Работа на материале рассказа В.М.Шукшина "Миль пардон,мадам",В.Бычкова-Алтайского "Суд"
Вложение | Размер |
---|---|
тема маленького человека | 29.93 КБ |
Тема «Маленького человека» в произведениях алтайских писателей
Введение
Актуальность данной темы обусловлена проблемой нахождения своего места в социуме. Это важно не только для социального самоопределения человека, но и для профессионального и личностного самоопределения. В глубине души каждого из нас живет этот образ - это наши страхи: боязнь выделиться из толпы, высказать свое мнение открыто, быть отверженным, выступить против произвола. Особенно актуально это для подростков, которые каждый день своей жизни делают выбор, формирующий их личность. Самоопределяющемуся человеку нужны ориентиры, помогающие ему реализовывать себя. Важную роль при этом играют идеалы, образы людей, которым человек стремится хоть в чем-то подражать. Но не менее важны и образы антигероев, от которых человек стремится дистанцироваться в своем развитии. Вариантом антигероя для многих как раз и выступает образ «маленького человека».
Цель: определить, соответствуют ли Павлов Иван Никитич из рассказа Виктора Бычкова - Алтайского «Суд» и Бронька Пупков, герой рассказа В.М.Шукшина «Миль пардон, мадам!» образу «маленького человека».
Задачи:
1.Выяснить историю возникновения образа «маленького героя» в произведениях различных авторов.
2.Выявить характерные особенности «маленького человека».
3.Познакомиться с биографией и творчеством современного алтайского писателя Виктора Бычкова – Алтайского.
4.Проанализировать образы Павлова Ивана Никитича из рассказа Виктора Бычкова - Алтайского «Суд» и Броньки Пупкова, героя рассказа В.М.Шукшина «Миль пардон, мадам!». Сделать вывод, в какой мере они соответствуют образу «маленького человека».
Гипотеза: Павлов Иван Никитич, Бронька Пупков соответствуют образу «маленького человека» только с точки зрения формальных обстоятельств. Если рассмотреть их психологическую характеристику, то нельзя их соотнести с образом «маленького человека».
Предмет исследования: рассказы В.М.Шукшина «Миль пардон, мадам!», Виктора Бычкова - Алтайского «Суд».
Объект исследования: образ «маленького человека».
Используемые методы: систематизации, наблюдение, сравнение.
Глава 1.Тема «маленького человека» в русской литературе.
В словаре терминов находим определение «Маленький человек».
«Маленький человек» — это обозначение героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью). Часто «маленький человек» выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по наименованию персонажа повести Н. В.Гоголя «Шинель»), а развитие сюжета строится главным образом как история какой-либо обиды, оскорбления, несчастья.
Характерные особенности «маленького человека» делятся на 2 группы: психологические и социальные. «Маленький человек» - это безответственный трусливый человек, не имеющий ценностей, смирившийся со своим унизительным положением в силу навязываемого ему мнения и пытающийся найти этому оправдание и, как следствие, с заниженной самооценкой.
С социальной точки зрения это человек неизвестный, с низким социальным статусом и уровнем доходов, безуспешный в какой-либо деятельности и, возможно, забытый вскоре после смерти.
Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был А.С. Пушкин. В «Повестях Белкина» писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и заостряет внимание читателей на судьбе «маленького человека» Самсона Вырина из «Станционного смотрителя», Евгения из «Медного всадника». Именно он делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека», ощущающего свое бессилие перед жизнью, способного на протест, исходом которого часто становятся безумие, смерть. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит А.С.Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды с взглядами А.П.Чехова. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни. Традиции классиков были продолжены А. Солженицыным, В.М. Шукшиным, В. Астафьевым, писавшими о судьбах деревни, о жизни за стенами ГУЛАГов. Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении 19 - 20 веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.
Глава 2. Тема «Маленький человек» в произведениях алтайских писателей: В.М.Шукшина, В.Бычкова – Алтайского.
