Материал об инвалиде Великой Отечественной войны Галиуллине Абдулле Калимулловиче.
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы выступления | 15.67 КБ |
Исследовательская работа | 104.51 КБ |
Презентация | 1.73 МБ |
«Боевой путь солдата»
(Посвящается участнику Великой Отечественной войны Галиуллину А. К.)
Галиуллин Ильгиз
МБОУ «СОШ №23»,5бкласс
Научный руководитель- Кадырова Дания Абдулловна
Трудно говорить о войне, когда о ней знаешь только по редким фильмам на экране телевизора да по скупым воспоминаниям ветеранов войны. Ещё труднее представить, что такое война нынешнему поколению.
Моему деду Галиуллину Абдулле Калимулловичу - 89 лет, он инвалид войны. Несмотря на такой солидный возраст, дедушка много помнит о фронтовых днях. Тому, что мой дед - участник войны, я как-то особо не придавал этому значения до того дня, когда побывал в школьном музее боевой славы. Меня это очень заинтересовало. Несколько раз я пытался расспросить у деда о войне, но он постоянно отмалчивался. В день своего рождения Абдулла Калимуллович решил сам мне рассказать. Это было большим подарком для меня, чем для именинника. Великая Отечественная война закончилась 68 лет назад, мои сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу.
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Цель исследовательской работы: На примере биографии моего деда А.К. Галиуллина, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата . Задачи: 1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.4) Сохранить память о солдате А.К. Галиуллине, Республики Татарстан, воевавшего с 22 июня 1943 года по 9 мая 1944 года и завершившего свой боевой путь в Ленинграде. Объект исследования: биография моего деда А.К.Галиуллина, солдата-сапера-минера Великой Отечественной войны. Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания моего дедушки. Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу! Этапы проекта:1) Подготовительный ( сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветерана войны).2) Основной (участие в конкурсе сочинений «Победа деда – моя Победа!» , подготовка мультимедийной презентации).3) Защита проекта. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы , погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!
IV Городская конференция школьников им. Д.В.Вилькеева
Секция: история
Исследовательская работа
«Боевой путь солдата»
Галиуллин Ильгиз
МБОУ «Школа №23», 5б класс
Научный руководитель:
Кадырова Дания Абдулловна
Казань – 2013
Содержание
Введение
Трудно говорить о войне, когда о ней знаешь только по редким фильмам на экране телевизора, да по скупым воспоминаниям ветеранов войны. Ещё труднее представить, что такое война нынешнему поколению, которое и книг о войне мало читает, а узнаёт о тех событиях лишь из уроков истории. Да и сам учебник истории сейчас очень разноречив, потому как много авторов учебника, и каждый автор выражает своё мнение и взгляды на некоторые исторические факты, порой искажая их. Однако, как бы там ни было, рассказ живого участника Великой Отечественной войны есть неоспоримый факт.
Моему деду Галиуллину Абдулле Калимулловичу - 89 лет, он инвалид войны. Несмотря на такой солидный возраст, дедушка много помнит о фронтовых днях. Тому, что мой дед - участник войны, я как-то особо не придавал этому значения до того дня, когда побывал в школьном музее боевой славы. Меня это очень заинтересовало. Несколько раз я пытался расспросить у деда о войне, но он постоянно отмалчивался. В день своего рождения Абдулла Калимуллович решил сам мне рассказать. Это было большим подарком для меня, чем для именинника. И вот за чашкой чая я, слушал неторопливый дедушкин рассказ.
Великая Отечественная война закончилась 68 лет назад, мои сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
И скажут, честь, воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
(А.Т.Твардовский).
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Цель исследовательской работы:
На примере биографии моего деда А.К. Галиуллина, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества!
Задачи:
1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.
2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) Сохранить память о солдате А.К. Галиуллине, Республики Татарстан, воевавшего с 10марта 1943 года по 24ноябрь 1944 года и завершившего свой боевой путь в Ленинграде.
Объект исследования: биография моего деда А.К.Галиуллина, солдата-сапера-минера Великой Отечественной войны.
Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания моегодедушки.
Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Этапы проекта:
1) Подготовительный ( сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветеранов войны).
2) Основной подготовка мультимедийной презентации.
3) Защита проекта.
