Размышление о проблеме счастья и возможности любви для героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Вложение | Размер |
---|---|
evgeniy_onegin.doc | 45 КБ |
Международная детская научно-практическая конференция,
посвященная 180 - летию окончания романа «Евгений Онегин»
«Онегина воздушная громада…»
А. Ахматова
А счастье было так возможно? Могла ли Татьяна быть счастлива с Онегиным?
Эссе
Участник : Петрова Ольга, ученица 9-а класса
ГОУ школы №335 г. Пушкина
Руководитель: Гроза Ирина Андреевна, телефон:
8-905-204-15-31
«Не знаю, — размышляла М. Цветаева, — нужны ли вообще бытовые подстрочники к стихам: кто — когда — с кем — где — при каких обстоятельствах … жил. Стихи быт переломили и отбросили, и вот из уцелевших осколков, за которыми, ползая вроде как на коленях, биограф тщится рассказать бывшее... К чему? Приблизить к нам живого Пушкина? Да разве он, биограф, не знает, что поэт — в стихах живет?»
Да, я согласна с этим размышлением. «Поэт — в стихах живет». Живет поэт и в одном из моих любимых произведений А. С. Пушкина — романе «Евгений Онегин», открывшим мне Пушкина - мудреца, волшебника, философа. Повествование романа носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о любви и счастье.
«Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною»,- признается поэт в одном из писем. Власть самого высокого, прекрасного и волнующего чувства — любви познал поэт:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Об этом и строки стихотворения, и строки письма: «Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего». Страдания облагораживают душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным. Но счастье любви – это лишь мгновения. Отсюда нерадостный вывод поэта :
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Читая роман «Евгений Онегин», я пыталась найти ответ на мучивший меня вопрос: «Неужели покой и воля могут заменить счастье?» Трудно и мучительно я размышляла над еще одной строкой Пушкина и никак не могла согласиться, что
Привычка свыше нам дана, замена счастию она.
Почему же Пушкин так жесток со своими героями, утверждая, что счастье для них невозможно и это предопределено «свыше». Главный герой романа, Евгений Онегин, стремится к счастью, но для этого ничего не делает. Он наивно полагает, что все в его жизни происходит без усилий, без труда душевного и физического. Отчего герой стал таким равнодушными ко всему, что окружает его? Неужели все так же легко поддаются искушению зла? Почему с возрастом человек становится порой дальше от Бога , чем был при рождении?
В Евангелии ясно говорится, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Слова "грех" и "беззаконие" в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.
Как это ни печально признавать, но неспособность любить является причиной невозможности быть счастливыми героям романа А.С. Пушкина.
Таков молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки. Пушкин подчеркивает в его характере ветреность, легкомыслие и душевную незрелость:
Он три часа, по крайней мере,
Пред зеркалами проводил,
И из уборной выходил
Подобно ветреней Венере…
Если внимательно рассмотреть литературную историю жизни Онегина, то причину его неспособности к любви увидеть совсем не сложно. Онегин живет просто, «труд упорный» ему тошен, учится он «понемногу чему-нибудь и как-нибудь»,и « сердца жар» его угас безвозвратно , и жизнь томит бесцельностью существования. Поэтому неудивительно, что бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.
Для Евгения Онегина любовь – «наука страсти нежной», которую он изучил во всех тонкостях, и теперь сам выступает в роли учителя. С каким самозабвением и самолюбованием он дает урок влюбленной Татьяне:
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
В роли учителя Онегин великолепен. Настоящий ментор. Он так рассудителен и мудр, его речь убедительна и наполнена аргументами, против которых не поспоришь. Но Татьяна ведь ждала не этого. Рассуждения холодного разума Евгения не столько пугают Татьяну, сколько ужасают. Она надеялась встретить пылкое сердце, почувствовать жар души Онегина, соприкоснуться с трепетом его рук. Наивная девочка…Равнодушный, бесчувственный эгоист, опьяненный собственным любованием, в порыве наигранного благородства учит ее жизни, сам не подозревая, что настоящей жизни и не знает.
"Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть", – когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о счастье и любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, – столь же неблагодарный труд, как разгадывать кроссворд, в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.
Так могла ли Татьяна быть счастлива с этим человеком, который ее не понял и не оценил? Онегин не разглядел в любимой героине Пушкина главного: Татьяна – одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить один раз . Он поймет это в самом конце романа, когда она уже в своей отповеди ему , так же открыто и доверчиво , как и в письме, скажет: «Я вас люблю…»
Пушкину больно, оттого что Онегин не полюбил Татьяну тогда, в деревне, когда она предстала пред ним в образе простой русской девушки, неброской, скромной, застенчивой и нерешительной. Теперь же Онегину кажется, что он любит «другую» Татьяну, яркую, блистательную, холодную, самоуверенную. Это, несомненно, вызывает иронию повествователя. Онегин «ошеломлен» перерождением Татьяны:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
К сожалению, Евгений не понял, что Татьяна все та же. Врожденное чувство такта, простота и тонкая интуиция позволили Татьяне и в высшем светском обществе сохранить свою индивидуальность .
Онегин страстно и искренне влюблен и не пытается скрывать своих чувств:
Он с трепетом к княгине входит;
Татьяну он одну находит,
И вместе несколько минут
Они сидят. Слова нейдут
Из уст Онегина.
Куда девалась «наука страсти нежной», которой он в совершенстве владел когда-то! Теперь за «ней он гонится как тень», Онегин безмерно счастлив, если удастся накинуть «боа пушистый на плечо» иль вдруг «платок подымет ей». Теперь Евгений мечтает только об одном: «улыбку уст, движенье глаз ловить влюбленными глазами», «в муках замирать» , едва коснувшись рук Татьяны, он согласен «бледнеть и гаснуть» и в этом счастлив находить блаженство.
Татьяна верит в искренность его чувств и поэтому опять так доверчиво и просто признается:
Я вас люблю (к чему лукавить?)…
Онегин же предвидел и «горькое презренье», и «злобное веселье», и боялся, что она увидит «затеи хитрости презренной», но он никак не ожидал этого нового признания в любви и такого решительного отказа от нее.
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
В самом деле, что так поразило его? Онегин впервые открыл для себя Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу и красоту. Это и сила любви, и сила скрывать эту любовь, и сила быть верной супружескому долгу. И это - конец! Дальше их отношениям развиваться некуда, поэтому роман «без конца» воспринимается нами как законченное произведение.
В чем счастье?..
- В жизненном пути,
Куда твой долг велит, – идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и верить.
А.Н. Майков
…Любить, надеяться и верить. Вот формула счастья. Евгению она оказалась не по силам.
Финист - Ясный сокол
Сила слова
Агния Барто. Сережа учит уроки
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Свадьба в Малиновке