Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, посмотрев на имя автора, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами - настоящая фамилия или псевдоним. Нам некогда думать об этой, казалось бы мелочи. Нам интересно содержание. Так ли это?Актуальность темы заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и элективных занятиях; в курсе преподавания русского языка и литературы в школе; в работе школьного библиотекаря.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "Псевдонимы" | 47.88 КБ |
Сочинение о роли книги в жизни человека | 42.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП XI ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: Лингвистика
Тема: Происхождение и образование литературных псевдонимов
Автор: Хорунжая Ксенья Евгеньевна
ученица 8класса
Научный руководитель: Хорунжая Татьяна Васильевна
Место выполнения работы: МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
2013
Содержание:
I.Введение ………………………………………………………………………
II. Основная часть ……………………………………………………………..
III. Заключение …………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….
Одним из главнейших разделов современной русской ономастики является антропонимика - наука об именованиях человека, которая включает в себя личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.
Мне всегда хотелось обратиться к этому разделу языкознания. Кроме того этого, меня интересует тема «Происхождение и образование фамилий (на материале сел Поповка и Бершаково)», но для этой темы, у меня пока недостаточно материала.
Я мечтаю классифицировать фамилии по способу их образования. Я думаю, что такая работа заинтересует ребят, которые с неподдельным интересом узнавали бы способы образования своих фамилий и их происхождение.
Мы решили начать работу в данном направлении и выбрали для исследования такой объект антропонимики как псевдоним.
Если основные антропонимические единицы (имена, отчества, фамилии) уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах, то псевдонимы — большой пласт неофициальных именований - анализируются в основном в трудах литературоведов, культурологов и недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.
Актуальность исследования.
Псевдоним - слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка, подчиняется его законам и должно изучаться лингвистическими методами.
По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов, но удовлетворительной и общепризнанной их классификации до сих пор не существует. Описаны далеко не все виды псевдонимов, четко не определены объем и границы данного раздела антропонимики. Актуальность выбранной темы определяется также ее экстралингвистической направленностью. Наука о псевдонимах, которую можно назвать псевдонимикой (т. е. наукой о ложных именах), имеет ярко выраженный междисциплинарный характер: она равно близка лингвистике и литературоведению. Задача библиографов - определять принадлежность псевдонима тому или иному лицу (атрибуция), составлять словари псевдонимов; задача литературоведов — объяснять происхождение псевдонимов, вскрывать причины обращения человека к вымышленному имени; лингвисты должны изучать способы образования и семантику псевдонимов. Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, так же как и историю науки, литературы, искусства.
В своей работе мы не преследуем цель усовершенствовать классификацию псевдонимов, так как это нам пока не по силам. А вот классифицировать псевдонимы русских писателей и поэтов по группам, исходя из способов их образования, и будет являться целью нашего исследования.
Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, посмотрев на имя автора, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами - настоящая фамилия или псевдоним. Нам некогда думать об этой, казалось бы мелочи. Нам интересно содержание. Руководствуясь этой гипотезой, мы решили провести небольшое анкетирование среди ребят нашей школы. В анкетировании приняли участие 15 человек, это ученики с 8 по 11 класс.
Результаты получились следующими и полностью подтвердили выдвинутую гипотезу, тем самым еще раз подтвердив актуальность нашей работы.
Задачи нашего исследования:
Объектом исследования является раздел науки антропонимики - псевдонимика.
Предмет исследования: псевдонимы известных русских классиков.
Этапы исследования:
Методы:
В ходе работы использовали следующие методы исследования:
Практическая значимость исследовательской работы: материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и элективных занятиях; в курсе преподавания русского языка и литературы в школе; в работе школьного библиотекаря.
Прежде чем назвать причины появления псевдонимов мы обратились к толковому словарю и этимологии слова псевдоним.
Псевдоним - общее название для вымышленных или измененных имени и фамилии, заменивших в подписи настоящие имя и фамилию.
Советский Энциклопедический словарь говорит, что псевдоним – условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо и то и другое). Раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства.
