Работа учащейся посвящена любимому детьми жанру УНТ - страшилкам.
Вложение | Размер |
---|---|
strashilki_variant1.doc | 46.5 КБ |
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………. | 3 |
Детские страшилки как жанр фольклора ……………………….. | 3 |
Страшилки наших родителей …………………………………….. | 4 |
Заключение ……………………………………………………. | 7 |
Список использованной литературы ………………………… | 7 |
Тема: «Чёрная Рука, или Страшилки наших родителей»
Введение
Наши родители тоже когда-то были маленькими... Я очень люблю, когда моя мама рассказывает мне о своём детстве. Особенно интересны воспоминания мамы о пионерском лагере.
После отбоя в лагере мало кто сразу укладывался. Пионеры — наши родители — дрались подушками, прыгали по кроватям, в общем, делали всё, что угодно, лишь бы не спать. А когда уставали, но сон всё никак не приходил, ребята начинали рассказывать страшилки. Именно в такие летние ночи в палатах можно было услышать душераздирающие истории про Гроб на колёсиках, Чёрную Руку, Красное Пианино и другие ужасы. Ребята дрожали от страха, но никто не признавался, что ему страшно.
Эти истории — детские страшилки — заинтересовали меня. Я попыталась узнать о них подробнее и постараюсь поделиться своими изысканиями с вами.
Детские страшилки как жанр фольклора
Страшилки как потаенный, подпольный детский фольклор получили особенное распространение в 70-х годах 20 века. Они относятся к разряду устного народного творчества, куда также входят считалки, дразнилки, потешки, скороговорки, колыбельные песни и др. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и драматичным финалом, цель которых — испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными, насущными проблемами реальной жизни ребенка.
Современные страшилки основаны на древнерусском фольклоре. Законы построения страшилки такие же, как и законы построения сказки. В композиции выделяется сказочный зачин, наличие запрета и его нарушение. Как и в сказках, есть конфликт добра и зла, присутствуют волшебные, магические персонажи, представленные, как правило, какими-то предметами. В детских страшилках это — рука, пятно, гроб, перчатка и т. д., и они олицетворяют собою зло. Как и в сказках, в этих историях возможен переход в колдовской мир (люк, пятно и др.), где герой погибает. Все страшилки имеют трагический исход, ужас нагнетается постепенно и достигает накала к финалу.
Главным героем страшилок обычно является ребёнок, подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (занавески, гроб на колесиках, колготки, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, перчатка и др.). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться и погибает. Иногда у героя оказывается помощник, например, милиционер.
Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.
Страшилкам сопутствует определенный ритуал исполнения. Их рассказывали обычно в отсутствие взрослых в больших детских компаниях, желательно в темноте, устрашающим тягучим шёпотом или «замогильным» голосом.
Страшилки наших родителей
Чтобы не испугать слушателей, в качестве примеров приведу некоторые из самых невинных страшилок.
Чёрный Город
Это было давно.
На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет...
— ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!
Ещё одна история:
Синяя Перчатка
Жила-была Синяя Перчатка. Все её боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. Однажды шла по улице девочка — а была эта улица тёмная-претёмная — и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает Синяя Перчатка. Девочка испугалась и побежала домой, а за ней Синяя Перчатка. Девочка вбежала в подъезд, а Синяя Перчатка за ней, поднялась на свой этаж, а Синяя Перчатка — за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял. Но девочка открыла дверь, вбежала домой. Вдруг — стук в дверь. Девочка открывает дверь, а там — СИНЯЯ ПЕРЧАТКА!
(Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).
Чувство страха — это особенность детской психики. Учёные считают, что слушая подобные «произведения», дети так своеобразно тренируются изживать свои страхи.
Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх.
Эффект усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в отличие от фильма ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его собственные, индивидуальные страхи.
По мере взросления детей, страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех и воспоминание о времени, проведенном с друзьями. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки — пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается неожиданным и нестрашным:
Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!
Исследователи жанра детских страшилок считают, что в настоящее время они постепенно переходят в «стадию консервации», то есть дети их всё ещё рассказывают, но уже реже, практически не появляется новых сюжетов.
По-видимому, это связано с изменениями жизненных условий: во-первых, уже нет тех пионерских лагерей, во-вторых, появилось множество других источников, помимо страшилок, удовлетворяющих тягу детей к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов).
Я думаю, что персонажем современной страшилки вполне может стать игровая станция пи-эс-пи:
....Однажды одному мальчику родители купили PSP. Папа мальчика предупредил, что долго в нее играть нельзя, потому что она «затягивает». Но мальчик не послушался. Он играл в неё постоянно, даже ночью, пока все спали. Однажды сосед предложил ему поиграть вдвоем в PSP, и мальчик согласился.
— Только недолго, а то я еще до тебя очень долго играл, а мне папа так не разрешает.
— Самую чуточку, — улыбнулся соседский мальчик, и никто не видел, что пальцы у него за спиной были скрещенные.
Стали они играть, и не заметил мальчик, сколько времени прошло. А когда поднял глаза, увидел, что соседский мальчик весь седой. Испугался мальчик, бросил PSP и побежал в другую комнату, чтобы родителей позвать. Прибежал туда — а родителей нет как нет. Побежал мальчик во двор — а там все люди незнакомые, ходят и говорят почти все по-китайски.
— Какой сейчас год? — спросил мальчик у одной тётеньки.
— 2030-й, — сказала она, и мальчик все понял и заплакал...
Заключение
По мнению психологов, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справлялся сам или с помощью родителей, в детском коллективе распространяются на всех. В результате создаются новые страшные истории и передаются следующим поколениям детей.
А страшилки наших родителей писатель Эдуард Успенский собрал в книгах «Ужасный фольклор советский детей», «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и они перестали быть тайной, из сокровенного пласта детской субкультуры стали предметом всеобщего достояния...
Список использованной литературы
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Огонь фламенко
Рисуем домики зимой
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Как нарисовать небо акварелью