Данная работа представляет собой исследование учащейся о втором томе "Мертвых душ"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 15.43 КБ |
Исследовательская работа: «Н.В. Гоголь и второй том «Мертвых душ»
Выполнила учащаяся
ГБОУ НПО ПУ№57
Краснодарского края
Лихтенвальд Татьяна
Ст. Ладожская
2013г.
Исследовательская работа: «Н.В. Гоголь
и второй том «Мертвых душ».
Для меня всегда было загадкой, почему Гоголь сжег свой второй том «Мертвых душ»? Выход первого тома «Мертвых душ» в 1842г. принес писателю большой успех, но работа над вторым томом, начатым еще в 1840г., протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845г. в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя свое решение тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847г) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в той книге необходимость внутреннего христианского воспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых – «Размышления о Божественной литургии». В апреле 1848г., после паломничества в Святую землю к гробу Господню, он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848г.наведывается в Петербург, в 1850 и 1851гг. посещает Оптину Пустынь, но большей частью времени живет в Москве.
Русский философ Иван Ильин в статье «Гоголь- великий русский сатирик, романтик, философ жизни…» писал: «…Глубокое убеждение – следовать своему вдохновению – давало ему, в конечном счете, надежду работать для далекого будущего, служить целому ряду поколений, быть, наконец, верно понятым и принятым им.
…Этот зов его к нам, потомкам, кажется мне достаточно обоснованным и оправданным; и мы почитали бы себя счастливцами, если бы стали достойными этого зова, откликаясь на него чем-то гораздо большим, чем просто примирением».
Меня, как православную христианку, очень трогает стремление Николая Васильевича Гоголя к нравственному самосовершенствованию. Во втором томе Гоголь стремился передать проблему омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим – общества в целом, русского мира, прежде всего, но через него и всего современного человечества. Н.В. Гоголь в письме к Швыреву пишет: «Мне кажется, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете, и что об одной только любви следует нам заботиться. Одна она только есть истина, верная и доказанная истина. Кто проникнется ею, тот говори прямо обо всем: правда повеет от слов его. О! да поможет нам Бог, и тебе, и мне, возрастить эту любовь в сердцах наших».
В ночь на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А.П. Толстого в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает. Гоголь в своем завещании говорит: «Считаю своим долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, которые случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займется собой и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Все придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми. И человечество двинется вперед».
Познакомившись более подробно с творчеством Н.В. Гоголя, с его письмами к родственникам и друзьям, я понимаю, что писатель призывал их развиваться духовно, чтобы стать христианами не только по крещению, но и по существу, по жизни. А это возможно, только если руководствоваться христианскими заповедями повсеместно в своей повседневной жизни по отношению к каждому человеку.
Произведения Гоголя предназначаются для всех людей, в том числе и для тех, кого не достигло влияние Церкви.
Таким образом, Гоголь не только призывал всех соотечественников преобразить себя и окружающую жизнь в духе христианства, но и объединиться и примириться на пути к Христу.
Главная проблема, которую стремился решить Гоголь (вернее, сделать все для ее решения) – это недостаток христианизации жизни. Христианство, хотя и принято обществом, все же недостаточно воплощено в повседневной жизни человека и в нем самом. Гоголь остро чувствовал эту проблему всю жизнь и считал ее главной. В 1833г он писал: «У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, и между тем не делают ничего».
Во втором томе «Мертвых душ» русская жизнь должна была раскрыться многообразно – не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях.
Николай Васильевич посчитал, что не смог передать читателям и будущим поколениям всю полноту мыслей, которые волновали его. Второй том поэмы не смог стать личным разговором о жизни – какой она должна быть во Христе. Писатель решил, что не в состоянии призвать своих читателей к самосовершенствованию и преображению окружающей жизни в духе христианства.
Поэтому второй том «Мертвых душ» не дошел до читателей.
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Денис-изобретатель (отрывок)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Тупое - острое
Лиса-охотница
Комментарии
Исследовательская работа "Н. В. Гоголь и второй том "Мертвых душ
На уроках литературы я с учащимися занимаюсь не только изучением жизни и творчества писателей, но и исследовательской работой. Это одна из таких работ"