Все у С.Есенина: краски, звуки, запахи, ощущения – слито воедино, воссоздает красоту, внутренний мир. Прочитав сто стихотворений Есенина, где упоминаются цвета, я вычислил их количество в процентном соотношении. И вот что получилось: конечно, большее преобладание синего (голубого) цвета. Это около 43 %. И это обосновано тем, что Есенин верил в светлое, голубое будущее. Верил, что «стихи его прокормят». Его творческая деятельность началась с «голубой мечты». Он расцвел с ней. «Небесные пейзажи» Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, небо до 90 раз.
На втором месте - желтый цвет. Он же и золотой, рыжий. Он составил 20% . Цвета периода летнего «розового и красного» - 17%. А вот зимний период «черно-белый, серый» - 13%, 4% - серебряный и 4% - зеленый.
Цвета переливаются, играют, выступают в сложных комбинациях с другими элементами естественного или предметного мира: « У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_teme_esenina.docx | 61.65 КБ |
Открытая республиканская научно-исследовательская
конференция школьников
«Моё Я в большой науке» имени Р.И.Утямышева
МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор»
Класс 10
Секция русская филология
Научно-исследовательская работа
Цветовая палитра поэзии С.А. Есенина
Руководитель: Р.Г.Шайхутдинова
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Учащийся: Г.Ф.Мингазова
Кукмор, 2012
Содержание
I. Введение. Особенности поэтического мировосприятия Сергея Есенина.
II. Основная часть. Цветовая палитра поэзии С.А.Есенина
2.1. Своеобразие мироощущения лирического героя.
2.2. Философское осмысление в лирике эпохи и места человека в ней.
2.3. Отражение в поэзии С. Есенина 1920-1923 гг. духовного кризиса.
2.4. Цветовая палитра поэзии Есенина:
Список использованной литературы
I. Введение.
Особенности поэтического мировосприятия Сергея Есенина.
Сергея Александровича Есенина представлять не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
Родился он в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относится к 16-17 годам
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.
Литератор К.Л.Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».
Исследователь А.А.Козловский замечает: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым»
Критик А.Дерман писал в июле 1918 г. о книге «Голубень»: «Книжка стихов Есенина читается со смешанным чувством радости, досады и страха. Радости за его свежий, играющий талант, досады – за то, что этот талант портит, и страха перед мыслью – устоит ли этот талант в борьбе с разрушительными силами. Есенин – поэт из народа. Богатством народного языка и народных поэтических образов он владеет легко, свободно, как-то весело и непринужденно».
Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов.
II. Основная часть. «Цветовая палитра поэзии С.А.Есенина»
2.1. Своеобразие мироощущения лирического героя.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травяном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
(1912)
Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены. Лирический герой поэта — современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.
В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,— читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.
Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других».
«Лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка — самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
(1910)
В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву».
2.2. Философское осмысление эпохи и места человека в ней
Я иным, господи, сделаю,
Чтобы зрел мой словесный луг!
С. Есенин
Время Есенина — время крутых поворотов в истории России. Это время «помечено» и революционными баррикадами пятого года, и ленской грозой двенадцатого года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни семнадцатого года, и октябрьским залпом «Авроры».
Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону восставшего народа. «В годы революции,— писал Есенин,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
Все, что свершилось в России в годы Октября, было необычно, ни с чем не сравнимо. Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,— вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917—1918 годах: «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица». Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует «революционная» вера:
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!
(1918)
Инония - иная страна, подразумевается новая Россия, с которой происходит, должно произойти преображение. Пять лет спустя, Есенин увидит, что преображения не получилось, и назовёт эту страну иначе: страной негодяев. Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности, звучавшие ранее в некоторых его стихах.
В бунтарской, богоборческой теме, характерной для первых послеоктябрьских стихов Есенина, прежде всего и проявлялась устремлённость поэта к новой жизни.Высокая патетика, пророческий пафос, метафоричность образов — все это были новые черты художественного стиля поэта.
Важно отметить еще одно обстоятельство. Наряду с произведениями гражданской, политической лирики, созданными Есениным в 1917—1918 годах, дыхание грозы коснулось и его стихотворений, полных тончайшего проникновения в мир русской природы.
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.
