В работе ученица рассказывает о роли академика Д.С.Лихачева в жизни России, об отношении к культурному наследию России. Работа полно и грамотно излагает данный материал.
Вложение | Размер |
---|---|
v_sluzhenii_otechestvu.docx | 31.4 КБ |
«В служении Отечеству»
Исследовательская работа Носковой Марии, ученицы 9-а класса
ГБОУ СОШ №88 города Санкт-Петербурга
Я назвала свою работу словами Даниила Гранина «В служении Отечеству», так как считаю, что вся жизнь выдающегося ученого, Человека с большой буквы, великого гуманиста, патриота – Дмитрия Сергеевича Лихачева была посвящена народу, России. В последние годы удивительно быстро возросли известность, его аудитория, его место в духовной жизни нашей культуры. Подтверждением этому служит и проводимый конкурс творческих работ старшеклассников.
Впервые о Д.С.Лихачеве я услышала на уроке русского языка, потом я очень внимательно прочитала книгу «Письма о добром». Она захватила меня, в ней я получила ответы на некоторые очень важные, жизненно важные вопросы. Я поверила Дмитрию Сергеевичу и потом познакомилась с другими его книгами, каждая из которых учит нас любить свою родину, учит высокой гражданственности, человеческой мудрости и необыкновенной доброте.
У Дмитрия Сергеевича Лихачева было глубинное, сердечное умение найти дорогу к душе современного человека. Дорога эта стала труднопроходимой, она загорожена. Душа закрыта, застегнута, всячески защищается от попыток разными усилиями проникнуть в неё во имя своей корысти, во имя каких-то политических соображений. К человеку подчас трудно подступиться. Но Лихачеву, который умел всегда создать вокруг себя удивительно добрую атмосферу, это удавалось. Он умел разговорить, понять думы и чаяния каждого человека, разобраться в любой сложившейся ситуации, И все, без сомнения, бессмертные труды этого выдающегося человека были написаны для людей и ради людей.
В своей работе я хочу рассказать о некоторых проблемах, которые поднимал в своих книгах Д.С.Лихачев и которые мне показались особенно интересными.
Вначале слово о культуре, которой так нехватает сейчас. Что же это такое? Почему об этом пишет и Лихачев в своих книгах?
В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во –первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества,которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, этносу или нации. В-третьих, культура рассматривается, как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности. Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к её отождествлениюс художественной культурой или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культура» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении своей истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы. Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные её проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом. Наблюдая различия в поведении, мы начинаем понимать, что в их основе лежат культурные различия, и с этого начинается изучение культуры.
Многообразие культурных традиций разных народов – факт неоспоримый в нашей жизни. Но часто встает проблема: есть ли общее, есть ли своеобразные «точки соприкосновения» между различными культурами? Часто мы, видя различия между образом жизни, обычаями и традициями различных народов, считаем других лишь «чужаками».
В современном мире, к сожалению, проблема межнациональной розни встает остро. Многие локальные военные конфликты напрямую связаны с нею. Пример нашей страны – тому подтверждение. Ушло время, когда понятие «дружбы народов» являлось определяющим.
Такие понятия, как уважение к предкам, интерес к истории своей земли, верность родине, честь, человеческое достоинство, мужество, свойственны всем народам. Поэтому каждый народ достоин уважения. Эта мысль всегда была определяющей и в русской литературе. Как вдохновенно и поэтически изображен быт и обычаи Кавказа в поэме Пушкина «Кавказский пленник»:
Но европейца всё вниманье
Народ сей чудный привлекал.
Меж горцев пленник наблюдал
Их веру, нравы, воспитанье,
Любил их жизни простоту,
Гостеприимство, жажду брани,
Движений вольных быстроту,
И силу ног, и силу длани…
А в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» русский офицер Максим Максимыч, вспоминая о горце Казбиче, восхищается его удалью и отчаянной смелостью: «А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре». В другом месте читаем: «Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко…».
