АННОТАЦИЯ
Наше государство недавно встало на путь демократии. Это значит, что на первом месте стоят интересы человека, даже самого маленького. Особенно важно защитить интересы детей. За ними будущее. Именно они будут решать проблемы в стране. Знание и осмысление прав человека позволит стать ответственными, полноправными и уверенными в себе гражданами России. Учащийся на примере сказок рассматривает основные права и обязанности литературных героев.
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_kak_praktich_istochnik_formirovaniya_pravovyh_znaniy.doc | 525 КБ |
Сказки как практический источник формирования правовых знаний
Карева Дарья Дмитриевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 2
5 Б класс
Оглавление
2.1. Основные положения Декларации прав человека 5
2.2 . Права положительных и отрицательных героев сказки 5
2.3. Права ребенка 8
2.4. Создаем сказку на юридический лад 10
2.5. Гуси – лебеди – свидетели или ответчики? 11
1.Введение
Актуальность: Наше государство недавно встало на путь демократии. Это значит, что на первом месте стоят интересы человека, даже самого маленького. Особенно важно защитить интересы детей. За нами будущее. От наших способностей многое зависит. Именно мы будем решать проблемы в стране. Многие из нас стали серьезнее относиться к тому, что происходит вокруг, стали дорожить каждым прожитым днем. Все гражданам необходимо быть более терпеливымы и сдержанными. Только тогда закон станет защитником и другом. Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами. К сожалению это требует усилий от каждого от нас и от государства. Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого.
Итоги тестирования показали следующее. Количество респондентов – 20 учеников 5 Б класса. На вопрос: «Считаете ли необходимым знать о своих правах» 18 ребят ответили утвердительно, только 2 человека ответили отрицательно. Нужны ли тебе права? Также 18 ребят ответили, что им нужны не просто теоретические знания своих прав, но и отмечают их необходимость в плане практического применения. Как и на первый вопрос, только двое ответили отрицательно. К сожалению, Конвенцию о правах ребенка знают только 2 ученика из 20. Мои одноклассники отметили следующие права детей: право на жизнь, право на образование, право на отдых. Исследования показали, что учащиеся практически не знают других прав. Чаще всего права нарушаются в общественных местах (10 учащихся отметили этот пункт) и 5 учеников считают в школе. Нам не хватает источников информации о правах, мы порой не знаем, куда обратится в случае нарушения наших прав: 48% попросят помощи у друзей, 23% учащихся обратятся за помощью к учителю. А вот в милицию пойдут только 2 ученика. Недооцениваем мы и роль школьного психолога (Приложение 1 – 7). Я считаю, что курс «Права детей», введенный в 5 Б классе нужен нам, чтобы знать свои права и обязанности. Интересно провести тестирование в конце года.
2. Основная часть
2.1. Основные положения Всеобщей Декларации прав человека.
Часто мы слышим слова: вы не имеете права или я имею на это полное право. Бывает и так, что люди прибегают к насильственным методам разрешения споров, хотя существует целый свод прав человека, способный разрешить все конфликты мирным путем. Иногда возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. Так что же такое права человека?
Давным – давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
2.2. Права положительных и отрицательных героев сказок
Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.
Попробуем на примере сказок рассмотреть статьи Декларации прав человека.
В русской народной сказке "Заюшкина избушка" Лиса выгнала Зайку из его лубяной избушки после того, как ее ледяная избушка с приходом весны растаяла. В Декларации записано: "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища".
Стоило ли Зайчику просить всех сказочных персонажей просить о помощи? Наверно, если бы в сказочном государстве был суд по защите прав героев, Зайчику следовало бы обратиться именно туда. Но такого суда не существовало, вот и пришлось горемыке ждать помощи от сильного персонажа. А разве в жизни так не случается, когда человек, не зная где искать «правды», старается разрешить конфликт с помощью силы?
Итак, Лиса нарушила право Зайчика на неприкосновенность жилища. А в каких еще сказках более сильный герой нарушает данное право слабого?
Конечно, это сказка Сергея Михалкова «Три поросёнка».
Следующая русская народная сказка "Кот, лиса и петух".
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За широкие горы.
Кот - коток, спаси меня.
