Ученица обращается в своем сочинении к дневникам Л.Н. Толстого, к произведениям, пытаясь найти ответы на поиски смысла жизни писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_poiski_smysla_zhizni_l.n._tolstogo.doc | 34 КБ |
МБОУ «НОВОШЕШМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
НОВОШЕШМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
СОЧИНЕНИЕ- ЭССЕ
на тему:
«Нравственные поиски смысла жизни Л. Н. Толстого»
Работу выполнила ученица 8 класса
МБОУ «Новошешминская средняя
общеобразовательная школа
Новошешминского
муниципального района РТ»
Фазлиева Аделия .
Учитель русского языка и литературы:
Павлова Галина Леонидовна
2013
Каждый человек - алмаз, который может
очистить себя. В той мере, в которой он очищен,
через него светит вечный свет. Стало быть, дело
человека не стараться светить, но стараться
очищать себя.
Л.Н.Толстой.
Постичь себя, желать знать, для чего рождены мы и к чему должны стремиться – такие философские вопросы задает себе каждый человек. Познать себя хочу и я. Нравственные поиски смысла жизни привели меня к великим классикам нашей страны, у которых всегда можно найти ответ. Таким примером стал для меня Лев Николаевич Толстой. Знакомясь с мировоззрением писателя через его дневники и произведения, находишь ответ, чего хотел развить в себе и чего хотел добиться (судя по составленному плану) Л. Н. Толстой, насколько важно для человека бороться с недостатками в себе, и «пропускаешь через себя» нравственные искания смысла жизни Льва Николаевича Толстого.
Жизнь Л. Н. Толстого, кажется, открыта для всех: опубликованы его дневники, дневники его жены Софьи Андреевны, записи и воспоминания детей и близких, переписки, философские и публицистические трактаты. Но Л.Н. Толстого надо постигать всю жизнь – всё равно не постигнешь до конца – настолько сложны и неохватны личность, жизнь, творчество писателя – всё это не сводится к одной постоянной трактовке. И поэтому у каждого читателя своя дорога к Толстому, у каждого складывается своё мнение и представление о нём, не забывая и то, что в наследии писателя, конечно же, есть надёжные ориентиры.
Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей: честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На все эти недостатки указывает сам Толстой. Почти всю жизнь он вёл дневники, в которых не только описывал события минувшего дня, но и оглядывался назад, пытаясь осмыслить свои истоки, понять, что было в его жизни, что есть и что может быть. Л. Н.Толстой пытался разобраться в мельчайших душевных движениях, которыми сопровождались его поступки. Самопознание и познание мира с помощью творчества на протяжении всей жизни шли рядом.
Читаешь дневниковые записи писателя и удивляешься, насколько человек был требователен к себе. Наиболее яркое впечатление оставили в моей памяти следующие строчки из дневника.
1847 год (Толстому 19 лет)
«17 марта… я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
17 апреля. … Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы не нашёл цели для моей жизни – цели общей и полезной…»
1848 год.
« 1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…
Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Не верить мыслям, родившимся в споре…Не повторять чужие мысли»
В 1854 году он напишет, что у русского народа великое чувство пылкой любви, а в 1855 году 18 марта к своду правил он добавит – «быть деятельным, рассудительным и скромным». 21 сентября Лев Толстой в своём дневнике придёт к мысли, что его главная цель в жизни есть добро ближнего. Ограничение своих потребностей и помощь ближним фиксируются в его записях и в 1878, 1881, 1883 и последующих годах.
В 1907 году в Ясной Поляне 26 октября он запишет очень важное для себя изречение: «Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого».
Прочитанные записи из дневника Л. Н.Толстого открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Беспокойный ум, воля и сердце, неудовлетворённость и разочарование вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей. Чтобы достичь эти цели, Толстой и записывал особые правила исправления.
Внимательное прочтение дневниковых записей Л. Н. Толстого рождает во мне мысль, а если бы я решила вести дневник, - какие бы цели поставила перед собой и каким правилам следовала бы для их достижения?
Видя смысл жизни в служении людям, Толстой утверждал, что жить для себя одного нельзя – это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей. С 1859 года Л. Н. Толстой активно занимается педагогикой. В течение 1859-1862 годов он открывает 21 школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и её окрестностях, преподаёт в ней, размышляет о содержании и основах народного образования. Изучая народное образование в Европе, Толстой в 1857, а затем в 1860 году посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию, Бельгию и Англию. Результатами педагогической деятельности стало издание журнала «Ясная Поляна» (1862-1863), в двенадцати вышедших книжках которого публиковались и педагогические статьи самого Толстого («О народном образовании», «Прогресс и определение образования» и др.). Лев Толстой является автором учебной книги «Азбука» (вышла в 1872 году). На эту работу писатель направил поистине титанические усилия. Главное богатство «Азбуки» - русские и славянские книги для чтения, куда включены небольшие рассказы. Рассказы Толстого из «Азбуки» актуальны целями нравственного воспитания и в наши дни. Знакомые с детства рассказы «Лев и собачка» «Филипок», «Акула», «Кавказский пленник», «Прыжок» оставили неизгладимое впечатление в моей детской душе.