Война 1812 года. Плечом к плечу на Бородинском поле стояли русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, татарин Николай Кудашев, немец Александр Фигнер и турок Александр Кутайсов. Их всех объединило сознание общего долга и высочайшая любовь к Отечеству. А разве Великая Отечественная война не показала всему миру, что победить может только народ, для которого главное в жизни – любовь к Родине, к своему народу, к русской земле?
Таким образом, в основе индивидуальности каждого народа лежат общечеловеческие ценности, которые по-разному могут реализовываться в национальных особенностях. Об этом много писал в своих работах выдающийся русский учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Несколько слов о самом Д.С.Лихачеве.
Родившись в 1906 году, Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил трудную жизнь, в которой были и Соловки, и ленинградская блокада,и нацистские обстрелы мирных жителей в позициях на Дудергофских высотах. Он был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. После Великой Отечественной войны Лихачев активно начал заниматься наукой. В 1945 – 1946 гг. выходят в свет его книги: «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». В 1047 году он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания Х1 – Х11 веков». В этих книгах появилась характерная для многих работ Лихачева черта – стремление рассматривать литературу в ее теснейшей связи с другими областями культуры – просвещением, наукой, изобразительным искусством, фольклором, народными представлениями и верованиями.
Сегодня огромный вклад Д.С.Лихачева в историю и культурологию России уже несомненен, его труды привлекают внимание философов, искусствоведов, педагогов и представителей других отраслей науки. К сожалению, то, что до сих пор нет полного собрания сочинений академика, сдерживает полноценные исследования его творчества. И всё же очевидно, что труды Лихачева обогащают широкий спектр гуманитарных наук, это особенно важно сейчас, в век НТР. Он сумел показать, вернее, доказать, необходимость поэзии, всех жанров искусства. Он вводит в круг чтения литературные памятники всех стран и народов, руководя замечательным изданием «Литературные памятники». Анализируя научное наследие ученого, понимаешь, как по ходу занятий древнерусской литературой ему становится тесно в рамках классической филологии. Постепенно Лихачев предстаёт перед всеми учёным синтетического типа, свободно работающим практически во всех актуальных для его времени областях гуманитарного знания.
Внимание, прежде всего, привлекает яркая и целостная концепция российской истории, предложенная Лихачевым. Сегодня многие спорят о том, что представляет собой Россия: часть Европы, соединение европейского и азиатского начал (Евразию) или совершенно уникальное, самобытное явление. По Лихачеву, Россия – самая европейская часть Европы. И Дмитрий Сергеевич очень логично, конкретными и весьма впечатляющими примерами это обосновывает. Полемизируя с оппонентами, он пишет: «Россия имела чрезвычайно мало собственно восточного. С юга, из Византии и Болгарии, пришла на Русь духовная европейская культура,а с севера – другая, языческая дружинно-княжеская военная культура – Скандинавия. Русь было бы естественнее назвать Скандовизантией, нежели Евразией».
Но , несмотря на всё это, широкая аудитория часто воспринимала не столько научные труды Лихачева, не его научный, а скорее, его моральный авторитет. Это очень любопытная ситуация, когда ученый становится совестью, лидером общественности, интеллигенции, а может быть, в какой-то мере – и нации. Был необходим человек, которому можно было верить, И Лихачеву верили. Как чувствуется фальшь, так чувствуется и правда, люди понимали, что нет никакого разрыва между тем, о чем он говорит, чему он верит, и тем, что он делает.
Так, говоря о необходимости сохранения памятников культуры, призывая к уважительному отношению к культурному прошлому нашей страны, Лихачев принимает самое активное участие в обсуждении проекта реконструкции Невского проспекта. В 60-е годы группа реформаторов взялась переделать проспект, воспетый когда-то Н.В.Гоголем, решили осовременить, «коренным образом» перестроить, заменить здания и т. д. И вот тут раскрылась общественная позиция Лихачева. С неимоверным упорством, страстно защищал он сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. Губительный проект реконструкции исторического центра удалось отклонить, в этом большая заслуга Д.С.Лихачева. Таких заслуг у него много. Защитой памятников старины Лихачев занялся еще в 50-е годы. С его помощью удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными зданиями, спасти от сноса новгородский земляной вал. Благодаря его протестам, его выступлениям, статьям, письмам перестали без разбору вырубать дворцовые парки ленинградских пригородов.
В этом смысле Лихачев, конечно, редкая фигура. Говорить сейчас умеют многие – научились. А в словах Дмитрия Сергеевича люди ощущали правду его слова. Он ни к чему не призывал, ничему не учил. А если и учил, то опытом своей жизни. Это было то, чего мы раньше не видели и не слышали. И сегодня не видим, не слышим больше – после Лихачева. Он незаменим.
Если вспомнить Моральный кодекс строителя коммунизма, то выяснится, что он был очень похож на Заповеди Божьи. Объясняется это очень просто: законы морали, нравственности, общечеловеческие ценности изменить невозможно. Они вечны! Но вместе с отменой Советского Союза отменили и коммунизм и, как следствие, моральный кодекс его строителя. Назначили демократию, которую многие молодые люди поняли, как «можно всё!». И уже сами для себя отменили мораль, нравственность, поиск смысла жизни, патриотизм и прочие «ненужности». Этому активно способствовала (и продолжает способствовать) пропаганда успешного образа жизни в современных средствах массовой информации: бери, руби, хватай, потребляй – живи! «Место под солнцем» теперь уже не ищут, его выбивают!
Пока все разглагольствовали о национальной идее, искали ее и нигде не могли найти, наша молодежь со свойственным ей максимализмом национальную идею нашла: Надо быть успешным! И чем больше у тебя денег, тем ты успешнее.
Д.С.Лихачев говорит, что каждый человек, сознательно или интуитивно выбирая себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, невольно вместе с тем дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. А ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек будет испытывать гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача, продиктованная добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Заслуга Д.С.Лихачева, что он сумел создать свой «кодекс молодого человека», исходя из задач современности.
Ему принадлежат так называемые десять заповедей человечности:
Какую бы из заповедей мы ни взяли, мы увидим, что автор хочет обратить наше внимание на очень важную проблему современности.
Проблема сохранения живой природы. Человек и природа составляют единое целое. Любить природу, заботиться о ней – вот к чему призывает нас Лихачев в одной из своих заповедей. Именно природа обладает способностью облагораживать человека, окрылять человеческую душу.
2006 год Указом президента Российской Федерации был объявлен Годом академика Д.С.Лихачева. В ознаменование юбилея великого гуманиста вышли в свет новые книги Лихачева. Первая – под названием «Заветное», вторая – «Избранные труды по русской и мировой культуре».
В этих книгах он пишет: «У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу, иногда даже не включая в понятие культуры науку, технику, образование… Вот и получается зачастую так, что явления, которые относятся к культуре, рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои – у писательских организаций, свои – у филармонии и музеев и т.д. Между тем культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие « культура» должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».
На основе работ Д.С.Лихачева, его размышлений о языке, культуре, о добром и прекрасном была создана Декларация прав культуры, которая является достоянием всего человечества.
Приведу две статьи из этой Декларации, которые больше всего повлияли на формирование моего мировоззрения:
Статья 3.
Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
Статья 4.
Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.
Я живу в России, и мой родной язык – русский. Я люблю читать книги на русском языке, мне нравится язык Пушкина, Тургенева, Толстого, язык произведений наших великих классиков. Мы должны заботиться о чистоте родного языка, ведь это язык зрелого самобытного национального характера, это язык наших предков, язык нашей богатой культуры. И русский народ, создавший этот язык, призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык… Не жалеть родной язык, не изучать его – значит не любить свою родину.
