Аннотация
Актуальность работы. В современном обществе проблема формирования личности является одной из главных. Духовно-нравственное воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей должно опираться на следующие принципы: открытости, честности, слова - дела. Мир меняется вместе с нами? - Нет, меняются наши миры, мы сами впускаем в них заботы и проблемы, ставя их на первое место, забывая о настоящих ценностях. Главная мысль работы: как важно работать над собой. Таким образом, актуальность данной творческой работы заключается в том, что она является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством литературного произведения « Маленький принц».
В данной работе ставится цель: люди должны ощущать себя частицей огромной Вселенной и нести ответственность за все, что происходит. « Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету…» .
На основе исследования ценностных ориентаций учеников 6 класса, сравнительного анализа полученных данных выявляется проблема воспитания себя. Автор предлагает программу домашнего задания: начинать надо с ежедневного осмотра своей души и вырывать «ростки баобабов». Иначе — прогноз неутешительный.
Автор использует следующие методы в работе: поиск в сети Интернет, тестирование, анализ, делает выводы, предлагает свою программу воспитания нравственности, создает презентацию.
Вложение | Размер |
---|---|
uvidet_mir_chasticey_sebya.docx | 81.25 КБ |
Душкин Константин Владимирович
6Б класс, МОУ лицей № 2, г Нижневартовск
Увидеть мир частицей себя
Аннотация
Актуальность работы. В современном обществе проблема формирования личности является одной из главных. Духовно-нравственное воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей должно опираться на следующие принципы: открытости, честности, слова - дела. Мир меняется вместе с нами? - Нет, меняются наши миры, мы сами впускаем в них заботы и проблемы, ставя их на первое место, забывая о настоящих ценностях. Главная мысль работы: как важно работать над собой. Таким образом, актуальность данной творческой работы заключается в том, что она является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством литературного произведения « Маленький принц».
В данной работе ставится цель: люди должны ощущать себя частицей огромной Вселенной и нести ответственность за все, что происходит. « Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету…» .
На основе исследования ценностных ориентаций учеников 6 класса, сравнительного анализа полученных данных выявляется проблема воспитания себя. Автор предлагает программу домашнего задания: начинать надо с ежедневного осмотра своей души и вырывать «ростки баобабов». Иначе — прогноз неутешительный.
Автор использует следующие методы в работе: поиск в сети Интернет, тестирование, анализ, делает выводы, предлагает свою программу воспитания нравственности, создает презентацию.
1. План исследования
Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
Межличностные отношения – это сложная система отношений, которая предполагает знание этических и моральных норм. Мой проект создается на знании этих норм.
Мы в 21 веке, переполненные плодами человеческого гения, удивляемся крайне редко. А чему удивляться – все возможно, все достижимо, все достигаемо. Можно за несколько часов познакомиться с произведением Л.Толстого « Война и мир». Можно в течение получаса, не отрываясь от экрана, разгадать тайну острова Пасхи. Но от этого вопросов не становится меньше. Мы бежим, нам некогда сосредоточиться, мы бежим, и мир виден в ритме бега: отрывисто, мимолетно, размыто. А зачем? Может с этого вопроса и начнется в нашей жизни что – то подлинное. Ведь действительно за этим бегом нам не хватает времени остановиться и посмотреть на самих себя. Посмотреть на себя со стороны, дать оценку своему поведению. В своей работе я постараюсь это сделать.
Объект исследования: уровень сформированности нравственных ценностей.
Цель: Люди должны ощущать себя частицей огромной Вселенной и нести ответственность за все, что происходит в мире.
Задачи:
- провести анализ выражения « Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся,
привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету…» ;
- оформить в виде мультимедийной презентации.
- провести исследование ценностных ориентаций моих одноклассников
- провести сравнительный анализ полученных данных.
В ходе работы я приобрел следующие навыки:
1. Освоил поиск в сети Интернет.
2. Научился оценивать подобранный материал, отбирать важное.
3. Искать оптимальный вариант подачи собранного материла.
4. Составлять библиографический список использованных ресурсов.
5. Грамотно оформлять доклад: титульный лист, содержание, список ресурсов.
6. Создавать презентацию к докладу.
7. Составлять текст защиты проекта.
8. Представлять проект перед аудиторией.