Обращаясь к этимологии слова, читаем «Псевдоним - заимствован в 19 веке из французского языка, в котором pseudonyme<греч.рseudonymos (рseudos «ложный» и onymа «имя».
Причин появления псевдонимов множество. Условно их можно разделить на следующие группы.
1. Проба пера
Пожалуй, один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?
Хрестоматийным примером здесь может служить случай с Н.В. Гоголем. Своё первое произведение – романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» – Гоголь подписал псевдонимом В. Алов. К сожалению, опасение быть подвергнутым резкой критике оправдалось. Ф. Булгарин в своей рецензии иронически заметил, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». Гоголь болезненно воспринял провал, и даже положительный отклик критика Ореста Сомова, который увидел в авторе «Ганца Кюхельгартена» «талант, обещающий в нём будущего поэта», не остановил отчаянной решительности будущего создателя «Мертвых душ». Вместе со своим слугой Якимом он скупил в книжных лавках оставшиеся экземпляры книги и уничтожил их.
Еще один пример. Первый свой литературный опыт – книгу стихов «Мечты и звуки» – Н.А. Некрасов подписал инициалами Н.Н., последовав совету В.А. Жуковского, которому принёс рукопись, чтобы узнать мнение мэтра поэзии. Жуковский положительно оценил только два стихотворения, сказав: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Белинский, по признанию самого Некрасова, «тоже обругал книгу», поэтому начинающий автор уничтожил оставшиеся экземпляры сборника и «отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах».
2. Цензура.
Цензура - один из инструментов борьбы с инакомыслием. Не всегда эффективный, но всегда болезненный. Тем не менее, обойти ее считается делом чести. И здесь на помощь приходит псевдоним: на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания (был распространен и такой прием как мнимый перевод, когда авторство приписывались зарубежному поэту). Потом, правда, все равно обращают: нерадивого цензора увольняют, а автора - если повезет - находят и наказывают (вспомним случай с Радищевым, которого не спасла анонимность его "Путешествия из Петербурга в Москву").
В послеоктябрьско-доперестроечные времена принято было считать, что политическая цензура и преследования - пережиток царской России. На наших примерах можно убедиться, что это, мягко говоря, не совсем так.
Инакомыслящий поэт 20 века И.Бродский печатался под псевдонимом Борис Осипов, известный критик Н.Добролюбов – под псевдонимами Конрад Липиеншвагер, Яков Хам, и даже детский писатель С.Я. Маршак - Доктор Фрикен.
3. Сословные предрассудки или недовольство родных.
Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться и чтобы не вызывать недовольство родных. Так Борис Николаевич Бугаев опубликовал свою «Симфонию» под псевдонимом, потому что боялся огорчить отца - профессора математики Московского университета, пророчащего сыну научное будущее. Так появился известный поэт-символист Андрей Белый. Анна Ахматова в начале своего творческого пути тоже была вынуждена взять псевдоним из-за протеста отца, не видевшего в дочери большого поэта. В девичестве Горенко, она стала подписываться фамилией своей бабушки.
4. Другая профессия.
В 1824г. в I Кадетском корпусе был издан приказ: давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы и по 50 розог - за стихи. Поэзия, как мы видим, считалась занятием более крамольным, нежели проза.
Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая таким образом свою литературную и профессиональную ипостаси.
А. Куприн и К. Паустовский начали публиковаться ещё в годы ученичества. Первый был юнкером, второй – гимназистом. В военных учебных заведениях сочинительство преследовалось особо строго. Юному Куприну не помог псевдоним Ал. К-рин. Видимо, слишком прозрачен он был. За «бумагомарательство» будущий автор «Юнкеров» отсидел двое суток в карцере. К. Паустовскому повезло больше. Его первый рассказ «На воде» появился в киевском журнале «Дело» без неприятных последствий для дебютанта, потому что в редакции ему посоветовали взять псевдоним. Под вымышленным литературным именем К. Балагин гимназист Паустовский оказался неуязвим для начальства.
