Сказку рассказывают ребёнку, как только он научиться понимать слова и говорить. Когда я была маленькой, мне рассказывали сказки мама или бабушка, а потом я сама начала их читать. В детском саду мы часто путешествовали по волшебным сказкам, где присутствовали такие герои, как Баба - Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха и другие. Однажды на новогод-ний праздник мне дали роль Бабы- Яги. Сначала я очень расстроилась, но мама мне объяснила, что играть отрицательных героев очень интересно. Придя в школу, я заметила, что моим одноклассникам больше нравятся герои из современных мультфильмов и кинофильмов, а герои русских сказок отходят на задний план. Дети перестают интересоваться народной мудрости, в которой так много знаний наших предков. Мне захотелось поближе познакомить ребят с героями русских сказок. Для своего исследования я выбрала Бабу Ягу, так как без неё ни одна народная сказка не обходится . Кто же эта Баба – Яга, и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечёт маленького читателя по тропинкам сказки?
Вложение | Размер |
---|---|
baba-yaga.doc | 435.5 КБ |
VII городской конкурс реферативно-исследовательских работ
для учащихся 1-8 классов
«Интеллектуалы XXI века»
Баба - Яга - удивительная героиня детских сказок
Филология (литературоведение)
Автор: Султанова Сабина, 1 класс, МАОУ лицей № 35 Научный руководитель: Ушакова Светлана Васильевна, учитель начальных классов высшей категории |
Челябинск 2012
Содержание
1. Введение …………………………………………………………….3
2. Глава 1. Кто ты, Баба – Яга? …….………………………………...4
3. Глава 2. Жилище Бабы- Яги....………………………..………… 7
4. Глава 3. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках ……...8 4.1. Яга-воительница
4.2. Яга-похитительница
4.3. Яга-дарительница
5. Глава 4. Сколько лет Бабе – Яге?………………………………… 10
5.1. Результаты анкетирования одноклассников и родителей 5.2. Выводы исследования
6. Заключение…………………………………………………………..12
7. Список литературы………………………………………………… 13 Приложение А…………………………………………………………… 14 Приложение Б……………………………………………………………. 15
Введение.
«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
- Фу, фу! Русским духом пахнет!»
Сказку рассказывают ребёнку, как только он научиться понимать слова и говорить. Когда я была маленькой, мне рассказывали сказки мама или бабушка, а потом я сама начала их читать. В детском саду мы часто путешествовали по волшебным сказкам, где присутствовали такие герои, как Баба - Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха и другие. Однажды на новогод-ний праздник мне дали роль Бабы- Яги. Сначала я очень расстроилась, но мама мне объяснила, что играть отрицательных героев очень интересно. Придя в школу, я заметила, что моим одноклассникам больше нравятся герои из современных мультфильмов и кинофильмов, а герои русских сказок отходят на задний план. Дети перестают интересоваться народной мудрости, в которой так много знаний наших предков. Мне захотелось поближе познакомить ребят с героями русских сказок. Для своего исследования я выбрала Бабу Ягу, так как без неё ни одна народная сказка не обходится . Кто же эта Баба – Яга, и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечёт маленького читателя по тропинкам сказки?
Цель моей исследовательской работы – узнать, где жила Баба-Яга и почему её так зовут; на примере сказок проследить за образом Бабы-Яги.
Задачи исследовательской работы:
· проанализировать народные сказки, чтобы проследить за образом Бабы – Яги.
· изучить литературу по данному вопросу;
· провести анкетирование среди одноклассников и взрослых на предмет знания сказочного персонажа;
· составить частотный словарь характеристик имен Бабы- Яги;
· выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
Объект исследования: русские народные сказки
Предметом исследования: сказочный герой - Баба-Яга.
Гипотеза: Баба-Яга не так уж и страшна, если узнать её поближе.
Методы исследования:
· наблюдение,
· классификация,
· сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет),
· анкетирование,
· анализ полученных результатов.
Глава I . Кто ты, Баба-Яга?
…Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там ступа с Бабою -Ягой
Идет, бредет сама собой…
А.С. Пушкин
Все с детства знают, кто такая Баба - Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба - Яга выполняет важную роль. Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это Страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ, ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль (1801-1872) в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Яга живет в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека. Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами.
В сказочных сюжетах яга-баба — своеобразный проводник в иной мир; она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
Баба- первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба- бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая". БАБАЙКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
Часто ягой названы персонажи совсем других категорий( например, мачеха). С другой стороны, типичная яга названа просто в роли старушки, бабушки задворенки. Иногда в роли яги выступают животные (медведь) или старик и т.д.
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
Как отмечает В. А. Иванов в "Мифах языческой Руси":
«БАБА - ЯГА — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе - Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба - Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами».
Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.
Особое внимание привлекает костеногость, одноногость Бабы-Яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая. Она имеет хороший и здоровый аппетит: "кушает за десятерых".
Проведя анализ литературы, мы пришли к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведунья, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух, сказочное страшили-ще, страшная богиня смерти, губящая тела и души людей;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, ведьму, а также лесных и стихийных духов (лешуху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением (кикимору).
Нам стало интересно, так же ли воспринимают Бабу - Ягу взрослые и дети. Для этого мы решили провести анкетирование и выяснить опытным путем их мнение. (ПриложениеА)
Глава II . Жилище Бабы -Яги
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке. Стоит она посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только
невелика радость войти внутрь. Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет».
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов- ноги, вместо запоров- руки, вместо замка- рот с острыми зубами.
В доме ведьма обычно колдует у печи, очага; в печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька , об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается». (русская народная сказка «Василиса Премудрая»)
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем.». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила. Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Ребята из моего класса так изобразили жилище Бабы- Яги. (ПриложениеБ)
Глава III . Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Многие учёные, исследуя «этот замечательный образ» выявили три основные формы Яги:
3.1 Яга-воительница
В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам.
Яга-воительница в сказках - это обычно противоположность героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. (русская народная сказка «Баба-Яга»)
3.2 Яга-похитительница
Яга – похитительница – наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.
В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т.д.).
3.3Яга-дарительница
Принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. В некоторых сказках Яга выступает в роли помощницы, дарительницы. Она одаривает героя чудесным конём, открывает героям секреты – их знание спасёт от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.
а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре)
…Послушай же, ступай по тропинке
И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.
(«Василиса Премудрая» русская народная сказка)
б) Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром .
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
(«Баба - Яга» русская народная сказка)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состря-пай, бельё приготовь.(«Василиса Премудрая» русская народная сказка)
в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
Вообще Яга творит множество добрых дел. В этой роли доброго советчика и помощника Яга так же неизменна, как и в роли враждебного существа. Баба-яга оказывает героям сказок помощь, дает им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.
Глава IV. Практическая часть
4.1.Частотный словарь
Анкетирование мы решили провести среди учащихся 1-1 класса и их родителей. Анкетирование проводилось в 2 этапа:
1 этап – опрос детей;
2 этап – опрос взрослых.
Общее число опрошенных составило 20 человек (они были разделены на две группы – 10 детей и 10 взрослых). Возраст опрашиваемых:
1 группа – дети от 7 до 8 лет;
2 группа – взрослые от 26 до 63 лет.
После проведения и обработки анкет, мы составили Частотный словарь взрослых и детей. В нем мы посчитали частоту употребления характеристик Бабы - Яги в восприятии обеих групп.
Частотный словарь взрослых
№ п/п | Слова | Количество |
1. | Сказочный персонаж | 2 |
2. | Старая, злая бабка | 2 |
3. | Ведьма, колдунья | 3 |
4. | Женщина-ягодка | 1 |
5. | Смешная старушка | 2 |
Частотный словарь детей
№ п/п | Слова | Количество |
1. | Героиня сказок | 3 |
2. | Злая старуха | 3 |
3. | Ведьма, колдунья | 4 |
4.2. Сколько лет Бабе-Яге?
Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят - больше. Мы решили выяснить, сколько же лет этой героине, по мнению опрашиваемых.
Обработав анкеты, данные мы занесли в таблицу и составили диаграммы.
В таблице наглядно видно, что взрослые оценивают Бабу - Ягу намного старше, чем дети.
Восприятие возраста Бабы - Яги взрослыми и детьми
№ респондента | Взрослые | Дети |
1 | 20 | 70 |
2 | 100 | 73 |
3 | 100 | 300 |
4 | 100 тысяч | 300 |
5 | 79 | 300 |
6 | 100 | 300 |
7 | 300 | 118 |
8 | 89 | 150 |
9 | 99 | 58 |
10 | 500 | 100 |
Среднее значение | 1000 | 176 |
4.3 Выводы:
1. Из анализа научной и художественной литературы мы выяснили, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведунья, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух, сказочное страшилище, страшная богиня смерти, губящая тела и души людей;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, ведьму, а также лесных и стихийных духов (лешуху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением (кикимору).
2. Провели анкетирование, обработали данные и составили частотные словари взрослых и детей. Выяснили, что число повторений у детей выше, чем у взрослых (дети: 3 –героиня сказок, 3 –злая старуха, 4 –ведьма, колдунья; взрослые: 2 –сказочный персонаж, 2 –старая, злая бабка, 3 – ведьма, колдунья, 1- смешная старушка, 1- женщина-ягодка)
3. Путем анкетирования мы выяснили возраст Бабы - Яги. Взрослые оценивают Бабу - Ягу намного старше, чем дети. Количество повторений у них разное.
4. Выяснили, что средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых
составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.
5. Задачи, поставленные в своем исследовании, нами выполнены.
Заключение
«Узнаю тайны – и был таков» - по принципу поэта хочется действовать после знакомства с героиней исследования, Бабой-Ягой.
Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». А имена известных литературоведов и ученых, которые в свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни происхождения, заставили уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по–прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, добра. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительни-цей домашнего очага. Возможно, взрослым людям тоже очень хочется верить в сказки, в которых всегда побеждает добро, тем более, если для этого даже плохие герои становятся хорошими.
Список литературы
1. Аливердиев А. Баба-Яга: // Звездная дорога – Красногорск. – 2000, - №12
2. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – М: «Индрик». 1996.
3.Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М: ООО «Издательство АСТ – ЛТД». 1998.
4.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М: Наука. 2009.
5. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, 784 с.
6.Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 1995.
7.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб. 1996
8. Сборник русских народных сказок.- М.: Эксмо, Наталис.2008.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок
http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах
Приложение А
АНКЕТА
№ респондента- | Возраст- …. лет | Пол: муж./ жен. |
Кто такая Баба-Яга? | Сколько лет Бабе-Яге? | |
Частотный словарь взрослых Частотный словарь детей
№ | Слова | Кол-во |
1. | Сказочный персонаж | 2 |
2. | Старая, злая бабка | 2 |
3. | Ведьма, колдунья | 3 |
4. | Женщина-ягодка | 1 |
5. | Смешная старушка | 2 |
Сколько лет Бабе-Яге?
№ п/п | Слова | Кол-во |
1. | Героиня сказок | 3 |
2. | Злая старуха | 3 |
3. | Ведьма, колдунья | 4 |
Приложение Б
| ||||||||
| ||||||||
|
.
Ветер и Солнце
Развешиваем детские рисунки дома
Муравьиная кухня
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Чайковский П.И. "Детский альбом"