Это Петушок зовёт на помощь своих друзей. Что лиса натворила на этот раз? Она украла петуха, чтобы съесть его. И снова лиса нарушила право. Читаем следующую статью Декларации: "Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу". Значит, Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу. В какой еще сказке главный герой нарушает данную статью Декларации? («Серый волк и 7 козлят», «Колобок»)
В сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий Утенок» главный герой жаловался: « На птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив». Почему жители птичьего двора его обижают? Да просто потому, что он не похож на других. Теперь уже не один, а несколько героев нарушают права, определенные в следующей статье: «Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по–братски». А в жизни? Мы сами очень часто выражаем свое неуважение к людям, которые имеют другой цвет кожи, разрез глаз, живут не так, как привыкли мы, одеваются не так, как все. При этом никто не задумывается, что нарушает права человека.
Много нас на белом свете,
Есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны,
И дружить всегда должны.
А теперь попробуйте узнать, у героини какой сказки нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня. («Золушка»).
А в этой сказке главной героине пришлось испытать много лишений, ее похитили с целью принуждения к браку, покушались на право личной неприкосновенности, жизни и на ее свободу. («Дюймовочка»).
Когда отрицательные герои нарушают права добрых и слабых, мы справедливо выражаем свое негодование и неодобрение. Но почему мы прощаем нарушение законов героям смелым, находчивым и веселым?
В сказке Шарля Пьеро «Кот в сапогах» Кот лишает хитростью и обманом Людоеда не только жилища, но и жизни. В сказке братьев Гримм храбрый портняжка безжалостно расправляется с великаном. Хотя перед законом все равны.
Буратино и вовсе не воспользовался своим правом на образование.
Итак, мы должны запомнить, что права для всех едины и нарушать их никто не имеет право:
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены все разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии…
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
2.3 Права ребенка.
Но данные законы защищают только взрослых? Разве ребенку не нужна правовая защита, не нужна декларация, которая бы охраняла его права. Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположения, что само слово ребенок произошло от слова раб. Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Но я считаю :слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Не лучше дело обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос, не могли ослушаться своих родителей.
То, чего были лишены дети в прошлом - своих прав, - имеем сейчас мы. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
Некоторые основные положения Конвенции.
Поскольку РФ является государством правовым, то необходимость соблюдения международных гуманитарных правовых документов очевидна. Семейный кодекс подтверждает и конкретизирует положения Конвенции. « Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию» свидетельствует статья 58 . « А также к важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту» - статья 56. Исходя из тестирования, оказывается мои одноклассники не совсем хорошо ориентируются, какие же права были нарушены сказочными героями, например, в сказках: « Золушка», « Гуси – лебеди», «Дюймовочка» только каждый второй учащийся назвал нарушение права на безопасность. А на вопрос: «Какие герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность», названа только «Красная шапочка» и «Три поросенка». (Приложение №8) Сказка является практикой для получения правовых знаний. Иногда читая сказки, дети узнают свои права и обязанности, даже не замечая этого.
2.4. Создаем сказку на юридический лад.
Порой, мы, мечтая и размышляя, создаём новые сказки о себе и о своём времени или корректируем известные сказки на юридический лад. Так я, например, сочинила сказку «Правляндия», а Р.Галеев нарисовал сюжет (Приложение №10).
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Правдей. Правил он страной Правляндией. Страна та красива была: леса, да поля, да реки всё. Мало того, что красиво там, да еще и волшебство повсюду. Пойдешь в волшебный лес, а там чудо деревья. Если дерево маленькое, то на каждом листочке права ребёнка перечислены, если дерево поболее встретиться, хотя бы старый дуб – то права человека перечислены. А реки – загляденье просто: выпьешь водицы из реченьки, так все права на зубок знать будешь. Поле большое там есть, все в цветах. А цветы-то непростые, в них комнаты, туда нарушителей царь Правдей заточает. Порядка такого нигде не видала. Я там была, да еще хотела бы побывать.
2.5. Гуси лебеди – ответчики или свидетели?
Мои одноклассники активно создают на компьютере свои мини – проекты, то есть сказки собственного сочинения на правовые темы, рисуют картинки к сказкам, сканируют их. Нашим коллективным творчеством явилось написание сценария « Суд над Бабой –Ягой к сказке « Гуси – лебеди».
При разработке данного сценария мы сначала выяснили 1. Принципы справедливого демократического судопроизводства, 2. Статус судей 3. Какую роль в суде играют прокурор и адвокат. Каждый продумывал свою роль, линию поведения в суде и подготовил свои реплики, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора.
Действующие лица судебного разбирательства: судья (председательствующий), прокурор, адвокат, заседатели (2 чел.), подсудимый , пострадавший, свидетели , эксперт, секретарь суда.
Суд - это место, где споры сторон разрешаются цивилизованным путём, т. е. по закону, это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы, место разрешения споров.