Неприятности по службе грозили офицерам и чиновникам разного ранга, если они выступали в печати под своим именем без разрешения начальства. Разжалованный в рядовые за участие в декабристском восстании 1825 г. офицер А.А. Бестужев не мог подписывать свои произведения собственным именем и взял псевдоним Марлинский по названию дворца Марли в Петергофе, где стоял полк, в котором служил Бестужев. Автора «Морехода Никитина» и «Аммалат-бека» современные читатели знают под двойной фамилией Бестужев-Марлинский.
Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский в жизни был попечителем учебного округа А.А. Перовским, а обличитель российской бюрократии, автор «Истории одного города» Н. Щедрин занимал должность вице-губернатора, председателя казенной палаты и звался М.Е. Салтыковым.
5. Наличие однофамильцев.
Вполне объективная причина для смены имени.
Автор полюбившейся всем книги «Детство Тёмы» не мог подписать своё произведение настоящей фамилией Михайловский, потому что редактором журнала «Русское богатство», где он начал печататься, был тоже Михайловский. Совпали даже имена: оба были Николаи. Писатель взял псевдоним Н. Гарин.
Писатель-этнограф Н.Ф. Лесков предостерегал читателя от заблуждений насчёт автора «Левши» и подписывался псевдонимом Корельский. Подобным образом поступил и однофамилец М. Шолохова. Он тоже выбрал псевдоним Синявский. А писатель и литературовед с родной фамилией Синявский подписывался псевдонимом Абрам Терц.
Известный в советское время писатель Борис Лавренёв, автор пьесы «Разлом» и повести «Сорок первый», вынужден был взять в качестве псевдонима фамилию одного из родственников. Настоящая его фамилия была Сергеев. Однофамильцев в литературе хоть отбавляй. По причине распространённости всё той же родной фамилии Сергеев автор романа «Севастопольская страда» подписывался псевдонимом Сергеев-Ценский.
Часто в печати выступали родственники: отец и сын, братья, брат и сестра. Совпали имена и отчества двух поэтов – отца и сына К.К. Случевских. Сын, служивший во флоте, взял псевдоним Лейтенант С.
Сын поэта К.М. Фофанова, тоже Константин, был известен как поэт-декадент Олимпов.
Сестра поэта С.Я. Маршака, Лия Яковлевна, взяла псевдоним ЕленаИльина. Поколения советских детей зачитывались книгой Елены Ильиной о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой «Четвёртая высота», не подозревая о родстве автора с другим любимым писателем. И еще о Маршаках. Маршак – настоящая фамилия драматурга Михаила Шатрова, в советское время известного пьесами, написанными в жанре исторической хроники о пореволюционных событиях, Ленине и его соратниках. Редактор посоветовал начинающему автору взять псевдоним, поскольку за фамилией Маршак на литературном Олимпе уже числились немалые заслуги.
Чтобы избежать путаницы с родным братом, уже известным писателем Валентином Катаевым, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» взял псевдоним Евгений Петров, будучи на самом деле Евгением Петровичем Катаевым.
6. Неблагозвучность и обыденность настоящей фамилии.
Однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: "Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать".
Это, пожалуй, самая спорная категория: поди, догадайся, действительно ли автору так не нравилась или казалась недостаточно выразительной его настоящая фамилия, или он руководствовался другими соображениями. В конце концов, в определенные периоды времени (конец ХIХ - начало ХХ века) это было просто модно.
Автор известного в 20-е гг., а сегодня забытого читателем романа «Лапти» П. Замойский имел собственную фамилию Зевалкин, которая мало подходила для писателя. Его современник писатель Елизар Мальцев, лауреат Государственной премии СССР, автор романа «От всего сердца», тоже поменял родную фамилию Пупко. Украинский советский писатель Яков Баш, автор романа «Горячие чувства», вынужден был сократить фамилию Башмак, чтобы придать ей некоторую респектабельность.
7.По совету других людей.
По совету редактора взял псевдоним 14-летний школьник Боря Кампов. Сначала он позаимствовал псевдоним у своего любимого литературного героя, подписав заметку в газете «Тверская правда» Б. Овод. Но редактор порекомендовал взять что-нибудь оригинальное. Редактор же и перевёл «заковыристую» латинизированную фамилию Кампов на русский язык. «Campus» по-латыни «поле, равнина», вот и получился русифицированный вариант фамилии Полевой, автора «Повести о настоящем человеке».