9. Получил эстетическое удовольствие от созданных компьютерными средствами ресурсов
Актуальность: В современном мире, в грохоте больших городов и в повседневной суете и заботах во «взрослых» людях исчезла естественная щедрость сердца, исчезли прямота и искренность отношений, хозяйская заботливость о чистоте своей планеты. Они все больше погружаются в мир цифр, «забираются в скорые поезда» и уже сами не понимают, чего ищут. «Они не знают покоя и бросаются то в одну, то в другую сторону». Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других.
Гипотеза: если люди захотят, то смогут пересмотреть своё отношение к жизни, многому научиться: радоваться закатам и восходам, любоваться красотой полей и песков, ценить воду глубоких колодцев и сияние звезд в небе. Они научатся думать о маленьких и больших заботах окружающих, поймут, что надо утешить того, кто плачет на твоей планете, что нельзя забывать друзей и помогать тем, кто рядом с тобой. Человек должен научиться чувствовать свою ответственность за других, за все, что происходит в мире.
2. Основная часть.
2.1 Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.
Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны».
Есть еще одно особое качество, без обладания которым, по мнению Сент-Экзюпери, человеческое существо еще не представляет собой человека. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - так позже сформулирует эту мысль писатель в «Маленьком принце». «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
Как-то Экзюпери передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире» Как близка была ему мудрость этих слов!
«Астероид – 328. Планета делового человека» - толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы».
Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
2.2 Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.
Ценности – то, что важно, что имеет значение.
Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые.
А что ценно для вас?
Анализ анкет учащихся (Приложение №1)
Нравственные качества личности:
Количество респондентов 20 учеников 6 Б класса мальчиков – 9; девочек- 11
девочки | девочки | мальчики | мальчики | |
вежливость | 10 | 91% | 5 | 56% |
самостоятельность | 6 | 55% | 8 | 89% |
рассудительность | 5 | 45% | 6 | 67% |
целеустремленность | 4 | 36% | 8 | 89% |
верность | 7 | 64% | 8 | 89% |
Умение добиваться своего | 9 | 82% | 9 | 100% |
деловитость | 2 | 18% | 6 | 67% |
мужество | 4 | 36% | 9 | 100% |
Доброта | 11 | 100% | 5 | 56% |
скромность | 8 | 73% | 2 | 22% |
Что ценно (из анкет учащихся): иметь семью – 100 %; друзей – 90%;
хорошее здоровье- 90% .
К сожалению, никто не отметил важность взаимопонимания, а ведь это еще один способ испытать положительные эмоции и почувствовать себя нужным, осознавая при этом, что рядом с вами надежное плечо. Будьте немножко терпимее, немножко внимательнее к живущим рядом, и вы обязательно почувствуете ответную симпатию и уважение.
Что, оказывается, по- настоящему, ценным на Земле?
Жизнь взрослых ориентирована на вещи, называемые благоустройством жизни человека и научно-техническим прогрессом. И вот, обустроив свой быт, и тратя все свои силы на поддержание этого устройства («достойного уровня жизни») люди все чаще стали понимать, что этот путь не делает их счастливыми. Они стали расстроенными, агрессивными и недоброжелательными других другу и окружающему миру. Все время жалуются на жизнь, ходят, все время озабоченными, расстроенными, и пытаются в своих бедах и неудачах кого-то винить: кто школу, кто отсутствие денег, кто соседей, кто мировую политику, кто что. При этом взрослые забывают, что жизнь - это следствие поступков. Поэтому не стоит поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им, то жизнь его станет радостной, интересной, насыщенной. «Главное - то, чего не увидишь глазами». «...Поймите, невозможно больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами! Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви....» - пишет Сент-Экзюпери в своих воспоминаниях. Оказывается, по- настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна – единственная роза, дружба, любовь к человеку, к дому (планете), взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы. А это категории не материального, а духовного порядка.
Вопрос теста: «Ваши знакомые переезжают в новый дом. Они старые. Что делаете?» (Приложение № 2)
Варианты ответов:
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я конечно, помогу.
Из 20 опрошенных учащихся 6 Б класса:
- предложат помощь 9 учеников;
- это сделают, когда знакомые сами об этом попросят - 11 учеников;
Из 8-классников:
- помощь вообще не предложат - все респонденты 8 класса;
- что они не должны вмешиваться в чужую жизнь – 4 ученика;
9"а"класс:
- пойдет на помощь – 1 человек;
- тогда, когда их попросят – все остальные ученики.