(1917)
В таких стихотворениях, как «Я по первому снегу бреду...», «О пашни, пашни, пашни...», «О верю, верю, счастье есть...», «Вот оно, глупое счастье...», «О муза, друг мой гибкий...», «Теперь любовь моя не та...», «Зеленая прическа...», «Вот такой, какой есть...», «Закружилась листва золотая...» и в ряде других на первый взгляд мало примет времени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный веет
(1917)
Октябрь привнёс новое в есенинскую поэзию. «Не будь революции,— подчеркивал Есенин,— я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике».Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила...»).
Для изображения революционной России поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи. Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
(1919)
В это суровое, грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни». Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить тогда на него было нелегко. Всюду вокруг были видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие села, тощие, неухоженные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой, мертвой земле...Мечты Есенина о «Граде Инонии, где живет божество живых», о патриархальном мужицком рае рушатся уже к началу 1920 года.
2.3. Отражение в поэзии С. Есенина 1920-1923 гг. духовного кризиса.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай
С. Есенин
В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий духовный
кризис, вызванный непониманием революционной действительности, и это накладывает отпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности.
В 1920 году он пишет «Сорокоуст» (Сорокоуст — молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в котором заявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открывается предчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая «тянет к глоткам равнин пятерню». Природа очень тонко чувствует приближение катастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворения не конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Это железное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждое природе.
Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уже некто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь под названием «стальная лихорадка». Поэт резко противопоставляет «железным» качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцу Есенина.
В третьей части стихотворения этот конфликт представлен как поединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедное животное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя, который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резко меняющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитых животных покупают железного монстра:
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)
Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получает своё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)
Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники. Сначала гармоника жалостно плачет, затем «тужиль» предстаёт уже как неотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворения несёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревни и народной культуры.
Кровоточащая боль и неуемная скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне звучит в «Сорокоусте», «Песни о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний...», «Я последний поэт деревни...». Но никогда не покидало поэта стремление преодолеть упадочнические настроения, вернуть себе душевное здоровье и ясность. Никогда не отвергал он правды новой жизни, как бы трудно ни давалось ему понимание того, что происходит в стране. «Он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым»,— сказал о нем Горький, который считал, что Есенин «выражает стон и вопль многих сотен тысяч». Творчество поэта было обращено к сердцам этих «многих сотен тысяч» не только жителей деревни, а и сотен тысяч жителей города, которые на свой лад переживали ломку старых устоев жизни и находили в стихах Есенина отклик своим смятенным чувствам.
Годы 1920—1922, когда Есенин сблизился с имажинистами, печатался в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасное» и читал стихи в кабачке с претенциозным названием «Стойло Пегаса», были нелегкими для поэта. Многие произведения этого периода говорят о том, что он испытывал чувство растерянности.
В 1922 г. поэт отправляется в заграничную поездку. За границей Есенин воочию увидел непривлекательность буржуазной цивилизации (возвратившись, назвал Америку «Железным Миргородом») и вместе с тем оценил могущество технического прогресса, невозможного без городов и машин, против которых он бунтовал прежде. «Большое видится на расстоянье»,—скажет он позже. Тоскуя по Родине, Есенин по-новому оценивает все, что происходит в Советской России.
Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный. Поэт с ужасом увидел, что «очутился в узком промежутке», что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим». Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовой ритм новой жизни.
Многие стихи Есенина той поры - «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре», «Письмо деду», «Собаке Качалова» и другие, где он как бы оглядывается на свой путь, во многом автобиографичны: это честная и мужественная исповедь поэта. По-настоящему художественны в них образы, без которых трудно представить себе творчество Есенина.
Груз прошлых ошибок, чуждые идейные влияния, раздумья о днях, растраченных напрасно, неустроенность личной жизни, имажинистская среда тяжёлым бременем ложились на душу поэта. Есенину было трудно шагать в ногу с народом, с новой жизнью.
Лирическая исповедь, тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина.
В 1924 году Есенин пишет ряд стихотворений, посвященных осмыслению своего места в новом обществе, «Русь бесприютная», «Русь советская», «Русь уходящая», где ощутимо выражено тревожное чувство потери почвы под ногами.
В стихотворении «Русь бесприютная» он пытается осознать себя через связь с бездомными, страдающими. Гуманистическая основа культуры XIX века, построенная на сострадании к обездоленным, в новое время вытесняется понятиями классовой борьбы, «революционного» гуманизма, культивирующего беспощадность к врагам. Конкретный человек, личность в такой системе теряет свою ценность. Есенин же открыто занимает позицию обездоленных — жертв борьбы за улучшение жизни:
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.