8. Комический эффект.
Псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein - шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.
Так, В.А.Жуковский печатался под псевдонимами Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщий экс-президент старого огорода. Н.А.Некрасов - Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Чурмень, литературной биржи маклер Назар Вымочкин. А.П. Чехов – Человек без селезенки.
Помимо тех причин возникновения псевдонимов, которые были рассмотрены выше, существует ещё множество, не поддающихся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современников. Что в псевдонимике более точно, так это определение способов
2.Классификация псевдонимов.
Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования.
Многие авторы произведений берут свои псевдонимы из нижеперечисленных групп, но в данной классификации данных не учтены некие факторы, ведь русский язык не латынь, и он постоянно эволюционирует, т.е. добавляются новые псевдонимы, новые пути их образования, соответственно добавляются новые группы псевдонимов.
Хотелось бы остановиться и дать определение следующим классификационным группам псевдонимов.
Классификация принадлежит Дмитриеву В.Г., описана в книге «Скрывшие свое имя: группы псевдонимов». Она представлена ниже:
3. Этапы исследования. Результаты исследования.
На первом этапе нашего исследования мы обратились к теоретической части. Найдя, проанализировав и обобщив материал, мы выделили причины возникновения псевдонимов и классификационные группы, в основе которых лежит принцип их образования. На этом же этапе мы занялись выборкой литературных псевдонимов, чтобы составить как можно более объемный список писателей и поэтов, известных нам. Здесь мы хотели бы сделать акцент на том, что наш список включал только тех классиков, которые вошли в русскую литературу под прочно устоявшимися псевдонимами, тех, чьи фамилии мы воспринимаем как настоящие.
Второй этап – оказался самым трудоемким и значительным. Мы занимались исследованием причин возникновения псевдонимов, способов их образования и составляли классификационную таблицу.
Способ образования | Псевдоним | Настоящая фамилия | Комментарий |
Апоконим - отсечение части или рассечение подлинной фамилии. | 1.А. Грин. | 1.Гриневский. | 1.Придал своей фамилии иностранный оттенок, пожертвовав ее второй половиной. ( "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе.Повзрослев, он использовал кличку в качестве псевдонима). |
2.Ян Василий Григорьевич. | 2. Янчевецкий. | 2. Механическое отсечение двух первых букв длинной фамилии Янчевецкий. | |
3. Корней Чуковский | 3. Корнейчуков Николай Васильевич | 3. Рассечение настоящей фамилии. Ахматова в свое время рассказывала, как этот псевдоним появился: якобы в пылу полемики кто-то употребил словосочетание "корнейчуковский подход". | |
Паленоним (анаграмма-перевертыш) - написание настоящей фамилии наоборот. | 1. Нави Волырк. | Иван Крыло | Простой способ сделать фамилию неузнаваемой. Этот способ, несмотря на простоту, не получил распространения, потому что в результате, как правило, получалось некрасивое сочетание звуков |
Геоним или тропоним – связанные с географическими объектами, чаще всего с местом рождения или жительства | 1.Алтайский. 2.Амурский. 3.Брянцев. | 1.Горелов. 2.Романенко. 3.Белоусов. | Самый распространённый способ. |
4.Северянин Игорь | 4.Лотарев Игорь Васильевич. | Игорь Васильевич был уроженцем Петербурга и его псевдоним, скорее всего, призван был подчеркнуть его духовную связь с севером России. По другой версии - в юности он отправился с отцом в путешествие на Дальний Восток (1904). Эта поездка вдохновила поэта – отсюда и псевдоним Северянин. | |
5. Мамин – Сибиряк Д.Н. | 5. Мамин Д.Н. | 5. В раннем детстве семья переехала в Сибирь, в которую он сразу и навсегда влюбился. | |
6. Антоний Погорельский | 6. Алексей Алексеевич Перовский | 6. От села Погорельца, доставшееся в наследство от отца. | |
Аллоним или гетероним – замена именами реальных или исторических лиц. | 1. М. Осоргин. | 1. М. А. Ильин. | 1.Хорошо известное древнерусское дворянское имя. |
2. Эдуард Багрицкий | 2. Эдуард Григорьевич Дзюбин. | 2. В честь своего партизанского прошлого в 1-й Конной Армии Буденного. Сам он характеризовал свой псевдоним так: " В нем звучит боевое время. В нем есть что-то от моих стихов". | |
3. Вениамин Каверин | 3. Вениамин Зильбер | 3. О своем псевдониме писатель говорил, что "фамилию Каверин... взял имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость". | |
4. Леонид Пантелеев | 4. Алексей Иванович Еремеев | 4. Будучи в детском доме, Алексей отличался таким крутым нравом, что получил прозвище Лёнька Пантелеев, по имени известного Петроградского налетчика тех лет. Его он и оставил в качестве литературного псевдонима | |
5. Борис Акунин | 5. Чхартишвили Григорий Шалвович | 5. Псевдоним Б.Акунин он выбрал в честь знаменитого российского анархиста Бакунина. | |
Френоним - сочетание имени, подлинного или придуманного, с качественным прилагательным, как правило, указывающего на главную черту характера, жизни, особенность его творчества | 1.Максим Горький. | 1.А. Пешков | 1. Ассоциировал себя и свое творчество с горечью жизни и горечью правды. |
2.Андрей Белый. | 2.Б. Н. Бугаев. | 2. Белый - священный, утешительный цвет. | |
3. Даниил Хармс | 3. Ювачев Даниил Иванович | 3. Комбинация французского "charme" — "шарм, обаяние" и английского "harm" — "вред") наиболее точно отражал сущность отношения писателя к жизни и творчеству. | |
4. Михаил Светлов | 4. Шейнкман М.А. | 4. Псевдоним Светлов был придуман поэту его отцом, когда шестнадцатилетний Миша Шейкман напечатал свои первые стихотворения. Отец считал стихи сына светлыми. | |
5. М.Е. Салтыков-Щедрин | 5. Салтыков М.Е. | 5. Псевдоним получился посредством присоединения к настоящей фамилии псевдонима Щедрин, который он выбрал по совету жены, как производное от слова «щедрый», так как в своих сочинениях он чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. | |
Кайноним – общий псевдоним, принятый несколькими авторами, пишущими вместе | 1. Козьма Прутков. | 2. А. М. и В. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой. | |
Героним – принятая в качестве псевдонима фамилия литературного персонажа | 1. Демьян Бедный | 1. Придворов Ефим Алексеевич | История возникновения его псевдонима следующая. Однажды он принес в типографию стихотворение "О Демьяне Бедном, мужике вредном" и следующий его приход работники типографии встретили возгласами: " Демьян Бедный идет!". Это прозвище приросло к Придворову и стало впоследствии его псевдонимом. Кстати, дядю поэта, действительно бедного крестьянина с Херсонщины, звали Демьяном. |
Патроним - патронимические имена на –ич. | 1. Серафимович. | 1. Александр Серафимович Попов. | |
2. Евгений Петров | 2. Евгений Петрович Катаев | 2. Младший брат писателя Валентина Катаева не хотел пользоваться его литературной известностью, и поэтому придумал псевдоним, образованный от отцовского имени (т.е. своего отчества). | |
Инициалы - соединение букв из разных слогов имени, отчества и фамилии. | 1.Галич Александр Аркадьевич. | 1.Гинзбург Александр Аркадьевич. | 1. Псевдоним образован путем слияния первой буквы фамилии, двух первых букв имени и двух последних букв отчества. |
2.Илья Арнольдович Ильф. | 2. Илья Файнзильберг. | 2. Псевдоним образован от части имени и первой буквы фамилии. (Илья Файнзильберг). | |
3. Аркадий Гайдар | 3. Аркадий Голиков | 3. Разгадать загадку псевдонима «Гайдар» удалось школьному товарищу аркадия, А.М. Гольдину. Оказывается, что «Г» - первая буква фамилии Голиков; «Ай» - первая и последняя имени; «Д» - по-французски «из»; «Ар» - первые буквы названия города Арзамаса. | |
4. Борис Лагин | 4. Лазарь Гинзбург | 4. Образовался путем соединения двух первых букв имени и трех фамилии | |
Калька – перевод настоящей фамилии на другой язык | 1.Борис Полевой | 1. Борух (Борис) Николаевич Кампов | 1. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов “перевести с латинского” (campus – поле) на русский. |
2. Герцен Александр Иванович | 2. Яковлев А.И. | 2. Фамилия Герцен -"дитя сердца"— (от нем. Herz - сердце) придумана его отцом | |
Проксоним – настоящая фамилия кого-либо из родных |
| 1. Анна Андреевна Горенко | 1. Фамилия прабабушки. |
| 2. Б. Сергеев | 2. Фамилия родственника | |
| 3.Михайловский | 3. От имени сына Георгия, которого в семье звали Гаря, т.е Гарин отец. | |
Матроним – образование от имени или фамилии матери | 1. Афанасий Афанасьевич Фет | 1. А.А. Шеншин | 1. Фамилия матери. |
2. Рыбаков Анатолий Наумович | 2. Аронов А.Н. | 1. Фамилия матери | |
3. Кир Булычев | 3. Можейко Игорь Всеволодович | 3. Псевдоним скомпонован из имени жены (Кира) и девичьей фамилии матери писателя | |
Эйдоним – характеризует внешность автора | 1. Саша Черный | 1.Гликберг Александр Михайлович. | 1. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним. |
Выполняя данную работу, нам было очень интересно. Удалось, хоть на секунду, заглянуть в тайные лабиринты антропонимики, понять причины, которые побуждают писателей и поэтов взять тот или иной псевдоним, и провести классификацию по способу их образования. Удивительно, какое разнообразие псевдонимов существует в мире классической литературы. Работа может быть продолжена и расширена, ведь как сказано выше: появляются новые псевдонимы и новые группы. Безусловно, материал нашей работы будет интересен не только учителям русского языка и литературы, но и ученикам нашей школы. Результаты нашего исследования мы распространили в буклетах среди учащихся школы.
Литература
1. Библиографический словарь под ред. П.А. Николаева «Русские писатели» в 2-х частях. - М.: Просвещение, 1990.
2. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. - М.: Просвещение, 1996.
3. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение, 1989.
4. Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2000.
5.Электронный ресурс: РС DVD-ROM «Большая советская энциклопедия», 2007г.
Электронные ресурсы:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-331/
http://www.president-business-school.ru/?pid=1455
http://digestweb.ru/3813-kak-nauchitsya-govorit-krasivo-i-svobodno.html
http://orthgymn.ru/publish/rodnoeslovo/likhachev.php
Кто грамоте горазд,
тому не пропасть.
Русская пословица
Родителей, как говорится, не выбирают. Иметь маму – учителя русского языка и литературы - это как? Многие мальчишки и девчонки из школы в один голос ответят: «Это здорово!» Аргументы при этом будут совершенно разные: «уроки поможет сделать», « знает, как пишутся все слова и где ставить знаки препинания», «ответит на разные вопросы»…А я-то честно признаюсь, что не всегда это здорово. Надеюсь, мама поймет и не обидится. Другие дети могут себе позволить не выучить уроки, не пойти в школу. А я лишена этого. Мне тринадцать лет, учусь в восьмом классе, а мама постоянно ставит передо мной какие- то задачи. Вот и в этот раз, пришла с работы и почти с порога заявила: «Доченька, ты прочитала трилогию Н.Щербы «Часодеи» и теперь должна поведать мне содержание и записать свои мысли». Немного позже (когда показала маме черновик) я узнала, что мысли мои и будут являться конкурсным сочинением.
Книг написано очень много и нет ни одного человека в митре, кто прочитал бы их все. Книги — это история и вкусы каждой эпохи. Некоторые из них безнадежно утратили свою прелесть, другие — актуальны и читаются с интересом и сегодня. Каждый писатель мечтал писать на века, а вот получилось у него или нет, выясняется в последующих поколениях.
Я не могу сказать, что люблю какую-то одну книгу. У меня их много, они разноплановые, одни художественные, другие познавательные.
Спросим себя: «А зачем надо читать книги?» Может быть, и необязательно читать книги, запоминать положительных и отрицательных героев? Ведь каждый из нас говорит по-русски, понимает устную речь с детства, а письменную – закончив начальную школу…Разве этого недостаточно, чтобы быть грамотным человеком?
Прежде всего, быть грамотным – это значит уметь читать и писать. Грамотный человек знает грамматику русского языка, правила написания слов и расстановки знаков препинания в предложениях, умеет пользоваться ими в речи. Не овладев хорошо этими знаниями, умениями и навыками, ты будешь плохо учиться, получать «тройки» и «двойки» - и не только по русскому языку, но и по другим предметам. Тебя не выберут для участия в конкурсе, в олимпиаде, не поручат выпустить стенгазету или сделать презентацию. Что с тебя – троечника (двоечника) по русскому языку - взять!
Не зря ведь народ во все времена особенно ценил грамотных людей. Они составляли разные деловые бумаги для неграмотных, писали для них письма, проверяли денежные документы, рассказывали о том, что знали сами из прочитанных книг.
О грамотных и грамотности существует множество пословиц. Вот для примера некоторые из них: «Грамоте учиться всегда пригодится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать».
Как тут себе помочь? Взрослые – мама с папой, учителя, родственники – говорят, что надо больше читать. Когда мы с мамой готовились к этому конкурсу, она нашла для меня хорошие слова М. Горького из его повести «В людях»: «Ночь была светлая, луна смотрела прямо в окно, мелкий шрифт не давался зрению. А читать хотелось мучительно». Кстати, в школе нам рассказывали, что именно книги помогли Горькому стать великим человеком. Он был из бедной семьи, и его никто не учил. Он сам выучился читать по вывескам на улице.
Ещё об одном поучительном факте хочется вспомнить. Маленькому Саше Пушкину запрещали читать ночью, но он тайком пробирался в библиотеку отца и «пожирал» там книги целыми ночами.
Отсюда можно сделать вывод, чтобы овладеть новыми знаниями, расширить свой кругозор, надо много читать. И это тоже означает быть грамотным человеком.
Знание правил (или как говорит Татьяна Васильевна: «норм литературного языка») помогает в общении. Человек должен соблюдать эти нормы, совершенствовать свою речь. Это возможно тоже благодаря чтению.
Если ты хоть что-то прочитал, то это сразу выделяет тебя в кругу собеседников. И вот такой случай был со мной прошедшим летом. Отдыхала я на море. Собралась компания нас, подростков. Лежим на берегу, загораем, скучаем, заняться особенно нечем: мобильники на пляж родители брать не разрешают. И тут меня осенило, и я предложила: «А давайте будем книжки рассказывать». На меня посмотрели с недоумением. Но когда я пересказала повесть Самарского «Радуга для Друга», сообщила ребятам, что автор Миша Самарский почти наш ровесник, отношение к моей затее изменилось. Взрослые заинтересовались, почему мы притихли, и прислушались, как я с жаром описывала приключения-похождения Друга – пса-поводыря слепого мальчика. Про нашу современную жизнь, про злых и жадных людей, про милицию и про доброту, про истинную бескорыстную дружбу. Ещё из современных книг мне нравится фантастическая повесть «Время всегда хорошее».
На сегодняшний день в нашем доме много детских книжек, они все очень любимы и читаемы. В основном это книжки таких писателей, как С. Михалков, С. Маршак, К. Чуковский, также имеется множество различных сказок народов мира. Я в детстве очень любила, когда мне читали перед сном. Это делали в основном мама и бабушка. Я не могла пропустить ни одного дня, иногда мама, в силу своей загруженности, не могла мне почитать, а бабушка часто болела. Тогда мама купила мне аудиокассеты с записью детских произведений. Я была ещё маленькая, а музыкальный центр стоял на шкафу, но я умудрялась лазить на шкаф и переставлять себе кассеты. Это были в основном сказки, и мне так хотелось их слушать и слушать без конца. Я думала, что когда научусь читать, то перечитаю все книжки в мире. А больше всего я в детстве любила книжку Корнея Чуковского «Добрый доктор Айболит».