Тема «маленького человека» и его значимости – в самом широком смысле слова - является одной из важнейших тем писателей Алтая. Одним из них является В. М. Шукшин — автор, герои которого, по преимуществу, — "маленькие люди". Какой бы рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чудака-изобретателя, вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как прекрасных, светлых и чистых.
Главный герой рассказа "Миль пардон, мадам!" Бронька Пупков имеет не созвучное со своей фамилией имя — весьма распространенный признак "маленького человека", как и главный герой Н.В.Гоголя «Шинель» имел странное имя Акакий Акакиевич Башмачкин. Писатель так говорит о неудовлетворенности своим именем: «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Герой рассказа В.М.Шукшина тоже не в восторге от своего имени: «Поп с похмелья придумал. Я его, мерина гривастого, разок стукнул за это. К такому имю надо фамилию подходящую. А я - Бронислав Пупков. Как в армии перекличка, так – смех».
Живет Бронька в деревне, места знает хорошо знает, городских на охоте сопровождает. Односельчане такую ему характеристику дают: « Бронька Пупков... он у нас мастак по этим делам. С ним не соскучитесь. - И как-то странно улыбаются». Но главный герой не печалится, рассказывает с изумленным из года в год слушателям одну и ту же историю о том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек", никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. Его даже несколько раз вызывали в сельсовет, совестили, грозили принять меры.
Но Бронька не сдается, пусть хоть в мечтах он будет тем, кем хотел бы стать в жизни.
Конечно, В.М.Шукшин — не единственный современный алтайский писатель, затронувший тему "маленького человека".
Писатель Виктор Бычков - Алтайский тоже раскрывает эту тему на страницах своих произведений.
Бычков Виктор Николаевич, 1953 года рождения, образование – высшее. Родился в Белоруссии, в деревне Филипковичи, Рогачёвского района, Гомельской области. Окончил Васильковское военное училище в 1976 году, учился в Волгоградском педагогическом институте на факультете иностранных языков. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане, в должности заместителя командира роты охраны Кандагарского авиационного гарнизона. Уволился из армии в 1993 году. Остался жить на Алтае, в городе Барнауле. Занялся бизнесом. Стал писать. Печатался в местной и региональной прессе, есть публикации за границей. Автор трёх книг прозы. Лауреат Всероссийского литературного конкурса «Добрая лира» в 2010 году, победитель регионального литературного конкурса в честь члена Союза писателей России Свинцова В.Б. в 2009 году. Финалист Международного творческого конкурса «Вечная память», посвящённого 65-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Сюжет рассказа «Суд» прост: за якобы превышение скорости главного героя привлекают к административной ответственности, он ищет справедливости в суде.
Радар инспектора Гаи зафиксировал превышение скорости сто тридцать пять километров в час проезжающего джипа, но джип лейтенант не останавливает, а предъявляет показания другому водителю, надеясь получить денежное вознаграждение.
Автор уже в первом абзаце текста указывает на унизительное положение главного героя: «Его вызвали в суд. Обыкновенный российский районный мировой суд, где будет рассматриваться дело о его административном правонарушении. Мирить, значит, будут. Хотя он ни с кем не ссорился, что бы мириться. Он просто доказывал, что не превышал скорость, когда ехал из деревни в город. Он просто ехал. И всё».
Писатель преднамеренно не называет героя по имени, потому что имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека. Имя дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества личности.
Виктор Бычков – Алтайский указывает на социальное положение главного героя: «его несчастные «Жигули», старенькая «копейка, которая даже слегка качнула от волны воздуха пролетевшего мимо джипа». Автор показывает «хозяев счастливой жизни» через шикарную машину: « огромный, блестящий и чёрный, весь тонированный, как и жизнь хозяина, джип». На контрасте показано, какую ступень в обществе занимает главный герой, восхищающийся «пролетевшей» машиной: «Живут же люди!».
Далее мы узнаем из текста, что и в семейном кругу главный герой подвергается насилию со стороны жены: «мгновенно обвинив его, мужа, в нарушении правил. Ей было так привычней, легче, и он всегда прощал такую слабость жене», « успела ещё зашипеть на него, даже треснула по привычке по плечу..»
