Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе мы рассмотрели образ Марии в искусстве, во второй главе - образ Богородицы в Творчестве Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Бунина. В заключении подводятся итоги и обобщаются результаты исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
molyashchayasya_o_vsem_mire.doc | 137.5 КБ |
npk_bogorodica.ppt | 660.5 КБ |
Научное общество учащихся «Поиск»
Молящаяся о всем мире.
Образ Богоматери в творчестве поэтов
Серебряного века.
Автор: Алиева Екатерина Руслановна
Класс: 10 класс
Школа: МКОУ «Могильно-
Посельская СОШ»
Руководитель: Соболькова Наталья
Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Могильно-Посельск - 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Образ Девы Марии в искусстве 5
Глава 2. Образ Богородицы в творчестве поэтов Серебряного века 9
2.1. Образ Богородицы в творчестве А.Ахматовой 9
2.2. Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать» 12
2.3.Образ Богородицы в творчестве М.Цветаевой 14
2.4. Образ Богородицы в творчестве С.Есенин 15
2.5. Образ Богородицы в творчестве Блока 17
Заключение 28
Библиография 29
Введение
Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубинах истинного поэта и истинного читателя.
Епископ Иоанн Шаховской
Двадцать веков прошло с того дня, когда Дева Мария после земной Своей жизни, полной несказанной скорби, мук и унижений, на руках Пресветлого Сына Своего была вознесена к великому Престолу, коронована на чудное Царство Небес. И эти века бессильны были умалить восторг человечества перед тихой Святыней Пресвятой Богородицы...
Почитание Божией Матери на Руси - это явление особое, это образ, невероятно дорогой для каждого православного. “Матушка-Заступница!” - говорим мы, взывая к Ней. Ее называем Милостивой, Благодатной, Всех Скорбящих Радостью, Скоропослушницей, Отрадой и Утешением. К Ней обращаем самую, наверное, задушевную и трогательную молитву:
Богородице, Дево, радуйся,
Благодатная Мария, Господь с Тобою...
Актуальность темы продиктована тем, что Образ Богоматери занимает особое место в русской культуре и литературе. В России огромное количество богородичных храмов, множество икон и фресковых циклов, обширнейший литературный пласт сказаний и христианских легенд о Богородице и Её иконах.
И это не удивительно, ведь не было, и нет на Руси имени более благоговейно произносимого, любимого и прославленного после Господа, нежели Пресвятая Дева. Исстари священен был в нашем государстве культ матери. Культ же Матери Божией всегда был культом высшей святости, воплощением всех христианских добродетелей. И в то же время наши предки воспринимали Богородицу как общую - любимую и почитаемую - Матерь, близкую и родную, Заступницу перед Богом. Пресвятая Дева всегда была для русского человека как бы самым справедливым мерилом совести. Свою любовь и преклонение перед Ней русичи - богатые и бедные, цари и простолюдины - выражали не только в молитве, они строили в Ее честь храмы, часовни, монастыри.
Поэтому не могли русские поэты и писатели не обратиться в своем творчестве к образу Богородицы, не воспеть Ту, Которая является “честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим”. Кроме того, между истинной поэзией и молитвой есть большое родство. Может быть, поэзия вообще когда-то очень давно родилась из слов молитвы, ведь так же парят и возносятся к запредельному рифмованные строки, облеченные в образы и отточенные в прекрасные формы, как и простые безыскусные слова молитвы, которыми любящая душа взывает к Богу и Пречистой Деве.
Объектом моего исследования избран образ Богородицы, представленный в произведениях поэтов Серебряного века. Предмет исследования - своеобразие отражения образа Богородицы в стихотворениях поэтов: Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Есенина, Блока.
Цель работы состоит в том, чтобы на материале литературных произведений указанного периода проследить жанрово-стилевые особенности воплощения образа Богородицы. Поставленной целью определяются задачи исследования :
1. Рассмотреть образ Девы Марии в искусстве.
2. Анализ поэтических произведений Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Есенина, Блока с точки зрения раскрытия в них образа Богородицы.
3. Рассмотреть стилистические средства, при помощи которых в литературных произведениях создается образ Богородицы.
Работая над данной проблемой, я пользовалась следующими методами: изучение публицистики и научно-популярной литературы; изучение и анализ стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Блока, Бунина.
Новизна моей работы заключается в выборе самого объекта исследования.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе мы рассмотрели образ Марии в искусстве, во второй главе - образ Богородицы в Творчестве Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Бунина. В заключении подводятся итоги и обобщаются результаты исследования.
Глава 1.Образ Девы Марии в искусстве
К Ее иконе в час молитвы,
Из грешных, кто ни припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?
И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, —
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.
И утолив мирян печали
Святою мерою сполна.
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
В. Чуприна
У благочестивой немолодой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария.
Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. В Храме Марию встретил первосвященник Захария. Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.
Однажды Дева Мария читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева примет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда явился перед ней посланный с небес Богом архангел Гавриил и сообщил Марии благую весть о грядущем рождении от неё Спасителя.
Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.
Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.
Люди изображали Богородицу в разные исторические времена в разных культурах.
Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Родившаяся от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».
Это предание подтверждается разными историческими документами и в равной мере признается как Православной Церковью, так и католической.
Самые ранние изображения Богородицы мы встречаем на стенах римских катакомб. Их оставили первые христиане которые вынуждены были скрываться от преследования римских властей. В годы гонений они строили подземные сооружения (катакомбы), которые служили и местом захоронения христиан, и местом совершения христианских богослужений.
После официального признания христианства императором Константином, христиане стали строить великолепные храмы, которые украшали мозаиками.
Во времена Византийской империи главным собором был собор Святой Софии в Константинополе. Он был построен во времена правления императора Юстиниана в середине VI века н.э. В этом соборе под самым куполом над алтарем изображена Богородица с Иисусом Христом на коленях.
11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи в Константинополь и посвятил этот город Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии.
К нам на Русь православие пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.
Сразу после крещения Руси князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов, дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве. Над алтарем этого собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.
На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо. Она всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская икона Божией Матери»
«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».
На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.
В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».
Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.
В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.
Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.
Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.
Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям.
Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.
Также в отличии от восточной традиции, на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.
Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.
В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Богородицы. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.
Глава 2. Образ Богородицы в творчестве поэтов Серебряного века.
2.1.Образ Богородицы в творчестве А.Ахматовой
Ахматова в своей поэзии обращается к самому высокому, самому пронзительному из всех, которые знало когда-либо человечество, образцу материнского страдания — к страданию Матери. Материнская любовь — земной аналог глубоко укорененному в душе человека архетипа Богородицы.
Несмотря на то что Ахматова, как верующая христианка, почитала Деву Марию, образ Богородицы встречается в творчестве Ахматовой не часто. Впервые он появляется в поэзии Ахматовой в 1912 г., в год рождения сына:
„Загорелись иглы венчика
Вкруг безоблачного лба…“
Возникнув через два года в пророческом стихотворении „Июль 1914“, образ Божией Матери встретится уже только в начале 20-х годов — в поминальном оплакивании „Причитание“ (1922) и плаче-причитании „А Смоленская нынче именинница…“ (1921), а затем надолго уйдет из творчества Ахматовой. Тем примечательнее его появление в „Реквиеме“. Центральная оппозиция „Реквиема“ „мать-сын“ неизбежно должна была быть соотнесена в сознании Ахматовой с евангельским сюжетом, а страдания матери, которую „разлучили с единственным сыном“,— со страданиями Матери Божией. Поэтому образ Богородицы в „Реквиеме“ является не просто лишь одним из „ликов“ героини, он требует своего осмысления как один из главных, а может быть и главный, образ поэмы. Обращение к образу Божией Матери помогло Ахматовой обозначить истинный масштаб происходящего, подлинную глубину горя и страдания, выпавших на долю Матери узника ГУЛАГа,— и таким образом создать монументальное эпическое обобщение. Показательно, что в „Реквиеме“ образ Богородицы появляется не только в сцене Распятия, т. е. тогда, когда поэт обращается непосредственно к евангельском) сюжету. Образ этот венчает поэму. Его появление в „Эпилоге“ символично:
„Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов“ .
Упоминание о „широком покрове“ в „Эпилоге“ поэмы заставляет вспомнить другой образ — из стихотворения 1922 г. „Причитание“:
Провожает Богородица,
Сына кутает в платок,
Старой нищенкой оброненный
У Господнего крыльца.
Но еще раньше образ Богородицы, расстилающий „широкий покров“ „над скорбями великими“, возникает в финале стихотворения „Июль 1914“:
„Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат“
В стихотворении „Июль 1914“, написанном на второй день после объявления войны 1914 г., с образом Богородицы связывались надежды автора на заступничество и избавление от бед, нанесенных вторжением неприятелей в родную страну. В „Причитании“ смысл появления образа Богородицы иной: этот „скорбный плач о пострадавших за веру, о богооставленности русского народа“8 явился, как считает Л. Г. Кихней, ответом на изъятие церковных ценностей из храмов в 1922 г. Именно поэтому в числе других святых покидает храм и Богородица. Обе смысловые линии: мысль о богооставленностп народа русского и надежда на избавление страны от власти тирана — соединяются в „Реквиеме“ в образе Божией Матери. Во всех трех текстах образ Богородицы — той, что расстилает „над скорбями великими плат“, и той, что „сына кутает в платок“, и той, что соткала „широкий покров“,— появляется и как напоминание о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы, „религиозный смысл которого — молитвенное предстояние Богоматери за мир“ .
