Актуальность данной работы состоит в соответствии проекта требованиям современного общества и социального заказа на воспитание социально активной личности, самодостаточной , социально адаптированной к современным социальным условиям, играющей важную роль в общественной жизни поселка посредством работы в составе творческого сообщества,издающего периодическую школьно-поселковую газету "Содружество" , которая стала для населения поселка альтернативным сриедством массовой информации, освещающим более подробно в сравнении с центральными газетами события общественной жизни своего поселения.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа»
Городищенский район Волгоградская область
Областной конкурс
социальных проектов
Номинация «Мой выбор»
Школьно-поселковая газета «Содружество» как средство массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях муниципального Самофаловского сельского поселения.
Выполнили: Насиров Эмин / 10 класс/, Юдкина Марина /8 класс/, Гаврилова Елизавета /8класс/, Михайлова Светлана /8 класс/.
Руководители проекта:
учитель географии Петухова Елена Владимировна,учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна,
учитель русского языка Камышова Инна Алексеевна,
учитель начальных классов Куляева Лидия Александровна,
учитель информатики Волкова Татьяна Васильевна.
Волгоград 2013
Название проекта
Школьно-поселковая газета «Содружество» как средство массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях муниципального Самофаловского сельского поселения.
Вид проекта – социальный
Тип проекта – образовательный
Проект рассчитан на жителей п. Самофаловка
Заказчик проекта – МБОУ «Самофаловская сош», Администрация муниципального Самофаловского сельского поселения
Руководители проекта :
учитель географии Петухова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы Камышова Инна Алексеевна,
учитель начальных классов Куляева Лидия Александровна,
учитель информатики Волкова Татьяна Васильевна.
Состав проектной группы:
Творческое сообщество учащихся МБОУ «Самофаловская сош» (20 человек):
Насиров Эмин – ученик 10 класс
Илларионов Андрей – ученик 10 класса
Юдкина Марина – ученица 8 класса
Гаврилова Елизавета – ученица 8 класса
Михайлова Светлана – ученица 8 класса
Кашкина Екатерина – ученица 8 класса
Нагибина Екатерина – ученица 8 класса
Сангинова Наргиз – ученик 8 класса
Федорченко Любовь – ученица 8 класса
Шляховская Ольга – ученица 8 класса
Лаптев Богдан – ученик 7 класса
Волдаева Татьяна – ученица 7 класса
Тутынина Елизавета – ученица 7 класса
Сутугина Маргарита – ученица 7 класса
Тутынин Максим – ученик 7 класса
Песковатсков Максим – ученик 7 класса
Мартинсон Владимир – ученик 6 класса
Носкова Валентина – ученица 6 класса
Рогачева Ольга – ученица 6 класса
Чугунова Анастасия – ученица 6 класса
Партнеры
уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения, педагогического сопровождения:
Камышова И.А. –директор школы
Кожемяков С.К. – глава Администрации муниципального Самофаловского сельского поселения
Песковатсков С.А.- председатель Совета депутатов Самофаловского сельского поселения
Цели проекта:
Формирование единой информационной и образовательной среды в школе и в поселке, формирование информационной культуры населения в целом и каждого отдельного человека
Расширение информационного пространства школы и поселка, вовлечение учащихся творческой группы учащихся МБОУ «Самофаловская сош» в работу по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество»
Задачи проекта:
1.Развитие активной гражданской позиции учащихся, формирование чувства гражданской ответственности и понимания личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем местного сообщества в сотрудничестве с органами местного самоуправления.
2. Привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении.
3. Издание периодической печатной газеты «Содружество» малым тиражом
( 50 экземпляров 1 раз в месяц ) для всех жителей Самофаловского сельского поселения как поселкового СМИ с целью духовно- нравственного совершенствования населения, повышения уровня социальной активности учащейся молодежи и населения поселения в целом.
.4. Вовлечение творческой группы учащихся МБОУ «Самофаловская сош» в работу по изданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с целью патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
5.. Создание дополнительного информационного пространства с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения в жизни поселка посредством вовлечения в общее дело по организации работы школьно- поселковой печати, развитие коммуникативных способностей и познавательной активности учащихся.