Семья Галиуллиных
Абдулла Калимуллович Галиуллин – мой дед. Он родился 9 января 1924 года в деревне Черки-Дюртели Буинского района Республики Татарстан . Его мать, Миннигалеева Халима Вагаповна1892года рождения , работала в колхозе «Яшар» Буинского района. Отец Галиуллин Калимулла Габитович 1886 года рождения долгие годы проработал в конюшне колхоза «Яшар».Уних было четверо детей : Халида -1918года, Абдулла-1924года, Гайнелкануга-1927года, Гарифулла-1929 года. Муж старшей сестры моего деда Халирахман с первых же дней войны был мобилизован на фронт. Он погиб на войне. Мой дедушка с малых лет работал в поле, помогая семье. В тридцатые годы начинают образовываться колхозы. До 15 лет мой дедушка работал на колхозных работах. С 1939 по1941 год работал бухгалтером в колхозе. Потом дедушка ушел на войну. Сначала его направили в Москву , поселок Кузьминки на офицерские курсы, затем в город Дзержинск. Этот город находился недалеко от Нижнего Новгорода на берегу реки Ока. Здесь была военная часть , которая обучала саперному делу. Здесь он получил навыки сапера-минера. Мой дед воевал на Ленинградском фронте в 84- ом отдельном, инженерно-саперном штурмовом батальоне. Он защищал Ленинград от фашистов и освобождал город из блокады. Воевал на Пулковских высотах и был сначала легко ранен в январе 1944года, а затем 14 ноября 1944 года тяжело ранен. Зимой по снегу санитар Соколов Иван перетаскивая его от воронки до воронки , донес его до прифронтового санитарного батальона. У деда при взрыве противотанковой мины осколками были повреждены выше колен обе ноги и позвоночник. Он более восьми лет лежал в госпитале, прикованным к постели.Для моего деда война закончилась только в 1952году. С 1944года его прикованного к постели перевозили из Ленинграда в Вологодскую область город Сокол, потом города Пермь, Чусовой. Из города Чусовой в город Советск. Только в начале 1952 года дедушка встал на ноги, начал учиться ходить,т.к до 52 года только лежал. Долгие годы после войны был инвалидом первой группы.
Война гуляет по России
Гитлер приказал сравнять Ленинград с землей. Снаряды и бомбы сыпались на город круглые сутки. В городе начался голод, жителям стали выдавать продовольственные карточки. Но к зиме 41-го продуктов практически не осталось. Случалось, что ели даже землю на месте сгоревших Бадаевских складов, где земля была пропитана сахаром. Весной 1942 года каждый клочок земли в городе превратился в огород. В пищу шли даже листья с деревьев. Блокадница , двоюродная сестра моего деда Шаехзамал Галиуллина расска-зывала, как палкой сбивали листья клена с верхушки, так как нижние уже были оборваны. Листья пропускали через мясорубку и пекли лепешки. Удивительно, но город продолжал жить. В холодных подвалах шли уроки. Заводы тоже не переставали работать и обеспечивали защитников Ленинграда боевыми припасами и оружием. На заводах трудились женщины и дети. Советские войска пытались прорвать кольцо блокады четыре раза. Успешной оказалась лишь пятая попытка. Наступление началось 12 января 1943 года. По врагу, окопавшемуся южнее Ладоги, ударили одновременно с двух сторон. Тяжелые бои шли неделю. 18 января войска, рвавшиеся на встречу друг другу, соединились, расчистив коридор в 10 километров. Первыми в осажденный город прошли колонны с продовольствием. И хотя до полного снятия блокады оставалось больше года, город был спасен. Долгое время осажденный город с большой землей связывала Дорога жизни, проложенная через Ладожское озеро. Продукты и боеприпасы доставляли в город на полуторках, а обратно привозили истощенных и искалеченных людей. Мой дед рассказал , что самым счастливым днем для него стал день 27 января. В этот день они салютовали в честь освобождения Ленинграда от 900 дневной блокады.
День прорыва блокады Ленинграда
18 января 1943 года и 27 января 1944 года - две даты, связанные с блокадой Ленинграда…
Сегодня – 70 лет со времени прорыва блокады Ленинграда (18 января 1943).
Из Сводки Совинформбюро 18 января 1943 г.
Говорит Москва!
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС
Успешное наступление наших войск в районе южнее Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда .
На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших г. Ленинград.
Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду г. Ленинграда.
Следует при этом иметь в виду то обстоятельство, что за многие месяцы блокады Ленинграда немцы превратили свои позиции на подступах к городу в мощный укрепленный район, с разветвленной системой долговременных бетонированных и других сооружений, с большим количеством противотанко-вых и противопехотных препятствий.
Наступление наших войск проходило с двух сторон: с западного берега р. Нева, юго-западнее Шлиссельбурга и с востока из района южнее Ладожского озера.
Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав р. Нева, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли: г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская, Дубровка, Липка, рабочие поселки №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная.
