Исследовательская работа по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_koltakova_darya_tibekina_mariya_licey_no3.doc | 59 КБ |
Муниципальная конференция юных исследователей,
посвященная Году охраны окружающей среды
Секция: общественно-гуманитарные предметы
Тема: Тайны Холковского монастыря
Авторы: Колтакова Дарья Сергеевна, Тибекина Мария Сергеевна, 4 класс
Научный руководитель: Воропаева Марина Леонидовна
Место выполнения работы: МБОУ «Лицей №3»
2013
1. Введение
Тема нашего исследования: «Тайны Холковского монастыря».
Цель исследования: узнать, какие тайны скрывает Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской монастырь?
Гипотеза: возможно ли раскрыть тайны Холковского монастыря?
Ответить на этот вопрос мы сможем, решив следующие задачи:
«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой». Д.С.Лихачев
«Малая» родина в жизни человека – главная родина, и именно из детства идет формирование понятия Родины как государства, в котором мы живем. Представление о Родине начинается у детей с картинки в букваре, песни матери, берез под окном, приобщения к святыне: традициям, культуре, вере. Белгородская земля по праву именуется Святым Белогорьем: множество православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников, чудотворных икон и других святынь, к которым за духовным укреплением в течение нескольких веков шли люди. Некоторые православные святыни, много лет считавшиеся утерянными безвозвратно, вдруг чудесным образом вернулись к нам. Одна из них – Холковский монастырь.
2. Основная часть
Главная достопримечательность Холок – подземный Холков-Царев-Николаевский монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. Это единственный в Белгородском крае, уникальный по архитектуре и планировке пещерный монастырь. Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. ХОЛКОВ ЦАРЕВ НИКОЛАЕВСКИЙ, ИЛИ ТРОИЦКИЙ, ИЛИ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ располагается в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на горе, на правом берегу реки Оскол при впадении в нее реки Холки. Общая площадь пещер – 255,5 кв. м., церкви – 57,9 кв. м., келий – 172 кв. м., общая длина коридоров – 125,8 м. Имеется несколько ниш со старинными захоронениями. Известно, что келий прежде было 12 (нынче – шесть). Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды - вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. В 1764 году по велению Екатерины Второй подземный монастырь в Холках был упразднен. В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А.Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.
2.1. История монастыря
По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села Холки. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют поэтичные местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Здесь с XI-XII веков находилось древнерусское поселение – Холковское городище. Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. Об этом говорили их юртообразные постройки с открытыми очагами, нехарактерные для древнерусского населения. И в керамике присутствуют алано-болгарские признаки: в форме горшков, в составе глиняного теста, орнаментации. История названия и создания монастыря связана с основанием села Холки. Царевым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царев Алексеев град. Праздник Святой Троицы явлется престольным для пещерного храма нашего монастыря. Именно в честь этого храма и назван весь монастырь - Свято-Троицкий Холковский. «Горы тайные Руси» -так называл эти места поэт-белгородец Игорь Чернухин.
2.2. Холковский монастырь и «Слово о полку Игореве»
По предположению историков, место, где находится Холкинский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, и после встречи отправились по Изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг. Этот героико-трагический поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы – "Слове о полку Игореве".
Одной из тайн истории является маршрут, по которому шла дружина Игоря Святославича. Свою версию предложил исследователь Холковского городища А.З.Винников в работе "Перед суровым испытанием": "23 апреля 1185 года Игорь Святославич выступил из Новгорода-Северского в район ближайших половецких кочевий в бассейне Северского Донца. На пути в половецкую степь он должен был встретиться с войсками брата своего Всеволода Святославича, шедшего из Трубчевска через Курск. И на реке Осколе 6-7 мая произошла эта встреча. Где она могла состояться? Вероятно, Игорь со своей дружиной мог остановиться на несколько дней там, где было поселение-крепость и где находились запасы продовольствия и фуража. Такой крепостью на реке Оскол могло быть городище Холки. И отсюда объединенная дружина двинулась дальше навстречу своей гибели". Мы знаем, что поход князя Игоря закончился трагически, почти все русское войско было разбито.
