Исследование данной работы лежит в области литературы и посвящено изображению природы в рассказах великого русского писателя А.П.Чехова.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_peyzazhnoy_detali_v_rasskazah_a.p.chehova.doc | 111.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
«Эврика-Развитие»
________________________________________________________________
Роль пейзажной детали в рассказах А.П.Чехова
исследовательская работа по литературе
Кравчук Лилия, 7 класс
Красильникова Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Ростов-на-Дону
2012-2013
Оглавление
Стр. | |
Введение | 3-4 |
Глава 1. Функции пейзажа | 5-6 |
Глава 2. Пейзажная деталь в рассказах А.П.Чехова | 7-9 |
Глава 3. Описание природы в рассказах А.П.Чехова (использование изобразительно-выразительных средств) | 10-14 |
Глава 4. Мастера пейзажей: А.П.Чехов и М.А.Шолохов | 15-16 |
Заключение | 17 |
Библиография | 18 |
Введение
В нашей школе существует традиция: в начале года проводить образовательные блиц-практики, которые проходят на территории города или Ростовской области. Такие образовательные практики длятся обычно один день, очень редко два дня. Самой дальней и, на мой взгляд, самой интересной в этом году была практика, прошедшая на родине А.П. Чехова в Таганроге. У каждого участника таганрогской практики было свое задание: у меня – рассказать о памятнике Петру I работы скульптора М.М. Антокольского, установленного в Таганроге в 1903 году. Антон Павлович Чехов лично внёс пожертвование, а также привлекал к сбору средств на памятник уроженцев Таганрога.
Я уверена, что многим знакомы рассказы Антона Павловича, например, «Каштанка», «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Степь». Но вряд ли кто-нибудь обращал внимание на описание природы в этих рассказах, так как был увлечен насыщенным сюжетом.
А ведь природа на берегу Азовского моря, на малой родине писателя, очень красивая. Поэтому я решила поискать и проанализировать описания природы в рассказах А.П. Чехова.
В прошлом году я со своей одноклассницей представляла работу, посвященную описанию природы в рассказах еще одного нашего великого земляка М.А.Шолохова. В этом году я решила обратить внимание на пейзажные зарисовки в чеховских рассказах и сравнить способы описания природы у городского писателя и писателя, живущего в станице, то есть мое исследование реализуется в предметных рамках литературы.
Объектом исследования являются рассказы А.П.Чехова; предметом исследования – описания природы.
Гипотеза исследования заключается в том, что Антон Павлович Чехов, как и Шолохов, является мастером пейзажной детали, но подход к описанию природы у обоих авторов, несмотря на то, что они земляки, отличаются.
В своей работе я поставила перед собой следующую цель – определить, какова роль пейзажных зарисовок в чеховских рассказах и сравнить описания природы в произведениях Чехова и Шолохова.
Цель исследования определила следующие задачи:
В исследовании были использованы следующие методы:
1. анализ произведений
2. сравнение
3. обобщение
Актуальность работы заключена в том, что изучение культуры родного края – обязательная часть школьного образования. В нашей школе, как, впрочем, и в других школах города, огромное место отводится занятиям и мероприятиям краеведческой направленности: спецкурс «Краеведение», уроки литературы и истории, образовательные практики. Кроме этого я являюсь членом Чеховского клуба «Классика», который существует в школе уже три года. В рамках клуба я несколько раз проводила занятия, посвященные жизни и творчеству А.П.Чехова, для учащихся младших классов.
Глава 1. Функции пейзажа
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьеров, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.
Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Первая функция пейзажа – обозначать место действия, причем место действия имеет принципиальное для данного произведения значение.
Часто местом действия становится город, и как место действия город обладает теми же функциями, что и пейзаж. В литературе даже есть термин «городской пейзаж». Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. У каждого писателя, а иногда и в каждом произведении, свой образ города, который важен для понимания общего смысла и образной системы произведения.
Чехов, например, переносит действие своих рассказов и пьес из столиц в средний русский город, уездный или губернский, и его окрестности.
Антон Павлович в рассказах отмечает разные детали: «Маленький, еле видимый городишко» (Ярмарка, 1882 г.); «Маленький заштатный городок, которого, по выражению местного тюремного смотрителя, на географической карте даже под телескопом не увидишь» (Надлежащие меры, 1884 г.); «Маленький грязный городишко за двести верст от железной
дороги» (Палата № 6, 1892 г.).
