работа посвящена литературному творчеству выдающегося просветителя, писателя Бурятии Ринчена Номтоева
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_r_nomtoeva_bez_prilozheniy.doc | 79 КБ |
Управление образования Заиграевского района
МБОУ “Эрхирикская средняя общеобразовательная школа”
Заиграевского района Республики Бурятия
Секция «Литература»
«Литературное творчество Ринчена Номтоева,
выдающегося ученого, просветителя Бурятии»
Выполнила: Нороева Цырма,
ученица 8 класса Эрхирикской средней
общеобразовательной школы.
Научный руководитель: учитель
русского языка и литературы
Жигмитова Светлана Борисовна,
2013г.
Оглавление
Актуальность темы.
Особая ментальность и духовность нашей малой Родины – села Эрхирик, что раскинулось у подножия священной горы Саган-хада, в живописной долине реки Уды рождает талантливых людей. Среди них духовные лидеры – кенсур-лама Агван-Нима Цыдыпдоржиев, писатель, педагог и просветитель Ринчен Номтоев, знаменитый танцовщик Цыден-Еши Бадмаев, первый принц, премьер Бурятского балета, известный труженик, первый председатель колхоза – миллионера «Улан-Эрхирик» Санжиев Д.Ц., народный поэт Бурятии В. Ц. Ранзаев, автор двух поэтических сборников. Имя выдающегося просветителя Ринчена Номтоева увековечено в историографии Бурятии. Его имя присвоено Цолгинской средней школе (Приложение 1). Ринчен Номтоев является уроженцем села Эрхирик. Для нас, учеников школы, моих односельчан, к сожалению, имя Ринчена Номтоева, его творчество является одной из малоизученных страниц истории нашего села. Кто же этот человек? Какой вклад внес ученый в науку, литературу и образование Бурятии? Почему у нас в селе до сих пор нет ни памятника, ни памятного знака об этом человеке? Почему мы не знаем наследия ученого? Эти вопросы побудили меня заняться не только исследованием жизни и деятельности нашего земляка Р.Номтоева, но и изучить литературное творчество писателя Ринчена Номтоева, а именно дидактические произведения, написанные в жанре притчи. Исследованиями о жизни и творчестве Ринчена Номтоева занимались такие ученые-литературоведы, как: Баяртуев Б.Д., Дамдинсурен Ц., Дугар-Нимаев Ц.А.
Целью нашего исследования является исследование литературного творчества ученого, писателя, философа и педагога Ринчена Номтоева.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:
1. Изучить биографию просветителя.
2. Определить жанровое своеобразие произведений Р. Номтоева.
Объект исследования: Жизнь и творческая деятельность выдающегося сына бурятского народа- ученого Ринчена Номтоева.
Предмет исследования: Вклад ученого в науку, образование и литературу Бурятии и России.
Гипотеза исследования: Недостаточная известность среди широкого круга людей имени Ринчена Номтоева и его литературного творчества.
Методы исследования: Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
II. Основная часть
1. Основные вехи жизни и деятельности Р.Номтоева.
По одной версий годом рождения Ринчена Номтоева называют 1820-ый год. Об этом говорится в послужном списке Ринчена Номтоева, составленном в августе 1865 « голове Худайского рода Хоринских бурят - 45 лет» Или 1821-ый год, если считать утробный год, как принято у бурят. Родился в селе Эрхирик Заиграевского района. До 6-7 лет рос в родительском доме. 6-7 лет учился в русской средней школе в г. Верхнеудинске. Знаменательно то, что отец, Голова Худайского рода, понимая, что будущее бурятского народа в рамках государственности России зависит от просвещения, приложил все усилия для обучения своего сына. Ринчен Номтоев в свою очередь также понимал это и приложил все усилия, чтобы стать одним из первых просвещенных людей бурятского народа и сделавший очень много для просвещения простых людей. Стал послушником Шолотского дацана, основанного в 1825г. и ставшего крупнейшим центром по изучению медицины, философии, восточных языков и письменности. Ринчен Номтоев овладел тибетским, манчжурским, индийским (санскрит) языками и письменностью. В Цугольском дацане в Аге под руководством Дандарова – основателя и первого настоятеля дацана (известного под именем Лубсана Дондоба) совершенствовал восточные языки, и можно сказать, овладел ими в совершенстве. 2 декабря 1849 г. Р.Номтоев возведен хамбо ламой в сан Гэлуна (см. Приложение №1.2)
16 января 1857г губернатором Восточной Сибири назначен Ширетуем Цолгинского дацана. Именно здесь он проявил себя как педагог и просветитель.
1859г По инициативе Р.Номтоева создано Цолгинское бурятское приходское училище
1860г Выдержал экзамен и был допущен к исполнению обязанностей учителя, о чем свидетельствуют архивные материалы. Прослужил в этой должности три года и три месяца. За этот небольшой срок сделано очень много. (см. Приложение №2)
1864г Р.Номтоев составил «Самоучитель русского языка» и «Русскую азбуку для бурят-монгольских детей», изданного в г. Казани тиражом 400 экземпляров. (см. Приложение №3)
Педагогическая деятельность Р. Номтоева была положительно одобрена Министерством народного просвещения России, об этом свидетельствует аттестат-характеристика, составленный смотрителем училищ Верхнеудинского округа Григорием Машинским. Смотритель училищ дал учебнику Р.Номтоева и педагогической деятельности педагога высокую оценку и рекомендации к дальнейшему использованию в практике обучения. (см. Приложение №2)
В 1865г. Р.Номтоев приезжает на родину в с.Эрхирик. В собственном доме на свои средства открывает частную школу для обучения детей грамоте. (см. приложение №4)
2. Литературное творчество Ринчена Номтоев.
Дидактическая литература, истоки которой относятся еще к XIII - XIV вв., достигает своего апогея в XIX в. Для этого времени характерно обилие произведений поучающего характера, в которых запечатлены нравственно-этические идеалы и нормы поведения народа, без которых немыслимы формирование и функционирование самобытной национальной культуры. Первые произведения бурятской дидактической поэзии появились во второй половине XIX в. и представлены трудами Лобсан Галдан-римпоче, Эрдэни-Хайбзун Галшиева, Доржи Данжинова, Галсан-Жимба Дылгырова. Данный жанр интересен потому, что именно в нем происходит отбор средств и способов типизации, сохранения и передачи нравственного и житейского опыта.
Притчи и сказки о животных.
Р.Номтоев прилагал все возможные способы для просвещения народа и прекрасно понимал, что необразованное большинство населения не могло освоить научные труды ученого. Вся мудрость и сила ума Р.Номтоева заключается в том, что он сам пошел навстречу народу. Простым аратам были нужны книги интересные, захватывающие, близкие по своему содержанию и духу к народному творчеству Произведения писателя представляют собой дидактические произведения: сказки, басни, притчи, рассказы, переведенные, переосмысленные, дополненные в духе устного народного творчества, являющиеся по сути произведениями самого писателя.
Для того чтобы сложные в философском плане произведения ученых были понятны и доступны массовому читателю, Р.Номтоев подбирал лучшие образцы литературы Востока: индийский эпос «Рамаяна», «Панчататра».
Произведения, написанные Р. Номтоевым, читались легко и были очень поучительны и просты в понимании. Они переписывались, по ним обучались многие поколения бурятских и монгольских учащихся. На наш взгляд, эти произведения актуальны и в наше время, но недостаточно используются в современной практике. Первые произведения бурятской дидактической поэзии появились во второй половине XIX в. и представлены трудами Лобсан Галдан-римпоче, Эрдэни-Хайбзун Галшиева, Доржи Данжинова, Галсан-Жимба Дылгырова. В свое время один из основоположников советской бурятской литературы Х. Намсараев, монгольский писатель и ученый Ц.Дамдинсурэн, говорили, что на становление их как писателей, формирование их литературных вкусов оказало огромное влияние творчество писателя Р.Номтоева. Таким произведением стал самый большой и главный писательский труд Номтоева: «Капли Рашияна, питающая людей» или «Прекрасный драгоценный сосуд» с комментариями к шастре поведения. К нему был составлен сборник рассказов, притчей, сказок и басен с вкраплениями из индийской Панчататры, эпоса «Рамаяна».
Притчи Ринчена Номтоева представляют собой комментарии к четверостишиям «Капли Рашияны». Для пояснения комментария Ринчен Номтоев приводит примеры из тибетских, индийских сказок и притч. Далее притча заключается моральным поучением. Из 14 комментаторских примеров первой части «Комментариев Ринчена Номтоева» половина представляет собой притчи о животных, сюжеты которых заимствованы их индийского фольклора. В притчах Ринчена Номтоева героями являются мышь, обезьяна, лиса, слон, кот, лев, черепаха, ястреб, куропатка и другие животные. Кроме этого в этих произведениях наряду с животными выступает и человек. В них мы наблюдаем, что мир животных устроен подобно миру человеческому. У них есть цари, притесняемые, униженные.
Приведем примеры притч о животных по следующей схеме:
1. четверостишие из Рашияны
2. комментарий-притча Ринчена Номтоева
3. мораль, сентенция.
Следует помогать великим и малым, не делая различий.
Они, помня о благодеянии, ответят добром,
Подобно маленькой мышке, поднявшей слона из ямы.
В этих примерах притч Р. Номтоева мы наблюдаем, как автор в своей сентенции призывает людей быть мудрыми, наставляет учиться. Ведь именно учение и познание может, по мысли автора, поднять человека на высоты духа. Данная сентенция была и будет актуальной во все времена, ведь образованный человек в своем стремлении к познанию совершенствует и свой дух, волю.
А в следующей притче мораль, на наш взгляд, содержит мысль о том, что истинно, а что ложно.
Стремятся выдать свое дурное поведение за праведность
И в своем корыстолюбивом стремлении к обману
Подобны черепахе, которая обманывала птиц, выставив зубы.
Не презирай, хвалясь своей силой.
В былые времена заяц со светлым умом
Сумел погубить зазнавшегося льва.
Таким образом, нами представлены примеры литературных произведений Ринчена Номтоееа, по жанровым признакам определяемым как притчи. Притча, как известно, это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Дидактизм и назидательность произведений Ринчена Номтоева объясняется желанием самого автора просветить народ, неграмотный в своей общей массе. Кроме того простота и ясность идей, заложенных в притчах, определяется и адресатом произведений: они обращены скорее всего к молодому поколению, детям. Для детей в доступной форме автор изложил основные свои наставления в жанре сказок. Так, на основе притчи о льве и зайце создана сказка «Как заяц перехитрил льва». Приведем текст этой сказки.
В давние времена жил царь зверей лев Арсалан. Каждый день он ел по одному животному. Когда пришла очередь зайца, Лев сказал: «какой ты маленький, даже на один зуб не попадешь. Ну что ж поделаешь, раз пришла твоя очередь, придется тебя съесть». На что Заяц отвечал ему: «О, великий царь зверей! Послушайте: тут недалеко появился большой и сильный зверь и готовится на вас напасть». Лев сильно рассердился и в гневе воскликнул: «Где этот зверь, покажи мне его!» Заяц повел его за собой и привел к старому колодцу: «О великий хаан, посмотри в колодец, он там!» Лев заглянул в колодец, увидел свое отражение и решил, что это и есть тот самый страшный зверь. Тогда лев оскалил зубы, грозно зарычал, шерсть его стала дыбом. В колодце отразилось то же самое. Лев решил, что перед ним грозный соперник и пришел в еще большую ярость и решил напасть на него и прыгнул в колодец. Он захлебнулся и утонул.
Мораль: Мал да удал. Воюй не числом, а уменьем, прояви смекалку. Тогда победишь любого грозного врага, будь он трижды сильнее тебя.
Широкую известность получила сказка «Четверо дружных», актуальная во все времена, несущую идеи высокого гуманизма, миротворчества.
Во всех своих произведениях Р. Номтоев решал высокие и благородные задачи и следовал им сам:
Р. Номтоев стоял у истоков зарождения бурятской литературы. Его творческий подход к переводам, переосмысление, переложение, использование опыта литератур других народов становилось не только школой, но предпосылкой зарождения собственных бурятских литературных традиций. Следующее поколение бурятских интеллигентов дало миру Ц. Жамцарано, Б. Барадина, Г. Цыбикова, Х. Намсараева и др.
Личность Ринчена Номтоева представляет яркий пример высокого служения делу просвещения простого народа. Для своих современников он был образцом образованности, высоких нравственных начал. В своих трудах он проповедовал вечные идеи милосердия, человеколюбия, порядочности, высмеивал людскую глупость, жадность.
Заключение
Какой должна быть личность, чтобы преодолевать трудности, косность и невежество масс. Он был первый, первопроходец, стремящийся изменить мир. Такие люди всегда в одиночестве. Прилагая титанические усилия, вкладывая большой труд, совершают революцию в умах и сердцах людей, они создают благодатную почву для последователей. Их уроки гуманизма, милосердия, мудрости поистине бесценны для подрастающего поколения.
Это удивительная личность, сложная, противоречивая, но несомненно, творческая, сильная. Деятельность его была многогранной. Это буддист, ученый, философ, просветитель, педагог, писатель, агроном, этнограф, ботаник, образованнейший представитель бурятского народа. Ринчен Номтоев стал одним из первых бурятских ученых-просветителей.ю осознававших, что для образования бурят необходимы учебники, методическая и дидактическая литература как на русском, так и на бурятском языках.
Сегодня перед нами стоит задача:
1. Увековечить память о выдающемся сыне Эрхирикской земли
2. Популяризировать произведения писателя.
Список литературы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рождественские подарки от Метелицы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Музыка космоса
Заяц-хваста
Комментарии
работа получила положительную
работа получила положительную рецензию на Всероссийском конкурсе "Вернадские чтения" в 2013г.и прошла во II тур