Данная творческая работа была выполнена для конкурса к 75-летию современного писателя-сибиряка Валентина Распутина. Работа содержит точку зрения ученицы на прочтенные ею произведения писателя-земляка. Работа будет интересна и учащимся 10-11 классов, и учителям, т.к. в ней выражено собственное мнение ученицы о таких работах: "Прощание с Матёрой", "Последний поклон". В тексте есть ссыки и приведены цитаты современников писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_chernigovoy.doc | 57 КБ |
Министерство образования и науки Российской федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Октябрьский
Чунский район Иркутская область
Литературно-художественный конкурс среди учащихся школ и учреждений среднего образования Иркутской области,
посвященный 75-летию В.Г. Распутина
«ДИАЛОГ С ПИСАТЕЛЕМ».
«Мой Распутин»
Творческую работу выполнил:
____Чернигова Любовь,______
ученица __11__ класса
МОБУ СОШ № 2 п. Октябрьский.
2012 год
Валентин Григорьевич Распутин… это имя прошло через мою душу насквозь, осталось в ней навсегда. Познакомившись с его произведениями не так давно, я была удивлена и поражена тем, какие острые житейские и жизненные проблемы ставит перед нами автор. Всё его творчество: повести, рассказы – воссоздает жизнь наших бабушек и дедушек, затрагивает проблемы мирного времени и в дни трагедии – Великой Отечественной Войны.
Но писатель воссоздает прошлую жизнь не только из чувства ностальгии, вспоминая проблемы духовного характера, а показывает нам, читателям, что все те проблемы есть и будут. Автор лишь ставит перед нами эти проблемы, но ставит так мастерски, что мы сами с его легкой руки начинаем задумываться о том, на что прежде даже не обращали внимания.
Такова, например, повесть «Последний поклон». Повесть, где мы, на мой взгляд, наблюдаем картину духовной деградации детей, не способных по-человечески проводить мать в последний путь. Медленное угасание жизни матери, дыхание самой смерти – это, по словам современного критика В.Курбатова, «был безупречный прием, в котором художественная подлинность и житейская правда соединились совершенно, - мы старуху-то почти и не видим, и поначалу легко предположить, что она в сущности, и нужна была прозаику для того, чтобы вот этих слетевшихся детей получше разглядеть».
Тем самым В.Распутин открыл перед нашими глазами жизненную, очень правдоподобную картину: дети слетелись, чтобы проводить мать, и, впрочем, как и в реальной жизни, не знают, о чем им поговорить. У них, уже взрослых людей, мало чего общего: лишь несколько воспоминаний из далекого детства и лишь одно живое напоминание о том, что все они из одной семьи, - это их мать. Им, как чужим, трудно находиться вместе, и поэтому все они расходятся кто куда. Вот здесь-то Валентин Григорьевич и начинает разглядывать детей: какими они стали и какими, по их же воспоминаниям и по материнским рассказам, были. Все они вынесли из родного дома жизненную основу, а вот прибавили ли они что-нибудь свое, что смогут передать своим детям? К сожалению, как мне кажется, они только растеряли все то, чем снарядили их родители в дорогу, называемую жизнью.
Автора просто невозможно упрекнуть в искусственности сюжета. Если оглянуться, посмотреть вокруг, можно увидеть нечто подобное и в современных семьях.
Я думаю, дети старухи Анны разучились думать, чувствовать, работать, а самое главное, - забыли о бесценном умении – умении жить со смыслом, что так всегда ценилось в народе. Они просто потеряли смысл жизни: они порвали все нити, связывающие их с родной землей. Лишь одна тоненькая ниточка, способная соединить семью, - это мать, а если точнее – её смерть. Но и смерть не в силах заставить их вспомнить, кто они…слишком поздно.
Бедная их мать жила с мыслью, что её дети – продолжатели рода. А тут неожиданно поняла: прервалась та связь, что испокон веков связывала поколения. Лишь один сын, Михаил, ещё не совсем потерял природного чутья, но и он уже ни во что не верит – он устал «непонятно от чего».
Как говорит критик Людмила Сергеева, «дети, по существу, убивают свою мать непониманием её души, кощунственными действиями, постыдным бегством от постели умирающей».
Если присмотреться, то можно заметить, сто эти качества также присутствуют и в нас. Люди вечно заняты работой… заняты настолько, что и похоронить как следует не могут: все на бегу. Я теперь считаю, что в распорядке дня нужно находить время для близких, дорогих тебе людей. Особенно важно часто общаться с родителями, иначе, когда наступит «последний срок», ты будешь жалеть всю свою оставшуюся жизнь, помнить о том, что ты так и не нашел для них времени, а родные твои не дождались…
Другая повесть, прочитанная мною, - это «Прощание с Матерой». На мой взгляд, повесть эта соединила в себе всё: боль за родную землю и за могилы предков; обиду на тех «Иванов», которые ради прогресса забыли о людях, о земле, вскормившей не одно поколение; безысходность, невозможность помочь; стыд перед матерью-землей, перед своими прадедами, которые любили свою землю, ухаживали за ней и передали её детям-внукам в наследство. По крайней мере, мне кажется, я вполне поняла все эти чувства, прочитав повесть, задевшую мою душу.
Вообще у В.Распутина что ни произведением, то проблемы – одна острее другой, боль душевная все невыносимее... И все произведения писателя – звенья одной цепи, связанные душевной болью автора. «Прощание с Матерой» - тоже звено, но звено одно из самых крупных и ценных.
Основная проблема, на мой взгляд, - проблема памяти. «…А память, она все помнит, все держит, ни одной крупинки не обронит…,» - так написал Валентин Григорьевич в повести. Его героиня Дарья, прощаясь с Матерой, тоже понимала, что вся «правда в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Прочитав эту повесть, я, как и сын Дарьи, Павел, не могла решить: на чьей же стороне правда, кто же прав: старшее поколение в лице Дарьи, говорившей о том, что нельзя прожитую жизнь спускать под воду; землю, обжитую нашими предками для нас, предавать; или молодежь в лице Андрея, говорящая, что стране нужна ГЭС и никуда от этого не денешься. Каждый из них прав по-своему. Трудно решать, когда у каждого своя правда… а ведь автор описал реальные события. Действительно, подобное происходило. Читая эту повесть, я вникла и в проблему затопления в связи со строительством Богучанской ГЭС. Ведь эти же проблемы возникли вновь! И не только экономические, но и духовно-нравственные: как покинуть землю обетованную, ведь она, как Атлантида, будет утрачена навсегда. Вспомнила и документальный фильм о приезде В. Распутина в родные места, где теперь находится водохранилище. Задумалась над вопросом: А каково это проплывать над местом, где был твой дом, где прошло твое детство, где бегали и ходили ты сам и твои предки? И… мне стало …даже не знаю, как выразить свои чувства и состояние.
Когда я собирала материал о Распутине, я и предположить не могла, что этот человек вызовет у меня такое огромное впечатление и благотворное влияние. Почти все произведения, прочитанные мною, вызвали у меня что-то наподобие шока, сменившееся затем удивлением: надо же, мы, молодые, живем, а над самыми элементарными вопросами не задумываемся. Да и кто сейчас об этом думает! Посмотрю вокруг и кажется: все думают только о том, как заработать на кусок хлеба. Тут уж не до нравственных проблем!
Большое впечатление произвела на меня и личность писателя - человек он самых простых корней, деревенский. Мне кажется, я сужу по произведениям, мною прочитанным, он совсем другой путь прошел в этой жизни. Я даже картину себе представила: как все люди торопятся, несутся сломя голову, не зная, что там впереди, а назад мало кто оглядывается (об этом, кстати, и говорил в своей книге В.Курбатов), а Валентин Григорьевич идет спокойно, зная, что там, в будущем, и поэтому с сожалением смотрит на людей.
Познакомившись с его биографией, я узнала, что у него такое же детство, как и у многих людей довоенного, военного и послевоенного времени.
В. Курбатов пишет в своей книге: «Материалы для жизни художника одни: его произведения. Будь он музыкант, живописец, - в них вы найдете его дух, его характер, его физиономию, в них вы найдете даже те происшествия, которые ускользнули от лирического пера историков».
С этим невозможно не согласиться: именно в произведениях В.Распутин раскрывает свой внутренний мир, свою духовную мощь. Никто не может помочь понять автора, как его собственные произведения.
Валентин Григорьевич является продолжателем традиций русской классической литературы 19 века. Ведущий мотив некоторых его произведений – что будет с человеком, если он переступит заветные святыни, народные обычаи, традиции, если утратит важную часть своей души? Вновь зазвучал вопрос, поставленный еще Ф. Достоевским в «Преступлении и наказании», но звучит он на удивление вполне современно.
Для Валентина Распутина важен не сам факт совершения каких-либо действий, а причины, побудившие человека сделать что-то, писатель проводит психологический анализ. Это явное свидетельство того, что Распутина продолжает в своем творчестве традиции Ф.Достоевского и Л. Толстого.
Прочитав лишь некоторые произведения этого автора, я сделала для себя следующие выводы. Я считаю, что то, как мы будем жить в будущем, какая у нас будет экономика, уровень жизни, материальное положение людей, научные открытия, наше положение в мире – это лишь дело времени, а вот вечными будут проблемы духовные: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство; вечными же будут и духовные ценности: любовь, верность, доброта, традиции…
Образ Родины с распутинскими мудрыми старухами, несущими свет жизни, сложившийся веками, меня привлекает больше, нежели Россия, шагающая по рельсам прогресса. Хотя отрицать это движение глупо. Не зря В. Распутин говорит, что мы сошли со своих рельсов и теперь живем по европейскому образцу, забыв, кто мы, нашу культуру, нашу настоящую жизнь, какая шла веками, наш русский язык.
Я даже заметила, что мы, я, мои одноклассники, сверстники - молодежь, чтобы выделиться, «ввертываем» в свою речь новомодные словечки, пользуемся современным лексиконом и сленгом. А свой русский, родной язык, мы вообще, оказывается, не знаем и даже просто-напросто не подозреваем о его богатстве и широте, многообразии и тайных кладовых.
В произведениях В.Распутина открылся для меня мир, полный таких красок, и такая картина жизни, о которых я просто не подозревала и не думала, и мне бы хотелось пожить так, как жили наши прабабушки и прадедушки: простой крестьянской жизнью, простым трудом в поле (хотя полно этой картины для себя представить все-таки не могу). Жалко, что утрачен и потерян этот мир безвозвратно. Я понимаю, что Валентин Григорьевич душой чувствует этот закат подлинной русской жизни, для которой настал «последний срок», и все это запечатлел для последующих поколений. Я ему очень благодарна, именно за это, потому что и на себя, и на мир, и на свою родину, семью взглянула с другой стороны, пересмотрела некоторые свои точки зрения.
В.Распутин – это, наверное, один из последних писателей, которые думают о России. Возможно, моё мнение не совсем верно, или, по молодости лет, ошибочно, но это уже неизменно. С помощью своего писательского дара, художественного слова он нас направляет туда, откуда нас выбила современная жизнь, – в мир духовных ценностей, духовного богатства. Этому посвятил он всю жизнь. Я считаю, что этот человек достоин не только уважения, но и более широкого признания (а ведь его имя известно далеко не всем, а среди моих сверстников вообще известно лишь немногим). Трудно представить себе, что этот человек, искренне волнующийся, болеющий душой и всем сердцем, мог остаться в стороне от общественной жизни.
Запомнился мне один случай, описанный В.Курбатовым в книге «В.Распутин. Долги наши», когда Валентин Григорьевич приехал в свою родную деревню, вернее те места, что не ушли под затопление после строительства ГЭС, и к нему стали подходить люди, жаловаться на проблемы, говорить о состоянии жизни, а Валентин Григорьевич не удержался и говорит: «Может, и сами что-то сделаете, без «коммерсанта», не все готового ждать» (стр18 книга В.Курбатова «Долги наши»). А они тут же сворачивают разговор. Как говорит В. Курбатов, «Не любят у нас, когда напоминают, что что-то и самим надо делать». Этот случай – ещё одно доказательство того, что люди стали совсем не те, что были раньше. Этот случай вновь вызвал у меня мысль, что таких людей необходимо беречь.
Уроки, преподнесенные Валентином Распутиным, очень важны для нового поколения. Я бы в школьной программе увеличила часы на литературу, также я считаю, что надо молодежи подробно изучать творчество В.Распутина.
В.Распутин – человек, который открывает нам с помощью своих старух Матеры такой забытый всеми русский мир с его широкими просторами, чистыми реками, цветущими лугами, старым листвнем-исполином, который является центром вселенной.
В.Распутин – представитель той России, что, наверное, безвозвратно уходит в прошлое, а мы, молодежь, должны задуматься, каков этот процесс! Что можем мы взять в свой багаж. Иначе, какие же мы русские?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Простые новогодние шары из бумаги
Кто грамотней?
Кактусы из сада камней
Без сердца что поймём?