А.П. Чехов обычно не указывает конкретное название описываемого населенного пункта. Так, например, рассказ «Степь» начинается так: «Из М., уездного города С-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту...». Но после того как критик журнала «Санкт-Петербургские ведомости» принял «город М» за один из городов Саратовской или Самарской губерний, отметив, что в повести Чехова изображена волжская степь и «губернский город на Волге», во всех дальнейших изданиях начало повести печаталось так: «Из N, уездного города Z-ой губернии...».
Образ большого города (Москвы, Петербурга) выступает как заветная мечта многих героев о жизни новой, светлой, интересной, культурной и т.п. Например, в рассказе «Невеста» «Если бы вы поехали учиться! — говорил он. — Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны… И будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди... Но главное не это. Главное то, что каждый человек будет веровать и каждый будет знать, для чего он живет, и ни один не будет искать опоры в толпе».
Основываясь на литературном изображении природы, можно говорить о психологической функции пейзажа. Здесь детали пейзажа используются для создания определенной эмоциональной атмосферы или косвенного психологического изображения душевного состояния героев, как бы передаваемого окружающей их природой. При этом настроение персонажа может соответствовать состоянию природы, а может и наоборот – контрастировать с ним.
В некоторых случаях писатель показывает воздействие природы на формирование личности.
Иногда животные становятся действительными персонажами произведения, со своей собственной психологией и характером. Например, повести «Каштанка» и «Белолобый». Здесь можно сказать, что природа становится как бы действующим лицом художественного произведения.
Глава 2. Пейзажная деталь в рассказах А.П.Чехова
Рассмотрим подробнее пейзажную деталь в рассказах А.П.Чехова. Практически в каждом чеховском рассказе присутствуют описания природы, в которых мы встречаем обширный круг деталей, выходящих за пределы собственно пейзажных и вступающих в психологическую сферу.
«Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса…»
(«Перекати-поле»)
Очень часто Чехов приближает пейзажную деталь к обычному течению жизни:
«Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная…»
«Мягко картавя, звучал ручеек…»
«Как будто кто чиркнул по небу спичкой… кто-то прошелся по железной крыше…»
(«Степь»)
Мы видим, что все действия, которые совершает природа, очень похожи на действия человека: луна болеет; ручеек, картавя, разговаривает и пр. И уже по этим небольшим словам мы можем сказать, что Чехов действительно является мастером описаний.
Антон Павлович придерживался точки зрения, что пейзаж должен быть конкретным, именно в этом залог его «картинности». В описании природы нужно выделить какие-то основные детали, опуская второстепенные. В чеховских рассказах встречаются краткие зарисовки картин природы, где все видение автора сосредоточено на одной или нескольких деталях, прежде всего бросающихся в глаза. Примером может служить описание природы в рассказе «Волк»:
«На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени, на середине
ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».
Или описание клюва галки в рассказе «Цветы запоздалые»:
«Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне».
Художественная деталь иногда может быть повторяющейся, и тогда она усиливает нужное настроение. В рассказе «День за городом» такой деталью является гроза. Начинается повествование лишь с упоминания о грозе: «Навстречу солнцу ползет темная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза», но именно это упоминание и дает понять, что что-то произойдет в жизни героев. Шестилетняя нищенка Фекла пытается найти дядю Терентия, чтобы тот помог освободить руку ее брата из дупла. Пока девочка ищет Терентия, надвигается гроза. Чем ближе герои подходят к дуплу, тем сильнее бушует природа. Когда же все заканчивается благополучно, появляется солнце. Автор проводит параллель между чувствами и переживаниями героев и природой.
В рамках одного рассказа пейзажные детали могут быть противопоставлены. Ярким примером является рассказ «Учитель словесности». В начале рассказа Чехов рисует городской сад, в котором «белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха». Эти сильные запахи усиливают ощущение духоты, от которых страдает главный герой рассказа – Никитин. И город, и сад, и эти «чудесные» запахи являются в рассказе символом пошлости. Писатель противопоставляет городу поле – символ чистоты: «уже не пахло акацией и сиренью, но зато пахло полем».
В творчестве Чехова встречаются и рассказы, в которых какое-то явление обрисовано с помощью одной детали.
Ярким примером является рассказ «Беглец», в котором действие происходит осенью, но при этом писатель ни разу не называет время года. На то, что действие происходит осенью, указывают три детали: желтый лист, дождь и скошенное поле. Эти детали встречаются только в начале рассказа, когда автор рисует время действия:
«Сначала Пашка шел с матерью под дождем то по скошенному полю, то по лесным тропинкам, где к его сапогам липли желтые листья, шел до тех пор, пока не рассвело».
Деталь может нести определенную смысловую нагрузку, то есть она является очень важной для понимания смысла рассказа.
Очень показателен в этом плане рассказ «Гриша», где такой деталью является солнце. Солнце здесь – символ жизни.
Рассказ начинается с прогулки маленького героя, где «разгулявшееся апрельское солнце бьет прямо в глаза и щиплет веки». До этой прогулки Гриша знал только свой дом и своих родителей. Он и не подозревал, что существует еще другой мир, где «столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать». И вновь автор обращает внимание читателей на то, что в этом мире господствует солнце, которое режет глаза прохожим. Мальчику очень нравится этот мир, и он не боится его, несмотря на все запреты. «Блеск солнца, шум экипажей, лошади, пуговицы – все это так поразительно ново и не страшно». И не случайно в конце рассказа герой заболевает – у него жар. Это означает лишь то, что он познал мир, узнал солнце и его жаркие лучи.
Антон Павлович Чехов был мастером художественной детали. Он очень умело использует деталь в каждом рассказе, что помогает нам, читателям, глубже проникнуть в суть рассказа.
Глава 3. Описание природы в рассказах А.П.Чехова
(использование изобразительно-выразительных средств)
Анализируя рассказы А.П.Чехова, я увидела, что при описании природы писатель использует эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения.
Эпитет – это метафорическое определение, которое, не преследуя задач более точного обозначения предмета или противопоставления этого предмета другим, обращает наше внимание на признак, сильнее других действующий на наше воображение и сообщающий речи большую изобразительность. Автор использует эпитеты не только для того чтобы заставить читателя в точности и наглядно вообразить себе изображаемый предмет, а более в том, чтобы заставить «почувствовать», то есть настроить эмоциональное отношение к предмету.
В чеховских рассказах эпитеты встречаются довольно часто:
«В обыкновенное время Голтва представляет из себя речонку средней руки, молчаливую и задумчивую, кротко блистающую из-за густых камышей, теперь же предо мной расстилалось целое озеро».
«Святою ночью»
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести.
Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.
За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы.
Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскаленная почва, жадно выпивая ее, отнимали у нее силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.
«Степь»
… чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони,…, и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши.
«Моя жизнь»
Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.
«Дом с мезонином»
В большое старое окно виден сад, дальние кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть ее.
Утром бабушка жаловалась, что в саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу.
«Невеста»
Метафора (от др. греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим, а на основании их общего признака. Отношение переносного значения к основному может быть различно. Главные виды этого отношения следующие:
При описании природы А.П.Чехов чаще использует первый вид – замена неодушевленного одушевленным.
Музыка в траве приутихла.
«Степь»
Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо…
«Человек в футляре»
Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце.
«Дом с мезонином»
«…раскидистые яблони, обезображенные подпорками и гангреной»
«Моя жизнь»
От его (тополя) стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза.
«Степь»
Сравнение – стилистический приём; уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак.
Разгулявшаяся вешняя вода перешагнула оба берега и далеко затопила оба побережья, захватив огороды, сенокосы и болота, так что на водной поверхности не редкость было встретить одиноко торчащие тополи и кусты, похожие в потемках на суровые утесы.
«Святою ночью»
На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбой.
«Моя жизнь»
В чеховских рассказах сравнение при описании природы встречается достаточно редко.
Также нечасто можно встретить и метафоры. Автор безусловно наделяет природу действиями, но чаще просто красочно описывает её с помощью эпитетов.
Олицетворение, согласно значению греческого слова προσωποποια, — это персонификация, то есть наделение любого существа, явления или предмета человеческими чертами.
Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса, глядели во двор, как в глубокую яму, и удивленно прислушивались; в их темной чаще, не умолкая, кричали кукушки и соловьи...
«Перекати поле»
Благодаря олицетворению сосны оживают, они предстают перед нами словно полноценные герои рассказов: они подсматривают и подслушивают, тем самым автор будто доверяет им какую-то тайну, которую непременно нужно сохранить.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести.
А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает.
Но вот промелькнула и пшеница.
«Степь»
И темная, неподвижная, молчаливая зелень пальм, и ярко-желтый песок на аллеях.
«Ариадна»
Следует также отметить, что в рассказах Антона Павловича встречаются эмоционально не окрашенные описания природы:
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести.
Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
«Степь»
Эта прелестная улица отчасти заменяла сад, так как по обе стороны ее росли тополи, которые благоухали, особенно после дождя, и из-за заборов и палисадников нависали акации, высокие кусты сирени, черемуха, яблони.
Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес…
«Моя жизнь»
Потом я повернул на длинную липовую аллею.
«Дом с мезонином»
Таким образом, я пришла к выводу, что, описывая природу, Антон Павлович чаще всего прибегает к использованию существительных и прилагательных, так как самым распространенным изобразительно-выразительным средством является эпитет.
Глава 4. Мастера пейзажей: М.А.Шолохов и А.П.Чехов
В прошлом году я занималась изучением описания донской природы на страницах «Донских рассказов» М.А.Шолохова. Я обратилась не просто к описаниям природы, проанализировав изобразительно-выразительные средства в рассказах, а к тем растениям, которые упоминает М.Шолохов на страницах своих произведений. Таких растений оказалось довольно много: репейник, подорожник, чебрец, мак и др., то есть М.А.Шолохов был не только великолепным мастером слова, но и знатоком родной природы.
Мне кажется, что не может писатель с такой любовью описывать родной край, родную природу, не зная, что произрастает на ней. Михаил Александрович знал каждое растение, каждое деревце… Он понимал родную природу. И эта любовь отразилась в его рассказах.
В этом году, знакомясь все ближе с творчеством А.П.Чехова (я являюсь членом Чеховского клуба «Классика», существующего в нашей школе уже третий год), мне захотелось сравнить шолоховские описания природы с чеховскими.
Как известно, А.П.Чехов тоже родился на донской земле, но его малая родина – не станица, а город. И с самого начала я предполагала, что описания природы у обоих авторов будут отличаться, несмотря на то, что они оба являются мастерами пейзажа.
Анализируя пейзажи на страницах шолоховских рассказов, мы увидели, что писатель с большой любовью относится к родной природе, она для него – полноценный герой его рассказов: она грустит и веселится, она помогает героям и, напротив, создает препятствия. В связи с тем, что Михаил Александрович наделяет природу действиями, самой распространенной частью речью при описании растений является глаголы и глагольные формы, а из средств выразительности – олицетворение.
В чеховских же рассказах природа скорее помогает писателю создать определенную эмоциональную атмосферу, поэтому самые распространенные части речи – существительные и прилагательные, а из средств выразительности – эпитет.
М.А.Шолохов всю свою жизнь прожил на донской земле, поэтому он с большой любовью описывает донскую природу, используя в своих рассказах конкретные названия растений. При анализе мы увидели, что наиболее встречаемые растения в рассказах — представители семейства злаковых – 18%. И это не случайно, так как вся территория Ростовской области расположена в степной зоне. Степь, как тип растительности, представляет собой совокупность растительных сообществ засухоустойчивых и морозоустойчивых многолетних травянистых растений, среди которых первостепенная роль принадлежит именно злакам.
Для Чехова же была важна природа сама по себе, а не именно донская природа. На страницах его рассказов практически не встречаются названия конкретных растений, есть просто обобщенные названия: трава, деревья, цветы.
Заключение
Данная работа посвящена изображению природы в рассказах А.П.Чехова.
Для меня было важно найти описания природы, определить, какую роль играет пейзажная деталь в рассказах, а также сравнить подходы к описанию природы у двух великих писателей: М.А.Шолохова и А.П.Чехова.
Я обратила внимание на то, что пейзажные зарисовки Чехова отличаются от шолоховских. Ведь природа для Шолохова – это, как правило, действующее лицо, для Чехова же природа в большей степени помогает созданию определенной эмоциональной обстановки. В связи с этим можно увидеть, что авторы различаются и в использовании изобразительно-выразительных средств.
Результаты исследования показали, что в рассказах А.П.Чехова пейзаж выполняет несколько функций: психологическую функцию, обозначает место действия, является действующим лицом.
При сравнении описаний природы двух земляков мы увидели, что подходы к описанию природы у городского писателя и писателя сельской местности различаются. Но это вовсе не говорит о том, что кто-то из писателей является лучшим мастером пейзажа, кто-то худшим. Оба автора – настоящие художники слова.
Таким образом, гипотеза моего исследования о том, что Антон Павлович Чехов, как и Шолохов, является мастером пейзажной детали, но подход к описанию природы у обоих авторов, несмотря на то, что они земляки, отличаются, подтверждается.
Библиография
Цветущая сакура
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Несчастный Андрей
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Именинный пирог