К великому сожалению, как мы видим из опроса учеников, чем старше становимся, тем больше мы отстраняемся от жизни, которая бурлит вокруг нас. Мы перестаем замечать, что кто-то нуждается в нашей помощи, и именно сейчас, а не потом….А всего лишь необходимо просто присмотреться и сотворить маленькое чудо, да именно чудо и оно будет заключаться в помощи нуждающимся, и не стоит бояться этих чудес и превращаться в бездушный «гриб».
2.3. Познай себя – познаешь мир.
Что может сделать один человек? Важна ли жизнь одного человека для своей планеты?
Древние говорили: «Познай себя – познаешь мир». Вселенная — это огромный живой организм, в котором все тесно взаимосвязано. Каждый человек – это частичка Вселенной, перед которой ставится своя отдельная задача, и от ее выполнения зависит будущее нашей планеты .
«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки» (А.Экзюпери « Маленький принц», Живая книга. 2005г., стр.23.)
Баобаб – символ зла, плохих черт человека.
С чего начать свою борьбу с баобабами?
Начинать надо с ежедневного осмотра своей души и вырывать ростки баобабов. Иначе — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться. Мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» — свою душу. Поэтому актуально звучит призыв: «Дети!.. берегитесь баобабов!».
Начать можно с ежедневного домашнего задания:
1. Начинать каждый день с улыбки.
2. Следить за речью, исключать негатив.
3. Наблюдать ежедневно что-нибудь интересное, необычное, красивое вокруг себя (улыбка мамы, смех ребенка, игры любимого кота или собаки, цветы, плывущие по небу облака, шум ветра, музыку дождя, гомон птиц и т.д.)
4. Перед сном давать себе отчет о прожитом дне: похвалить за добрые дела, поругать за плохие, с условием никогда больше этого не делать.
Приведу пример «борьбы с баобабами» в нашей реальной жизни, а именно моей семьи. Я живу в девятиэтажном доме на шестом этаже. Мне бы очень хотелось, чтобы лестничная площадка вся сверкала от чистоты, и чтобы на лестнице не мусорили. И еще я бы хотел, чтобы рядом с домом было бы побольше цветов, ведь они так украшают вид из окна.
У меня, рядом с домом, растет много красивых и больших деревьев - яблони, черемуха, рябина и другие. А напротив нашего дома на другой стороне улицы растут нетронутые строителями новых домов лесные деревья. У нас на деревьях живут разные птицы - синицы, воробьи, вороны, летает стая голубей. Мы зимой вешаем кормушки в кухне на окне и кормим семечками синичек и воробьев. Раньше у нас и на дереве висела кормушка, зимой и весной в нее прилетали птицы. Из окна нашей квартиры можно было за ними наблюдать, а сейчас этого дерева нет, оно засохло, из-за того, что все газоны перекопали строители и нарушили корневую систему дерева и поэтому, его спилили.На другой стороне нашего дома растут рябины. Несколько лет назад одна рябина начала сохнуть. Мама вылила под нее 20 ведер воды и дерево выжило. Сейчас рябина уже доросла до второго этажа. Во дворе нашего дома ЖЭУ обещает построить спортивную площадку. Это было бы очень хорошо, так как сейчас гулять на нашей площадке скучно. Я обычно хожу гулять в соседний двор, так как там очень хорошая новая детская площадка. Этим летом во дворе нашего дома проложили новый асфальт и теперь ходить в школу очень хорошо, а раньше улица была очень грязной. Когда асфальтировали, то сделали специальное место для стоянки машин и теперь они не заезжают на газоны у дома. Я надеюсь, что со временем вокруг нашего дома станет еще красивее
2.4. Каждый из нас должен пробудить в себе Маленького Принца.
Но когда доходит до дела, оказывается, ничего менять не хочется. Почему?
Нижневартовск одним из самых чистых, благоустроенных городов Росси (использован материал официального сайта администрации города).
По мнению 70% опрошенных, решение вопроса благоустройства города надо начинать с самих себя. Нужно элементарно наводить порядок и следить за чистотой вокруг себя. Не случайно Маленький Принц у Сент-Экзюпери говорил: "Проснулся - убери свою планету".
26,7% участвовавших в опросе предлагают ужесточить контроль со стороны Администрации города за деятельностью управляющих компаний, которые ежемесячно собирают немаленькие средства на благоустройство дворовых территорий.
Почти такое же количество респондентов (24,1%) считают, что в первую очередь необходимо обязать собственников и арендаторов помещений содержать в порядке фасады зданий и прилегающие территории. То есть, по большому счету начинать нужно все-таки с себя, так как практически каждый житель города является либо собственником, либо арендатором (жилого помещения, торговых площадей, офисных помещений и т.д.).
7,1% респондентов считают, что в решении вопроса поможет привлечение общественных организаций, которые состоят из наиболее активных и целеустремленных горожан.
Идеи частого проведения субботников по благоустройству территорий и конкурсов на лучшую дворовую территорию набрали соответственно 6,5% и 5,4% голосов.
Кажется, что мы беспомощны — сколько ни убирай — меньше мусора не становится. И ещё нам мешают стереотипы поведения: «Нельзя сорить — а я сделаю!», «Мусор — а он мне не мешает!» С этим бороться труднее.
При нашем ЖЭУ есть группа учащихся, которые занимаются уборкой прилегающих к лицею территорий. Не всегда хватает смелости сказать, что хочешь жить в чистоте, ходить по опрятным улицам. А нужно не говорить, что переживаешь за родной город, за безграмотность и отсутствие культуры у тех, кто живет рядом, а делать дело.
Больно наблюдать, что люди перестали относиться к природе так, как много веков тому назад. Природа тогда была божеством, ей поклонялись, народ просил хорошей погоды и урожая. А сейчас идешь по улице Омской или М.Джалиля с мешком для мусора и удивляешься, почему нельзя выкинуть обёртку от мороженого в урну, почему нельзя поставить стеклянную бутылку хотя бы на бордюр (её обязательно подберут, и это будет в сто раз экологически грамотней, чем забрасывать её далеко на газон).
В трудовом отряде складываются новые отношения и их основа — работа. За недолгие, но ежедневные часы «наведения чистоты» начинаешь понимать, что мир делится на тех, кто мусорит, и тех, кто нет. Ты видишь, кто находится по ту сторону, и осознаёшь себя по эту сторону. Мы учимся ответственности, взаимовыручке, у нас все за одно. «Начав с малого, мы постепенно привыкаем вести себя более разумно…». Мы здесь не ради денег, вернее, не только из-за них. Просто хочется быть спокойными за окружающий мир и свой город… За себя… Не это ли главная наша задача?
Заключение
1. Писатель Сент-Экзюпери учит нас нести ответственность за все, что происходит рядом с тобой.
2, Каждый должен беречь свою планету. Искоренять зло (выпалывать баобабы).
В жизни по разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной сердце достать
И подарить его людям.
Список литературы
Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие произвед. М.: Высшая школа, 2001г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Нравственные качества личности:
Количество респондентов 20 учеников 6 Б класса мальчиков – 9; девочек- 11
девочки | девочки | мальчики | мальчики | |
вежливость | 10 | 91% | 5 | 56% |
самостоятельность | 6 | 55% | 8 | 89% |
рассудительность | 5 | 45% | 6 | 67% |
целеустремленность | 4 | 36% | 8 | 89% |
верность | 7 | 64% | 8 | 89% |
Умение добиваться своего | 9 | 82% | 9 | 100% |
деловитость | 2 | 18% | 6 | 67% |
мужество | 4 | 36% | 9 | 100% |
Доброта | 11 | 100% | 5 | 56% |
скромность | 8 | 73% | 2 | 22% |
Что является для вас ценным ?
Иметь семью | 20 учеников | 100% |
Хороших друзей | 18 учеников | 90% |
Хорошее здоровье | 18 учеников | 90% |
Хорошо учиться в школе | 10 учеников | 50% |
Приложение №2
Тест «Ваши знакомые переезжают в новый дом. Они старые. Что делаете?»
Количество респондентов 6 Б класс – 20 учеников;
8а класс – 15;
9а класс – 12.
Вопросы | Ученики 6 кл. | Ученики 8 кл. | Ученики 9 кл. |
Предложу свою помощь | 9 | 1 | 1 |
Я не вмешиваюсь в чужую жизнь | 0 | 4 | 0 |
Если попросят, конечно помогу | 11 | 2 | 11 |
Не предложат помощь | 0 | 8 | 0 |
Ледяная внучка
Пейзаж
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Рисуем ананас акварелью
Земля на ладонях. Фантастический рассказ