В данной работе рассматривается сон как литературный приём.На примере произведений("Слово о полку Игореве", В.А.Жуковский"Светлана",А.С.Пушкин"Капитанская дочка", М.А.Булгаков"Мастер и Маргарита") рассматривается,какую роль играет в них сон, особенности сна: цветовая гамма,звуки,символы и художественные детали и делается вывод о роли сна в художественных произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
chemskaya_9b.docx | 48.93 КБ |
Содержание работы:
1.Сон как литературный прием (вступительное слово);
2.Таблица художественных особенностей снов;
3.Сон Святослава, его художественные особенности;
4.Сон Светланы, его художественные особенности;
5.Сон Гринева (символы, детали, цветовая гамма);
6.Сон Никанора Ивановича, его роль;
7.Выводы по исследовательской работе;
8.Заключительное слово о работе;
9.Список литературы.
Сон как литературный прием
Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий (Н.В.Гоголь «Страшная месть».)
Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев
Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.
Сон как композиционный элемент имеет свои функции:
Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.
В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
Представим это в виде таблицы. Для работы возьмем произведения древней литературы «Слово о полку Игореве» (обратите внимание, уже тогда, в 12 веке, использовали этот прием; корни этого приема уходят в глубокую древность.)
Так же мы берем балладу В.А.Жуковского «Светлана» (19 век). И произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Рассмотрим, чем обычно бывают наполнены сновидения.
Произведение | Символы | Цвет | Детали | Звуки |
Сон Святослава | Скатанный жемчуг Русская земля | Синее вино | Кровать из тиса- красного дерева | Уныли стены |
Сон Светланы | Храм |
|
с молитвою дрожащий свет | Смолкнул милый Безответный |
Сон Гринева | снежной пустыне вороты барский двор | комната слабо освещена |
| С глубоким огорчением |
Сон Никанора Ивановича | Золотые трубы Рыжий здоровяк-бородач колокольчик четыреста долларов Нечистая сила голубые глаза | Черный громкоговоритель золоченый потолок хрустальные люстры темновишневый фон золотые десятки бледный гражданин свет потух черный задник свет цветных ламп полная тьма красные горящие слова | Громкоговоритель небольшой, но богатый театр публика мужского пола с бородами Нет стульев Все на полу скользкий пол Басни Лафонтена ребенок повара в белых колпаках и с разливными ложками в руках | гулкий бас звон колокольчика крики негодования ирония в зале |
Благодаря словам и словосочетаниям, записанным в таблице, мы можем заключить, что сон Святослава предсказывает трагедию, которая произошла. Печально закончился поход князя Игоря на половцев, Застонала Русская земля.
Во сне Светланы много фантастики, Жуковский показывает борьбу мистических сил, добрых и злых, но в конце побеждает добро.
А вот в произведении А.С.Пушкина сон выполняет другую функцию: он отображает драматические события, которые произойдут в судьбе Гринева.
Во сне Никанора Ивановича отражается его повседневная жизнь, то, чем он живет, но несколько в искаженном и мистическом виде, он зациклился на четырехстах долларах, у него серьезные проблемы со здоровьем. Постоянные сновидения об одном и том же разрушают его психику.
Все сны, на мой взгляд, имеют нечто общее. Практически в каждом сне есть свои символы, художественные детали, играющие немаловажную роль, своя цветовая гамма, звуки. И роль этих особенностей колоссальна. Они многое могут передать умному читателю.
Более детальное исследование сна как литературного приема в данных произведениях позволяет расширить наши познания и сделать интересные находки.
Остановимся на сне Святослава:
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду.
Ему снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.
Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в "Золотом слове". В этом сне заложен великий смысл: призыв объединить свои силы всем князьям на Руси против половчан, врагов: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.
Святослав призывает прекратить все распри между князьями, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода. Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «Злато слово», в котором он выступает объединителем рус. князей в борьбе с врагами.
Ряд сопоставлений приводит нас к выводу, что «синее вино» - это спирт (слово «спирт» - заимствование не ранее конца XVII в.), может быть с чем-то смешанный.
Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом. Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему предписывается мудрость и способность предвидения. Таким образом, вещий ворон – преимущественно вестник несчастий и смерти.
Этот сон – предупреждение и призыв к действию.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «...вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы... На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Итак, в этом сне много символики; богатство фольклорных
традиций.
Попробуем разобраться в символике сна Светланы:
Интересен мистический сон главной героини баллады В.А.Жуковского "Светлана". В произведении нам представлена антитеза противопоставление добрых сил злым, сна-действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит.
Грань между явью и сном стерта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.
Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика сменяется тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха -оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья.
Расшифруем некоторые символы сна.
Итак, Конь – одно из наиболее мифологизированных священных животных. Оно является символом мощи, жизненной силы, а также благородства и красоты в ряде традиций. Он участвовал в различных обрядах. В то же время его считают мифическим образом смерти; он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой, иногда он олицетворяет необузданные страсти, является еще символом своеволия, упрямства.
Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.
Свет и тьма. В сказаниях славян ночь была метафорическим обозначением темных, злых нечистых сил, а восход солнца означал приход добрых, светлых, божественных сил. Ночь ассоциировалась со смертью, а день или свет – с жизнью.
«Тьма людей во храме», слово «тьма» обозначает не только большое скопление людей, оно работает на конфликт темных и светлых сил.
Вьюга, метель – образы – символы беды, разрушения, хаоса.
Вран – ворон - вещун, предвещающий несчастья, олицетворение сил зла.
«Судьба» в русском фольклоре, в славянской мифологии имеет варианты – «доля», «участь». Судьба предначертана свыше, поэтому в главном ее нельзя изменить. И пытаться ее предсказать, обойти, поиграть в прятки - словом, искушать, никому нельзя. Судьба наказывает тех людей, которые стремятся это сделать.
Луна соотносится с такими понятиями, как женщина, вода, плодородие, смерть, возрождение, ночь; кроме того, это образ становления и вечного возвращения, символ циклических процессов. Она выступает в качестве олицетворения пассивного начала, поскольку, не имея собственного света, отражает солнечный.
Луна то, что происходит при переменах.
Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе.
Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения. Различают стихийную молитву и ритуализированную в слове, жестикуляции и поведении. Бог считается существом, которое само требует, чтобы к нему в бедственных случаях обращался человек «И призови меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь меня.
Молитвы можно разделить на метрические (псалмы) и прозаические, на просительные и покаянные. Самая частая форма прозаической молитвы – это просительная, которая следует достаточно четкой схеме;
Провиденье толкуется как промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок, судьба.
Обитель – монастырь, тихое жилище
Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме».
Жребий - по жребию можно узнать о воле Божьей.
Свечка - символ очищения огнем. Свеча символизирует собой тело, защиту, свет, жизнь. Многие писатели придавали свече в своих произведениях важную роль
Дьякон – священнослужитель, поющий псалмы и окуривающий фимиамом людей в церкви;
Ангел - обозначает сверхчеловеческое существо, посредник между Богом и человеком, Есть ангелы – хранители, сопровождающие отдельного человека. Всем ангелам приписывается бесполость, бессмертие, невообразимое, сверхчеловеческое знание, духовность, образцовое, праведное поведение, как и способность появляться всюду с молниеносной быстротой.
Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются праздником молодежи по преимуществу.
Святки – время выяснения суженых и первых шагов к заключению браков, «никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские люди веселятся. Святки созданы для русских дев. В посиделках, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых».
Святочные обряды проводились по всем правилам «простонародной старины». Видов гаданий было множество. Одно из гаданий – гадание на зеркало обычно происходило в бане, а не в светлице, помещении, где нет икон. Гадание по церковным канонам считается греховным, это обращение за помощью к нечистой силе.
Еще один способ гадания, это когда «за ворота башмачок, «сняв с ноги, бросали».
Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходит на улицу и смотрят: в которую сторону обращен башмачок носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год ей замуж не выходить.
В балладе Жуковского святочный сон фигурирует, однако, в функции, противоположной фольклору; вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несущественной перед лицом веры в Провиденье. «Вещая», предсказывающая роль сна снята.
«Голубок со светлыми глазами». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности. У древних славян существовало поверие, что в голубя превращается душа умершего.
Ангелы являются обычно во сне. Видеть ангела – знак величайшей радости и счастья. Ангел – вестник. Через них Господь являл людям свою волю.
Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме»
Венец – терновый венец – символ страдания, венец свадебный – символ верности.
Итак, сон в данном произведении играет роль счастливого разрешения печальных событий.
И, наконец, попытаемся разобраться в символике сна Петра Гринева:
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.
Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика."Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать..и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах.
Сон оказался пророческим. В скором времени молодой Гринев встретил
Пугачева. Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
В ходе поисков удалось обнаружить некоторые материалы и топоре как символе:
(Восстание Пугачева было подавлено, а сам Пугачев был казнен, ему отрубили голову.)
Лужи крови могут символизировать утечку жизненной силы
Сон Никанора Ивановича:
Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя, а также являются отражением одной из смысловых линий романа – противопоставление добра и зла и мы видим, как это зло (его постоянные сновидения), мешают ему вернуться к нормальной человеческой жизни и разрушают его изнутри.
Сон Никанора Ивановича - это сатирическое изображение советской действительности, где предпочитают взятки в любом виде, с тенденцией советского общества к массовости и театральности.
Рассмотрим некоторые символы и детали, которые присутствуют в сне Никанора Ивановича:
Дверь - это важный символ. Дверь может предвещать новую возможность исследовать себя или пуститься в авантюру. Открытая дверь - сигнал к началу, закрытая дверь говорит вам, что еще не пришло время. Дверь может указывать на то, что вы вступили в новую фазу своей жизни. Дверь может символизировать неожиданное решение проблемы.
Вы должны решить эту проблему, найти выход из создавшейся ситуации (зачастую это бывает завуалировано).
Громкоговоритель - сплетни, наговоры, пересуды.
Звук колокольчиков - остерегайся болтливости.
Слышать - получить новости.
Занавески снятся к неожиданным посетителям, которые могут принести большое беспокойство; видеть во сне занавеси означает, что вам не доверяют, утаивая нечто важное.
Борода: мужественность, мужская сила, с одной стороны, и дикость, варварство, с другой стороны.
Пол является вашей основой и поддержкой. Отмечайте особенности пола, чтобы решить, какое значение этот символ может иметь для вас. Например, пол может быть таким скользким, что вы не чувствуете себя в безопасности, быстро проходя по нему. Это может означать, что вы не считаете себя способным передвигаться по жизни, не приняв мер предосторожности.
Тьма – это дополнительно противозначащий символ света, прежде всего она является олицетворением древнего начального хаоса, является прежде всего символом, далеким от божественного света, сопрягаемым с мраком потустороннего мира и врагами этого мира.
Отметим, в культуре XX века сон становится одним из ведущих образов интеллектуальных игр наряду с лабиринтом, маской, зеркалом, садом, библиотекой, книгой. Сновидение становится игровым полем, на котором осуществляется игра в сакральное.
Подводя итог всей исследовательской работе, мы отметим, что использование авторами сна как литературного приема играет важную роль. И мы убедились, что функции сна многогранны, многолики. Использование приемов сна – интересная находка для писателя
Метафорика снов становится ключом к пониманию идейного содержания произведений, авторской позиции.
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием.
Я коснулась в своей работе трех произведений, в которых использован сон как литературный прием. То, что я узнала для себя, очень увлекательно и познавательно. Открывается безграничное поле деятельности для находок, которые позволяют глубже проникнуть в идейный замысел произведения.
Список использованной литературы:
1.«Слово о полку Игореве» Издательство «Просвещение» 2007 год;
2.В.А.Жуковский баллада «Светлана» Русская литература, издательство «Дрофа», Москва 2009 год;
3.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Санкт – Петербург, «Искусство-СПБ», 2007 год;
4.М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» серия «Библиотека отечественной классики», издательство «Дрофа» 2003 год.
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем тыкву
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Выбери путь
Простые летающие модели из бумаги