В одной из своих статей Д.С.Лихачев утверждал, что «Нация, которая не ценит интеллигентность, обречена на гибель». А что же такое интеллигентность? Многие считают, что, если человек получил образование, то он интеллигент. Это глубокое заблуждение. Интеллигентность – это прежде всего состояние души, это способность к пониманию, к восприятию, это доброта, уважительное отношение к миру и к людям. Особая роль в воспитании по-настоящему интеллигентных людей, образованных, добрых, отзывчивых, неравнодушных ко злу, жестокости, несправедливости, для «русской цивилизации» ХХ1 века принадлежит классической русской литературе. И Дмитрий Сергеевич, переживая за будущее России, пишет: «Надо поднять общий голос интеллигенции в защиту литературы в школе, вернуть литературу в список базовых предметов школьного курса. Без чистоты языка нет ясности помыслов. Без душевного раздумья, чем полна литература, душа пуста. Отсутствие духовной культуры должно быть приравнено к угрозе национальной безопасности». Эти слова Лихачева звучат особенно злободневно сейчас, когда некоторые наши депутаты всерьёз считают, что многие произведения русской классической литературы утратили свое значение и уроки литературы нужно сократить. Как можно обладать высокой нравственной культурой, не зная «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Войны и мир» Л.Н.Толстого ?! А Грибоедов, Тургенев, Гоголь, Чехов…
Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не соблюдаются юридические права граждан, не может развиваться современная наука. « Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению т не агрессивны», - пишет Д.С.Лихачев.
Как актуально звучат эти слова именно сегодня, когда мы видим, что иные политики в жертву национальным амбициям приносят подлинные интересы народа. Впрочем, это относится не только к политикам. И в повседневной жизни, на бытовом уровне, именно низкая культура, а то и вовсе её отсутствие порождает неприязнь к тем, кто не похож на , тебя. Разве в школе мы не наблюдаем, как иногда обижают более слабых ребят, иногда наделяя их обидными кличками?
Дмитрий Сергеевич Лихачев, как никто другой, понимал, что одними речами даже с самых высоких трибун положение не изменишь. Он знал, что прежде всего необходим труд, упорный, кропотливый, повседневный, нужна работа во имя повышения культуры. И сам всей своей жизнью подавал пример неустанного подвижнического труда.
Пока жива культура, жив и народ. Культура, по словам Д.С.Лихачева, - основа духовной безопасности народа. И именно потому сама культура нуждается в защите и поддержке. Оттого одной из главных забот академика стала разработка проекта специальной Декларации прав культуры.
Русской литературе и науке останутся более полутысячи научных работ Дмитрия Сергеевича Лихачева. Читателям останутся его пронзительно простые, мудрые, честные книги, книги гражданина, патриота, человека, которого всегда окружала созданная им добрая атмосфера. Последнюю книгу «Судьбы России» он закончил за несколько дней до смерти. Мне очень хочется прочитать её, чтобы лучше понять свою страну. Нам останутся на память о замечательном человеке Дмитрии Сергеевиче Лихачеве пример его героической жизни и малая планета № 2877, названная его именем.
2лист
Фотография Д.С.Лихачева
«Жизнь – это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным… . Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя».
Д.Гранин.
(1 лист) Конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С.Лихачева и современность».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №88
Калининского района г.Санкт-Петербурга
« В служении Отечеству…»
Работа выполнила
Ф.и.о.,
Ученица 9-А класса.
Домашний адрес:
Телефон:
Руководитель: Климовских Любовь Андреевна
Телефон: 79111691296
Автобиография
Ф.И.О.
Я, Ф.И.О., родилась в 20… году ….месяце.
Мой отец,Ф.И.О., работает в…….
Мама, ФИО,………
С …. года учусь в школе №88 Калининского района города Санкт-Петербурга. Все годы училась только на «4» и «5».
Выступала на заседании школьного научного общества с исследовательскими работами:
…………….
Принимала участие в районных конкурсах:
Была участницей районных олимпиад по русскому языку и литературе.
Принимала участие в игре «Медвежонок».
Выступала в литературно-музыкальных композициях школьной агитбригады.
Краткая аннотация.
В этой работе рассказывается о человеке большой души, о его необыкновенной доброте, выдающемся ученом Д.С.Лихачеве. Автор попыталась, используя отдельные факты биографии, на примере некоторых моментов из произведений академика доказать, что вся жизнь Д.С.Лихачева – это образец служения Отечеству.
Медведь и солнце
Ералаш
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как зима кончилась