Этим он подчеркивает свою связь с традиционными христианскими гуманистическими ценностями. В «Руси советской» поэт сравнивает новую деревню со старой, в которой родился и вырос. Он утверждает, что в своей стране «стал словно иностранец». Хотя в целом стихотворение звучит оптимистично, лирический герой несёт в себе отчуждённость, неслиянность с новой жизнью. Есенин изображает молодое поколение, стремящееся в будущее. Однако оптимизм окрашен грустными настроениями, так как поэт понимает, что стал чужим деревенскому миру:
Моя поэзия здесь больше не нужна.
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
(1924)
Осознавая свой разрыв с современностью, поэт пытается сохранить связь с тем миром русской души, из которого произошло все его творчество. Действительность Есенин воспринимает неоднозначно. И прямо говорит об этом:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам . (1924)
На ощущении контраста между старым и новым построено стихотворение «Русь уходящая». Есенин с грустью называет себя поэтом прошлого. Кризисное мироощущение он по-русски «лечит» вином. Но здесь же выражено понимание того, что в меняющемся мире это не поможет: «Я знаю, грусть не утопить в вине...». И тут же глубинная русская грусть сменяется у лирического героя противоположным чувством: веселого озорства. Ему хочется бегом догонять уходящую вперед молодость, не отставать от времени. Но этот порыв сопровождается иронией и самоиронией:
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны, бежать за комсомолом.
(1924)
Напряжённый психологический мир возникает в лиро-эпической поэме «Черный человек», переданной в жанре своеобразной лирической исповеди. Образный мир поэмы построен на использовании приёма галлюцинации. К поэту приходит некий «чёрный человек» и мучает его воспоминаниями. В «Черном человеке» ненависть, презрение, гнев неотделимы от боли, мучительных раздумий, тоски и страха, которые нагоняет по ночам на поэта «прескверный гость». «Прескверный гость» — «Черный человек» у автора — это не его личный недруг, он враг человечества и всего прекрасного на Земле.
С трагической искренностью поведал Есенин в своей поэтической исповеди о том «черном», что омрачало и угнетало его, что все больше терзало его «непродажное» сердце. Но это только одна грань, одна сторона поэмы. Есенин был подлинным гуманистом, он стремился воспевать то, что было в жизни «крепче и живей», его стихи полны любви к людям и вместе с тем проникнуты тревожным беспокойством об их настоящем и будущем.
«Прескверный гость» — «черный человек» у Есенина — это не только его личный враг. Нет, он враг всего прекрасного, враг Человека. В поэме он олицетворяет черные силы, доставшиеся новому миру в наследство от старого, в котором господствует «философия», согласно которой, «человек от природы подл». И не случайно замысел «Черного человека» возник у Есенина в пору его пребывания за границей. Там особенно явственно встал перед ним этот страшный образ. В символической сцене, завершающей словесную дуэль поэта с «черным человеком», летящая трость, брошенная поэтом прямо в его морду, разбивает лишь зеркало. Но поэмой о «прескверном госте» Есенин так яростно так бесстрашно обнажил «чёрную душу» «чёрного человека», что необходимость суровой, беспощадной борьбы с ним стала ещё более очевидной.
В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть внутренний конфликт, обращаясь к злободневным темам времени, пытаясь принять «коммуной вздыбленную Русь».
Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он отзывался о загранице, как об «ужаснейшем царстве мещанства...», где «в страшной моде Господин доллар, а не искусство ... самое высшее — мюзик-холл». Взгляды С. Есенина меняются. «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может» (3-256).
Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин совершает поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, создавали благоприятную обстановку для творчества. Есенин создаёт цикл «Персидские мотивы», куда входят такие произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой - пара лебедей» и другие, воспевают чувство любви, вдохновенное и светлое, которое составляет здесь основной предмет изображения. Любовь у Есенина - это одна из граней любви к России, так как любовь к родине - основа его человеческой природы. Поэта интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Его героини - Шаганэ, Гелия, Пала - прекрасны, как их удивительная родина Персия, страна грёз, страна - сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами.
Однако параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает образ и другой страны - «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим пологом тумана», «волнистой ржи при луне». Ностальгическая тема вплетается в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства в раю персидском.
Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст значительным для лирического поэта, переломным, предъявляющим высокие требования к человеку.
В стихотворении «Мой путь» он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».
Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим. Поэт говорит о своей привязанности к жизни. Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.
Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное — его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России, его любовь к родине составляют основу его творчества.
2.4. Цветовая палитра поэзии Есенина
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалась в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
Поэт тонко чувствует цвета, он использует разнообразные оттенки. Так, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным. Красный может быть у поэта багряным, алым, розовым, рдяным… Какое разнообразие оттенков! Я думаю, Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов.
Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…». Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А если обратим внимание на стихотворение «О, Русь –малиновое поле», то уже сочетание синего и малинного цветов придает пейзажу особую выразительность:
О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «…вечером синим, вечером лунным…», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости, в весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», - пишет он. «Заголубели долы», «…вокруг синяя ширь», «заметался пожар голубой…», «голубая кофта, синие глаза…», «парень синеглазый…», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?», «от воды синь во взорах…»
Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» - восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.
В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму неназойливого есенинского оксюморона. И поэту наиболее заметно удалось передать это настроение.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», « с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «…зарево красных зарниц». Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:
Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Розовый конь? Мне кажется, цвет очень точен. Знакомясь с критическими статьями о Есенине, я столкнулась с размышлениями К Ваншенкина. Вот что он сказал по этому поводу: «Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань-конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».
Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
«Золото увяданья…». Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские мысли «о старости и тлене». Цвета «золотой осени» - желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.
Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх пред вечной немотой и беспамятством. Лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о роковом, о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Все чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», «серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», «черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивают крышу белыми гвоздями», «черная гибель»…
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить»
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его стиля. Есенин часто обращается к месяцу. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».
Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
(1924)
Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях Есенина. Как тяжело было порой поэту… Он остро «черные силы», все неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это страшный облик «черного, серого» встает перед поэтом в конце его творческой деятельности. Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримирости добра и зла, света и тьмы.
Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях поэта. Анализируя стихотворения С.А.Есенина, я выяснил, что его цвета можно «разложить по полочкам». У каждого своя особенность, своя история. Весь его жизненный и творческий путь можно уподобить природному циклу, смене времен года. Я выделил следующие периоды его творчества:
Такое деление многое поясняет и взаимосвязывает. Открывается удивительное разнообразие изобразительно-выразительных средств. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить»
Все у поэта: краски, звуки, запахи, ощущения – слито воедино, воссоздает красоту, внутренний мир. Прочитав сто стихотворений Есенина, где упоминаются цвета, я вычислил их количество в процентном соотношении. И вот что получилось: конечно, большее преобладание синего (голубого) цвета. Это около 43 %. И это обосновано тем, что Есенин верил в светлое, голубое будущее. Верил, что «стихи его прокормят». Его творческая деятельность началась с «голубой мечты». Он расцвел с ней. «Небесные пейзажи» Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, небо до 90 раз.
На втором месте - желтый цвет. Он же и золотой, рыжий. Он составил 20% . Цвета периода летнего «розового и красного» - 17%. А вот зимний период «черно-белый, серый» - 13%, 4% - серебряный и 4% - зеленый. Цвета переливаются, играют, выступают в сложных комбинациях с другими элементами естественного или предметного мира: « У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром».
Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
Соотнеся красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий, малиновый, золотой – краски неба, колосящегося поля…) с палитрой древнерусской живописи: синева и золото в поэзии, С.Есенин напоминает древнюю фресковую живопись. Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний – пейзаж души лирического героя.
Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.
3. Заключение.
Есенин — русская художественная идея. Сергей Есенин — самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как профессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением загадочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору богатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифологических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» самородный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безответная тишина.
А через десять лет Есенин — чуть ли не самый современный по мироощущению художник, властитель чувств, стихи которого твердит наизусть вся Россия. Больше того, «суровый мастер», дерзкий реформатор стиха. Чтобы одолеть такое расстояние с такой сказочной скоростью, мало Божьего дара. Надо было обладать еще и самодисциплиной, и волей к совершенству, и чуткостью к велению живой жизни.
Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин — художественная идея России.
Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.
Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».
Список литературы
Стеклянный Человечек
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Заколдованная буква
Философские стихи Кристины Россетти
Рисуем кактусы акварелью