Как много лет прошло с тех пор,
Но помнят люди все как нынче.
И 68-летний юбилей
Для нас как гордое созвучье.
Проходят годы, одна эпоха – сменяется другой, и меняются наши взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но сама память о людях все же остается. Должна остаться. Ибо социальная память - это то - немногое, чем мы можем гордиться.
Со дня Великой Победы прошло уже 68 лет. В течение этого периода времени в нашей стране было приложено немало усилий для увековечивания подвига героев минувшей войны. «Никто не забыт, ничто не забыто!» - в эти слова вложено столько боли и радости, слёз и ликования! Они наполнены глубочайшим смыслом, обращенным и в прошлое, и в будущее. О войне мы знаем не только из книг, кинофильмов, музыки, картин и фотографий, но и из рассказов участников войны и тружеников тыла, воспоминания которых заставляют глубже проникнуть и ощутить, то страшное время войны.
Русский народ знает имена многих общенациональных героев, но мало кто знает, что на нашей малой Родине в селе Мултаново живут не менее отважные люди, которые, рискуя своей жизнью, защищали нашу страну. Они готовы были отдать свою свободу и честь за счастье и процветания молодого поколения, за мирный покой граждан.
С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше, из жизни они уходят один за другим. И, к сожалению, с ними уходят воспоминания прошлого, которые помогают нам восстановить и воспроизвести картины ужасающих событий Великой Отечественной войны. Поэтому, в наше время очень важно сохранить память о каждом герое Советского Союза.
В нашей школе также помнят ветеранов Великой отечественной войны. В школьном зале Боевой славы общими усилиями учеников и педагогов собран материал об участниках войны, живших и проживающих в селе .
Это Константин Васильевич Тарасов, Сергей Павлович Мандрыгин, Захибай Мусагалиевич Мусагалиев, Демеш Куанович Агульжанов, Павел Михайлович Бичарев и многие еще другие.
Одним из таких ветеранов был
мой дедушка Терекбаев
Джумагул Терекбаевич, который
каждый год посещал нашу школу
и делился своими
воспоминаниями о войне
учащимися и учителями.
Цель: изучение истории жизни и деятельности участника Великой Отечественной войны Терекбаева Джумагула Терекбаевича.
Задачи:
Рассказать о предвоенных годах ….
Проследить военную биографию ветерана.
Выяснить, как сложилась его дальнейшая судьба.
Объект исследования: ветеран Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: Дополнительные сведения были получены в беседе с детьми ветерана. Личные воспоминания родных позволяющий лучше оценить всё то, чем жил ветеран долгие годы.
Восстановлению полной картины способствовало изучение монографий, посвященных Великой Отечественной войне.
Практическая значимость. Собранные сведения помогли пополнить экспозицию школьного зала Боевой славы. Также материал используется учителями истории при проведении уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.
Я думаю, что актуальность данной тематики никогда не иссякнет. Это важно для того, чтобы историческая память о тех днях никогда не прерывалась, чтобы мы и будущие поколения всегда помнили о тех, кому мы обязаны своей жизнью и светлым будущим.
Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи во всех уголках нашей страны.
Коснулась она и моей семьи. Мой дед, Джумагул Терекбаевич , отправился на фронт прямо со службы рядов Советской Армии и прошёл войну до конца.
Мне очень интересно узнать, как он служил, где он воевал, какими медалями и орденами был награждён, как его служба повлияла на историю моей семьи.
Вдаль глядит дедуля, вспоминая
Молодость, победу и войну.
А я руку с гордостью сжимаю
Очень крепко деду своему…
Мой дедушка, Терекбаев Джумагул Терекбаевич родился 20 ноября 1919 года в селе Ямное, Володарского района, в большой крестьянской семье, где родились пятеро детей. В селе не было школы. Учиться ездили в Володарскую школу, где располагалась в 18 км от дома. Учиться ему нравилось. Знания давались легко, но закончил всего семь классов.
Тогда часто случалось, что не каждому талантливому мальчику удавалось получить хорошее образование. Трудовую деятельность начал в юном возрасте. Окончив семилетку, стал работать рыбаком в родном селе Ямное.
10 февраля 1939года был призван в ряды Советской Армии. Джумагул Терекбаевич участвовал в битве при Халкин – Голе, где был награжден медалью «Ханки-Голи» от монгольской республики.
В армии началась война.
Мирная жизнь была прервана воскресным утром 22 июня 1941 года.
В начале 1941 г. прадед Нугманов Терекбай Баймурзаевич был призван на фронт. Один из сыновей, Мендихан, старший сын моего дедушки, вспоминал об отце по рассказам бабушки: «Он был среднего роста, имел спокойный характер, был трудолюбив». Когда прадед уезжал на фронт, (провожали на лошадях до Володарского реввоенкомата), то сказал своей жене, что Джумагул, наверное, меня догонит. Слова эти стали пророческими.
С 1939 по 1946 годы старший сержант Терекбаев Д.Т. прошагал за №487 отделения самоходной артелерийской дивизии.
Матери моего дедушки приходилось очень трудно. Ожидание вестей с фронта выматывало морально, а ведь нужно было ещё вести хозяйство и кормить детей.
В сентябре 1943года семью прадеда постигло горе. Пришло извещение о том, что прадед пропал без вести.
Джумагул Терекбаевич вернулся домой только в марте 1946 года. Поздними вечерами дед напевал слова одной и той же песни: «…эх, дороги, пыль да туман…»
За семь лет, которые Джумагул Терекбаевич провел на войне, он показал свое мужество, свою силу. Об этом говорят ордена и медали, которые он получил во время и после войны.
После демобилизации в марте он вернулся к мирному труду. На протяжении многих лет мой дед работал рыбаком. Родители деда проработали в колхозе всю жизнь, поэтому дети с ранних лет приучены к труду. Его добросовестный труд отмечен правительственными наградами, почетными грамотами.
Именно здесь в эти годы в полной мере раскрылись все замечательные черты моего дедушки, как человека большого природного ума, неутомимого труженика. Его отличала исключительная скромность, отзывчивость, доброта, чуткое отношение к людям.
В январе 1947 года состоялась свадьба Джумагула Терекбаевича и Хазиры Альбетовны. Сразу после свадьбы было решено переехать в село Болдырево, куда направили секретарем парторганизации, а затем и выдвинули председателем колхоза «Память Ленина», молодого, энергичного семьянина.
«Положение дел в этом колхозе было такое, что и в страшном сне не приснится. Отказываться тогда было нельзя, к этому обязывала партийная дисциплина», - вспоминал когда-то дедушка. С 1951 по1957годы проработал председателем.
В июне 1959 года переезжает в село Мултаново .
История заселения территории Астраханской губернии, на которой находятся современные села: Мултаново, Нововасильево, Блиново, Сармантаевка берет свое начало в 19 веке.
К началу 19 века на берегах многочисленных рукавов дельты Волги стояли большие богатые русские селения: Зеленга, Большой Могой, Цветное, Мултаново. Жители этих сел занимались рыболовством. Они поселились здесь давно – две-три сотни лет назад.
Это были крепостные крестьяне верховых губерний, бежавшие от кабалы помещиков. Их привлекали здешние богатые места, привольные просторы, а главное – несметное количество рыбы.
Первыми жителями села Мултаново были русские, а после отмены в 1961 году крепостного права здесь появились и казахи, что нанимались на рыбные промыслы богатых русских.
Потом село пополнилось семьями переселенцев из Саратовской губернии, они открыли мастерскую по пошиву обуви.
В начале 20 века в селе была построена церковь, которая работала до 1936 года, обслуживая все окрестные селения. В 1930 году образовался колхоз "Память Ильича" – первым председателем был А.Н. Болдырев.
Впервые годы Советской власти в селе был организован сельский совет. С 12 января 1965 года, Мултановский сельский совет вошел в состав Володарского района.
В 1970 году дедушка заочно закончил десять классов.
В селе Мултаново Джумагул Терекбаевич двадцать один год проработал заведующий складом колхоза «Память Ильича». Он был внимательным, любящим и заботливым семьянином. И все эти годы рядом шагала верная, любящая, ласковая супруга – Хазира Альбетовна.
«Забот было очень много, - вспоминала бабушка. -Нужно было кормить детей, стирать, заниматься воспитанием, держать связь со школой. Да мало ли вопросов нужно было решить за сутки? И все надо успеть. Ни минуты отдыха, ни минуты покоя, зачастую ноша кажется непосильной в то трудное время. Сколько мы вынесли, знает только Бог. Дети с детства узнали цену горсти зерна, стакану молока, как тяжело достается копейка.
Благодаря своей выносливости и мужеству, она смогла устоять несмотря ни на что. Конечно, может, у бабушки не так было свободного времени. Но ее любви и доброты хватало всем. Для меня она самая лучшая, заботливая и справедливая бабушка на свете была и будет всегда.
Вместе с дедушкой вырастили семерых детей. (четыре сына и три дочери)
«Но я горда тем, что все выучились и стали людьми, - вытирая слезы всегда вспоминала бабушка за круглым столом». Теперь все живут в разных городах, по-разному сложились их судьбы, но никто не потерял человеческого достоинства.
«Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям :
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья .
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!» (Твардовский)
Семья – это доверие, любовь и доброта,
Семья – это преемственность, совет и красота.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.
Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Русский философ Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода . Философ утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная ему историческая задача, которую он призван решать». Такое понимание проблемы изучения своего рода в корне изменяет наше отношение к изучению своей родословной, и проводить это изучение инструментом самопознания, заставляет серьёзно отнестись к предстоящей работе составления родословной.
В с. Мултаново все уважали ветерана Великой Отечественной войны Терекбаева Джумагула Терекбаевича и труженицу тыла Хазиру Альбетовну.
Дом Терекбаевых – полная чаша, и в этом – немалая заслуга хранительницы рода Хазиры Альбетовны.
В настоящее время род Джумагула Терекбаевича продолжают 19 внуков и 22 правнука.
Старший сын Мендихан, живёт в г.Алма-Аты. Работает директором телекоммуникационной компании. Имеет 3 детей и 1 внука.
Дочь Менслу старшая медсестра г.Атырау, сейчас на заслуженном отдыхе. Дочь Сара сейчас на пенсии. Она проработала в Володарской ЦР в реанимационном отделении интенсивной терапии. На её счету очень много спасённых людей.
Сын Валитхан, водитель автобуса ГАЗПРОМА . Дочь Любовь . Специалист 1 категории, в данное время исполняет обязанности главы администрации МО «Мултановский сельсовет». Работает более 25 лет в этой сфере. Сын Артор и сын Валера трудятся в Р/А «Челюскинец» в селе Мултаново.
Заключение.
Вся военная жизнь, весь армейский и трудовой путь прошел через линию фронта. Там он обретал и терял друзей, набирался опыта и защищал наше отечество.
Детство Джумагула подарило мечту стать трактористом, которая так и не сбылась. Неожиданно началась война. Все планы и надежды отошли на задний план, впереди – армия, долг перед Родиной.
В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Военная пора научила дедушку быть стойким, храбрым, любить и ценить Родину и своих соотечественников. Взамен этому солдат готов был отдать жизнь, жизнь за спасение своего народа и своей страны. Он набрался богатейшего жизненного опыта, который пронес через всю свою жизнь.
По окончанию войны и демобилизовавшись, дедушка обрел счастье и семью. Родились дети, появились внуки, а потом и правнуки.
И пусть не всё в его жизни было сладко, но сил придавали любящие дети, внуки и правнуки и в первую очередь – жена.
Жизнь у моего дедушки была совсем не лёгкая. Не всё по отношению к нему было справедливо, но он никогда не жаловался и не опускал руки, а когда Родине было трудно, он, не раздумывая, стал в ряды защитников.
Общаясь с этим человеком, чувствуется его открытость, легкость в общении, добродушие, уверенность в себе. Всю свою жизнь он посвятил себя работе и семье, и никогда не жалел об этом. Да и о чем жалеть, когда всё то, о чём ты мечтал, сбылось?
Я только вступаю в жизнь, я учусь жизни, но мой дед, его жизнь образец честности, патриотизма. Я знаю на кого мне равняться.
Я всегда долго смотрю на эти старые фотографии, пытаюсь представить его молодым в окружении его родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я все это вытерпеть?
В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.
И мне хочется им всем сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Я буду достойна Вас, мои дорогие предки».
Мы будем помнить вас, солдаты Великой победы. Огромное спасибо вам. Ваш подвиг поистине бессмертен.
***
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте , люди, никогда
Об этом не забудем!..
Вот так, шаг за шагом, открывалась передо мной история моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе, словно выступая из туманной дали прошлого. И пожелтевшие от времени фотографии ожили и заговорили, рассказывая о судьбах давно ушедших в небытие людей. Ушедших, но не забытых, ведь пока живёт память о них, живы и они. И моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет кто-нибудь из моих внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для его работы станет вот это моё исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_-babochki.pptx | 2.57 МБ |
Слайд 1
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Мултановская СОШ» «Красота природы» КАЛМУРЗАЕВА КАРИНА 6 КЛАСС Руководитель: Казиева М.Т. с.Мултаново 2012Слайд 2
П Л А Н Введение. История ремесла Основная часть цели и задачи проекта материалы, оборудование и инструменты Технологические этапы Техника выполнения Техника безопасности Заключение: Оценка проделанной работы Список литературы
Слайд 3
Визитная карточка проекта. Название школы: МБОУ « Мултановская СОШ » Место расположения школы : с.Мултаново Разработала проект : ученица 6 класса Калмурзаева Карина Руководитель проекта: Казиева М.Т. Тема проекта: Работа с разными материалами . Изготовление поделок в технике ремейк.
Слайд 4
Введение . Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Она щедра и бескорыстна. Но у нашей планеты много проблем. И в этих проблемах в основном виноват человек. Ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы. В Конституции России в статье 72 говорится о необходимости охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Во многих странах ведутся работы по охране природы. Проводятся такие работы и в нашей стране. Переоборудуются многие заводы, фабрики с тем, чтобы не загрязнять воду и воздух. Устанавливаются очистительные сооружения. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных. Создаются заповедники. Таким образом считаю, что судьба нашей природы и наша судьба в наших руках.
Слайд 5
Откуда берётся мусор ? Конец лета и начало осени – пора собирать не только ягоды и грибы, но и мусора. Мы каждый год убираем территорию вокруг школы, и перед нашими глазами предстает печальная картина : куча мусора. Мы задумались, откуда же берется столько мусора и куда его девать ? Откуда берется – это понятно . Это следствие жизнедеятельности человека. А вот куда девать мусор? Этот вопрос нас очень заинтересовал, и мы решили его изучить. Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и трудных. Мусорные свалки вырастают , как грибы после дождя. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали леса и обочины дорог .
Слайд 6
. Что такое свалка? Свалка – это место, куда свозят все образующиеся в результате жизнедеятельности человека отходы. Свалки должны находиться под строжайшим контролем, чтобы избежать распространения болезней и загрязнения окружающей среды. На свалках нельзя накапливать отходы бесконечно. Пищевые отходы нельзя ни накапливать, ни бросать на землю, поскольку бактерии, имеющиеся в атмосфере, способствуют разложению остатков мяса, рыбы, фруктов и других продуктов и вызывают гниение. В городах отходы из домов собирают и вывозят далеко за город. Одни отходы перерабатывают, а другие сжигают.
Слайд 7
Раздельный сбор отходов и их переработка. Ежедневно мы потребляем множество продуктов, что приводит к накапливанию таких отходов, как консервные банки, пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки... Для этого требуется раздельный сбор мусора. Его сортируют: отдельно бумагу и картон, консервные банки, стекло, пластик . Более четвертой части отходов, выбрасываемых нами в мусорное ведро, составляют пластиковые материалы. Пластик можно переработать, то есть расплавить, чтобы сделать новые вещи. Но в той местности где мы живем нет возможности перерабатывать пластик. Поэтому люди просто сжигают его. При сжигании пластика в атмосферу выделяются ядовитые вещества. Мы задумались, что же делать с этим мусором? Потом у нас появилась такая идея, а что если из этих пластиковых бутылок изготовить какие-нибудь поделки. Мы узнали, что есть такая техника « ремейк » и решили ее изучить .
Слайд 8
Что такое техника « ремейк »? Одним из таких интереснейших видов творчества является – технология ремейка. Remake ( англ.) – переделка. В домашних условиях тоже можно осуществить некоторые технологии ремейка: переделка устаревшей одежды, обуви, использование в работе упаковочных, отделочных материалов в вещи современного дизайна. Сложного оборудования для работы не нужно. Все необходимое найдется в каждом доме . Сделанные своими руками вещь подарит дому и уют, и радость от оригинального подарка, а вам – удовольствие от хорошо выполненной работы и экономию в семейном бюджете. Ведь цена такой вещи не рубли, а умение, желание сделать приятное близким .
Слайд 9
Работа с разными материалами . Изготовление поделок в технике ремейк. Дидактические цели: 1 . Формирование понятия об изготовлении поделок в технике ремейк. 2. Показать важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. 3. Воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов. Методические цели: 1.Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков учащихся. 2. Развитие умения составлять план работы. 3. Развитие связной речи при защите проекта, творческих способностей учащихся. 4. Раскрыть экологическую проблему, подчеркнуть её остроту .
Слайд 10
Основополагающий вопрос : Почему природа болеет, почему её судьба в наших руках ? Гипотеза: Изготовление поделок в технике ремейк важна в производстве .
Слайд 11
Материалы, оборудовани e и инструменты . Для работы понадобится: картон 1 – белого цвета (размер 30*70) 20 рублей Бисер 1 – жёлтого цвета 20 рублей 1 – синего цвета 10 рублей 1 – белого цвета 20 рублей лаки для ногтей 5 - разного цвета 100 рублей Клей 2- ПВА 40 рублей 2- момент 3 0 рублей витражные краски 1 - набор 280 рублей Рамка 1 – для оформления панно 150 рублей Итог o: 67 0 рублей
Слайд 12
Техника выполнения работы. Работа ведётся в несколько этапов: 1.Этап – сделать эскиз в цвете. 2.Перенести контур рисунка на плотную бумагу или на картон. 3.Этап – нанести на рисунок краски нужного цвета. 4.Этап – разровнять пальцем рисунок и вырезать. 5.Этап – помещение работы в рамку .
Слайд 13
Техника безопасности. 1. На рабочем месте должно быть хорошее освещение. 2. Свет должен падать с левой стороны. Работать лучше возле окна при дневном свете. 3. Бисер разложить в маленькие стаканчики для удобной работы. 4. К раски намазывать на небольшие участки, затем приклеить бисер.
Слайд 14
Способ изготовления бабочки: 1. Отрезать от бутылки основу для бабочки, положить шаблон под основу и нарисовать контур водостойким фломастером Для удобства можно взять другую бутылку, положить на неё рисунок и прижать основой отрезанной от бутылки, чтобы рисунок не скользил можно прикрепить его скотчем .
Слайд 15
2. Рисуем на бумаге бабочку , вырезаем шаблон по контуру и клеим с обратной стороны к пластиковой бутылке. обводим маркером контур бабочки на бутылке, снимаем бабочку
Слайд 16
3. Берем акриловые краски или лак и тут.. как подскажет фантазия.. рисуем бабочку. Акриловые краски не нужно разбавлять водой, для смешивания цветов можно одновременно набрать на кисточку 2 разных цвета
Слайд 17
5.ВЫРЕЗАЕМ И 6. УКРАШАЕМ
Слайд 18
7.Получаются очень красивые бабочки-магнитики на холодильник. Красиво и экономно . В нашем доме весь холодильник украшен такими бабочками. Знакомые и близкие в восторге .
Слайд 19
Оценка проделанной работы. Я довольна своей работой. Моё панно украсит любой интерьер. Я считаю, что проект удался. Панно получилось красивым, оно переливается от света. Я хотела, чтобы люди увидели всю красоту нашей Родины. Вывод: Таким образом наша гипотеза подтвердилась. Техника « ремейк » действительно очень важна в производстве. Из мусора можно изготовить очень красивые, оригинальные и полезные вещи. Тем самым можно решить одну из экологических проблем- утилизация отходов .
Слайд 20
Список литературы: 1. Большая книга вопросов и ответов « Что? Зачем? Почему? », ООО « Издательство « Эксмо », 2002, 2 . Энциклопедия « Рукоделие » 3 . интернет-ресурсы по пластику 4 . Журнал « Умелые ручки ».
Как зима кончилась
Карандаши в пакете
Ласточка. Корейская народная сказка
Сказка "Морозко"
Разноцветное дерево