2.3. Архитектура монастыря
Другие объекты монастыря:
Один из холмов ("холок"), на котором, как полагают, и состоялась знаменательная встреча князей, ныне увенчан храмом-колокольней в честь равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. А мы коснулись рукой до стен Храма и загадали желание. Они обязательно сбудутся!!! А пока, это - наша общая тайна! На самом верху холма, с которого видны три района Белгородской области: Старооскольский, Новооскольский и Чернянский, построена Владимирская часовня. К ней ведёт внушительная лестница. Наш проводник сказал, что редко кому удается сосчитать все её ступени и по легенде разница с истинным количеством есть твои грехи. Сколько именно ступеней он не сказал и отправился доделывать свою работу, которую прервал из-за нас. Заверил, что сообщит нам заветную цифру, когда мы пойдем назад к автобусу. Мы честно стали считать, и результаты всех действительно оказались существенно разными. Вот ещё одна тайна, которая заставляет задуматься о своих поступках, открыта.
2.4. Холки и история Киевской Руси
Наше внимание привлёк недавно возведенный бронзовый памятник на белом-пребелом постаменте: всадник, чей конь топчет поверженного воина. У всадника развивается на бритом черепе хохол – подобный тому, что носили казаки-малороссы. Уж не Святослав ли? Читаем надпись на бронзовой доске: «Князю Святославу Храброму от благодарных потомков». Действительно, - Князь Киевский. Это уже и историческая тайна, объединявшая много веков русский и украинский народы. Мы ценим и храним эту дружбу, как историческое наследие наших народов.
2.5. Храм Донской иконы Божией Матери
В конце 1999 года освящение храма в честь Донской иконы Божией Матери. На это событие съехались паломники из многих уголков России. После завершения литургии храм официально передали в ведение епархии, вручили почетные архиерейские грамоты строителям и попечителям Нового храма.
2.6. Часовня над могилой архитектора А.Родыгина
Московский архитектор Андрей Родыгин, который возвел церкви Холкинского монастыря, скончался в 1998 г., в 43 года. Все на его могиле сделано, как учат старцы: никаких тяжких надгробий, лишь красивый деревянный крест. Да часовенка над ним. В монастыре живет немного монахов. Службы совершают в храме Донской Божией Матери и в Свято – Троицкой подземной церкви.
2.7. Свято-Троицкая подземная церковь
По выходным дням здесь проходят службы и в наше время. В пещерах всегда, и зимой, и летом, одна и та же температура: + 8-10 градусов, не больше, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так уж устроили ходы и выходы из подземелья "полуграмотные" монахи. Спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды - вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. Иное дело — быть затворником. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине. А ещё мы узнали, что заблудиться в подземной пещере невозможно – все разветвления ведут в центр, к алтарю, а во время службы в каждой келье слышна молитва. Вот такая акустика! И, конечно, сами попробовали пройти по разным дорожкам, ходили, как по кругу, а возвращались к алтарю.
2.8. Пещера старца Никиты
Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна – более позднего периода, которую местные жители издавна именуют "пещерой старца Никиты". Она была вырыта жителем с. Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 гг. 30 лет создавал Никита свое подземное сооружение! В свои 54 года он похоронил жену и тяжело переживал утрату. Раздумья о жизни привели его к осознанию собственной греховности. И Никита решил избрать аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл землянку для жилья и в 250 метрах от нее приступил к рытью входа в подошву холма, чем, естественно, вызвал удивление односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, живя на подаяния односельчан. Целью отшельник поставил соединение с главной пещерой. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу – высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Используемые им орудия труда, в сущности, были те же, которыми работали его предшественники: кирка, лопата, ведро. Недавно любознатели подсчитали, что за день самовольный подвижник продвигался не более, чем на один сантиметр.Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре трудной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров. Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь. В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры – подземного монастыря и старца Никиты.
2.9. Встреча с наместником Свято-Троицкого Холковского монастыря Архимандритом Софронием.
С помощью Архимандрита Софрония мы и узнали, какие тайны скрывает Холковский монастырь. А ещё поняли, что это святое место исцеляет душу каждого, кто приезжает сюда на экскурсию. Мы были в разное время года, но Холковский монастырь и хранители его тайн и пещер встречали нас радушно и солнечно, как старых добрых знакомых. В этом кроется, наверное, самая главная тайна – уметь жить для людей, сохраняя историю и веру для потомков.
3. Заключение.
Выводы: тайны Холковского монастыря раскрыты, но, конечно же, не все. Уезжая, мы мечтали вернуться, чтобы полюбоваться природой нашего края, прикоснуться к святыне, подумать, пообщаться, узнать новые и интересные факты из истории.
Следующее исследование мы проведём по теме «Почему Белогорье называют Святым?»
Волшебные звуки ноктюрна
Сказка "Узнай-зеркала"
Ледяная внучка
Сочинение
Всему свой срок