Обучающиеся 4 класса провели исследование, в ходе которого убедились, что дебаты лучше ссоры.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_somov_artyom_sorokin_aleksey_licey_no3.doc | 62 КБ |
Муниципальная конференция юных исследователей,
посвященная Году охраны окружающей среды
Секция: общественно-гуманитарные предметы
Тема: Что такое дебаты?
Авторы: Сомов Артём Алексеевич, Сорокин Алексей Алексеевич,
4 класс
Научный руководитель: Воропаева Марина Леонидовна
Место выполнения работы: МБОУ «Лицей №3»
2013
1. Введение
Тема нашего исследования: «Что такое дебаты?».
Цель исследования: узнать, чем дебаты лучше ссоры?
Гипотеза: возможно ли разрешать споры мирным путём?
Ответить на этот вопрос мы сможем, решив следующие задачи:
2. Основная часть
Исследование мы начали со знакомства со значением нового для нас слова. Итак, «дебаты» произошло от французского debatte – спорить. Дебаты – это обмен мнениями между участниками спора, разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции. Популярность дебатов в настоящее время связана с политическими дебатами. Первыми телевизионными дебатами были дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в ходе предвыборной президентской компании США в 1960 году. Можно сказать, что после этого дебаты крепко вошли в политическую жизнь, как на американском континенте, так и в Европе. Своё начало дебаты ведут из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему. В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых. В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. В Московском университете диспуты проводились на 12 языках. В 30-е годы XX века в США, дебаты начали свое формирование как вид молодёжной деятельности. Предвыборные кампании дали новый толчок развитию дебатов и сформировали их в таком виде, который они имеют сейчас. Цель дебатов - научить эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Дебатёры должны уметь приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи, постараться своими аргументами убедить третью сторону в правильности своей позиции. Формы проведения дебатов: обычные устные и очные дебаты и дебаты письменные (например, дебаты по Интернету) где форма выступления учитывается в меньшей степени.
Принципы дебатов:
1) Уважение. В ходе дебатов не затрагивается личность участников, нельзя унижать участника за то, что он с вами не согласен.
2) Честность. Честность – стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов.
3) Главное не победа, а участие.
На успех оказывают влияние:
- Зрительный контакт
- Голос (скорость, монотонность, дикция, паузы, интонации, громкость)
- Мимика и жесты (улыбки, поднятие бровей, хмурый, испуганный взгляд, неестественная мимика и жестикуляция)
- Психологическое самочувствие (преодолейте нервозность, боязнь, панику, ужас, неуверенность в себе, агрессивность).
Основные элементы дебатов:
Подведём первые итоги: чтобы дебаты состоялись, необходимо соблюдать несколько правил!
Правило 1.
Для проведения дебатов заранее должны быть выбраны время и место.
Правило 2.
В споре необходимо использовать доводы, которые подтверждают твою точку зрения.
Правило 3.
Участники дебатов должны уважительно относиться друг к другу.
Продолжим исследование, анализируя ситуации, в которых не раз оказывался каждый из нас: родители и дети в магазине совершают покупки. Но, заканчивается поход в магазин у всех по-разному. По конечному результату, мы назвали ситуацию №1 – ссорой, а №2 – дебатами.
Ситуация 1. Оля в магазине попросила родителей купить игрушку. Получив отказ, устроила истерику. За что и была наказана.
Нарушение правил мирного решения вопроса:
Результат:
Ситуация 2. Перед походом в магазин, Олег попросил у родителей купить ему игрушку. Он аргументировал своё желание. Родители исполнили просьбу сына.
Соблюдение правил!
Результат:
Анализ ситуаций показывает, дебаты лучше ссоры.
Мы решили узнать мнение одноклассников, проведя небольшой тест «Что характеризует ссору и дебаты».
Получили следующие ответы:
Ссора: сопровождается руганью, результат: обида, злость
Дебаты: уважительное отношение, мирный путь решения вопроса
использование аргументов.
Характеристики составлены верно, конечно, все написали, что дебаты лучше ссоры. Но у 70% одноклассников очень часто решение вопросов заканчивается ссорой, а не мирно. Тогда мы рассказали им подробнее, как следует вести дебаты.
Дебаты - это аргументированный спор, в котором стороны (как правило две) ставят задачу убедить кого-либо в чём либо. При оценке спора, в первую очередь используются аргументы, но так же учитываются и разнообразные риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи. Дебаты являются одной из формой ораторского искусства, которое в свою очередь, является частью риторики. Итак, для чего же нужны дебаты?
На эту тему есть притча-легенда об Эзопе, дошедшая до нас с древних времен. Эзоп был рабом - у свободного гражданина, философа Ксанта, который ценил его за мудрость и ум, хотя отпускать не собирался. И вот однажды, во время очередного праздника, чтобы погордиться перед гостями своим умным рабом, философ Ксант послал того на рынок с напутствием:
- Эзоп, иди на рынок и принеси лучшее, что ты там найдешь!
Эзоп послушно потек на рынок, вернулся и приносит на блюде язык. Говяжий. Готовый к употреблению. Гости слегка удивлены:
- Почему же это самое лучшее, Эзоп?
- Ну, как же, уважаемые! Языком мы декламируем стихи, языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаемся в любви… Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей!
Гости довольны. Но философ Ксант дает Эзопу следующее задание:
- Хорошо, Эзоп, а теперь иди на рынок и принеси самое худшее, что ты там найдешь!
Эзоп вновь отправился в путь, вернулся и приносит на блюде… вновь язык. Гости рассержены:
- Эзоп, ты издеваешься над нами!!!
- Ну, как же…! Языком мы говорим грязные слова, языком мы предаем друзей, языком мы клевещем, языком мы лжем, языком мы изрыгаем ругательства… Язык – худшее, что есть в мире людей!!!
Гости восхищены, а философ Ксант доволен больше всех.
Вот мнения участников нашего опроса «Чем дебаты лучше ссоры?»
3. Заключение.
Вывод:
Мы пришли к выводу, что, действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а ещё и развивают:
Одним из важнейших достоинств, по мнению многих учителей и родителей, является то, что дебаты учат учиться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом, учат решать проблемы мирным путём, оказывают положительное влияние на отношения между родителями и детьми. А наш девиз: «Убеждайте красиво, побеждайте в спорах честно!»
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Любимое яичко
Мост из бумаги для Киры и Вики
Эта весёлая планета
Горка