Образные переклички „Эпилога“ и более ранних произведении Ахматовой окончательно убеждают в том, что за финальными строчками поэмы возникает образ Божией Матери, однако на сен раз — и это логичное завершение основной идеи „Реквиема“ — в роли Богородицы выступает сама героиня: „Для них соткала я широкий покров…“. Безусловно, семантическое пространство поэмы актуализирует и контексты названных произведении. Особенно важным с этой точки зрения оказывается диалогическое взаимодействие „Реквиема“ со стихотворением „Июль 1914“. Подключение основных смысловых импульсов стихотворения к поэме заставляет прочитать ее в аспекте „сбывшихся пророчеств“ и „последних сроков“. Заметим: если в 1914 г. слова „одноногого прохожего“ могли восприниматься еще как пророчество: „сроки страшные близятся…“, то в 1940 г. у Ахматовой уже были все основания горько и обреченно констатировать очевидное: „Предсказанные наступили дни“ (1917). Апокалиптические мотивы „последних сроков“, „опрокинутые“ в пространство 30-х годов, обретают в „Реквиеме“ новый смысл, становятся прямой проекцией реальности.
2.2.Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать»
Портретные изображения в произведениях И.А.Бунина — это не столько описание внешности, так или иначе характеризующей героя, это не только отражение его внутреннего мира, — это прежде всего результат работы над внутренним миром. Это запечатленная духовная динамика. Поэтому активное использование иконописных образов и сюжетов в творчестве И.А. Бунина вполне логично (стихотворения: «Мать», «Новый храм», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Саваоф», «Михаил», «Бегство в Египет», «Канун Купалы»; рассказы: «Святитель», «Ночь отречения», «Преображение», «Прекраснейшая солнца» и т.д.). Образ Богородицы в этом перечне занимает особую нишу: И.А. Бунин прямо или опосредованно, используя ассоциативный ряд, вводит образ покровительницы, Матери всего мира, подарившей человечеству Спасителя и спасение, мудрость и надежду. Поэт верит в Божественное сострадание Человеку на его бесконечно сложном жизненном пути.
И.А. Бунин не дидактичен в создании иконописных образов, часто они и не заявлены как библейские ни в названии, ни в сюжете произведения. Однако автор так воплощает их, что становится очевидным: художественное содержание имеет непосредственную связь со Священным Писанием. Так, в стихотворении «Мать» (1893) перед читателем открывается ночная картина бурана, затерянного в степи хуторка, мертвого дома, образ матери, укачивающей ребенка на руках.
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом –
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь — не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…
Бытовая, на первый взгляд зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенную философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание своему ребенку передано как заступничество Богоматери за весь род человеческий, попавший в бесконечный жизненный буран.
Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,–
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
Описание бурана, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, стремящейся сохранить огонь свечи и старинную книгу — все эти мотивы соединяются в драматический сюжет, максимально обобщенный, передающий картину мира и определяющий место человека в нем. Тема мировой катастрофы, мирового страха перед угрозой гибели, перед всеобщим бураном и материнское заступничество Богородицы за всех живущих достаточно представлена в поэзии И.А. Бунина («Мать» (1893), «Канун Купалы» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.). Используя канву евангельских сюжетов, а порой иконописное изображение, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественное покровительство. Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.
Особо отметим роль анафоры и многоточий, которые вместе с многочисленными глаголами несовершенного вида («бушевали», «заметали», «заносили», «врывались» и т.д.) создают неограниченное временное пространство в произведении: как бесконечна смена дня и ночи («и дни и ночи»), так бесконечен жизненный буран, так верна, хрупка, и в то же время абсолютно надежна в нем «мерцающая свеча», дающая веру и надежду на защиту и покровительство в этом сумрачном мире. Показательно, что в тексте один единственный глагол употреблен в совершенном виде, и это глагол «заслонила». Таким образом, И.А. Бунин подчеркивает изначальное, несомненное, абсолютное заступничество Божьей Матери. Отсюда и интонационное противопоставление: нарочитая анафора первой строфы (подчеркивающая и будто повторяющая завывание ветра) вдруг обрывается противительным союзом «но» и почти библейским оборотом «но был огонь — не угасая…» (Ср. с текстом Евангелия: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин., 1:5)).
Как мы видим, образы дома, книги и свечи имеют особое значение для понимания текста. Безусловно, свеча — символ веры, «старинная книга» имеет достаточно прозрачную аллюзию на Книгу Книг, а образ дома ассоциируется с понятием души человека; и спасти этот дом может лишь «мерцающая свеча» — вера в Божественное сострадание.
Особую эмоциональную нагрузку несет строфическое оформление текста. Стихотворение состоит из 3 строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней — 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными катренами пятистишие, в котором конкретное вырастает до размеров вселенского, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминационный момент произведения.
Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом нарастал, —
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направлена на создание поэтизированного иконописного образа. Само изображение дается последними 4 строками (как развязка сюжета), в которых образ Богородицы с младенцем становится очевидным. В этой связи особое обобщенно-символическое значение приобретает название стихотворения. Мать как заступница всех попавших в жизненный буран и нуждающихся в сострадании. Иконописное изображение, подготовленное динамикой и драматизмом сюжета, дается не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанному, не только как запечатленный драматический сюжет, но и как открытие, как озарение для заблудившихся в буране жизни, как необходимый для спасения духовный маяк. Динамика стихотворения внезапно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем передано изображение двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка вдруг обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы в контексте стихотворения портрет преобразился в иконописный лик:
И до утра не раз слезами
Ее усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами…
Так, эпический сюжет в поэтическом тексте в сочетании с пейзажной зарисовкой, рядом символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов оказывается средством создания не просто конкретно очерченного портрета героини, а служит для воссоздания и как бы «оживления» иконописного образа, переданного в движении, в динамике.
Таким образом, в стихотворении «Мать» И.А. Бунин раскрывает не только тему Апокалипсиса и заступничества Богородицы за род людской, а путем преобразования драматичного лирического сюжета в живописное портретное изображение, он воссоздает иконописный сюжет, и тем самым конкретный лирический образ женщины превращается в образ Богоматери — заступницы всех страждущих, Матери мира, которая слышит всех и плачет обо всех заблудившихся. Так предельно конкретно-бытовая сюжетная коллизия преобразуется в портретную зарисовку, а затем, путем волшебного художественного слова, вырастает до максимальной степени обобщение и символического толкования.
2.3.Образ Богородицы в творчестве М.Цветаевой
Для Цветаевой Богоматерь – олицетворение жалеющей Матери, заступницы. В 1917 году в стихотворении «Уж и лед сошел, и сады в цвету» Марина Цветаева создает собственный образ Богородицы. Интересно, что Богородицын день – суббота, и М. Цветаева тоже родилась в субботу.
Образ Богоматери близок молодому поэту; она всегда стремилась к Богородице как к матери, которую рано потеряла. Актуальность этого персонажа прослеживается и тогда, когда у Марины Цветаевой рождается собственная дочь ( в связи с ее воспитанием).
В дневнике четырнадцатого года поэт записывает разговор с хозяйкой и своей сестрой. Хозяйка спрашивает: «Вы христианки?.. Значит, вы верите в Божью матерь и ангелов?». Такое отношение было понятно и самой Цветаевой, для нее вера в Бога – это любовь и к Богоматери.
В статье Бердяева «Русская идея» он пишет: «Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Народ больше чувствовал близость Богородицы – заступницы, чем Христа. Христос – царь небесный, земной образ его мало выражен. Личное воплощение получает мать - земля».
Образ Богородицы сливается у М. Цветаевой с образом матери сырой земли, что не приемлемо для православного сознания:
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
(«Москва, какой огромный…»)
Этот отрывок характеризует верность поэта русской земле, ее освящение в сознании, вечной привязанности к ней.
Веселовский писал о том, что в русских лирических песнях наиболее характерны стояния у реки возлюбленных именно на заре: утренней или вечерней. Связано это с тем, что в каждой девушке заложено материнское начало, она способна к зачатию новой жизни, нового Дня для человека, нового Человека. К народному поверью и восходит цветаевское понимание Богородицы…
Так через все творчество поэта прошел равномерно развивающийся образ Матери, все более «обнимающий»; это также вертикальный образ: он и на небе, и на земле, и в каждой матери. Мотив Богоматери для Цветаевой – значащий элемент лирики, особенно касающейся наиболее сложных периодов ее жизни.
2.4. Образ Богородицы в творчестве С.Есенина
Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским традициям, но и традициям иконописи. В поэме «Микола» поэт создает такой ее образ:
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать:
«Клюйте, ангельские птицы:
Колос – жизненный полет».
Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе дольнему миру, чем горнему. С земли молится о благополучии христиан.
Уже в этом раннем стихотворении Есенина отразилась характерная для него особенность использования христианской символики. Спасителя, Богородицу, святых угодников Есенин сводит с небес на землю и погружает в мир крестьянского быта и труда.
Господь в облике нищего идет пытать людей в любви, пророк Исайя пасет златых коров («О пашни, пашни, пашни»…); где-то в глубине России Господь едет на рыжем ослике, и сосны и ели, приветствуя его, кричат: Осанна! («Сохнет стаявшая глина»…).
Тема крестных мук и воскресения России и в ней всего мира продолжается в поэме «Иорданская голубица». При анализе ее обращалось внимание, прежде всего на известные строки:
Небо – как колокол,
Месяц – язык.
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Между тем в следующей же строфе Есенин утверждает:
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.
Вновь появляется тема гибели России в революции ради утверждения вселенского братства, то есть всемирного воскресения и ее воскресения.
В революции Россия принимает новое крещение. Мысль эта подтверждается образом иорданской голубицы (голубя):
Вот она, вот голубица,
Севшая ветру на длань.
Снова зарею клубится
Мой Иордань, -
То есть образом духа святого, который, по Евангелию, снизошел на Иисуса во время крещения его в водах Иордана. С ним связан и образ России – луговой Иордани – очень емкий образ. Образ луговой Иордани перекликается со знакомым нам по ранним стихам картинами патриархального крестьянского мира, где среди сел, лугов и злачных нив бродят святые угодники («С дудкой пастушеской в ивах// Бродит апостол Андрей»), а на краю села «Мати пречистая дева// Розгой стегает осла». В поэме «Иорданская голубица» Есенин рисует картины воображаемого крестьянского рая.
Итак, даже беглый взгляд на послереволюционное творчество поэта позволяет сказать: Есенин метался от неприятия насилия и крови, которые несет революция, к апологетике стихии разрушения как необходимого условия созидания новой райской жизни на земле, от утверждения христианских ценностей любви и милосердия к проповеди новой религии.
Страстно мечтал Есенин вывести Россию на новую колею, но очень смутно представлял себе, что это за колея. Вместо сказочной райской страны Есенин увидел разрушенную Россию. Действительность оказалась иной. Этим трагическим противоречием и объясняется духовный кризис поэта. Ушла, умерла старая Русь и с ней все пропитанное живым, свежим, луговым духом и ароматом.
2.5. Образ Богородицы в поэзии А.Блока
В апреле 1901 года Блок испытывает «совершенно особое состояние», на холодных весенних закатах в пустынном поле за Старой Деревней стала «явно являться» Она, которая чуть позже будет названа в стихах Таинственной Девой, Прекрасной Дамой, Владычицей Вселенной, Величавой Вечной Женой.
Этот центральный образ блоковской лирики, по словам самого поэта, «принимает неземные черты», становится едва уловимым «лучезарным виденьем». Стремясь передать свое внутреннее состояние, Блок пишет:
И весь исполнен торжества,
Я упоен великой тайной...
Весной же 1901 года, на Пасху, мать дарит ему книгу стихов Владимира Соловьева, в которых он находит ответы на главные свои вопросы и которые проясняют ему его новые переживания и провидения:
Мне – мировая разгадка
Этот безбрежный поэт.
Под впечатлением апрельских видений Блок сразу же пишет стихотворение «В день холодный, в день осенний…», в котором он предсказывает возвращение в «осенний день» на то место в поле за Старой Деревней, где весной 1901 года поэту «провиделась» Она:
В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.
И действительно, поэту суждено было прийти на то место в поле за Старой Деревней в середине сентября 1902 года, но не «потухшим» и «усыпленным душой», «измененным злыми законами времени», а с душою прежнею, живою, воскресшею в молитве. Об этом свидетельствует следующее стихотворение:
В городе колокол бился,
Поздние славя мечты.
Я отошел и молился
Там, где провиделась Ты.
Слушая зов иноверца,
Поздними днями дыша,
Билось по-прежнему сердце,
Не изменялась душа.
Всё отошло, изменило,
Шепчет про душу мою...
Ты лишь Одна сохранила
Древнюю Тайну Свою.