Таким образом после семидневных боев войска Волховского и Ленинград-ского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.
(http://www.pomnivoinu.ru/home/calendar/1/18/2988/)
Операция «Искра» началась утром 12 января 1943 г. после мощной артиллерийской подготовки, к которой было привлечено более 4,5 тыс. орудий и минометов. Вслед за ударами артиллерии на невский лед стремительно скатились штурмовые отряды, группы разграждения и команды саперов 67-й армии. В считанные минуты они форсировали Неву и, используя металлические «кошки», лестницы, багры, поднялись на обрывистый берег. Через реку переправился танковый батальон 286-й стрелковой дивизии, который во взаимодействии с саперами и пехотой ворвался во 2-й Городок. Ожесточенные бои развернулись и в полосе Волховского фронта, наступавшего навстречу
Ленинградскому фронту.
…Семь суток с неослабевающим упорством наступали советские войска. С утра 18 января одновременно с востока и запада части 67-й армии Ленинградского и 2-й ударной армии Волховского фронтов начали штурм Рабочих поселков № 1 и 5. В 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 произошла встреча наступавших. К 14 часам был освобожден город Шлиссельбург, а к концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от вражеских войск полностью. Возник коридор шириной 8–11 км, по которому Ленинград получил сухопутную связь с остальной частью страны.
В этот же день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Железнодорожная ветка от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга протяженностью 33 км была построена всего за 19 суток. 7 февраля в Ленинград с Большой земли прибыл первый поезд, и насколько более весомым сразу стал продуктовый паёк...
Те события 70-летней давности могут многому научить нас. И в первую очередь - моральной стойкости перед лицом стремящихся под предлогом «нового» прочтения истории перечеркнуть жизнь и дела наших отцов и дедов, сломавших хребет немецкому фашизму, переиграть войну заново, перекрыть канал духовной связи ныне живущих с героическим фронтовым поколением, поколением блокадников. Не дать порвать эту связь – значит сохранить преемственность судьбы нашего народа.
На карте январь 1944 г. Пулковские высоты - исходный рубеж наступления ударной группировки 42-й армии Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской операции 1944 года.
Особенно памятным для Галиуллина А бдуллы Калимулловича стал бой под Ленинградом. Наши войска мужественно сражались за город, превозмогая упорное сопротивление противника. В том бою Абдулла Калимуллович был тяжело ранен. Когда очнулся, увидел вокруг множество убитых советских солдат. Из всего взвода выжили единицы, огромные потери были и в других подразделениях. Но Ленинград наши отстояли! За заслуги перед Отечеством Абдулла Калимуллович награждён орденом Славы третьей степени, орденом Отечественной войны первой степени, медалью «За победу над Германией», медалью Жукова и многочисленными медалями. Войну мой дед закончил в Ленинграде. Только в феврале 1952 года Абдулла Калимуллович смог вернуться домой. После войны долгие годы работал фотографом в Казани. Имеет трудовой стаж в 42 года, хотя всю послевоенную жизнь является инвалидом .
Вопросы , которые я задавал дедушке:
— Расскажи о самом запоминающемся событии войны?
— Его нельзя выделить. Все бои, все сражения были значительными. Значимо было всё, начиная от самих людей, до общего духа, позволившего победить. Наши войска пошли в наступление. Прорвали линию фронта и пошли в наступление. 27января в честь освобождения Ленинграда сделали салют.
— Каким был первый день войны и День Победы?
— Война началась внезапно. Никто не ожидал нашествия немцев. В деревне Черки Дюртели ,где я родился и вырос в этот день народ собрался возле правления колхоза . Все плакали и проклинали немецких фашистов. Здесь же люди давали клятвы отомстить и прогнать немцев из наших земель. День Победы я встретил в госпитале. Праздновали все: от мала до велика. Чувствовались общая радость и облегчение. Все обнимались и поздравляли друг друга с Победой. В госпитале мне вручили орден Славы III-степени.
— Что помогло выстоять в этом страшном испытании?
—Я был очень молод. Мысль о том, что после войны вернусь на Родину, внушала: надо выстоять до конца!
— Какую награду считаешь самой дорогой?
— Самая большая награда для меня — Орден Славы III-степени. И вера в то, что люди помнят о Великой Отечественной войне.
Заключение
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы , погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!
К мерцающим звёздам ведя корабли, —
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли!
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
(Р. Рождественский).