6. Содействие развитию местных муниципальных малотиражных органов печати, способных более информативно в сравнении с районными и областными газетами рассказать о проблемах и событиях муниципального поселения.
7. Повышение авторитета школы в общественной жизни поселка.
Актуальность проекта:
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в том, что новые рыночные отношения требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. К сожалению, реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. С учетом всего выше сказанного актуальность нашего проекта заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.
Новизна проекта:
1.Новизна исследования заключается в новаторской формулировке темы, позволившей предметом работы избрать творческий процесс социальной значимости по регулярному выпуску не просто широко распространенной в школах России школьной газеты, освещающей события школьной жизни, а издание совместной школьно- поселковой газеты в печатной версии, ставшей для всех жителей поселка Самофаловка альтернативным источником информации наряду с районными и областными газетами.
2.Руководителями данной работы были на практике использованы технические возможности новых информационных технологий в образовании, направленных на формирование самостоятельной творческой личности учащихся.
Апробация проекта:
1.О планах работы творческой группы и первых результатах руководители проекта и участники проектной группы рассказали на родительском собрании, которое состоялось 12.12.2012 года (Протокол собрания №4 от 12 декабря 2012 года).
2.Статья о проекте была опубликована в районной газете «Междуречье» от 19.01.2013.
3.Газета «Содружество» в ее электронном варианте публикуется на портале volganet.ru и на сайте http://dnevnik.ru
4. Ежемесячный выпуск газеты и ее распространение среди жителей поселка.
Значимость проекта на уровне школы и социума
Ожидаемые результаты:
образовательные:
развивающие:
воспитательные :
практические :
Основные проблемы (вопросы),
которые выявил проект:
Паспорт проекта
№ | Параметры Проекта | |
1 | Образовательное учреждение | МБОУ «Самофаловская сош» Городищенского района Волгоградской области |
2 | Название проекта | Школьно-поселковая газета «Содружество» как средство массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях муниципального сельского поселения |
3 | Руководители проекта | Учителя географии Петухова Е.В., русского языка и литературы Науменко Л.И. и Камышова И.А., информатики Волкова Т.В., начальных классов Куляева Л.А. |
4 | Консультанты проекта | Гурина Ирина Владимировна, главный редактор районной газеты «Междуречье» Городищенского района Волгоградской области |
5 | Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 10 лет и старше |
6 | Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). | Мартинсон Владимир – 5 класс Гаврилова Елизавета – 8 класс Михайлова Светлана – 8 класс Юдкина Марина – 8 класс Федорченко Любовь – 8 класс Сангинова Наргиз – 8 класс Илларионов Андрей – 10 класс Насиров Эмин – 10 класс Шляховская Оля – 8 класс Нагибина Екатерина – 8 класс Кашкина Екатерина – 8 класс |
7 | Предполагаемое распределение ролей в проектной группе | Мартинсон Владимир – корреспондент Гаврилова Елизавета – корреспондент Михайлова Светлана – фоторепортер Юдкина Марина – дизайнер Федорченко Любовь – распространитель Сангинова Наргиз – распространитель Илларионов Андрей – верстальщик Насиров Эмин – технический редактор Шляховская Оля –корреспондент Нагибина Екатерина – фоторедактор Кашкина Екатерина – корректор |
8 | Вид проекта Предметно-содержательный аспект | Социальный образовательный проект Практико – ориентированный Литературное творчество |
9 | Заказчик проекта | МБОУ «Самофаловская сош» и Администрация Самофаловского сельского поселения |
10 | Цель проекта (практическая и педагогическая) | Формирование единой живой, активно работающей информационной образовательной среды в школе и в поселке через издание газеты «Содружество», формирование информационной культуры населения в целом и каждого отдельного человека. |
11 | Задачи проекта: | 1.Развитие активной гражданской позиции учащихся, формирование чувства гражданской ответственности и понимания личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем местного сообщества в сотрудничестве с органами местного самоуправления. 3. Развитие умений пользоваться компьютером, программами для создания газеты. 5.Повышение авторитета школы в общественной жизни поселка. 6.Привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении. |
12 | Основные проблемы, которые решает проект | 1. Создание дополнительного информационного пространства. 2. Знакомство с основами журналистской деятельности. 3.Знакомство с искусством оформления и моделирования в печати и возможностями компьютерного дизайна. 4. Изучение методов сбора и обработки информации. 5. Социальная адаптация учащихся. |
13 | Ресурсное обеспечение реализации проекта | Компьютеры Принтер Сканер Цифровой фотоаппарат Интернет |
14 | Результат | Практический -Расширение информационного пространства школы и поселка, вовлечение учащихся творческой группы учащихся МБОУ «Самофаловская сош» в работу по изданию и регулярному выпуску с тиражом 50 экземпляров 1 раз в месяц школьно-поселковой газеты «Содружество»; -Привлечение населения к социальным проблемам села и внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении; Методический Образовательный -Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании; Развивающий -Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность; -Повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле; Продукт Ежемесячная школьно-поселковая газета «Содружество» |
15 | Апробация проекта | -Презентация газеты «Содружество» на общешкольном родительском собрании. (Протокол собрания №3 от 20 декабря 2012 года). и на портале volganet.ru |
16 | Аннотация | Происходящие в нашем обществе перемены требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. Реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. Актуальность нашей работы заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества посредством работы над изданием в поселке школьно-поселковой газеты «Содружество». Газета регулярно выходит 1 раз в месяц при активной поддержке главы Администрации и Совета депутатов муниципального Самофаловского сельского поселения. Неоценимо понимание авторами проекта того, что они делают нужное и важное дело социальной значимости в составе разновозрастной творческой группы по созданию дополнительного информационного пространства для жителей Самофаловского сельского поселения, что газета «Содружество» оказалась востребованной жителями поселка, приобрела большое количество единомышленников. Мы верим, что наш проект станет таким проектом, который, как и современные социальные сети, объединит большое количество подростков, умеющих сотрудничать в команде, способных строить в социуме отношения с окружающими их людьми, для которых они и работают. |
Этапы реализации проекта и их описание
Этапы работы | Учебный год | ||
2009-2010 уч.год | Виды деятельности | Результаты работы | |
1.Подготови-тельный. Цель: организация работы школьного кружка «Юный журналист» и периодической стенгазеты как средства информации в школе. | Работа кружка «Юный журналист» (15 учащихся) Начало работы кружка под рук. учителя рус.языка Науменко Л.И. Формирова-ние редколлегии газеты. |
(формирование группы по созданию школьного сайта, работа над созданием сайта; регистрация школьного сайта; создание рабочей группы по обновлению материалов сайта; обновление материалов сайта). | Результаты: 1)Выпуск ежемесячной школьной стенгазеты к знаменательным датам и событиям школьной жизни. 2)Программа работы кружка «Юный журналист» 3) Принципы редколлегии: - оперативность и объективность информации о событиях в стране, районе, школе; -безусловное уважение к участникам -взаимопомощь и взаимоподдержка членов редколлегии; 4) Создание школьного сайта, приобретение лицензионного программного обеспечения; обновление материалов и техническая поддержка сайта. 5)Выпуск первой печатной школьной газеты отряда «Юный сталинградец» . |