15 сентября 1902
Автор счел важным указать, что описываемые в стихотворении события произошли в воскресенье. Душа поэта сохранилась, спаслась, воскресла с новой силой, победив смерть и тление, несмотря на то, что «всё отошло, изменило». Изменились мечты, пришли иные дни, изменился мир вокруг, но прежняя юная душа осталась жива, она сохранилась, сердце билось по-прежнему.
Таким образом, Блок затрагивает тему спасения души, что придает произведению христианский характер.
Поэт остался молитвенно предан своему идеалу, верен носимой в сердце Древней Тайне, невольно ассоциирующейся с древней православной Родиной и сохраненной только Той, что ему некогда являлась не в городе, а в поле за Петербургом. Он не изменил, не пошел на зов иноверца, на звук его колокола, который имеет в стихотворении особое символическое значение. Знаменательно, что Блок пишет в тот же день 15 сентября 1902 года еще одно стихотворение:
Стремленья сердца непомерны,
Но на вершинах - маяки.
Они испытаны и верны,
И бесконечно далеки.
Там стерегут мое паденье
Веселых Ангелов четы.
Там лучезарным сновиденьем
В лазури строгой блещешь Ты.
Призвал ли я Тебя из праха,
Иль Ты Сама ко мне сошла,
Но, неизведанного страха,
Душа, вкусивши, замерла...
Это стихотворение было впервые опубликовано в 1908 году, однако в тетради автографов заканчивалось восьмистишием, не вошедшим в печатный текст:
Я жду чудес. Одним избуду
Свою завистливую тьму.
Но это таинство и чудо
Я не открою никому.
Здесь тайны все мои велики
И все неведомы мечты.
Там – Богородичные Лики,
Веселье Ангелов – и Ты.
Здесь поэт, говоря о Богородичных Ликах и веселье Ангелов, прямо указывает на имя Той, что «лучезарным сновиденьем» блещет в строгой лазури. Это – Богородица. При чтении последних строк невольно приходит на память Песнь 9-я Канона ко Пресвятой Богородице: «Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными лики Тя величaюще».
Трудно сказать, почему заключительное восьмистишие не вошло в печатный текст. Возможно, оно было опущено по указанию редактора издания.
Интересно, что на протяжении сентября 1902 года, т. е. в период написания вышеприведенных стихов, Блок часто обращается к евангельской тематике и, прежде всего, к Воскресению и Рождеству. Так, 11 сентября 1902 он пишет стихотворение, первоначальный вариант которого был переработан в мае 1918 года и озаглавлен «Дума о сыне». Оно посвящено глубоким переживаниям Богоматери, связанным со смертью, погребением и воскресением Спасителя. Последние три строфы его в окончательной редакции звучат так:
А люди, не зная святыни,
Искали на бледном лице
Тоски об утраченном сыне,
Печали о раннем конце...
Она же, собравшись в дорогу,
Узнала, что жив ее сын,
Что где-то он тянется к Богу,
Что где-то он плачет один...
И только последняя тягость
Осталась — сойти в его тьму,
Поведать великую радость,
Чтоб стало полегче ему...
Блок стремится передать особый характер страданий Богоматери и, прежде всего, божественный план этих страданий. В то время, как остальные люди, не зная святыни (первоначальный вариант: не помня святыни) и не поверив сразу в завещанное Спасителем Воскресение, считали Его безвозвратно ушедшим, Богородица первой своим материнским сердцем почувствовала, что Сын ее жив, что Он как Сын Божий восходит к Отцу своему небесному, что Он еще страдает, но теперь из-за неверия людей, – вдруг Его жертва оказалась напрасной, ведь без человеческой веры она не имеет никакого смысла. И Она как Мать и как первый человек стремится поведать Ему Свою «великую радость» Его Воскресенья, в котором Она не сомневается. Так Ему «станет полегче».
Безусловно, это стихотворение как символистское произведение может быть глубинно соотнесено и с матерью земного человека, которая, утратив сына и будучи духовно приобщенной к святыне, провидит его грядущее воскресение и молится о спасении его души.
Несколько позже, 23 сентября 1902 года, Блок пишет стихотворение, посвященное Рождеству:
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.
Поклониться новорожденному Христу спешат «и старец важный, // И царь, и отрок, и жена». Отражая в стихотворной форме это евангельское событие, Блок дает волю художественному воображению. В конце стихотворения, как знамение, среди толпы возникает «в холодной маске, на коне» призрак Иуды Искариота, у которого на губах увидели улыбку. В данном случае Иуда символизирует Сатану, который вошел в него во время Тайной Вечери, и который, безусловно, был незримым свидетелем Рождества Спасителя. Однако, именно это отступление от традиционного канонического повествования, по всей видимости, привело к тому, что цензор удалил стихотворение из корректуры июньского номера журнала «Новый Путь» за 1904 год.
Одно из центральных мест в цикле «Стихов о Прекрасной Даме» занимает следующее хорошо известное стихотворение, написанное 25 октября 1902 года:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Духовная сила этих стихов, знаковые художественные детали – «темные храмы», «мерцанье красных лампад», «образ», «ризы Величавой Вечной Жены» и, наконец, прямое обращение «О, Святая, как ласковы свечи, // Как отрадны Твои черты!» заставляют увидеть в образе Величавой Вечной Жены Богородицу. Готовность к рыцарскому служению Ей вызывает у Блока художественно-историческую ассоциацию с Прекрасной Дамой периода средневековья. В деталях стихотворения узнаётся знаменитый образ Богородицы из Казанского собора в Петербурге, где в первые годы ХХ века часто бывал Александр Блок.
Заметим, еще в начале прошлого века В. Журин отмечал, что образ Вечной Жены в стихотворении настолько одухотворен, что «невольно отождествляешь Прекрасную Даму поэта с Богоматерью» (Сборник студенческого литературного кружка при Императорском Казанском университете. Казань, 1915. С. 37).
В августе 1905 года поэтом было написано глубоко православное по духу стихотворение: «Девушка пела в церковном хоре»
Хотя в тексте и нет прямого указания на имя Пресвятой Девы, мы чувствуем опосредованно ее присутствие. Девушка в белых одеждах, поющая в хоре, молящаяся «о всех, забывших радость свою», является прообразом Богоматери. Ее белое платье ассоциируется с чистотой и девственностью Царицы Небесной.
Невольно вспоминается Кондак Покрова Божией Матери: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».
Опосредованно в стихотворении присутствует и Богомладенец. Его прообразом является причастившийся у Царских Врат плачущий ребенок, устами которого Христос предвещает череду трагических событий.
Тема страдающей Родины и в то же время бессмертной Души России находит свое точное и образное отражение и в более позднем стихотворении «Коршун», написанном 22 марта 1916 года, то есть накануне роковых для России событий.
В этом стихотворении также незримо присутствует, «дышит» образ Божией Матери, ибо в русском религиозном сознании Богородица всегда являлась покровительницей материнства, заступницей женщин. В первой строфе мотив матери, кормящей, взращивающей сына, обреченного нести крест, безусловно, имеет евангельские корни.
Подобный народный мотив отношения к Царице Небесной мы находим и в поэме «Двенадцать»:
Старушка убивается – плачет…
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!
Заметим при этом, что старушка является первым возникающим в поэме, открывающим ее персонажем.
Особое место в творчестве поэта занимает цикл «Итальянские стихи», написанный в 1909 году. В нем несколько стихотворений непосредственно посвящены Богоматери, Деве Марии. Для этих стихов характерно глубокое сопереживание душевным мукам, духовному подвигу Богородицы.
Так, три последние строфы стихотворения «Благовещение», написанного в Перудже и Сполето, с полной силой передают абсолютную покорность Девы Марии выпавшему Ей жребию и Ее предчувствие вселенской скорби о крестных страданиях Сына, призванного принести себя в жертву во имя спасения человечества.
Последняя строфа – гимн высшей любви, какая только может существовать во Вселенной. Латинская фраза означает: «Идите прочь, непосвященные: здесь свято место любви».
В стихотворении «Успение», написанном 4 июня 1909 года в Сполето, автор использует совершенно неожиданное построение. От вечерней зари до утренней перед нами как бы проходят все главные вехи жития Пресвятой Девы: Благовещение, Рождество с ожившими образами трех царей и «уже седыми» пастухами и, наконец, Воскресения Христова с поглощенными ночной мглой стражами Гроба Господня и сидящим на камне ангелом. Пение ручья и цветение миндаля знаменуют собой Воскресение, которому поэт уподобляет чудесное восхождение в Небесную Славу души Богородицы, обретшей после Успения нетленность и неразрывно связанные друг с другом особую духовную и телесную красоту:
Её спелёнутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.
Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.
Златит далёкие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.
Их привела, как в дни былые,
Другая, поздняя звезда.
И пастухи, уже седые,
Как встарь, сгоняют с гор стада.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарёю
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поёт ручей, цветёт миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит в даль.
Последние две строки вызывают в памяти припев праздника Успения в православных храмах: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо». В целом стихотворение оставляет ощущение торжества жизни над смертью и созвучно с Тропарем: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Особая молитвенная исповедальность отличает стихотворение «Мадонна да Сеттиньяно»:
Встретив на горном тебя перевале,
Мой прояснившийся взор
Понял тосканские пыльные дали
И очертания гор.