Список использованной литературы:
Слайд 1
Боевой путь солдата Исследовательская работа выполнена учеником 5б класса МБОУ «СОШ №23» Галиуллиным ИльгизомСлайд 2
Галиуллин Абдулла Калимуллович
Слайд 3
Шестьдесят восемь лет назад, 9мая 1945 г. Закончилась ВОВ, самая кровопролитная война в истории человечества. Советские воины отстояли свободу и независимость нашей Родины. 9мая- наш самый дорогой и святой праздник
Слайд 4
«Чтоб не пылать земному шару снова Солдатской крови пролито сполна…. Чтоб помнил враг урок войны суровый, Фронтовики,наденьте ордена!» О.Фельцман
Слайд 5
Цель работы: Сохранить боевую историю моего деда для его потомков. Задачи: Изучить документальный материал семейного архива. Изучить документальную и художественную литературу о ВОВ. Записать воспоминания дедушки.
Слайд 7
Пулковские высоты до войны были густо заселены. На карте отмечены деревни, которые были разрушены в ходе боевых действий .
Слайд 8
Пулковские высоты - важный стратегический объект, доминирующая над городом высота. Поэтому немцы стремились любой ценой захватить Пулковский рубеж. В полутора километрах к югу от Главного здания обсерватории пролегала передовая линия фронта в период с 12 сентября 1941 года до 15 января 1944 года. Советские бойцы стояли здесь насмерть, но не отдали высоты врагу.
Слайд 9
Осенью 1941 г. на подступах к Пулковским высотам шли ожесточённые бои. В сентябре 1941 г. на Пулковском рубеже сражались 3-я гвардейская и 5-я Ленинградская стрелковые дивизии народного ополчения, остановившие наступление немецко-фашистских войск на Ленинград с юга. Советские войска удерживали этот рубеж в течение всех 900 дней блокады.
Слайд 10
Части Красной армии закрепились на северном склоне Пулковских высот. Здесь были сооружены землянки, подземный ход, медицинский пункт располагался в историческом гроте “Старик”. В ходе боев полностью было разрушено здание обсерватории.
Слайд 15
Фотография деда перед войной
Слайд 16
Город Казань. Госпитал ь 5868 1ряд. Лаврент ь ев, Отяпин, Шакиров, 2 ряд. Трепнев, Дядя Вася, Хусаинов, Сергеев, Самарин, Галиуллин
Слайд 17
Боевые друзья В госпитале
Слайд 18
Хайрутдинов Исмагил, Камалиев Нурый, Шарипов Нагыймулла, Багаутдинов Гариф, Гайнетдинов Гафият, Сафиуллин Ярулла, Фахриев Бадри, Ситдиков Хусаин, Хаматрахим, Латыпов Барый, Халилов Исмагил, Туктаров Габделхай, Вагапов Карибулла, Исмагилов Мансур, Хуснутдинов Вазых, Гайнуллин Шакир, Шарипов Барый. Жители деревни Черки-Дюртели воевавшие в Великой Отечественной войне
Слайд 19
Рахматуллин Гафият, Сагитов Имам , Аюпов Минневали, Исмагилов Мансур, директор школы Каенлык Жители деревни Черки-Дюртели воевавшие в Великой Отечественной войне
Слайд 20
Исмагилов Мансур, Хайрутдинов Исмагил, Фахриев Бадертдин , Абульханов Салих, Хайретдинов Хидият, Сафиуллин Ярулла, Саматов Фарук, Вагапов Карибулла,Гаязов Низам, Губайдуллин Җаббар, Мухаммадиев Ярулла Жители деревни Черки-Дюртели воевавшие в Великой Отечественной войне
Слайд 21
Шафигуллин Шайхулла –старший лейтенант, двоюродный брат моего деда. Со своей армией попал в окружение. Жестокими боями вывел армию из окружения.
Слайд 22
Галиуллин Абдулла Калимуллович в госпитале
Слайд 23
Шарафиев Мирзагабдулла (первый слева) Нуртдинов Салих Шарафиев Мирзагабдулла - брат моей бабушки, который без вести пропал на войне. Он с отличием закончил в г.Буинске Ветеринарный техникум.
Слайд 24
Послевоенные фотографии моего деда.
Слайд 25
г.Самара. Госпиталь для инвалидов войны
Слайд 26
1418 дней длилась Великая Отечественная война! Более 26 миллионов советских людей заплатили своей жизнью за победу над ненавистным врагом! Мне хочется, чтоб мои дети и внуки знали о таком славном предке, чтили его память и не забывали, какой ценой досталось нам мирное небо, уютные дома, мягкий хлеб, а, главное, - свобода, жизнь без рабства и насилия.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Ребята и утята
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Госпожа Метелица
Где спят снеговики?