2.Образова-тельный : Цель: работа школьного кружка «Юный журналист» и периодической стенгазеты как средства информации в школе. | 2010г.-2011уч.год | Введение курса основ журналистики, развитие творческих способностей школьников и коммуникативных качеств личности; знакомство с основами работы в печатных (газета) СМИ; знакомство с основами создания электронной газеты, освоение Интернет ресурсов и компьютерных программ, необходимых для издательской деятельности (освоение компьютерных программам для выпуска школьной газеты (Paint, Microsoft Word,Adobe Photoshop). | Результат деятельности практического этапа 2010-2011 учебного года: *Дальнейший ежемесячный выпуск школьной стенгазеты для школьников, родителей, общественности. *Ведение курса «Основы журналистики». *Выпуск периодической Интернет-газеты отряда «Юный сталинградец» «Дорогами войны» к 65-летию Победы. *Освоение компьютерных программам для выпуска школьной газеты (Paint, Microsoft Word,Adobe Photoshop). |
3.Практичес-кий : Цель: приобре-тение учащимися функционального навыка работы над созданием электронной версии школьной газеты как средства освоения информацион-ного пространства и получения знаний, необходимых для развития творческих и исследователь-ских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образователь-ном процессе и в социуме. | 2011- 2012уч.год | *Работа по созданию творческой группы. *Освоение новых компьютерных программ. *Обучение работе с аудио-аппаратурой, компьютерной техникой. | Результаты работы: *Создание творческой группы единомышленни-ков из числа талантливых и инициативных учащихся и учителей. *Создание электронной и печатной версий школьной педагогической газеты «Содружество»: качественное образование - будущее нации» ( Май 2012 год) *Участие школьной педагогической газеты «Содружество»: качественное образование- - будущее нации» в районном конкурсе. ( газета заняла 2 место в районном конкурсе школьных педагогических изданий) * Консультативное сотрудничество с коллективом районной газеты «Междуречье». |
4.Итоговый: создание совместной школьно-поселковой газеты «Содружество Цель: выпуск школь-но-поселковой газета «Содружество» как средства создания новой информацион-ной среды для населения поселка и средства социализации школьников, развития их коммуникатив-ных способностей. Перспектива развития проекта. Цель: продолжение работы по социальной реализации проекта и над дальнейшим изданием газеты совместной творческой группой. | 2012-2013 уч.год а)Июнь- сентябрь 2012 год- Подготови-тельный этап работы по изданию школьно-поселковой газеты «Содружест-во». б)Ноябрь 2012 год в)Декабрь 2012год 2013-2014 год | Основные задачи этапа и направления деятельности: *Приобретение компьютерной техники для тиражирования газеты. *Практическое приобретение учащимися навыков работы над электронной версией газеты и ее печатным вариантом в программах (Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher). .* Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в общественной жизни поселка и в образовательном процессе. *Верстка первого номера газеты в электронном виде, ее выпуск в печатном варианте, тиражирование и распространение газеты среди населения поселка. *Выдвижение социального проекта на районный и областной конкурсы социальных проектов. *Выдвижение социального проекта на участие в российских конкурсах школьных печатных изданий и на молодёжный образовательный форум «Селигер» . | Результаты работы: *Создание совместной школьно-поселковой газеты «Содружество». *Создание творческой группы единомышленников из числа талантливых и инициативных учащихся,учителей и поселковой общественности. *Создан дружный творческий коллектива редакции газеты. Принципы редколлегии: - оперативность и объективность информации о событиях в стране, районе, школе; -безусловное уважение к участникам; -взаимопомощь и взаимоподдержка членов редколлегии; - передача опыта работы новым членам творческой группы «Содружество». * Идет системная работа по подготовке очередных номеров газеты. *Планируется выпуск газеты большим тиражом в цветном печатном и электронном варианте на портале volganet.ru и в социальной сети «Дневник.ру». *Создание нового информационного пространства в поселке посредством газеты, способствующей активной социализации подрастающего поколения. обеспечивающей кроме этого решение учебных и воспитательных задач через совместную деятельность взрослых и детей. * Сотрудничество с другими печатными изданиями района, области и страны в целом.
|
Введение.
Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли,
призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого
сердца и разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее
солнце. [1]
К.Г. Паустовский
Немецкий писатель и публицист Карл Людвиг Берне, еще в начале 19 века определяя важную роль газеты, утверждал: «Газета - секундная стрелка истории»[2]. И с этим сложно не согласиться. Ведь газета информирует современное общество об история мира, в котором мы живем и события которого интересуют нас больше, чем события, относящиеся к прошлому, за сутки. Мы не случайно начали свой проект со слов К.Л.Берне, так как считаем, что в современном мире газета как средство массовой информации, к сожалению, постепенно утрачивает свою прежнюю роль в жизни общества. В первое десятилетие 21 века получили бурное развитие новейшие средства массовой информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. В России начало активно формироваться и развиваться информационное общество. Способствует этому широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет глобальный характер, и вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество неизбежно. Новые информационные технологии должны стать для современной молодежи инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр, общения в социальных сетях «Одноклассники» или «Вконтакте», где можно зависать до поздней ночи, источником «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Гражданин нового информационного общества должен уметь грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (уметь работать на ПК и использовать компьютерные сети, знать основы офисных информационных технологий; уметь грамотно извлекать информацию из различных источников, правильно интерпретировать её, представлять, сохранять и преобразовывать); быть способным к интеллектуальному творческому труду, уметь решать поставленные задачи в процессе групповой работы. Кроме этого сегодня учащиеся школы, готовя себя к вступлению во взрослую жизнь, должны быть активными, креативными, имеющими активную жизненную позицию, способными принимать правильные решения в трудной жизненной ситуации. Несмотря на занятость в школе у каждого подростка есть свободное время, которое, к сожалению, они далеко не всегда проводят с пользой для себя и для общества в целом. Поэтому проблема досуга - одна из самых острых молодежных проблем. Многие учащиеся МБОУ « Самофаловская сош» увлекаются кино и фотосъемкой, любят общаться, пробуют свои силы в написании стихов и статей для школьных стенгазет, участвуют в различных учебных и социальных проектах. Но как сделать так, чтобы соединить интересы ребят, сделать их единомышленниками в одном большом общем деле? Как сделать жизнь в поселке, где мы родились, живем и учимся, интереснее, содержательнее, значимее?
Описание проекта.
Задумываясь над данной проблемой, мы пришли к мысли о необходимости создания социального проекта, направленного на издание совместной школьно-поселковой газеты, которую мы назвали «Содружество», так как она действительно явилась со-дружеством людей разных поколений и различных социальных групп, куда вошли инициативные, творческие учащиеся школы, педагоги, которые хорошо понимают свою новую роль в современном образовательном процессе: быть не просто носителем и транслятором знаний тора учебной деятельности, но смогли стать консультантами и коллегами для своих детей, представители Администрации Самофаловского сельского поселения: глава администрации Кожемяков С.К., председатель Совета депутатов Песковатсков С.А., которые уже несколько лет размышляли о необходимости иметь в поселке свое газетное издание, информирующее местное население о тех событиях, которыми живет поселок.
А начиналось все в далеком 2009 году, когда под руководством учителя русского языка и литературы в школе начал работать кружок «Юный журналист», который с удовольствием посещали учащиеся 6-11 классов. Именно тогда в школе начался регулярный ежемесячный выпуск школьной стенгазеты, которая рассказывала о тех событиях, которые происходили в школе и в поселке. Члены кружка выпускали, применяя на практике полученные знания об основах журналистской деятельности, и тематические газеты, посвященные знаменательным событиям. Газеты были большими, интересными, содержательными и красивыми. И здесь члены кружка столкнулись с первой трудностью: где и как хранить эти газеты? Постепенно зрела идея изменить форму газеты, сделать так, чтобы ее было удобно хранить, чтобы газета была доступна не только для учащихся школы и учителей, но и для всех жителей поселка. С активным внедрением компьютерной техники в процесс школьного образования после создания школьного сайта возникла идея создания печатной и электронной версии школьной газеты. Такие попытки были предприняты, и в 2009 году в школе появилась первая такая газета «Юный сталинградец». В следующем 2010 году вышел печатный номер газеты «Дорогами войны», посвященный 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. В мае 2012 года - издание школьной педагогической газеты «Содружество: качественное образование – будущее нации». Эти выпуски дали возможность окончательно убедиться в удобности и доступности такой формы газеты. Но возникли проблемы с тем, что не хватало опыта и знаний в области компьютерной верстки газеты, необходимо было освоить новые компьютерные программы. Параллельно с этой работой школы глава Администрации Самофаловского сельского поселения Кожемяковов С.К. и председатель Совета депутатов поселения Песковатсков С.А. давно вынашивали идею создания поселковой газеты, которая бы рассказывала о событиях в жизни поселка Самофаловка. И в этой работе школе отводилась не последняя роль. Но не хватало инициативных людей, которые возглавили бы эту работу и повели за собой тех, кому это было бы интересно. В мае 2012 года авторы данного проекта под руководством учителя географии Петуховой Е.В. провели социологический опрос о возможности и востребованности издания в поселке Самофаловка местной газеты, которая бы более подробно, чем районная газета «Междуречье», информировала жителей поселка о том, чем поселок живет, какие проблемы волнуют всех и требуют немедленного решения, рассказывала бы о замечательных людях, живущих в нем, и предложили для этого объединиться с членами кружка «Юный журналист», а также привлечь к этой работе органы местного поселкового самоуправления. Так и возникло творческое сообщество «Содружество», в состав которого вошли творческие и инициативные люди.
