - голубое небо, океан; синее озеро, облако; так и в переносном. Цветовые эпитеты используются, чтобы передать красоту утреннего океана в тропиках в тихую погоду: бирюзовый небосклон, бесконечно высокий, прозрачно нежный; золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный (целая цепочка эпитетов); торжественно, безмолвно кругом; волны могучие, светло-синие, с серебристыми верхушками. Эпитет несет такую цветовую гамму, которая и радует, и печалит, и успокаивает, и тревожит, и обнадеживает, и окрыляет.
Строки поэта приобретают необычайную живописную яркость, а изображаемые картины становятся зрительно ощутимыми. В стихотворении «Душа как птица» морской пейзаж нарисован в синем, голубом и даже красном, кровавом, цвете. Кроме этих цветов даются другие, и тогда эпитет становится цвето-световым:
За поля и за синегорье,
Чтоб других не обидеть,
Втайне, белой чайкой к Чёрному морю
Улетаю в воспоминаньях.
Цвета синий и голубой усиливают ощущение необъятности морских просторов. Влюблённая в море, Т.Павлова и на суше видит «край льняной, васильковый, деревянную Русь».
Контраст - излюбленный прием Т.Павловой. Контраст помогает придать цвету большую выразительность. Зримость, ощутимость изображения достигается также путем сопоставления близких друг другу цветов, например, золотого и желтого, красного и багрового. При таком сопоставлении краски приобретают особую яркость и свежесть. Это цветовые прилагательные (красный, синий), существительные (белизна, желтизна), словосочетания (безоблачная ночь, путеводная звезда). Поэт воспринимает море как будто из космоса, сверху, всё, целиком, и цвета - черный и белый - контрастны, как на школьной контурной карте. Это усиливает выразительность поэтического образа. («Душа, как птица»)
При описании мира природы и мира человека в стихотворениях преобладают цветообозначения чёрного, синего, жёлтого цветов. Море у Павловой - это белокрылые чайки, символизирующие души погибших моряков.
И каким бы ни был порт приписки,
В Сингапуре и Новороссийске,
Чайки одинаковы повсюду,
Прокричат привет любому судну.
(«Символ моря»)
Любимые цвета у Т.Павловой - белый и серый: белый пароход – «судно миражом в седой дали», белые барашки на гребне волны, белая штормовая пена, белый парус, белые чайки («символ моря – крылья белые», «птицы белые? Нет, души наших братьев!»). Эти цветовые тона создают атмосферу светлой радости бытия, подчёркивают чувства нежности и любви. Нередко поэт называет цвет не прямо, а иносказательно. Серый – «зазеркалье тени прошлого», «облака кружевные кучевые», «посеребрит луна дорогу», «месяц серебристый заглянул в окно», «юбилей серебряный отмечу с морем знаменательную встречу». Присутствует насыщенность цвета без указания на основной тон, также лидируют слова со значением «темный», «мутный», «сумрачный», «тусклый». Иногда цвет не назван, но он в стихотворении ощутим. Особый акцент делается на свете, воздухе и их потоках, четкие контуры предметов могут отсутствовать; картина предстает как чистое "настроение" из раздельных красочных пятен. Этот эффект достигается употреблением разнообразных промежуточных цветообозначений. Интересна передача светлого цветового мироощущения в стихотворениях. Белый – «цвет старой вишни», «воздух пахнет цветом бело-розовым», «белые хризантемы, символ жизни моей». Цвет не всегда обозначается прилагательным, а передаётся через луч солнца, смех, улыбку, «радугу над морем».
Жёлтый свет маяка с мыса Доброй Надежды - это не только «романтика моря», но и «надежда и вера». В стихотворении «Огоньки на рейде» «свет судовых огней проникновенный!» зеленоватого цвета, символизирующего надежду («пойду за надеждой-звездой на край света»). Цветом моря окрашены все образы, окружающие Татьяну Павлову. Она «дышит», «чувствует» морем, видит его «взглядом лучистым». В стихотворении нет ни одного прилагательного, обозначающего цвет. Но сколько светлых красок:
У волос твоих запах моря,
Дальних странствий в глазах отраженье…
Ты проводишь меня по причалу,
А у слёз моих будет вкус моря.
(«Два времени года»)
Счастье своё поэтесса искала «в звёздном штиле и в яростном шторме» («Счастье на ладони»). Удивительно, что счастье для Т.Павловой тоже желтого, нежного цвета, «как луч на ладони, - тёплый, ласковый, неуловимый…» И жёлтый цвет, как и красный, - любви. Любовь в стихах Т. Павловой робкая, верная, ожидающая, романтическая, как у юной Ассоль. Романтика морских дорог обращает Т. Павлову к алому гриновскому парусу («парус судьбы», «огонёк немеркнущей надежды – парус в состоянии покоя», «во сне явился снова парус алый»).
Семантика красного цвета в стихотворениях неоднозначна. Кровавый – цвет беды, красный – ожидания, алый – цвет любви. Алый парус для поэта – ностальгическая мечта по морю, в которое она уже не вернется.
И если снова в море не вернусь,
Ты не сворачивай, мечта, свой парус алый!-
восклицает она в стихотворении « Связующая нить».
Символ алого паруса как тоска любви звучит в стихотворении «Когда – нибудь…»
И будут, будут сниться берега
Далёких стран, где раньше не бывала!
Сожмёт подушку женская рука -
Во сне явился снова парус алый…
Она живёт, любя всё вокруг, «парусу судьбы плот доверяя», сверяя жизнь по штурманскому компасу («К прошлому из яви нет возраста»). Светла и чиста песнь любви, которую поёт сердце поэта. Цвет надежды – зелёный, жёлтый - особый цвет для поэтессы. «Затаённая грусть» - так называется стихотворение, в котором звучит мечта вернуться в море. Грусть наводит и сильный ветер, и дождь, который барабанит в окно. Лирическая героиня видит штормовые волны, бьющиеся о борт корабля, и черное небо. Как ни странно, но даже, казалось бы, радостные моменты из прошлого вызывают в ней грусть и тоску. Татьяна Павлова называет ностальгию о море болезнью, но уже в следующих строках советует, как легче ее перенести. В своих мечтах она до конца жизни будет ждать новой встречи со своей стихией. Знак надежды – это свет маяка:
Я уже никогда не вернусь
На простор океана безбрежный,
Но остался навечно союз
Сердце с морем под знаком надежды
(«Затаённая грусть»).
Освещение при описании моря имеет большое значение. Цвет и свет в поэтике Т.Павловой неотделимы друг от друга. Свет маяка горит и в стихотворении «За семью печатями в душе…». Фосфорическим лилово-огненным светом озарено ночное море. «Мятежный огонёк немеркнущей надежды» прожектором высвечивает затерявшийся в морских просторах парус:
И куда же он меня зовёт,
Сдавшую фатально и без боя
Парус состояния покоя?-
К миражам?
Назад или вперёд?...
В стихотворении «Огоньки на рейде» жёлтым светом очерчены силуэты кораблей. Их огни манят и обращают к воспоминаниям о близком, своём, сокровенном.
Всякий раз, читая стихотворения Т.Павловой, мы как бы смотрим на кадры общего плана. Вот оно, расстилающееся пространство моря, во всей своей красе. Затем поэт обращается к своим чувствам, передавая их с помощью цвета. В этой лазури и цвет неба и моря, и цвет мечты. Поэтесса с благодарностью пишет:
Судьба сплела лазурный мне венок
Из параллелей и меридианов…
(«Связующая нить»)
Роль цветовых эпитетов как средства воздействия на читателя. Человек воспринимает мир зримо, не разделяя его на разные цвета. Ключевые слова пространственного или символического значения – заря, горизонт, океан, стихия, простор, радуга, птица, чайка, берег, душа, жизнь, судьба - помогают увидеть богатство красок моря, почувствовать аромат морской волны, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, воспринять возвышенно-лирический тон описания, оценить художественное мастерство поэта. Т.Павлова умеет обыденным, казалось бы, совсем стертым от частого употребления словам возвращать их первозданный смысл, усиливать изобразительные возможности. Так она поступает с постоянными цветовыми эпитетами, повышая их экспрессивность с помощью присоединения к существительному еще одного определения. В результате совершенно по-новому начинают звучать привычные словосочетания, превратившись в «говорящую живопись». В стихотворении «В треть жизни» поэтесса рассказывает о «венчании с морем». Строки завораживают. Я представляю себе женщину, стоящую на причале. Она смотрит в сиреневую даль. На море легкий бриз. Ветер раздувает волосы. Треть жизни провела она в море, и теперь не знает, то ли это было время испытаний, то ли награда судьбы. Зато знает точно, что море до сих пор для неё желанно. Пленительна красота моря, ласков южный ветер, но думы о родине не покидают поэта. Неудержимо влечёт к себе родная земля.
По-своему, многоцветно, рисует поэт родину, родную Кубань с изумрудной травой и темно-зелеными тополями под высоким небом:
Не по русским берёзам грустила вдали-
На Кубани деревья другие.
На заморском краю необъятной земли
Тосковала по небу России!
Чредой меняли названья моря,
Берега – там сравнимы лишь с раем…
Вдруг в Египте, каком промелькнут тополя,
А в глазах образ милого края.
(«Родной причал»)
Я знаю о море лишь с берега, да еще чуть-чуть с борта катера. По сути, я о нем ничего не знаю. По правде говоря, думала: не женское это дело – работать в море. Читая стихи Татьяны Павловой, поняла: море - разноликая, неуловимая стихия, которую, узнав, полюбишь на всю жизнь. Как знать, может быть, когда-нибудь судьба соединит меня с морем…
Стихия моря!
Никакой бальзам
Тоскующую душу не излечит!
Печать Нептуна, соль клейма-
Навечно,
Как вечна тяга к дальним берегам…
Невиданных осталось столько стран!
Эпитеты в лирике Татьяны Павловой существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия стиля поэта. Море изображается не само по себе, а через восприятие человека и в зависимости от его настроения, его мыслей, чувств. Она радуется, видя, как птица кружит в небе, как солнечные блики мерцают на воде. У Т.Павловой природа неотделима от человека, от его настроения, мыслей, чувств. Лирический герой, вернее, героиня, присутствует в каждом стихотворении. Воспитанная на народной поэзии, на стихотворениях Пушкина, Есенина, Рубцова, она проявляет особый интерес к познанию природы художественного образа, отношению поэзии к жизни и другим эстетическим проблемам. Поэт исключительно строго подходит к оценке своих стихов.
Заключение. Художественная функция цветовой лексики.
Основными художественными функциями цветовой лексики поэзии Т.Павловой являются:
1) усиление выразительности словесных образов и их эмоционального воздействия на читателя;
2) участие в выражении идейного содержания и эмоционального настроя стихотворения, а также авторских оценок, взглядов и чувств;
3) расширение семантической структуры словесного образа за счет ассоциативных связей сочетающегося с ним цветообозначения;
4) создание индивидуально-авторских поэтических образов.
Исследовав поле цвета лирики Татьяны Павловой, мы выделили основные тематические группы, включающие объекты, описываемые с помощью цветообозначений. В соответствии с классификацией литературоведа В.Г.Кульпиной мы распределили цветообозначения по следующим тематическим группам:
I. Цветообозначение природных объектов:
1. цветообозначение водных пространств, воды;
2. цветообозначение небосклона и небесных объектов;
3. цветообозначение метеорологических объектов;
4. цветообозначение времени суток;
5. цветообозначение элементов ландшафта;
6. цветообозначение минералов;
7. цветовые характеристики объектов растительного мира;
8.цветообозначение анималистических объектов (животных, птиц,
насекомых, рыб).
2. Социолингвистическое измерение цвета:
1. антропологические цветовые характеристики;
2. мир фактов и их цветообозначение;
3. цветообозначение реалий религиозного мира;
4. цветообозначение отвлечённых понятий.
Цветовые эпитеты позволяют читателю активно ощущать не только цветовую, но и звуковую, вкусовую, фактурную среду, тем самым способствуя образному восприятию стихотворного произведения. Цветовые характеристики дополняют общий смысл произведения, расширяют и углубляют его.
Библиографический список:
/ Под ред. М.Н. Кожиной / – М., 2003. – с. 458 – 460.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Медведь и солнце
Два плуга
Сказка на ночь про Снеговика