О возрасте главного героя мы узнаем из слов жены «дурак старый», «Уже в возрасте», со слов инспектора Гаи.
Остановленный за превышение скорости инспектором Гаи лейтенантом Гооооооов( представился милиционер, как-то странно скомкав, проокав свою фамилию)главный герой предъявляет документы, и мы узнаем его имя и фамилию. Павлов Иван Никитич. Обычное имя, фамилия, отчество.
Писатель показывает самоунижение главного героя в диалоге с инспектором : «он не расслышал, а переспрашивать постеснялся», «выработанная, вышколенная, вдолбленная с младых ногтей исполнительность буквально выкинула его из-за руля», «жалко, заикаясь, залепетал», «повергла его в шок», « тушевался перед разными твар…., нет, перед несправедливостью». В этой сцене « присутствовало и подобострастие, и имел место быть элемент угодливости».Иван Никитич даже сам не ожидал от себя такого поведения : «А он-то думал о себе ого-го!». Это потом он проанализирует своё поведение, и покраснеет за себя.
Мы видим попытки протеста, сопротивления стражу порядка: «Как вы смеете меня обличать во лжи? – всё-таки пожизненный учитель русского языка и литературы – это уже не профессия, это диагноз. – Я не п-п-позволю!», « Но я не нарушал! – произнес тогда шёпотом, а хотелось кричать, орать благим матом, да так, что бы весь мир содрогнулся». Мы видим бессилие человека, который говорит шепотом, периодически испытывает боль в груди.
Ещё не осознав свое плачевное положение, Иван Никитич читал протокол «и по привычке стразу же нашёл кучу грамматических ошибок. «Грождонин», «привысил». Он настаивает: «Я не могу подписать такой горе-документ, - всё же в нём что-то взыграло. – Это ошибка, и здесь ошибки.
Откуда-то появилась решимость, принципиальность, ему хотелось спорить, защищать справедливость, исправить ошибки, и не только грамматические. Он был уверен, твёрдо уверен, что скорость джипа, зафиксированная радаром, была предъявлена ему, ехавшему на стареньких «Жигулях», которые могут её развить разве что, если их спустить с горы, предварительно сильно подтолкнув.
Уверенность быстро его покидает, и перед нами снова растерявшийся пожилой человек, пытающийся заискивать: «Это же абсурд, уважаемый! Это же очевидно, как божий день! – он ещё что лепетал жалкое в своё оправдание, но его уже не слушали».
Павлов Иван Никитич отправляется в районную прокуратуру с единственной мыслью о торжестве справедливости.
Сцена суда также драматична: длительное ожидание в коридоре, «налитые от длительного стояния ноги превратились в некие колоды, которые уже не держали его плоть, мучила жажда, угнетало состояния бесплодного ожидания».
Попытка узнать причину задержки заседания была квалифицирована ухоженной, холёной молодой женщиной лет тридцати нарушением порядка: « Почему грубите?»
В очередной раз залебезил он, и в очередной раз люто возненавидел себя. Он безропотно подчинился, с трудом переставил ноги-тумбы из канцелярии снова в коридор, и остался там стоять на них, ждать.
Он не удивился, когда место судьи заняла та красивая, холёная и ухоженная женщина. Напротив, ему стало стыдно, неудобно за свой старенький, вылинявший, ещё преподавал в нём в школе уроки, костюм; за те неудобства, что он причиняет такой элегантной даме своим жалким иском к инспектору ГАИ; заставляет её заниматься таким ничтожным человеком как он, отвлекает её от каких-то важных, неотложных дел.
И вот наш герой превращается в романтика, размышляющего о красивой судье, решая, что « дуэли были бы из-за неё непременно. Мужики падки на красивое».
Но вердикт, вынесенный красивой судьей: «В иске отказать» возвращает героя к реальности: «Мир рухнул, полетел в тартарары, опять закололо пронзительной резкой болью в груди, но и снова отпустило. Заставил себя подняться, пойти, на ходу соображая, решая неразрешимую для него задачу. «Могут или нет гармонировать, сочетаться красота и несправедливость? Если да, то можно ли жить в таком несовершенном мире?».