И мы сегодня с гордостью говорим: « Несмотря на то, что в современном обществе газета постепенно утрачивает свою прежнюю роль в жизни общества, своя газета существует в поселке Самофаловка!» И издается она в стенах МБОУ «Самофаловская сош» при поддержке Администрации Самофаловского сельского поселения и поселкового Совета депутатов. Газета рассчитана на широкую разновозрастную аудиторию читателей среди населения поселка. Создается она силами творческой группы «Содружество» при активной поддержке администрации школы, Администрации и Совета депутатов Самофаловского сельского поселения. Часть номеров газеты распространятся бесплатно между ветеранами Великой Отечественной войны и труда, пенсионерами, а оставшиеся номера реализуется за ???? Мы , конечно, планируем в дальнейшем сделать так, чтобы газета была самоокупаемой, но для этого необходимо пройти юридическую регистрацию. И в этом вопросе нам обещали помочь сотрудники районной газеты «Междуречье».
И пусть такая газета, конечно же, не может составить конкуренцию профессиональным центральным газетам. Мы видим свою цель в другом: являясь результатом внедрения новых продуктивных технологий в образование, она должна стать средством создания и воспитания в настоящем деле в школе дружного творческого ученического коллектива, газета является эффективным средством формирования единой информационной образовательной среды в школе и в поселке, воспитания информационной культуры населения в целом, трибуной формирования общественного мнения .
Проведенная авторами проекта работа показала, что мы, дети и подростки, несмотря на резкое падение у нас читательского интереса, действительно, больше нуждаемся в таком периодическом издании, где будм сами являться инициаторами новых идей, где будут затрагиваться важные и интересные для них темы. Ведь создание школьно- поселковой газеты позволило установить более тесные микросоциальные связи между школой и поселком. Участие учащихся в школьном творческом коллективе, который издает газету на качественно новом профессиональном уровне, выходящем за информационное пространство школы, поддерживает их индивидуальное развитие, способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира, помогает организовать себя, выразить свои мысли, учитывать мнения населения поселка, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир, создаёт ситуацию успешности. В процессе совместной деятельности по реализации проекта и изданию газеты между представителями разных поколений установились отношения взаимопонимания. Кроме того, такая работа дала авторам проекта возможность познакомиться с целым рядом профессий в области издательского дела, что, возможно, окажет влияние на выбор членами ученического коллектива газеты своей дальнейшей профессии. В результате работы каждый член творческого коллектива «Содружество» чувствует собственную значимость и причастность к решению общих задач. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Совместная деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры человека, отвечающие современным потребностям общества. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Весь коллектив творческого сообщества разделен на группы, каждая из которых выполняет определенную и очень важную работу, без которой газета существовать не может. Это редакторы, корреспонденты и фотокорреспонденты, дизайнеры, верстальщики, тиражисты и распространители газеты. Всего 30 человек, активных, неравнодушных, способных работать творчески для всех жителей поселка, не считаясь с собственным временем.
Каждую творческую группу курируют взрослые участники проектной группы, помогая корректировать работу юных журналистов. Камышова И.А является газеты «Содружество», решая административные вопросы . Петухова Е.В. курирует работу фотокорреспондентов. Науменко Л.И. – руководитель школьного кружка «Юный журналист» ведет работу с журналистами. Волкова Т.В. консультирует работу технического отдела газеты: верстальщиков, тиражистов. Куляева Л.А. курирует дизайнерскую работу и распространение газеты среди жителей поселка. Администрация поселка оказывает посильную материальную поддержку по реализации социального проекта.
Для того чтобы выяснить потребность жителей поселка в своей газете, их удовлетворенность продуктом проекта авторы проекта активно занимаются изучением общественного мнения. Для этого было проведено несколько социологических опросов.
Блиц-опросы о том, нужна ли поселку газета « Содружество», было установлено, что в самом начале нашей работы из 50 опрошенных жителей, которые пошли на контакт с нами, 48 человек утверждали, что газета поселку нужна. А результаты соцопроса № 3нас поразили, во-первых, активностью жителей пообщаться с нами, а во-вторых, из 120 опрошенных никто не дал отрицательный ответ на вопрос, нужна ли поселку своя газета.
Блиц-опрос о том, что жители поселка знают о газете « Содружество», было установлено, что у большей части опрошенных родителей дети посещают или посещали нашу школу. Половина из них знают о существовании школьной газеты «Содружество». 45 человек из опрошенных приобретали газету: покупали в школе, читали в сельской библиотеке, в Администрации поселка. Приятно, что среди читателей нашей газеты, есть и взрослые, которые регулярно приобретают наше издание. На вопрос, какие рубрики в газете вам нравятся, мы получили разные ответы. Кого-то интересуют события общественной жизни, кого-то досуг молодежи и события школьной жизни, освещенные на страницах газеты более подробно. Не оставляют читатели без внимания и советы врача, беседы о здоровом питании. Из этих ответов мы поняли, что жителей нашего поселка интересует, чем живет наша школа, каких успехов учащиеся добиваются в учебе, спорте, как отдыхает молодое поколение. Для читателей интересна и рубрика «Лирическая страница». И еще нас больше всего вдохновило на творчество то, что все опрошенные считают информацию, размещенную на страницах газеты «Содружество», полезной, так как читатели узнают из газеты много нового и интересного. А нам есть чем поделиться. Но огорчил тот факт, что всего лишь 15 человек хотели бы принять участие в издании газеты, остальные объяснили свой отказ недостатком свободного времени. Результаты других соцопросов нами приведены в приложении № 6.
Но вот к советам всех опрошенных прохожих мы всегда прислушиваемся, ведь они наши потенциальные читатели. И наша задача, чтобы газета «Содружество» была интересна не только учащимся школы, но и их родителям, а также и всем жителям поселка Самофаловка, так как газета объединяет в информационно-образовательном пространстве всех: учеников, родителей, учителей, жителей поселка. Проанализировав ситуацию в целом, мы пришли к выводу, что с каждым номером интерес к газете «Содружество» растет и не только у учащихся школы, но и у их родителей, а значит и имидж школы, и поселка тоже растет. И в этом состоит главное значение проекта. Поэтому также как великий Н.В.Гоголь, мы считаем: « Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить»[3]. И мы делаем это с удовольствием для всех жителей нашего поселка.
Итоги реализации проекта:
1.Функционирует кружок “Юный журналист”, где учащиеся обучаются основам профессий в области печатного и издательского дела.
2.Проведен социальный опрос, организована и проведена рекламная компания газеты «Содружество». Создана редакция школьно-поселковой газеты и налажен регулярный ее выпуск 1 раз в месяц малым печатным тиражом( 50 экземпляров) в формате 16 печатных страниц.
3.Создана команда единомышленников из числа учащихся школы, учителей и общественности, способных плодотворно работать в команде (30 человек).
4.Разработан макет газеты, утверждены ее постоянные рубрики:
*Вести, события, комментарии.
*История моего поселка.
*Новости из кабинета главы Администрации поселения.
*Врач советует.
*Педагогический лекторий.
*Новости культуры.
*Жить здраво – это здорово.
*Лирическая страничка.
5.Руководители проекта внедрили в работу новые продуктивные технологии, основой которых является “обучение в деле” учащихся творческого сообщества с использованием технических возможностей новых информационных технологий в образовании: Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher, Corel Draw , с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляется дизайн газеты.
6.Учащиеся получили возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности в составе разновозрастной социальной группы.
7. Члены творческого ученического сообщества увидели результаты своего труда, учатся работать с различными источниками информации, повышают свою ИКТ компетентность ( познакомились с основами компьютерной грамотности, получили навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями, учатся планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет).
8. Повысилась познавательная активность учащихся и их социальная адаптация.
9.Выпущен специальный номер газеты, посвященный 70-й годовщине победы в Сталинградской битве.
10.Проект был представлен на районный конкурс «Лидер 21 века», где занял 3 место , а также заявлен на областной конкурс социальных проектов .
Выводы
Опыт работы над проектом показывает, что выпуск школьно-поселковой газеты - интересное и полезное дело, позволяющее нам открывать себя и окружающий мир. Эта работа помогает нам совершенствовать свою речь, которая со временем в результате систематической работы становится связной, красивой и грамотной.
Кроме этого такая работа дает возможность познакомиться с различными профессиями в области печатного дела, совершенствует умения работать с компьютерной техникой, различными компьютерными программами. Встречи с журналистами и сотрудниками газеты «Междуречье» были для нас очень интересными. Такое общение с профессионалами помогло нам зримо представить, что такое журналистика. И если такая работа нас увлечет полностью, то возможно, что кто-то из нас станет в будущем настоящими журналистами, так как газета помогает адаптироваться подрастающему поколению в социальной жизни поселка, в котором мы живем, учимся, взрослеем. Работа в газете учит нас найти своё место в жизни, раскрывает наши творческие способности. Газета учит жить и работать в коллективе, мы изучаем отношения между людьми, сами пытаемся строить и развивать такие отношения.
Особое место такая работа занимает в такой школе, как у нас, где развито ученическое самоуправление, и в таком поселке, как Самофаловка, расположенном на героической земле в междуречье Волги и Дона, богатой историческими традициями, известной интересными людьми.
Социальный опрос читателей свидетельствует, что газета востребована жителям поселка, которые заявили о возможности стать ее постоянными подписчиками. В настоящее время ведется активная работа по централизованной подписке читателей на газету «Содружество». Кроме этого рассматривается возможность публикации материалов нашей газеты 1 раз в месяц на страницах районной газеты «Междуречье».
Проект дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, который заложен в каждом ученике- участнике творческой группы. Работа над созданием газеты позволяет им проявить себя оптимальным образом индивидуально и в команде, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Создание школьно-поселковой газеты «Содружество» помогает воплощать творческую энергию учащихся в конкретном деле, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся, и для учителей.
Мы рассчитываем на то, что проект должен выполнить роль единого социального проекта. Творческая группа, которая в настоящее время работает над изданием газеты, расширит свой состав и к ней присоединятся новые ребята, педагогический коллектив школы. А представители власти местного самоуправления по-прежнему будут сотрудничать с творческой группой. А местное население и общественность централизованно подпишутся на газету «Содружество».
Смета по реализации проекта
№ | Наименование | Количество | Цена |
1 | Принтер лазерный | 1 шт | 7000 руб |
2 | Цифровой фотоаппарат | 1 шт | 4000 руб |
3 | Чернила для катриджа | 1заправка | 600 руб |
4 | Переплетный материал | 1 упаковка | 180 руб |
5 | Бумага компьютерная | 1 пачка | 130 руб |
итого | 12410 руб | ||
Смета по реализации 1 номера газеты ( 50 экземпляров) из 16 печатных страниц
№ | Наименование | Количество | Цена |
1 | Чернила для катриджа | Расход чернил на выпуск 1 номера | 600 руб |
2 | Переплетный материал | 50 шт | 90 руб |
3 | Бумага компьютерная | 400 листов | 104 руб |
4 | Электроэнергия | 8 руб | |
итого | 802 руб | ||
После нескольких номеров газеты вырученные от продажи деньги рациональней всего потратить на закупку нужной бумаги, краски для печати. Часть вырученных средств может пойти на небольшие подарки для самых внимательных и активных читателей.
[1] К.Г.Паустовский Сказки, очерки, литературные портреты. М., 1986 г.
[2] Н.Я.Хоромин Энциклопедия мудрости.М., 2002 г.
[3] Обличитель страстей и заблуждений: информационно-библиографический альманах к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. сост. А.А.Барашян, М., 2009 г.
Проказы старухи-зимы
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Компас своими руками
В поисках капитана Гранта
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен