Руководители проекта: Миронова Инна Александровна - учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1430; Дебабова Елена Юрьевна - учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1430; Васенко Марина Александровна - зав. библиотекой ГБОУ ЦО №1430
В последнее время наблюдается спад интереса к процессу чтения, дети перестали анализировать читаемые произведения, всё сводится к формальному оцениванию поступков героев, наблюдается полное безразличие к описываемым событиям, маленькие читатели становятся равнодушными к книге… Место некогда самого надежного друга занимают компьютерные игры… Очень жаль… Потому что только Книжная страна по-настоящему может способствовать формированию личности читателя, раскрывать бескрайние просторы литературного языка, делать людей образованными и начитанными. Что же могут сделать учителя, библиотекари, чтобы подогревать интерес к процессу чтения и анализу произведений, формулированию четкой собственной позиции и выражению своего отношения к прочитанному? Как развивать читательские умения? Как работать над содержанием произведения? Что делать детям, чтобы не окунуться с головой в мир жестоких компьютерных игр? Как сделать прочтение произведения интересным, понимание прочитанного осознанным? Как защитить любимого литературного героя?
Ссылка на видео:http://youtu.be/xpWRnMX4n4I
МАЛЫШ И КАРЛСОН
Сидит на сцене Малыш. Приходит Карлсон.
Малыш: Привет Карлсон!
Карлон: Привет Малыш! Как Дела? Чем занимаешься?
Малыш: Вот сижу, рассматриваю нашу книгу и думаю, почему ее перестают читать дети? Ведь она такая интересная!
Карлсон: А давай Малыш расскажем и покажем детям интересные отрывки из нашей книги.
Малыш: Отличная идея Карлсон. И пусть они сами решат, стоит ли читать нашу книгу. Давай вспомним, как мы познакомились.
Сценка 1
Автор:
В городе нашем жил мальчик один. Был одинок он, ни с кем не дружил,
Скучно ребенку расти одному, нечем заняться было ему.
Но вот однажды, откуда-то с крыш, шум услыхал одинокий малыш.
Смотрит, в окошко влетел толстячок, с виду мужчина, но невысок.
Весело сзади моторчик шумел. Это же Карлсон к нему прилетел!
- Привет! Как тебя зовут?
-Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
-А меня зовут Карлсон, и все. Сколько тебе лет?
-Семь. А сколько тебе лет?
-Сколько мне лет? Я мужчина в самом расцвете сил.
-А в каком возрасте бывает расцвет сил?
-В любом. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете
Сценка 2
Малыш: Да именно так и произошло наше знакомство. А помнишь, как я тебя лечил?
-Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжелый больной в мире!
-У тебя есть какие-нибудь лекарства?
-Да, но я не хочу его принимать… Сказать тебе, какое лекарство я бы сейчас принял?
-Какое?
-«Приторный порошок» по рецепту Карлсона, который живет на крыше. Ты возьмешь немного шоколаду, немного конфет, добавишь такую же порцию печенья, все это истолчешь и хорошенько перемешаешь. Как только ты приготовишь лекарство, я его приму его.
-Я все приготовил. (Карлсон съедает)
- Свершилось чудо! Друг спас жизнь друга! Наш дорогой Карлсон снова здоров, и ему полагается пошалить!
Сценка 3.
Малыш: Еще был интересный эпизод, когда ты проявил сообразительность и напугал грабителей.
- Хочешь, я познакомлю тебя с приведением?
- Не знаю. Наверное хочу.
- Ну, тогда смотри! Лучшее средство от воров – это приведение! Сейчас ты увидишь лучшее в мире привидение с мотором. Дикое, у-у! Но симпатишное! (разводит руками и издает непонятные звуки, воры убегают, он их догоняет)
Тихо, что вы орете? Ведь люди кругом спят .(и отнимает у них украденные вещи)
Малыш: Карлсончик, а ты помнишь, как сломал мою паровую машину и устроил беспорядок в комнате. Мне тогда сильно влетело от родителей.
Карлсон: да, пошалил я тогда. А еще я помню, как разыграл Фрекен Бок, и она решила, что сошла с ума.
Малыш: Да много чего интересного с нами происходило, но это все лучше не рассказывать, а читать ребятам самостоятельно!!!
1. Можно очень много рассказывать о Малыше и его друге – Карлсоне. Толстяк с пропеллером оказался первым положительным героем детской книги с полным набором отрицательных черт. «Отчаянный озорник, врун, бахвал и жадина, не лишенный личного обаяния, проник в ряды добропорядочных героев советской детской литературы.»
«Дети узнают в нём себя, какими им не позволено быть, а... хочется. Карлсон избалован, порой неприятен, но он увлекает, захватывает, с ним весело...» Карлсон умён, сообразителен, остроумен. Он всегда «за справедливость». Взрослый человек разглядит за напускным цинизмом Карлсона любовь к Малышу. Карлсон для Малыша – не отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребенок, который нуждается в ласке, участии и семейном тепле. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, очень хорошо это чувствует. Он жалеет Карлсона и прощает ему многое.
А сколько фразочек этого забавного толстяка вошло в нашу жизнь! «Спокойствие, только спокойствие!», «Пустяки, дело житейское», «В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил»...
Он призывает ощутить себя маленькими детьми, оказавшись в своих ощущениях и мечтах, погружает в мир фантазий и путешествий.
Путешествия – это и есть та самая машина времени, которая делает сказку реальностью.
Эта великая книга учит ребенка любви и терпимости к тем, кого любить трудно.
Методический паспорт учебного проекта
1 | Название проекта | «Три повести о Малыше и Карлсоне» |
2 | ФИО разработчиков проекта | Учащиеся 3 класса «В» и 4 класса «Б» |
3 | Название образовательного учреждения | Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1430 |
4 | Год разработки учебного проекта | 2012-2013 учебный год |
5 | Опыт использования (степень распространения) | Победа в первом этапе (окружного отборочного тура) Городского литературного фестиваля «Книга собирает друзей», победа в номинации «Лучшая презентация книги «Тайны книжных отражений» в конкурсе «В защиту любимой книги» в рамках городского литературного фестиваля «Книга собирает друзей»; «Ярмарка проектов» (ЦО №1430, декабрь 2012) |
6 | Проблемная ситуация | В последнее время наблюдается спад интереса к процессу чтения, дети перестали анализировать читаемые произведения, всё сводится к формальному оцениванию поступков героев, наблюдается полное безразличие к описываемым событиям, маленькие читатели становятся равнодушными к книге… Место некогда самого надежного друга занимают компьютерные игры… Очень жаль… Потому что только Книжная страна по-настоящему может способствовать формированию личности читателя, раскрывать бескрайние просторы литературного языка, делать людей образованными и начитанными. Что же могут сделать учителя, библиотекари, чтобы подогревать интерес к процессу чтения и анализу произведений, формулированию четкой собственной позиции и выражению своего отношения к прочитанному? Как развивать читательские умения? Как работать над содержанием произведения? Что делать детям, чтобы не окунуться с головой в мир жестоких компьютерных игр? |
7 | Проблема проекта | Как сделать прочтение произведения интересным, понимание прочитанного осознанным? Как защитить любимого литературного героя? |
8 | Цели | Привитие интереса к литературе, к процессу чтения, развитие читательских умений, творческих способностей расширение кругозора, обогащение читательского опыта, работа над содержанием произведения, применение имеющиеся знаний на практике (написание сценария, постановка мини-спектакля) |
9 | Задачи – этапы-способы решения |
|
10 | Форма организации детей | Групповая работа |
11 | Ведущая деятельность | Исследовательская Творческая |
12 | Сфера применения результатов | Литературоведение |
13 | Используемые технологии | мультимедиа (создание видео-ролика) постановка мини-спектакля создание книжки технология учебного проектирования |
14 | Форма продуктов проектной деятельности |
|
16 | Виды презентации | демонстрирующий |
17 | Класс или возраст детей | 3-й класс, 4-й класс |
18 | Количество участников | 12 человек |
19 | Предметная область | литературоведение |
20 | Состав участников | 9-10 лет |
21 | Характер координации | Руководители проекта: Миронова Инна Александровна, учитель начальных классов Дебабова Елена Юрьевна, учитель начальных классов Васенко Марина Александровна, зав.библиотекой |
22 | Темы учебно-тематического плана предметов | проект по интересующей теме (литературное чтение «Сказки зарубежных писателей») |
23 | Время работы | средней продолжительности: 1 сентября – 15 ноября 2012 год |
24 | Цели обучения, развития, воспитания | Формирование личности вдумчивого читателя, воспитание книгой человека с большой буквы |
25 | Стартовый уровень обученности и сформированности УУД и специфических умений | УУД – чтение, владение основными литературоведческими понятиями «жанр», «тема», «автор», «персонаж», «литературный герой» Специфические умения: работа с дополнительной литературой, понятия «цитата», «крылатые выражения» |
26 | Приращение в УУД и специфических умений | Приращение УУД: осмысленное, вдумчивое чтение, анализ произведения Приращение в специфических умениях – составление диалогов, характеристика героев, словесный портрет любимого героя, рефлексия |
27 | Режим работы (организационная форма) | внеурочный |
28 | Техническое оснащение | Книга Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», мультфильм «Мылыш и Карлсон», зарубежный мультфильм, литературные источники; интернет - ресурсы |
29 | Учебно-методическое оснащение | Л.А. Ефросинина «Литературное слушание в начальной школе», «Литературное чтение в начальной школе» |
30 | Информационное оснащение | Видео: мультипликационный фильм «Малыш и Карлсон» Библиотека ЦО № 1430 Интернет-ресурсы Компьютер |
31 | Кадровое оснащение | Библиотекарь: Васенко Марина Александровна Руководители театральной студии: Бруква Елена Ивановна Ерёмина Алла Борисовна |
32 | Комментарий | Безусловно, любовь к процессу чтения идет из семьи, но нельзя отрицать роль школьного учителя, библиотекаря в формировании грамотного читателя. Умение наставников заинтересовать ребят, вовлекать в познание прекрасного мира книг, формировать у ребят умение оценивать прочитанное, высказывать аргументированную точку зрения – это есть не что иное как конечная цель, к которой должны стремиться при анализе произведений. В этом и заключается актуальность выбранного проекта. |
У меня в портфеле
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Можно от Солнца уйти...
Попробуем на вкус солёность моря?
Есть в осени первоначальной...