Граф Л.Н. Толстой никогда не забывал о тяжёлой жизни крестьян. Бедственное положение народа Толстой воспринимает как своё личное несчастье, поэтому организует помощь голодающим крестьянам, посещает суды и тюрьмы, вступаясь за невинно осуждённых. В начале восьмидесятых годов писатель участвует во Всероссийской переписи населения. Он берёт на себя работу в так называемой «Ржановской крепости» - московском притоне «самой страшной нищеты и разврата». Толстой хочет помочь им «встать на ноги». Лев Николаевич считал, что может быть гармоничная жизнь богатых с нищими, дело лишь в том, чтобы богатые поняли необходимость жить по-божески. Но на каждом шагу Толстой видел иную картину. И всё чаще Толстой говорит о неизбежности революции, хотя в ней он не видит спасения для России.
Воспринимая остро ужасные картины жизни людей, писателю кажется, что недопустимо его собственное материальное благополучие. Он отказывается от привычных условий жизни, занимается физическим трудом: колет дрова, возит воду… «Стоит войти в рабочее жильё – душа расцветает», - записывает в дневнике Толстой. А дома он не находит себе места. «Скучно. Тяжело. Праздность. Жир… тяжело, тяжело. Просвета нет. Чаще манит смерть». Записи такие наполняют его дневники.
Так происходит в начале 80-ых годов перелом в мировоззрении Толстого, который принимает народную веру и создаёт целую серию философско-религиозных работ, в которых он излагает своеобразно понятое им христианское вероучение и обличает яростно и гневно бесчеловечность правительства, лицемерие церкви, праздность и разврат богатых: «Исповедь», «Так что же нам делать?», «Исследование догматического богословия», «Царство Божие внутри нас», «В чём моя вера?», «О жизни», «Не могу молчать» и др.
В своей «Исповеди» (1879-1882) Толстой даёт определение «веры» - «…вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живёт. Вера есть сила жизни. Если человек живёт, то он во что-нибудь да верит». Отказавшись от жизни своего круга, он признаёт единственно нравственной и осмысленной жизнь простого трудового народа.
В основание религиозных верований Толстого было заложено христианство, признаваемое им самой совершенной и нравственной религией. Но Толстой опирался лишь на нравственное учение Христа, отвергнув поклонение Ему, усомнившись в самом факте Его существования как исторической личности.
В религиозно-этические взгляды Толстого включаются 5 заповедей Иисуса Христа из Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея(V,21-42).
Центральное внимание в программе Толстого является заповедь о непротивлении злу насилием. Злом не уничтожить зло, единственное средство борьбы со злом – воздержание от насилия: только добро победит зло. Толстой допускает, что насилие может заставить человека ответить тем же, но подчёркивает, что это частный случай. Зло современной общественной морали Толстой видит в том, что и правительственная, и революционная партии хотят оправдать насилие.
С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. По мнению автора этой теории, прежде чем изменить мир, начинать нужно с себя, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека, и к этому стремится в жизни Л. Н. Толстой.
К заповеди непротивления злу насилием Толстой присоединяет ещё и нравственные законы, которые, по моему мнению, важны и в наше время: не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной жизни; не клянись и не присягай никому и в ни чём; не мсти никому и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели; учись терпеть обиды; помни: все люди братья – и учись во врагах видеть доброе.
Переход Толстого на позиции своего вероучения существенно изменил его художественное творчество. Эти перемены сказались в последнем романе писателя «Воскресенье», в котором утверждается мечта Л. Н. Толстого о бескровной и ненасильственной «революции» на путях нравственного воскресения нации.
Обретение абсолютного смысла, стремление добраться до подлинной сути бытия для Толстого было превыше всего. Именно они определили его путь, жизненный и творческий. Соединение гениального таланта со склонностью к проповедничеству способствовало тому, что именно Толстой стал одним из духовных лидеров и выразителем многих ведущих тенденций своей эпохи.
Всю жизнь Л. Н. Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Л. Н. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу.
Рисуем белые грибы пастелью
Бабочка
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Рисуем акварельное мороженое
Фотографии кратера Королёва на Марсе