Главная задача суда - вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор. Значит необходимо провести на суде судебное разбирательство.
Задачи участников судебного разбирательства:
А основным правилом для судебного разбирательства стали слова афинского архонта (высшее должностное лицо в Афинах) Солона ( 640-559 г. до н.э.):
“Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
Т.е, чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех свидетелей, прокурора, адвоката, а затем вынести подсудимому решением суда приговор.
Никто, кроме суда, не может назвать человека преступником.
Правосудие – это защита законных прав и интересов граждан в таком суде, где невозможно нарушить справедливость и закон.
Не случайно древние греки изобразили богиню правосудия Фемиду с весами и повязкой на глазах.
Повязка – символ беспристрастия,
весы – взвесить все за и против,
меч – кара, наказание за преступление.
Сценарий сказки прилагается (Приложение № 11).
”Гуси-лебеди”. Они несут на своих крыльях маленького мальчика и направляются к Бабе-Яге. Что там ждет маленького пленника? В чем вина самих Гусей-лебедей? Какого наказания заслуживает главная нарушительница закона Баба-Яга? Гуси пытаются найти доказательства, смягчающие свою вину: «Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка, но мы же народ подневольный: что нам прикажут, то и делаем. Но мы ничего плохого Иванушке не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе-Яге. Корма для нас в лесу не стало – экологическая обстановка стала неблагоприятной.»
Баба-Яга тоже находит аргументы в свою защиту : « Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только и помогают. Где, мне дремучей старухе знать, что нельзя утащить маленького мальчика или девочку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила здесь, среди хищных зверей и птиц, а у них свои закон, свои обычаи, совсем не как у людей. Зазевались, например, Заяц , или Белка, Волк и Лиса тут как тут и потащили их к себе в нору. Эти законы леса я знаю, по ним и живу. Старость надо уважать.»
Но суд будет руководствоваться следующими статьями Конвенции:
Ст.34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей.
Ст. 6 Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство - участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка.
ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом ст.19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство
3. Заключение.
1.Нарушение прав детей – проблема, которую необходимо решать. Ребенок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них. В ходе исследовательской работы сделаны выводы о том, что сказочные произведения хотя и являются фактическим вымыслом, но все-таки содержат в себе правовые основы.
На основе вышеизложенного мною была подтверждена гипотеза : « Сказка ложь, да в ней намек…». Ведь сказка всего лишь вымысел, но действительно отражает права детей, стоит ребенку ее лишь прочитать , а взрослому объяснить.
2.Сказочные герои помогли нам лучше осознать следующие права:
Составлена общая таблица « Права ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка», подобраны сказки для примера ( Приложение №9).
Итак, мы видим на примерах сказок, кто из героев какие права нарушает. Я это выясняла для того, чтобы каждому ребенку легко было запомнить свои права и не нарушать прав других людей. Важно запомнить: каждый человек на планете имеет права, закрепленные Декларацией прав человека, Конвенцией по правам ребенка, Конституцией каждого государства. И права эти следует уважать. Цивилизованные люди не должны решать споры и разногласия кулаками и драками, следует защищать свои права в суде. Если мы все будем соблюдать эти правила, каждый человек будет чувствовать себя защищённым и по-настоящему свободным.
3. В дальнейшем я планирую более глубоко изучить данный вопрос: рассмотреть мировой опыт соблюдения и нарушения прав человека на примере сказок, более подробно рассказать про высшие судебные органы, помогающие простым гражданам отстаивать свои права.
Самооценка:
Основная задача работы достигнута. Я смогла разобраться в основных правах человека и ребенка, а при помощи примеров из сказок все эти права стали более понятны и наглядны. Работа получилась интересная, хотя возможно и не такая глубокая и подробная как того требует вопрос. Узнав основы, мне стало понятно к чему стоит стремиться, какие из вопросов более подробно изучать, чем я и займусь в следующем году. А сказку « Гуси – лебеди» мы показали во всех начальных классах.
Предложения
1.Ознакомить с результатами тестирования администрацию школы.
2.Для того, чтобы дети знали больше о своих правах, родители должны об этом говорить, читать с детьми и объяснять, как можно поступать, а как нельзя, что правильно, а что нет.
Используемая литература
1. Всеобщая Декларация прав человека.
2.Конвенция о правах ребенка. Издательство «РИОР». 2010г.
3. Семейный кодекс РФ. Москва, издательство «ЮРАЙТ»,2010г.
4. Н.И.Элиасберг. «Права человека», СПб, издательство «Папирус». 2002г.