В нашей домашней библиотеке собраны любимые книги нашей семьи, а также классика: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие. Раньше родители покупали много литературы, сейчас книги покупают редко, но все-таки покупают.
Их последних прочитанных книг, мне особенно понравилась трилогия Натальи Щербы «Часодеи». Книга "Часодеи и часовой ключ" Натальи Щербы в 2010 году выиграла гран-при конкурса «Новая детская книга» в номинации «Приключения и фэнтези». Мне родители купили все части этой книги: «Часовой ключ», «Часовое сердце», «Часовая башня». Когда я начала читать эту книгу, я не могла остановиться и прочитала её за 6дней, несмотря на то, что каждая часть этой книги состоит более чем из трёхсот страниц. Эта замечательная книга держала меня в напряжении. Очень динамичное развитие событий. Ни разу не хотелось перелистнуть пару страниц, как иногда бывает. На протяжении всей книги хочется лишь поглощать каждое слово. Было очень любопытно познакомиться с миром часодейства, где волшебство основано на цифрах, а главный волшебный атрибут – часы. Я наконец-то нашла настоящую сказку, которая затягивает в свой волшебный мир и притом ещё долго не отпускает. В этом мире чудеса происходят на каждом шагу, но при этом кажутся удивительно естественными.
Сюжет книги сложно объяснить в двух словах. Довольно интересная идея. Существует два мира. Один из них - наш. Другой - мир Часодеев, по сути, волшебников, умеющих управлять временем и пространством. Некогда Часодеи создали для себя мир, отделив его временным отрезком от нашего мира. Разрыв во времени - гарантия существования двух миров. Но время неудержимо сокращается, и один из миров должен поглотить другой.
Девочка Василиса до поры до времени ничего не знала о мире Часодеев. Училась, занималась гимнастикой. У нее нет матери, а отец - много лет, казалось, и не вспоминал о дочери. И тут вдруг он не только объявляется, но и берет девочку к себе.
Вот с этого момента начинаются приключения Василисы, ведь ее отец - принадлежит к миру Часодеев, и у него свои планы на дочь.
Василиса умна, довольно бойкая, но в меру. Ее отец напоминает змею: не то проползет мимо, не то укусит. Братья и сестры - вполне себе отпрыски змеи.
Я бы сказала, что есть четкое разделение на добро и зло, но не скажу, потому что у каждого персонажа свои секреты и своя игра.
«Часодеи» - книга, которая буквально дышит волшебством. Я счастлива, что в моей жизни появилась такая книга! Наталья Щерба, автор этой замечательной сказки вселила в меня веру в то, что в настоящее время тоже пишут книги хорошие и достойные, интересные. Мне очень не терпится прочитать продолжение книги. Мы обошли все книжные магазины в городе Шебекино и в Белгороде, но не нашли четвертой части книги. Как же я обрадовалась, когда узнала, что мама заказала мне книгу в интернет – магазине! Теперь я с нетерпением жду продолжение книги, надеюсь к Новому Году получу. Для меня это будет самый желанный подарок в Новый Год! Нам так помогает Интернет. Из Сети можно узнать о новинках, прочитать тексты в электронном виде. Не очень удобно, плохо для зрения, но мама читает и старается приобщить к электронной библиотеке меня. В современном понимании быть грамотным – это уметь пользоваться компьютером не только для игр, но и чтобы находить нужную информацию и использовать её в учёбе, читать новые книги, узнавать, как много другие знают, и стараться самой узнать новое.
Получается, что понятие быть грамотным очень широкое. Это не просто уметь читать и писать, а быть образованным и развитым человеком, много читать и знать, уметь пользоваться компьютером, уметь общаться. И тогда ты станешь успешным человеком. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», - абсолютно точно гласит русская пословица.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Снеговик
Загадочная система из шести экзопланет
За чашкой чая
Развешиваем детские рисунки дома