Жёлтый платок твой разубран цветами -
Сонный то маковый цвет.
Смотришь большими, как небо, глазами
Бедному страннику вслед.
Дашь ли запреты забыть вековые
Вечному путнику - мне?
Страстно твердить твоё имя, Мария,
Здесь, на чужой стороне?
3 июня 1909
Через встречу с образом Девы Марии на горном перевале в Италии поэт понял душу тосканской земли. В стихотворении Блок прямо называет имя своей водительницы. Он и на чужой стороне хочет постоянно пребывать с именем Марии на устах, но как странник, преданный России, молитвенно просит Ее об этом.
В петербургской квартире Блока среди многих православных икон Богородицы есть и фоторепродукция «Скорбящей Мадонны» итальянского художника Джованни Баттиста Сальви по прозвищу Сассоферрато, приобретенная Александром Блоком в 1902 году за сходство изображения с его невестой Любовью Менделеевой. Фоторепродукция всегда висела у поэта в кабинете, и в этом отразилось его человеческое и поэтическое стремление видеть в каждой женщине, а тем более в своей возлюбленной, Богородичное начало.
Мы знаем также и блоковский пролог к поэме «Возмездие», где есть такие строки: «Но ты, художник, твердо веруй // В начала и концы. Ты знай, // Где стерегут нас ад и рай. // Тебе дано бесстрастной мерой // Измерить все, что видишь ты».
Поэтому самые последние строки (не стихи, а именно строки), оставленные поэтом на письменном столе, были адресованы не Любови Дмитриевне, а Марии, его Истинной Музе. В них поэт просил у Марии прощения, что не смог совершить того, что должен был совершить. И думал он тогда, как и раньше, как и 31 августа 1914 года – в самом начале Первой мировой войны, конечно, о Марии:
Разлетясь по всему небосклону,
Огнекрасная туча идет.
Я пишу в моей келье мадонну,
Я пишу - моя дума растет.
Вот я вычертил лик ее нежный,
Вот под кистью рука расцвела,
Вот сияют красой белоснежной
Два небесных, два легких крыла...
Огнекрасные отсветы ярче
На суровом моем полотне...
Неотступная дума всё жарче
Обнимает, прильнула ко мне...
Они не могли не знать и не слышать друг друга – поэт-пророк, отдавший всего себя России и оставшийся с ней до конца, до воспаления внутренней оболочки Сердца, и Пресвятая Владычица наша Богородица, Царица и Небесная заступница Земли Русской
Заключение
Далеко не полный перечень художественных произведений по данной теме входит в предлагаемый обзор, но и в нем отражается разнообразие имен авторов. Несмотря на то, что эти авторы очень по-разному относились к религии, все они посвятили Богородице множество удивительных по красоте строк.
Проанализировав ряд стихотворений, мы пришли к следующим выводам:
1. Каждый из данных поэтов в своём творчестве обращался и создавал образ Богородицы.
2. Мотив Богоматери для поэтов этого периода – значащий элемент лирики, особенно касающейся наиболее сложных периодов их жизни.
3. Образ Богородицы сливается у поэтов с образом матери. Богородицу любят и почитают за то, что Она - пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы -- теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.
4. Богородица – заступница земли русской.
Анализ стихов позволил сказать, что в восприятии русского народа «на плечах Богородицы держится мир» .
Философы и культурологи считают, что русский человек обращает слова своей молитвы к Богородице, потому что считает себя недостойным, слишком грешным, чтобы обращаться сразу к Христу. Ведь Христос — это и любовь и справедливость, тогда как Его мать — это только любовь, ни о чем не спрашивающая и ничего не требующая. Эту особенность мировоззрения русского человека подчеркивал H.A. Бердяев, говоря о том, что «Русская религиозность - женственная религиозность . Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы»; «Русская земля больше связывает себя с заступничеством Богородицы, чем с путем Христовых страстей» (Бердяев H. А. Судьба России. — М., 1990.)
Прошли века — ничего не изменилось. Библейские темы и образы не стали менее актуальны в искусстве, а, наоборот, получили наивысшую степень остроты. Наверное, это вселяет надежду в то, что человек не деградирует, а, напротив, находится в поиске ответов на все те же вопросы и проблемы, которые волновали людей с древних времен: о добре и зле, о любви и ненависти, о прощении и выборе и многие другие.
Две лягушки
Пустой колос голову кверху носит
Какая бывает зима
Чья проталина?
Соленая снежинка