4.Русские народные сказки, Москва, издательство «Феникс», 2007г.
5. Ш.Пьеро. «Кот в сапогах». Москва, Детская литература,2003г.
6. Г.Андерсен. «Гадкий Утенок», Москва, Детская литература, 2000г.
7.Р.Максудов. «Конвенция о правах ребенка», «Российская газета»,25. 08.2010г.
Количество респондентов – 20 учеников 5Б класса
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Получаешь ли ты информацию о правах и где? | ||
Да | Нет | |
В семье | 15ч/90% | 2ч/12% |
В школе | 12ч/75% | 4ч/25% |
По ТВ, радио, в газетах | 10ч/60% | 1ч/6% |
В компании друзей | 6ч/30% | 2ч/12% |
Приложение № 4
Приложение №5
Приложение № 6
Приложение №7
У вас есть обязанности?
Приложение № 8
В каких сказках нарушены права | ||
Право на безопасность | Красная шапочка, | 18 уч-90% |
Дюймовочка | 6 уч-30% | |
На свободу слова | Гуси-лебеди | 12 уч-60% |
На жизнь | Красная шапочка, | 5 уч-25% |
Дюймовочка | 4 уч-20% | |
На отдых | Золушка | 5 уч-25% |
На образование | Буратино | 2 уч-10% |
На личную неприкосновенность | Серая шейка | 2 уч-10% |
Красная шапочка | 18 уч-90% | |
На неприкосновенность жилища | Три поросенка | 4 уч-20% |
Волк и семеро козлят | 2 уч-10% |
Права ребенка, согласно «Конвенции о правах ребенка» | № Сказок | Сказки |
Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст.6) | 1,2,3,4,5,6 | 1. Серая шейка 2. Красная шапочка 3. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4. Перышко Финиста ясна сокола 5. Морозко 6. Маша и медведь 7. Гадкий утенок 8. Хаврошечка 9. Три поросенка 10. Заюшкина избушка 11. Волк и семеро козлят 12. Дюймовочка 13. Гуси-лебеди 14. Петушок-золотой гребешок 15. По щучьему велению 16. Никита Кожемяка 17. Колобок 18. Буратино 19. Золушка 20. Царевна-лягушка 21. Сивка-бурка 22. Лягушка-путешественница 23. Сказка о рыбаке и рыбке 24. Мороз Иванович 25. Сказка о попе и работнике Балде 26. Госпожа Метелица |
Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка, если он способен их сформулировать (ст. 12) | 7,8 | |
Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16) | 9,10,11 | |
Право на недопущение лишение свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37) | 12,13,14,15,6 | |
Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14) | 16,17 | |
Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28) | 18 | |
Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31) | 19,20,18 | |
Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинства (ст. 19,33,34) | 13,17,21 | |
Право свободного перемещения | 22,23 | |
Право работающего на справедливое вознаграждение | 24,25,26 |
Приложение № 9
Приложение №10
Приложение №11
Cуд « Гуси Лебеди ответчики или свидетели? »
Итак, начинаем.
Секретарь. – Суд идёт! Прошу всех встать! Председательствующим суда является … В состав судебной коллегии входят два народных заседателя: …
Судья. – Объявляю заседание открытым.
”Гуси-лебеди”. Они несут на своих крыльях маленького мальчика и направляются к Бабе-Яге. Что там ждет маленького пленника? В чем вина самих Гусей-лебедей? Какого наказания заслуживает главная нарушительница закона Баба-Яга?
Действующие лица:
Баба-Яга- ответчица ,
Сестричка Аленушка – свидетель,
Родители брата и сестры – истцы,
Печка – свидетель,
Яблоня – свидетель,
Молочная речка с кисельными берегами – свидетель,
1-й Гусь,
2-й Гусь,
3-й Гусь,
1-й присяжный,
2-й присяжный,
3-й присяжный,
Судья,
Адвокат Бабы-Яги,
Прокурор.
Судья: Слушается дело о похищении маленького мальчика Бабой-Ягой, которое совершили по ее поручению Гуси-лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.
Сестричка Аленушка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть с подружками и забыла про все.Я была уверена, что с братцем ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.
Родители: Мы слышали, что Гуси-лебеди пошаливают, детей маленьких, оставленных без присмотра, крадут, но в нашу деревню они еще не залетали, к тому же мы надеялись, что Аленушка не оставит братца. Но более всего мы надеялись, что Баба-Яга не осмелится пойти на такое преступление.
Печка: Я много раз видела, как Гуси-лебеди, пролетая надо мной, уносили из разных деревень то девочку, то мальчика. Что потом случалось дальше, я не знаю.
