Комплексный анализ поэтического текста на примере стихотворения «Щенок и снег» Л.В.Дьяконова
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_l.v.dyakonova.docx | 14.02 КБ |
Автор: Сапрыкина Юлия, 6 а класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г.Новый Уренгой, ЯНАО
Учитель: Кучеренко Зоя Васильевна
Электронный адрес учителя: z.v.kucherenko@mail.ru
Электронный адрес ученика:saprukinajulja@rambler.ru
Комплексный анализ поэтического текста на примере стихотворения «Щенок и снег» Л.В.Дьяконова
Трудно ли быть детским писателем? Да, очень трудно. Но как интересно писать для детей, которые познают этот мир, учатся отличать хорошее от плохого, пытаются обо всем иметь собственное представление.
Леонид Владимирович Дьяконов – один из тех, кто не побоялся трудностей, стал детским писателем. Он больше известен как автор повести «Олень-золотые рога». Этот удивительный человек трудился над обработкой вятского фольклора, писал детские книжки «Песенки-байки». Но мне бы хотелось поразмыслить над его стихотворением «Щенок и снег».
Темой данного лирического произведения является знакомство щенка с первым снегом. Автор очень точно передает чувство неизвестности перед открытием чего-то нового и желание понять то, чего никогда не видел. Леонид Владимирович Дьяконов использует фразеологизм «белые мухи» вместо слова снег. Вот мух-то маленький щенок видел, а снег еще не приходилось. Его удивление, желание узнать неизвестное поэт передает с помощью вопросительных предложений. Также в этом помогает сравнение «птичий пух».
Большое количество глаголов («раскрыл», «хвать», «жевал», «жует») свидетельствует о его активности, стремлении во что бы то ни стало разгадать эту великую тайну.
Но, к сожалению, не все всегда кончается хорошо. Так и наш щенок был немного разочарован, потому что не понял, что же такое снег. Восклицательное предложение передает эмоции взволнованности, разочарования. А умолчание, которое поэт использует в конце стихотворения, помогает нам увидеть, что лирический герой сочувствует щенку, он тоже разочарован, но чувствуется его уверенность в том, что это только сегодня, сейчас он не понял, а вот завтра…! Противопоставление «не глуп, а просто мал» раскрывает причину: щенок вырастет, поумнеет и все узнает.
Представим наше первое знакомство со снегом. Мы испытываем интерес, радость, от этого чуда природы, но в то же время подумываем, а не могут ли эти белые мухи нам навредить. Когда снег все же падает на лицо, просыпается недоумение: вроде упало, но ничего нет. Поняв, что нет никакой угрозы, пытаемся попробовать на вкус – опять ничего. Высовываем язык и стоим подольше с открытым ртом, чувствуем, как он начинает неметь. Закрыв рот, начинаем ощущать легкий, почти неуловимый привкус воды. Вот такое первое детское знакомство со снегом.
Щенок же отнесся к первому снегу с большой серьезностью. Не понятно, что за белые большие точки кружат в небе! Их нужно ухватить зубами, вдруг они несут угрозу. Вконец растерявшись, щенок поплелся в будку и уныло лег на теплую подстилку.
Не понять ему, пока он мал, всю прелесть белых мух. И смотря на щенка, который обиделся на первый снег, хочется смеяться, оттого что он такой маленький и такой глупый. Малыш, на твоем пути будет еще немало открытий! Не обижайся на снег, он такой красивый!
Стихотворение написано ямбом, автор использует парную и перекрестную рифму.
Я читаю это замечательное стихотворение Леонида Владимировича Дьяконова и вспоминаю свое детство. На душе теплеет, чувствуется легкость от приятных воспоминаний. И мне, как тому маленькому и глупому щенку, предстоит еще много узнать. Жизнь, я люблю тебя!
Сказки пластилинового ослика
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Лягушка-путешественница
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Дымковский петушок