Работа приняла участие в Международном конкурс эссе среди старшеклассников, студентов и магистрантов высших учебных заведений «Высшее образование: роскошь или необходимость?».
Вложение | Размер |
---|---|
fateev_konkurs_esse._doc.doc | 46.5 КБ |
Мое представление о высшем образовании
Чем больше людей в государстве идет в высшую школу,
тем выше уровень развития государства.
Сенатор Шорт (США)
Всем хочется, чтобы нас окружали люди, образованные, имеющие достаточное представление о многих областях жизни, культурные и эрудированные. С такими людьми всегда есть о чем поговорить, кроме погоды, а в споре они вряд-ли перейдут на личности.
С самого детства родители, родственники ориентируют меня на получение высшего образования. Среди моих сверстников также вопрос о дальнейшей судьбе практически решён: основная масса одноклассников нацелена на получение высшего образования. Так сложилось, что в современном российском обществе наличие высшего образования воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Человек без «корочки» вызывает у нас удивление, насмешку, а то и вовсе пренебрежение.
В российской истории остается следующий факт: спад числа желающих получить высшее образование в начале 90-х годов ХХ века, когда в некоторых вузах конкурс при поступлении не составлял порой даже одного человека на место. Тогда престиж высшего образования среди россиян ощутимо пошатнулся, хотя отечественные специалисты, выпускники российских вузов по-прежнему высоко ценились на Западе. Хотя такая смена приоритетов на некоторое время легко объяснима: переход страны к рыночной экономике предоставил молодым и предприимчивым людям возможность заработать за один день столько денег, сколько их родители не смогли заработать за всю свою жизнь. В связи с этим молодые люди без раздумий отказывались от высшего образования – выпускники школ предпочитали сразу работать, а многие студенты бросали вуз. В результате появилось большое количество бизнесменов, закончивших «жизненные университеты», но не имеющих диплома о высшем образовании. Если же отсутствие «корочки» мешало дальнейшей карьере, ее незамедлительно покупали.
У нас в России сложилась весьма специфическая типология «потребителей» высшего образования. Первую, наиболее многочисленную группу, составляют те, кто приобретает социальный статус, обозначенный государственным дипломом, как основание для карьеры. Вторую, менее многочисленную группу образуют те, кто нацелен на приобретение бренда (скажем, МГУ) в дополнение к государственному диплому. Третью, малочисленную группу составляют те, кем движет тяга к знаниям как таковая, и, наконец, четвертую, растущую группу составляют те, кто нацелен на получение квалификации – способности осуществлять специализированные пакеты операций. Только последняя группа реально способна оказывать давление на «рынок» образовательных услуг, заставляя его поставщиков наращивать качество.
Так высшее образование роскошь или необходимость? И для чего нужно образование? Человечеству нужна хорошо сделанная работа, которая в, свою очередь, требует хорошо образованных специалистов. Хорошо образованные специалисты могут поставляться системой высшего образования, т.е. системой, преобразующей юношей в молодых мужчин, девушек — в молодых женщин. Системой, в которой так называемый тинэйджер превращается во взрослого. Во времена Рамзеса XII, Юлия Цезаря, Карла Великого, Петра Первого, в наше время содержание высшего образования существенно различно. Именно в стенах высшего учебного заведения, т.е. в студенческие годы молодой человек развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать для себя, для своей страны, для человечества в целом.
Другая сторона медали. Печальная реальность: знакомая девушка, получив средне - профессиональное образование по специальности "преподавание в начальных классах", не могла устроиться на работу. Огонь в масло подлил еще один отказ: очередной работодатель просто не стал смотреть имеющийся диплом о среднем образовании, добавив: "Когда получишь высшее образование, буду рад тебя видеть".
Другой пример: обычная среднестатистическая школа. Почему в последнее время выросло число преподавателей, обучающихся в ВУЗе по заочной форме? Потому что согласно новой форме оплаты труда наличие высшего образования дает разницу в зарплате.
Получается, в данных случаях высшее образование необходимость.
Встает вопрос: зачем получать высшее образование? Еще не так давно, высшее образование было не обязательно не только в законодательном масштабе, но и в общественном, когда люди могли выбирать по какому пути им идти.
Согласитесь, сейчас, высшее образование - это общественный закон, по которому должен идти человек, желающий добиться успеха. Особенно в этом убеждено взрослое население, расцвет молодости которого приходится на середину 60-х годов, когда получение образования считалось необходимостью. Немного про мнение родителей о высшем образовании. Судя по данным крупномасштабного исследования, осуществленного Фондом общественного мнения (ФОМ) две трети родителей (63%), имеющих детей в возрасте от 13 до 20 лет, с той или иной степенью уверенности утверждают, что хотели бы дать своему ребенку высшее образование. Заметно меньшая доля родителей (54%) понимают, что сегодня нельзя поступить в вуз без значительных денежных затрат. И еще меньшая, но все же весьма значительная доля (42%) готовы ради этого пойти на такие затраты. Например, стоимость обучения на курсах интенсивной подготовки к ЕГЭ по одному предмету (обществознание, математика, русский язык, английский язык) ведущими преподавателями МГУ им. Ломоносова за 12 занятий составила 24000 рублей. Индивидуальная подготовка варьируется в зависимости от статуса и опыта преподавателя МГУ и составляет от 1200 до 1700 рублей за один академический час. Курсы выходного дня с преподавателями МГУ в течение полугода обойдутся в 28800 рублей, на три месяца - 14400 рублей. Проходной балл на бюджетное место, к примеру, по специальности «Юриспруденция» в 2011 году составил 342. Стоимость обучения в факультете «Журналистика» 2011-2012 учебном году (семестр) варьирует в зависимости от отделения: дневное - 270500 рублей, заочное – 73300 рублей, вечернее- 108200 рублей. Для себя делаю вывод: образование - недешевая роскошь.
Но наличие высшего образования и в советские времена, и сегодня отнюдь не гарантирует его обладателю ни занятость, ни – тем более – высокие заработки.
Пример из жизни. Приятель, получив высшее образование по специальности "Экономист", не смог устроиться по должности (требовался опыт работы – 3 года). А где взять молодому, только что окончившему ВУЗ человеку, данный опыт? В итоге сейчас он индивидуальный предприниматель (имеет сеть магазинов) и живет в достатке.
Продолжим о роскоши высшего образования. По моему глубокому убеждению, в уровне образования человека ключевую роль играет его способность и желание заниматься самообразованием. Как во время учебы в школе, так и во время учебы в ВУЗе, так и после окончания ВУЗа до самых седин. Все остальное вторично — КПИ, Гарвард, Стенфорд, Сорбонна, Жмеринка — не важно, диплом какого ВУЗа у тебя имеется. Главное — что ты знаешь и как ты эти знания можешь превращать в действия, которые принесут желаемый результат.
Еще совсем недавно для того, чтобы устроиться на более-менее приличную работу, достаточно было наличия корочки о ВО, то сейчас диплом является хоть и почти обязательным при устройстве на работу, но далеко не решающим фактором. Большинство работодателей — от владельцев небольших частных предприятий до управляющих крупными компаниями, сходятся в одном — наличие диплома вовсе не гарантирует наличия мозгов у его владельца.
Подытожим. Российское образование всегда считалось и считается по сей день одним из лучших в мире. По моему мнению, это не столько путь к успеху, сколько законы общества для успешных людей. Высшее образование – это и роскошь, и необходимость. Необходимость, потому что большинство работодателей требуют наличие высшего образования. Считаю высшее образование роскошью, так как получение данного образования требует материальных затрат. С другой стороны, работа, полученная вследствие обучения должна удовлетворять как работодателя, так и работника. Лично я для себя решил получить высшее образование.
Фатеев Павел Александрович
Россия, с.Панаевск Ямальский район Ямало-Ненецкий автономный округ
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Ледяная внучка
Галка в чужих перьях
Позвольте, я вам помогу
Лупленый бочок