Яблоня: Я тоже видела, что Гуси-лебеди крадут детей.
Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?
Печка: А я и не знала, просто мне было бы приятно, если Аленушка съела мой ржаной пирожок.
Яблоня: Благодаря своим самым высоким ветвям я проследила, куда полетели гуси и где они опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девочке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливей, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-лебедей.
Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают почти до самой избушки на курних ножках, где живет эта Баба-Яга, и потому знала, что пока не прибежит туда Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе-Яге.
Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о маленьких детях, нужно не ждать, когда вежливо попросят, а самим спешить на помощь.
1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка, но мы же народ подневольный: что нам прикажут, то и делаем.
2-й Гусь: Первый гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, мы ничего плохого Иванушке не сделали. наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки.
3-й Гусь: Хотя мы народ подневольный, не позволили бы Бабе-Яге съесть Иванушку. Мы думали, что мальчик нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.
Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси лебеди и раньше детей уносили.
Гуси: Это не мы, это прежние, а нас только что наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе-Яге. Корма для нас в лесу не стало – экологическая обстановка стала неблагоприятной.
Баба-Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только и помогают. Где, мне дремучей старухе знать, что нельзя утащить маленького мальчика или девочку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила здесь, среди хищных зверей и птиц, а у них свои закон, свои обычаи, совсем не как у людей. Зазевались, например, Заяц , или Белка, Волк и Лиса тут как тут и потащили их к себе в нору. Эти законы леса я знаю, по ним и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.
Адвокат Бабы-Яги: Баба-Яга из сказки ‘’Гуси-лебеди’’ - законопослушная лесная житель- ница. Один из лесных законов: кто успел, тот съел. Возможно, по человеческим законом Баба-Яга ведет себя жестоко. Но, может быть, она просто хотела попугать безответственных людей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? Личность Бабы-Яги можно рассматривать как личность инопланетянки, насколько ее менталитет отличается от нормального, людского. К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. Нет никакого страшного преступления. На нет и суда нет.
1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу-Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями,, если бы к их приезду, она не нашла братца?
2-й присяжный: Незнание законов не освобождает от ответственности, в том числе и Бабу-Ягу. Тем более что с людьми общалась немало за свою долгую жизнь, знает, как они живут.
3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу-Ягу, но и гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горсти зерен заниматься такими преступными делами.
Прокурор: Баба-Яга, к счастью, не успела совершить своего замысла, поэтому и нам, видимо, не стоит лишать ее жизни. Попробуем ее перевоспитать. Надо придумать для нее добрые дела.
Слово секретаря. – Суд удаляется на тайное совещание.
Анкета «Знаешь ли ты свои права?».
Уважаемые ребята! Нам необходима Ваша помощь для проведения исследования. Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты.
1.Ваш пол и возраст?
а). мужской,________лет.
б). женский,_________лет.
2.Считаешь ли ты необходимым знать о своих правах?
Да______________________ Нет _________________ Не знаю________ 3. Нужны ли тебе права?
Да _______________________ Нет __________________ Не знаю ________
4.Знаешь ли ты свои права?
Да________________________ Нет ________________ Частично _______
5. Знаешь ли ты о существовании Конвенции о правах ребенка, принятой ООН?
а) да б) нет
6. Получаешь ли ты информацию о своих правах и где? (Отметьте, пожалуйста, в каждой строке).
Да | Нет | |
а) в семье | ||
б) в школе | ||
в) по телевидению, радио, в газетах | ||
г) в компании друзей | ||
д) другое (напишите) |
7. Отметь основные имеющиеся (на твой взгляд) права:
- право на жизнь;
- право на свободу слова;
- право на свободу действий;
- право на личную неприкосновенность;
- право на образование;
- право на отдых;
- право собственности;
- право на безопасность;
- другое_______________
8. Если твое право нарушаются, то где это происходит чаще всего?
а) в учебном учреждении;
б) в иных государственных учреждениях;
в) в семье;
г) среди друзей;
д) в общественных местах (в магазине, транспорте и т.п.);
е) другое.
9. Кто бы по – твоему мог бы помочь в защите твоих прав?
- государство;
- семья;
- психолог;
- друзья;
- адвокат;
- милиция;
- специальная служба;
- учитель;
- никто;
- не знаю.
10. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое нарушено право?
11.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
12. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
13.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
14. В каких сказках нарушается право человека владеть своим имуществом?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Кто грамотней?
Вода может клеить?
Лавовая лампа