В исследовательской работе раскрывается актуальностьтемы, проблема, цель, задачи, методы исследования, выводы, перспективы развития и практическое применение.
Вложение | Размер |
---|---|
is.rab_yulya.doc | 69 КБ |
МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Исследовательская работа
по литературе
«Поэтический мир Гилёвой Марии Афанасьевны»
Выполнила Дубынина Юлия
Руководитель Бурнашова Т. И.
Далматово, 2013
1.Введение.
Интерес к проблеме открытия новых имён в литературной жизни города Далматово обусловлен результатом социологического опроса среди девятиклассников школы, который показал, что 93% школьника никогда не слышали о далматовской поэтессе Марии Афанасьевне Гилёвой. (Приложение №1) А как необходима, я думаю, связь человека с его малой Родиной, чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна его земля, где и в чем его опора. Литературное творчество нашего города интересно для меня. Им нужно гордиться, его нужно знать. Пусть не говорят о нас: «Иваны, не знающие родства».
Я думаю, что знакомство с поэтическим миром Марии Афанасьевны Гилёвой актуально и будет интересно многим любителям поэзии.
Освещение проблемы открытия новых имён в литературной жизни нашего города нашло отражение в газетных, журнальных статьях. Решить проблему помогли личные встречи с автором, посещение поэтических гостиных, беседы с работниками библиотеки, с методистом ДДТ Раисой Петровной Новосёловой.
Решение данной проблемы связано с серьёзными трудностями: Мария Афанасьевна Гилёва — поэтесса, о творчестве которой очень мало публикаций.
Поэтому цель настоящей исследовательской работы состоит в изучении жизни и творчества далматовской поэтессы Марии Афанасьевны Гилёвой.
Прежде чем приступить к исследованию определим задачи:
Предметом исследования является жизнь и творчество Марии Афансаьевны Гилёвой; объектом исследования — поэзия автора.
Определим гипотезу: если стихи Марии Афанасьевны Гилёвой вызывают у читателей высокие чувства, то творчество поэтессы актуально, интересно и современно.
2. Краткие сведения о жизни и творчестве Марии Афанасьевне Гилёвой.
2.1.Публикации о Марии Гилёвой.
Данная исследовательская работа посвящена знакомству с жизнью, личностью, поэзией Марии Афанасьевны Гилёвой. Я предлагаю познакомиться с публикациями о поэтессе, с её воспоминаниями, моей интерпретацией стихотворений автора.
Особенностью моего исследования является самостоятельный подбор материала, своя интерпретация стихотворений Марии Гилёвой.
Предлагаю познакомиться с воспоминаниями автора.
Мелькаю дни. И опыт прожитой
На плечи наши ношей оседает.
Но каждый день – он истиной простой
Пьянит и бесконечно удивляет.
Что опыт, если мира новизна
Непредсказуема и так неповторима!
Жизнь красоты и радости полна.
Не пропусти мгновенья эти мимо!
Гилёва Мария Афанасьевна…(Май, 2011 год
18 марта 1953 года в селе Лебяжье на свет родилась скромная, но от Бога талантливая женщина – Мария Афанасьевна Гилёва. Поэтесса! Как громко звучит это слово, а какая гордость наполняет наши сердца, зная, что этот тихий и добрый человек, прожив 5 лет в селе Лебяжье со своей любимой бабушкой, переселился в наш маленький городок Далматово и живет здесь до сих пор. С какой теплотой вспоминает Мария Афанасьевна дни, проведенные на берегу прозрачного озера, как она к нему неровно дышит, зная, что провела лишь малую часть детства около той чистой воды.
«Понимаете, - говорит она, - я чувствую его своим родным, чем-то близким к сердцу…»
Мария Афанасьевна Гилёва была редактором школьной стенгазеты. Различные поздравления, открытки к праздникам готовила она.
Еще поэтесса неплохо рисовала. По изобразительному искусству у школьницы всегда стояла твердая «5», поэтому Мария Гилёва прекрасно справлялась с оформлением какой-либо заметки. Учительница русского языка и литературы Пермякова Галина Васильевна сразу заметила задатки у будущей поэтессы. Получить у строго-спрашивающей учительницы «5» было очень сложно, но талантливой ученице это удавалось. В 14 лет маленькая Мария написала свое первое серьезное стихотворение. «Я помню, как сильно боялась встречи с Михаилом Захаровичем Теляковым, - рассказывает она, - он главный редактор местной газеты. Я вошла в здание, поднялась по лестнице на второй этаж, и что-то, сама не знаю что, заставило меня спуститься обратно вниз. Наверное, это волнение тронуло мою душу: «А вдруг ему не понравится стихотворение «На Даманском», если кто-нибудь засмеет»? Но страшиться было нечего. Видимо, сама судьба велела Марии Гилёвой стать поэтессой. Первое стихотворение было удачно опубликовано в газете города Далматово, а главный редактор даже не поверил школьнице, что Мария Афанасьевна написала свои первые серьезные строки «На Даманском» на уроке физики.
Жизнь текла потихоньку – помаленьку, вместе с ней росла Мария Афанасьевна, и развивались ее творческие способности. Поэтесса не ждала для написания стихотворения какого-либо определенного момента или вдохновенья, строки сами возникали в ее мыслях. Она писала о том, что видит, что происходит вокруг нее самой, о том, что ее поразило, удивило, испугало в той или иной ситуации. У Гилёвой Марии Афанасьевны, кроме стихотворения «На Даманском», есть еще строчки, посвященные людям, страдающим от ужасных катаклизмов в Японии, например, « Трагедия на Хонсю».
Мария Гилёва была очень интересным и энергичным подростком. Кроме талантов, направленных на гуманитарные науки, Мария Афанасьевна 2 года ходила в спортивную секцию. Бывали случаи, когда школьница даже обгоняла мальчишек в беговых соревнованиях. Мяч тоже «не убегал» от юной поэтессы. Мария Гилёва любила поиграть с друзьями в баскетбол, побросать упругий мяч в кольцо.
Окончив восьмилетнюю школу, Мария Афанасьевна выучилась на бухгалтера, но работать пошла штамповщицей. После поэтесса устроилась на работу на завод МолМашСтрой (нынешний завод «Старт», место около парка), где была лаборантом хим-водо-подготовки. Вскоре это здание полностью отдали для теплоэнергии, и сейчас Мария Афанасьевна работает в котельном отделении городской бани города Далматово. Так как у поэтессы знак зодиака – рыбы, то такая работа полностью для нее подходит. Каждый день она встречается с водной стихией и возможно, она обеспечивает Марии Гилёвой некое душевное спокойствие…
Иногда Мария Афанасьевна просто смотрит на газетные листы и видит себя 16-летнюю. Какие неуклюжие строчки, с трудом найденные рифмы, у которых поэтесса была в полном подчинении. Не Мария Афанасьевна выбирала их, а они сами вели ее неопытную руку, и рождался стих.
В одном из интервью поэтесса рассказывает о своих эмоциях, когда первое ее стихотворение попало в газеты: «Только сейчас понимаю, что страна Поэзии – это страна тружеников, страна образов, ритма, рифм еще чего-то такого, чему не найдено до сих пор объяснения. Это что-то волшебное, воздушное, неосязаемое и необъяснимое, как легкое дуновение ветерка, как запах распустившейся только что сирени… Нет и не может быть двух одинаковых стихотворений даже на одну тему, как нет двух одинаковых людей во всем мире людей. Все разные, и у каждого свои мысли и желания, и каждый их по-своему выплескивает. И от этого страна Поэзии всегда неизведанна. И так приятно находить в ней все новые и новые имена…» (Из газеты «Далматовский вестник»
2.2.Воспоминания Марии Афанасьевны.
В данной исследовательской работе использовались разные методы: беседа, интервьюрование, обобщение, социологический опрос.
Незабываемые поэтические встречи в 2010году ( Приложение 2.2.), 2013 году (Приложение 2.2.), проведённые научным руководителем, помогли мне осознать актуальность моего исследования.
Я часто встречалась с Марией Афанасьевной и брала у неё интервью. Предлагаю ответы на вопросы, написанные автором в жанре эссе.
« А мне в Зауралье родиться пришлось. Марией назвали, чтоб легче жилось. Качала мне зыбку певунья-весна и с доброй улыбкой желала мне сна. Сугроб, оседая шептал мне: «Привет! Малышка, ты знаешь, а вечности нет...» А ветер-проказник шумел за окном: «Жить, девочка,- праздник. Не трусь, проживём!
Первые стихи были написаны в 14 лет. Вместе с ним пришли радость и страх. Радость от возможности выразить себя стихами. Страх- что эта возможность неожиданно исчезнет и больше не появится. Но постепенно страх ушёл. Я стала дружить с рифмами и стихотворными размерами. Однажды мне показалось, что стихи- это удел юности, и длительное время я ничего не писала. Ни строчки. Но от себя уйти невозможно. И я снова стала писать. Обо всём, что затронет моё сердце: о своих чувствах. Природе, нашем многострадальном монастыре и таком близком мне родном Далматово».
Родилась в селе Лебяжье, но с раннего детства живу в Далматово. С малолетства много читала. Просто запоем, библиотекарь школы не успевала подбирать мне книги. Я как будто жила в мире книжных героев. Естественно, в школе самым любимым предметом была литература. Неудивительно, что вскоре и сама стала пробовать писать.
Первые стихи написала в 8 классе. Восьмой класс, весна... Но самое удивительное, что эти стихи помню не только я. Недавно моя одноклассница прочитала наизусть одно из них. Через сорок лет! Вот действительно приятно...
Первая публикация написанных мною стихов была в 1968 году. Я была так взволнована, ходила окрылённая. Возможно, эта радость первого, пусть заочного, общения с читателями и поддерживает моё стремление писать.
Как приходят слова, как рождаются образы? Шла я как-то по улице и вдруг увидела настоящее чудо! Самый привычный, простой лопух стоял в инее. И сами собой пришли строчки: «Вот лопушок в снегу заснул, колючий, неказистый, но как на солнышке сверкнул вдруг веткою пушистой!».
Бежала я домой, боясь потерять эти нечаянно родившиеся строчки, а дома продолжила: «Ну,что за дивные цветы из царства Берендея! Посеребрённые кусты сверкают, душу грея».
Но ведь кто-то же это создал? Ну, конечно же, январь — самый зимний месяц! И поэтическое повествование продолжилось: «Январь, как дедушка-ведун, махнул слегка руками, погладил бороду свою, поколдовал немножко — и и я уже не узнаю знакомые дорожки».
А потом уже пришло и начало стихотворения: «Белым-бело. Мороз-трескун. Скрип снега под ногами...».
В создании любого стихотворения для меня самое главное — донести до бумаги самые первые строки, а потом придут и другие. Вот и это закончилось такими строками: «И, ослеплённая, молчу, ловлю куржак рукою и хоть на миг продлить хочу сияние такое».
Иногда стихи долго лежат незаконченными, иногда получаются почти сразу. Но всё равно им надо вылежаться.
А вот поэмы «Преданья Пустыни Исетской» и «Опальная княжна», связанные с историей Далматовского Свято-Успенского монастыря, потребовали серьёзной работы. В то время я работала в котельнойна территории монастыря,то есть ходила по тем же дорожкам, что и преподобный инок Далмат и гордая княжна Юсупова, видела те же стены , тот же монастырь. И я поняла, что не могу не написать о них. Взяла литературу в монастырской библиотеке и села за работу...
Я очень благодарна судьбе за то, что она дала мне дар слагать стихи. Поэтические строки помогают мне выжить в наше непростое время. Благодаря стихам, я познакомилась со многими замечательными людьми.
Признание людей даёт мне силы писать и больше, и лучше, раскрывать в своём творчестве новые темы и верить, что мои стихи нужны людям - моим читателям».
В одной из бесед Мария Афанасьевна ответила на следующие вопросы.
Этот материал обобщён и включён в листовку(Приложение 2.2.) буклет(Приложение 2.2.), брошюра (Приложение 2.2.).
Вопрос | Ответ |
1.Во что вы верите? | Я верю в здравый смысл и сострадание. |
2.Самый ценный совет, который вы получили в своей жизни? | От своей учительницы А.А.Корниловой: «Не принимай неприятности близко к сердцу». От Т.Н. Лепихиной: «Исключай хама из своего окружения» |
3.Ваш любимый вид отдыха. | Прогулки по лесу, «тихая охота», люблю слушать бардовские песни, читать, решать судоку-чем сложней, тем интересней. |
4.Ваш любимый праздник. | Новый год! Вечное ожидание чуда. |
5.Каким вы видите окружающее? | На все смотрю сквозь « розовые очки». Иногда больно разочаровываюсь. |
6.Какие достоинства цените в людях? | Порядочность и ум. |
7.Какой человеческий порок вам более всего неприятен? | Хамство и жестокость не принимаю ни в каком виде и обличии. |
8.О чём вы мечтаете? | Чтоб люди не озлоблялись и будущее никого не пугало. |
9.Ваш любимый писатель, поэт, художник. | Писателей любимых два- Л.Толстой и М.Булгаков. Поэты-М.Цветаева и Т.Лепихина. Художник- Андрей Ослоповских. Его сказочница всегда перед глазами. |
10.Что бы вы пожелали бы другим? | Больше оптимизма. Всё-таки жизнь прекрасна всегда! |
11.А что пожелали бы себе? | Не замечать мелких неприятностей и радоваться каждому дню. Ведь жизнь так быстротечна! |
12.Ваше любимое изречение, афоризм. | «Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем». (Д.Дефо) |
Мария Афанасьевна предложила из своего архива фотографии, грамоты. Данный материал оформлен мной в слайд-презентацию (Приложение).
Применение таких методов, как беседа, интервьюрование помогли мне достигнуть цели исследовательской работы.
По рекомендации научного руководителя Т.И.Бурнашовой, учителя русского языка и литературы, я сделала свою интерпретацию нескольких стихотворений Марии Афанасьевны Гилёвой.
3. Интерпретация стихотворений Марии Гилёвой.
3.1.Волшебное мгновение глотка
Прикосновенье к коже ветерка –
Неповторимо сладок жизни вкус,
И по Вселенной без оглядки мчусь.
Да, - «Быт заел» и что-то вдруг не так.
Но, право, это все такой пустяк!
Вот я проснулась, руки подняла.
О, как де все-таки мне эта жизнь мила!
Гилёва Мария Афанасьевна… (Май, 2011 год)
В этом стихотворении раскрывается «вечная» тема - тема любви к жизни. Основная мысль заключается в том, что автор говорит о любви к жизни, о том, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, ссоры, невзгоды...
Стихотворение «Волшебное мгновение глотка…» невольно заставляет задуматься о том, как этот мир видим мы, как мы к нему относимся, в чем он прекрасен, где непонятен и как его понять. Но истина остается одна. Жизнь – это нечто, созданное Богом, и то, что надо неизменно любить и беречь, наслаждаться каждым мгновением, прожитым на Земле. Ведь в нашей жизни еще столько всего неизведанного и непонятного, столько прекрасного и незамеченного нами, столько волшебного и чудесного в самой простой и обыденной жизни…
3.2. В поэзии Марии Гилёвой важное место занимает пейзажная лирика.
Познакомимся со стихотворением «Снегопад в лесу».
На мохнатых лапках снег бежит по лесу,
Хвостиком пушистым заметая след,
Осторожно прыгнул, шаловлив и весел,
На берёзку бросил серебристый плед.
Увернулся ловко от моей ладошки -
Знать, ему по нраву в салочки игра!
Прыгает по лесу, как большая кошка,
Не узнать поляны в блесках серебра.
Стихотворение помогает острее почувствовать удивительную красоту родной природы и в то же время её её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники,сердцем понять, что природа нуждается во внимании, в бережном отношении.
Вчитаемся в строчки стихотворения. Автор сравнивает лес с кошкой, используя олицетворения « прыгает по лесу, как большая кошка», «на мохнатых лапках снег бежит по лесу».
Образность, эмоциональность придают тексту эпитеты: «мохнатых лапках», «хвостиком пушистым», «серебристый снег». Поэтесса относится к лесу как к другу. Лес играет с ней: «Увернулся ловко от моей ладошки — Знать, ему по нраву в салочки игра!». В стихотворении чаще всего повторяются звуки «ш», «з», «с», вызывающие в памяти таинственный шум леса. Автор любуется лесом, привыкла понимать его таинственный язык, как что-то близкое, родное. Лес в изображении М.Гилёвой совсем не страшный, а очень добрый, весёлый, ласковый!
3.3. Вслушаемся в удивительную музыку осеннего дождя в стихотворении «Дождь» из сборника «Забытая рапсодия». Вызывают восхищение олицетворения « Кружат над чёрными крышами
Звуки забытой рапсодии»...
« Громким фальцетом пронзительно
Ветер пропел на прощание», - придающие тексту философский смысл. Следующие строки служат подтверждением:
Знаешь,а жизнь замечательна,
Пусть в ней и много печального!
За дождевою завесою
Всё, что болело, растаяло.
Шторкой окно занавешу я
Скроюсь за синими ставнями.
В стихотворении «Подснежник» несколькими строчками передана не только хрупкость цветка, но и «хрупкость» человеческой жизни, природы, взаимоотношения людей.
Как хрупок он и тонок был! Я удивляюсь,сколько сил
В природной хрупкости таилось,
Чтоб он, несмелый, всё же вырос.
Дул ветерок, его лаская, И в поцелуях легких таял
И в поцелуях лёгких таял
Луч солнца нежно-золотой,
Он снегом пах и пах зимой.
4. Заключение.
Главным результатом проведённого исследования «Поэтический мир Марии Афанасьевны Гилёвой» следует считать получение новых знаний о жизни, личности и творчестве далматовской поэтессы. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: знакомство с творчеством Марии Гилёвой помогло мне открыть еще одну талантливую поэтессу нашего города, увидеть её место в духовной культуре нашего края. Творчество Марии Афанасьевны Гилёвой вызывает высокие чувства, поэтому оно актуально, интересно и современно.
Исследовательская работа вызвала у меня интерес к изучению не только творчества Марии Афанасьевны Гилёвой, но и народной культуры нашего города. Поэтому мне хочется продолжить знакомство с поэтами города Далматово.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что материал исследовательской работы «Поэтический мир Марии Афанасьевны Гилёвой» могут использовать на уроках учителя русского языка и литературы, классные руководители во внеурочной деятельности.
Перспективы развития исследовательской деятельности: составить поэтическую хрестоматию со стихами далматовских авторов для школьников; познакомиться со стихотворениями Марии Гилёвой последних лет; с иллюстраторами её сборников.
5. Список литературы:
1.Личные встречи с поэтессой города Далматово Гилёвой Марией Афанасьевной.
2. Сборник стихов Марии Гилёвой «Забытая рапсодия», «Над куполами ночь тиха»
3.Публикации в газете «Далматовский вестник» и журналах «Тобол», «Огни Сибири».
4. Сбор информации в библиотеке.
5.Участие в творческих встречах в школе, библиотеке.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………....2
2.Краткие сведения о жизни и творчестве Марии Гилёвой. ….....6
2.1. Публикации о Марии Афанасьевне.
2.2. Воспоминания Марии Афанасьевны.
3.Интерпретация стихотворений…………………………...…...... 10
3.1. Стихотворение «Волшебное мгновение глотка»
3.2. Стихотворение
3.3.Стихотворение
4.Заключение…………………………………………………………..11
5.Список литературы.………………………………………………..12
6. Приложение..……………………………………………………… 13
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
"Портрет". Н.В. Гоголь
Заяц-хваста
Упрямый зяблик
Комментарии
отзыв
Уважаемые коллеги! С интересом жду ваших комментариев!