Фраза инспектора: «Дураков учат. В другой раз будешь умнее» является отправной точкой к действию: «Он не ожидал от себя такой прыти. Не размахиваясь, сильно нанёс удар кулаком снизу в подбородок лейтенанту. Тот мешком рухнул на крашеный пол коридора в здании правосудия.
- Хорошо! - вытянув руки под наручники, довольно улыбался Иван Никитич. - Хорошо!».
Пробуждение самосознания произошло, он дал отпор, и нигде – нибудь, а в здании правосудия (символично), ему впервые не стыдно за себя, ему надоело унижаться перед всеми. Ему хорошо.
Автор в рассказе сопоставляет два мира: хозяев жизни (хозяин джипа, инспектора Гаи, женщина-судья) и «маленьких людей» (Павловы муж и жена):
Хозяева жизни | «маленькие люди» |
огромный, блестящий и чёрный, весь тонированный, как и жизнь хозяина, джип. | он не расслышал, а переспрашивать постеснялся |
сытенький, с лоснящимися щёчками, страж безопасности дорожного движения. | она и стушевалась, заволновалась, затряслась вся, мгновенно обвинив его, мужа, в нарушении правил. Ей было так привычней, легче, и он всегда прощал такую слабость жене. |
милиционер сунул ему в лицо экраном радара. | выработанная, вышколенная, вдолбленная с младых ногтей исполнительность буквально выкинула его из-за руля. |
ухоженная, холёная молодая женщина лет тридцати, такой элегантной даме | Лёгкое волнение присутствовало всё же, но так, чуть-чуть, для встряски тонуса, |
довольная улыбка всё так же висела на лоснящемся лице. | ничтожным человеком |
стало нехорошо. Закололо что-то в груди, но так же быстро и отпустило. | |
пожизненный учитель русского языка и литературы – это уже не профессия, это диагноз. |
Какой из миров восторжествует, зависит от личности человека.
Автор показывает, что Ивана Никитича действительно нельзя однозначно назвать «маленьким человеком», так как его характеристика не полностью соответствует характеристике образа «маленького человека». Он смог «сытенького, с лоснящимися щёчками, довольной улыбкой висевшей на лоснящемся лице стража безопасности дорожного движения» поставить на место, «тот мешком рухнул». Он смог ответить на свои же вопросы: «Могут или нет гармонировать, сочетаться красота и несправедливость? Если да, то можно ли жить в таком несовершенном мире?».
Заключение.
Выяснив историю возникновения образа «маленького героя», характерные особенности в произведениях различных авторов была подтверждена гипотеза: Павлов Иван Никитич, Бронька Пупков соответствуют образу «маленького человека» только с точки зрения формальных обстоятельств. Если рассмотреть их психологическую характеристику, то нельзя их соотнести с образом «маленького человека».
Анализируя рассказы В.М.Шукшина «Миль пардон, мадам!», Виктора Бычкова – Алтайского «Суд», я убедился, что тема «маленького человека» по – прежнему актуальна, что алтайские писатели продолжают традиции русской классической литературы, призывая своих современником к сострадательности, к ощущению чувства вины перед ними за нежелание прийти им на помощь, за их бедственное положение.
Сочувствие - одно из основных нравственных качеств человека, мир не стал лучше, ведь по - прежнему в нём много несправедливости и горя, поэтому так важно проявление сострадательности к тем, кто в нём нуждается. Не менее важно и говорить об этом любыми средствами искусства, будить в людях совестливость и способность к сопереживанию, делать всё возможное для улучшения жизни человека.
Однако тема получает новое звучание: в рассказах называют « маленького человека» «светлыми душами», чудиками способными постичь истинное счастье, каким бы трудным оно не оказалось.
Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ «маленького человека». Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное — он уже не ничтожен в душе! С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. А в XXI веке мы видим в алтайской прозе, что «маленький человек» не так уж мал, он способен на поступки, которые могут спасти не только его семью, но и всю Землю. Не бывает маленьких людей, все живут и переживают, чувствуют и страдают одинаково… Каждый человек – личность.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Одеяльце
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна