В работе исследуется судьба дедушки и прадедушки в годы Великой Отечественной войны
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nasti_kachurword.doc | 517.5 КБ |
Научное общество учащихся «Поиск»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Седельниковского муниципального района Омской области
Юридический адрес:
Омская область
с.Седельниково Исследовательский проект
ул. Советская 22
Телефон: (38164)21-5-56
Наша
общая
Победа
()
Автор Качур Анастасия
Александровна, ученица 8 класса
МКОУ «Седельниковская СОШ №1»
Руководитель Иванова Валентина
Ивановна, учитель русского языка
и литературы
Седельниково 2013г
Содержание
Введение……………………………………………………………………………... 2 стр.
Глава1. Биография прадедушки:
1.1 История семьи………………………………………………………… 5 стр.
1.2 Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны.7стр.
1.3 Послевоенные годы…………………………………………………… 8 стр.
Глава2. Биография дедушки:
Интервью с дедушкой………………………………………………………………11 стр.
Заключение………………………………………………………………………… 13 стр.
Список литературы……………………………………………………………………
Введение
Актуальность работы
Вот уже 68 лет отделяют нас от 9 мая 1945 года - дня, когда прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны-залпы Победы.
За свою многовековую историю наша страна выдержала немало суровых испытаний. Но ещё ни разу не вставал так остро вопрос о жизни государства, как в тот самый длинный в году июньский день 1941 года.
Никто тогда не мог представить, что впереди еще 1418 военных дней, когда будет решаться судьба не только Родины, но и всего человечества.
День Победы - великий праздник, праздник больших городов и маленьких сёл, праздник миролюбивых сил всей земли, ведь победа в Великой Отечественной войне - это исторический рубеж в судьбах всего человечества, немеркнущий подвиг, совершённый нашим народом, ставшим в те грозные боевые годы в единый солдатский строй.
Незабываемым страницам Великой Отечественной войны и моим родным посвящаю эти строки:
В небе тёмно-синем звёзды догорали,
На Отчизну нашу с запада напали,
Взяли Брест и Вильнюс, Ригу, Сталинград.
Захватить Россию Гитлер был бы рад.
Но в боях сражались смелые бойцы,
В битвах закалялись старики, юнцы.
Самолёты, танки, пушки и ракеты-
Всё перемешалось в грозной битве этой.
Пережить блокаду, вырваться из плена,
Падать и вставать--выжить непременно!
Волею к Победе наш народ был полон.
В жаркой схватке этой много крови пролил.
За детей за наших, матерей любимых
Солдаты умирали, чтобы жить нам мирно.
Вспомним тех, кто победил, тех, кого нет с нами,
Ведь никто нас не сломил, мы же—Россияне!
Объектом исследования являются военные годы моего прадедушки и дедушки.
Предмет исследования: вклад прадедушки и дедушки в победу над фашизмом
Цель: изучить вклад прадедушки и дедушки в победу над фашизмом
Исходя из этой цели я поставила следующие задачи:
Гипотеза: если мы хотим изменить наше представление о вкладе народа в Великую Отечественную войну, то должны изучить биографию родных, живших в эти суровые годы
Новизна работы заключается в том, что до меня в семье никто не занимался исследованием судьбы прадедушки и дедушки.
В своей исследовательской работе я использовал разные методы и формы исследования, в том числе: изучение семейного архива, работа с ресурсами Интернета, беседа с дедушкой, интервью; анализ, синтез.
Глава 1. Биография прадедушки
В своей работе я хочу рассказать, какой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесли мои родные: прадедушка Окунев Павел Иванович и дедушка Окунев Анатолий Павлович.
Павел Иванович Окунев родился 29 декабря 1899года в деревне Окунево Муромцевского района Окрестили его 7 января—на Рождество. Когда ему было 6 лет, умерла его мама, а отец его не воспитывал. Дядя Осип (брат матери) взял его на воспитание в деревню Танатово. В школу его не отправили. Павел у своего дяди был батраком.
В 1917 году его взяли в армию. Только тогда он научился читать и писать. Служил юноша в Белой армии Колчака. Шла гражданская война, красные теснили белых на восток. В 1918 или 1919г (установлено неточно) Павел сбежал вместе со своим другом, который умер от обморожения. Павел выжил и пришёл в деревню к дяде Осипу и тётке Макрине. Дядя Осип посмотрел на парня и сказал: «Ты уже взрослый, пора тебе жениться» Павел ответил: «Кто за меня пойдёт? Я гол как сокол!» На что дядя ответил: «В деревне Чернигово живёт Маруся, у неё мужа ранило на войне, и он умер»
Павел пошёл к ней, и они стали жить вместе. По характеру Павел был очень добрый, помогал жене во всём. В начале 20-х годов у них родились 2 сына, которые вскоре умерли. В 1926 году в апреле родился мой дед Анатолий Павлович.
Родители Маруси были зажиточными людьми. Они дали молодой семье лошадь, на которую Павел погрузил небогатый скарб, посадил жену с годовалым ребёнком, и семья отправилась в Омск к Марусиной тёте строить новую жизнь. Сначала жили у тёти, а потом купили маленький деревянный домик, в котором в 1928 году родилась дочка Нина Павловна.
В 1929 году Павел Иванович устроился на работу в управление железной дороги. Он возил на своей лошади строительные материалы, но так случилось, что лошадь у него украли, и он остался без работы. В управлении ему предложили место кочегара на паровозе. Несколько лет он работал кочегаром, а потом устроился помощником машиниста. В конце 30-х годов ему предложили сдать экзамен на машиниста, но так как мой прадед был малограмотный, ему было очень сложно сдавать экзамены. Павел много читал, изучал устройство паровоза и с честью выдержал экзамен. Став машинистом, он много трудился, к работе относился добросовестно, поэтому его наградили знаком «Отличник-паровозник». Жизнь налаживалась, подрастали дети, но началась Великая Отечественная война.
Павел Иванович хотел идти на фронт, но по приказу И.В.Сталина советских учёных и железнодорожников не брали на войну, так как нужно было развивать науку и обеспечивать перевозки на железной дороге. Он возил на фронт оружие, танки, одежду, продукты питания, медикаменты. За доблестный труд был награждён медалями. Хочется сказать о роли железнодорожнго транспорта в годы войны.(1)
1.2 Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны
Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс. Началом и решающим шагом этой перестройки явился перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Наркомата Путей Сообщения уже в первые дни войны. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками.
Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпало поистине беспрецедентное перебазирование производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.
22 июня 1941 года на железных дорогах был введен военный график движения поездов для обеспечения воинских перевозок.
За годы войны железнодорожники перевезли 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
2,5 тысячи заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию были вывезены 18 миллионов человек, для этого потребовалось более полутора миллионов вагонов.
Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков осенью 1941 г. на железной дороге была введена "живая блокировка", то есть через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда.
«О значении железнодорожного транспорта говорят такие цифры: с 1941 по 1945 гг. железные дороги обеспечивали: в 1941 – 93%; в 1942 – 52%; в 1943 – 58%; в 1944 – 68%; в 1945 - 76% - всего грузооборота СССР» (2)
1.3 Послевоенные годы
В этих цифрах заслуга и Павла Ивановича, моего прадедушки, который не оставил свою работу и после войны, работал на железной дороге до выхода на заслуженный отдых.
В 1957 году заболела жена Мария, она не могла ходить 12 лет. Павел Иванович всё это время за ней ухаживал. Он помогал своим детям, вырастил семерых внуков, которые его очень любили. Умер прадедушка в 1982 году.
Глава 2 Биография дедушки
2.1 Военные годы
Анатолий Павлович родился в 1926 году, рос активным ребёнком, был драчуном и забиякой. В школе учился хорошо.
Когда началась Великая Отечественная война, ему было 15 лет. Всех мальчиков, которым исполнилось 14 лет, забирали на заводы. В школе оставались только девочки, в том числе Толина сестра Нина.
Анатолия забрали на Омский авиационный завод №166, созданный на
базе эвакуированных в 1941 году
московских авиационных заводов №81, №156, да прибывшего из г. Кимры
завода №288. Днём рождения нового завода, принявшего номер строящегося
Омского - №166, считается 24/VII – 1941г.
(ныне это крупное объединение «Полёт».)
Нелёгкая задача легла на плечи объединённого коллектива заводчан:
строить производственные площади, выпускать самолёты, обустраивать жильё
для приехавших семей. На завод пришли, как и везде, тысячи не работавших
ранее женщин и подростков до 14 лет. Толя был маленького роста, и когда его учили работать на токарном станке, ему под ноги ставили деревянный ящик.
Шли тяжёлые военные годы, стране нужны были снаряды. Рабочих (большинство из них были подростками) сутками не выпускали с завода. Там их кормили, там же они и ночевали. Был строгий военный режим.
Рост военного производства при сокращении числа рабочих и служащих
достигался за счет большей интенсивности труда, удлинения рабочего дня,
сверхурочных работ и ужесточения трудовой дисциплины. В самом конце
1941г. был принят жесткий указ об ответственности рабочих и служащих
предприятий военной промышленности за самовольный уход с работы и
опоздания. Все занятые на таких предприятиях считались мобилизованными
на трудовой фронт. В феврале 1942 г. вышел указ о мобилизации на период
военного времени трудоспособного городского населения на производство и
строительство.
Эти суровые меры находили поддержку и понимание. Перед лицом грозной
опасности граждане были готовы трудиться без сна и отдыха, что
называется, — на износ. До сих пор загадкой остаются трудовые рекорды,
намного превосходившие достижения довоенных стахановцев и превышавши
средние нормы выработки в 2, 3, 5, 10 и более раз. Рабочих, которые их устанавливали, называли «двухсотниками», «трехсотниками», «пятисотниками»,«тысячниками».
Анатолий трудился хорошо, выполняя норму на 200% и более. После войны за ударный труд ему присвоили звание «Гвардеец тыла».
В 1944году он захотел учиться, но с завода его не отпускали, потому что рабочих рук не хватало. Ему сказали, чтобы искал себе замену. Он поехал по деревням, нашёл
подростка, привёз его на завод, и только после этого его отпустили учиться.
2.2 Послевоенные годы
Анатолий поступил в железнодорожный техникум, в то время очень престижное учебное заведение, на отделение электромеханики. Он успешно окончил техникум и пошёл работать на Омский телевизионный завод в цех радиоприборов и долгое время работал мастером цеха.
В 1986 году дед пошёл на пенсию. У Анатолия Павловича четверо детей: Сергей, Алексей, Светлана и Павел. Его жена, моя бабушка Надежда Семёновна, умерла в 1986 году от тяжёлой болезни.
Мой прадедушка живет и сегодня, и дай бог ему здоровья еще на долгие годы. Наша семья им очень гордится. И я горжусь своим дедом. Ему 86 лет, он не ходит, но ведёт активный образ жизни У него в комнате целая мастерская. Он ремонтирует табуретки, стулья, что-то строгает, пилит, красит. Недавно подарил маме маленькую деревянную разделочную доску, которую мама очень любит. Когда мы приезжаем в город, дедушка всегда спрашивает, как наши дела. Мы смеёмся и шутим с ним. Он всегда угощает нас шоколадками и конфетами У Анатолия Павловича 9 внуков и одна правнучка—моя племянница Яна. Мы любим своего деда и хотим, чтобы он прожил больше 100 лет.
Интервью с дедушкой
Одной из задач исследования было желание выявить мнение дедушки о том, что же помогло нашей стране выйграть войну.
Я решила побеседовать с дедушкой о войне и спросила:
- Дедушка, как Вы узнали о начале войны?
-Мы с сестрой играли на улице. Прибежала соседская девочка и сказала, что началась война.
-Где встретили и как отмечали День Победы?
-О Победе объявили по радио. Все плакали от радости и счастья. Этот день ждали, потому что советские войска были в Берлине. Об этом говорили по радио. День Победы для нас стал самым счастливым днём.
-В чём, по-вашему, секрет победы?
-Секрет победы в патриотизме народа. Одни воевали, другие работали в тылу. Советский народ делал всё ради победы.
-Какой была послевоенная жизнь?
-Первые годы после войны были тяжёлыми. В магазинах ничего не было, люди были бедно одеты, но никто никого не осуждал за это. Все по-прежнему много работали, так как надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.
-Дедушка, а как часто Вы вспоминаете военное время?
-Военные годы никогда не сотрутся из памяти. Несмотря на то что было трудное время, молодёжь была весёлая, энергичная. Поэтому всё легко давалось и получалось. Люди были добрыми и всегда помогали друг другу.
- А что пожелаете молодым, своим внукам и правнукам?
-Учиться, хороших поступков, не делать никому зла. Здоровья, счастья и удачи всем!
Заключение
Проанализировав полученный материал, я пришла к выводу, что моим родным, прадедушке и дедушке, не пришлось встретить врага лицом к лицу на поле боя, на их счету нет ни одного убитого фашиста. Но победа над врагом одерживалась не только на поле боя, но и в тылу. Если бы не труд женщин, которые растили хлеб, чтобы кормить бойцов, если бы не труд детей и подростков на заводах по выпуску снарядов, если бы не работа врачей и медсестёр, спасавших раненых… Если бы не работа тружеников тыла—не одержать бы нашей армии победы над врагом. Победа была общей. И одну из страниц этого общего дела написали мои родные, прадедушка
Окунев Павел Иванович и дедушка Окунев Анатолий Павлович.
Свою работу я хочу завешить стихотворением, посвященны прадедушке и дедушке:
Что я знаю о войне?
Что читала в книжках?
Мама рассказала мне
О бойцах- мальчишка
Одним мальчишкой был мой дед,
Ему пятнадцать было.
Он пережил немало бед
И стал « Гвардейцем тыла».
Снаряды делал он на фронт,
А прадед их возил.
Отдать был жизнь свою готов,
Он машинистом был.
Есть и медали, ордена
Дожили до Победы.
Как здорово, что у меня
Есть такие деды!
Примечания
1. Воспоминания Окуневой Нины Павловны
2. Н. Конарев. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945
Литература
Использована информация с сайтов:
"Морская болезнь" у космонавтов
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Две снежинки
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?