доклад для научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zherebcovoy_eleny_8aklass.docx | 371.62 КБ |
Южная часть Московской области, в том числе и мой родной город занимает особое место среди множества живописных уголков нашей необъятной страны. Покрытый вековыми лесами, обильные озера, реки и ручьи притягивают к себе взгляд небывалой красотой. С древних времен на этой благодатной земле селились люди. Как свидетельствует летопись, в далеком 1356 г. на левом берегу реки Оки был построен небольшой городок Кашира, входивший в оборонительную систему южных окраин Московской Руси. По сложившейся от Крещения Руси традиции центральные места города занимают церкви. По количеству православных святынь по Каширскому району принадлежит одно из ведущих мест в России (23 храма и монастырь). К сожалению, церкви и монастыри подверглись разрушению в богоборческие времена. Но отрадно видеть, что теперь ведутся активные работы по восстановлению и возведению храмов и монастырей. Не стоит на месте духовная жизнь Каширского района! Возвращается былое величие поруганным святыням, и некогда величественный Каширский Никитский монастырь приобретает свой первозданный вид, который очаровывает своей мощью, силой и великолепием.
До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. Благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю. Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвязалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды с этой целью она представила монахиню московскому свт. Филорету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смеренную старицу и по его совету матушка обротилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаский благословил открытие богодельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г. здесь была утверждена женская община. Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского монастыря Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года. Никитский монастырь был в большом почете у жителей Каширы и всей Тульской губернии, а ее насельницы находились под руководством Оптинских старцев. В обители подвизалась известная московская старица Моисея, обладавшая даром редкой прозорливости. Ее могила на Калитниковском кладбище Москвы место постоянного поломничества верующих. Среди жертвователей на монастырское строительство был сам Государь Император Николай II. В 1919 г. насельницы обители, желая спасти ее от закрытия преобразовали монастырь в трудовую артель. Однако, в конце 20-х гг. монастырь был окончательно закрыт, при этом сильно пострадала матушка Ольга, ей тяжелым предметом пробили голову. В последующие годы была разрушена колокольня, снесен верх Никитской церкви, уничтожена ограда с башенками, обезображено здание трапезной. В ноябре 1941 г., когда немцы были всего в 7 км от Каширы, в Никитском храме находился штаб обороны города. Позднее значительную часть обители, включая Никитский храм, заняла носочно-чулочная фабрика, не выведенная отсюда и поныне. Преображенский собор пустовал и разрушался. Лишь в 1998 г. он передан общине верующих.
И снова, как и прежде, воспаряет над древней Каширой смиренный дух молитвы, возводящий к горней выси сердца, призывающий пробудиться от сна и приобщиться к неиссякаемому источнику благодати Божией.
Без знания истории зарождения и становления православных святынь на нашей земле мы никогда не сможем сохранить и приумножить духовное и культурное богатство Родины.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Святыни Подмосковья.
Духовное и культурное наследие нашего города.
Выполнила: ученица 8 «А» класса
Жеребцова Елена Евгеньевна
Руководитель: Чадина К.С.
Кашира
2013
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Разлука
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Комментарии
хорошая творческая работа о
хорошая творческая работа о святынях города Каширы