Корней Чуковский выражает мнение о том, что писать для детей надо как-то особенно, потому он вывел свои заповеди, показав их применение в детских произведениях перечисленных выше авторов. Ученица 8 класса Валеева Дина решила исследовать: как Корней Чуковский писал свои стихи для маленьких детей? Руководствовался ли он собственными заповедями?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арская средняя школа №7»
Арского района Республики Татарстан
Заповеди Корнея Чуковского.
Исследовательская работа
ученицы 8 б класса
Валеевой Дины
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Загидуллина Гульшат Ринатовна
Арск 2012
Оглавление.
I.Введение. 2
II.Основная часть:
III. Заключение. 8
IV. Список использованной литературы. 9
Введение.
Детское чтение - это один из важнейших этапов знакомства с окружающим миром, и подходить к выбору литературы для ребенка нужно очень осторожно и внимательно. В силу подобных причин, изучение детской литературы никогда не потеряет своей актуальности.
Корней Иванович Чуковский… Это имя знакомо всем: и взрослым, и детям. Его произведения «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Бармалей» читали в детстве не только мои мама и папа, но и бабушка с дедушкой. На них вырастет ещё не одно поколение. В чём причина такой популярности, такого признания? Почему его стихи так любят дети, запоминают и уже никогда не забывают?
Перечитывая «Собрание сочинений» Чуковского, я нашла интереснейшую книгу, которую Чуковский писал на протяжении 60 лет, книгу «От двух до пяти». Создание ее началось с разговора о детской речи. А со временем превратилась в фундаментальный труд о самом ребенке, его психике, об освоении им окружающего мира, о его творческих способностях. В этой книге есть глава, которая называется «Заповеди для детских поэтов». Прочитав эту главу, я узнала, что Чуковский начинал свою деятельность как критик. В этой работе он также рассматривает творчество Петра Ершова, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Александра Пушкина и… детей. Корней Чуковский выражает мнение о том, что писать для детей надо как-то особенно, потому он вывел свои заповеди, показав их применение в детских произведениях перечисленных выше авторов. И мне стало очень интересно выяснить: как Корней Чуковский писал свои стихи для маленьких детей? Руководствовался ли он собственными заповедями? Эту проблему я и решила исследовать в своей работе. Объектом исследования является творчество замечательного детского поэта, предметом исследования являются его стихотворения для детей.
Цель моей работы – выявить использование сформулированных Чуковским правил (заповедей) в его же творчестве.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить работу Чуковского «Заповеди для детских поэтов»;
- перечитать стихотворения поэта;
- проанализировать отрывки из его стихотворений;
- подвести итоги исследования.
В ходе работы возникла гипотеза: Корней Чуковский умел писать для детей и руководствовался теми правилами, которые рассматривал в главе «Заповеди для юного поэта» из книги «От двух до пяти».
Для рассмотрения проблемы, в данной работе использовался основной метод: анализ литературного источника.
Основная часть.
1. Фольклор в творчестве Чуковского.
Как было сказано во введении, Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» дал советы начинающим поэтам. Рассмотрим некоторые заповеди и попробуем привести примеры из произведений Чуковского.
Корней Чуковский всегда подчёркивал связь детской поэзии с фольклором. Народ в течение многих веков выработал в своих песнях, сказках, былинах, стихах идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребёнку, и современному поэту следует учитывать этот тысячелетний опыт. «Мы должны учиться у народа»*, - так рассуждает поэт. И мы видим, что в его стихотворениях для детей эта связь видна всегда. Об этом свидетельствует наличие в произведениях повторов, считалок, загадок, звукоподражаний. Во все времена разгадывание загадок не было пустым времяпрепровождением: загадка заставляет работать ум и воображение. И загадки Чуковского - прекрасный тому пример.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок)
(3, том 1, стр. 323)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну.
(Иголка с ниткой)
(3, том 1, стр.329)
В стихотворении «Путаница» Чуковский использует неоднократное звукоподражание:
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
(3, том 1, стр. 221)
_______________________________________________________* «Собрание сочинений», том 1, стр. 703.
2. Заповеди Корнея Чуковского
В своей первой заповеди Корней Чуковский пишет, что стихи для детей должны быть «графичны», то есть должен быть богатый материал для художника. Чуковский считает непригодными для детей те стихи, к которым художник не может нарисовать картинки. Сюжет стихотворения для детей должен быть разнообразен, иллюстраций к этим стихам должно быть много, чтобы ребёнок мог не только слышать, но и видеть всё, что происходит. «Там, где этого нет, детские стихи «не работают»*,- пишет поэт. К стихам Корнея Чуковского можно нарисовать не одну картину. Возьмём для примера стихотворение «Тараканище»:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле…
(3, том 1, стр. 173)
При чтении каждого двустишия перед глазами встаёт картина! Я решила посчитать, сколько картинок смог бы нарисовать художник к стихотворению «Муха – Цокотуха». У меня получилось не меньше 25!
Вторая заповедь перекликается с первой: в произведениях для детей должна прослеживаться наибыстрейшая смена образов. Это правило легко просматривается в любом стихотворении Корнея Чуковского. Одни образы сменяются другими, не менее интересными:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза.
(3, том 1, стр. 226 «Федорино горе»)
Или в стихотворении «Муха-Цокотуха» появляется Муха, следом – тараканы, букашки, блошки, пчела, бабочки. Неожиданно появляется образ грозного Паучка и спасителя Комара. Наибыстрейшая смена образов неоспорима.
____________________________________________________________
* «Собрание сочинений», том 1, стр. 705.
Третья заповедь Чуковского гласит о том, что поэзия для детей должна быть лирична. В стихотворениях должны быть и пляски, и песни. Трудно не запеть и не заплясать, когда читаешь концовку стихотворения «Федорино горе»:
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
(3, том 1, стр. 232)
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
(…)
Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!
(3, том 1, стр. 194 «Муха-Цокотуха»)
Подвижность и переменчивость ритма, по четвёртой заповеди Чуковского, делает стихотворение соответствующим смене эмоций.
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт.
(двустопный амфибрахий)
Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея
(Четырёхстопный хорей)
(3, том 1, стр. 218 «Бармалей»)
Повышенная музыкальность поэтической речи – пятая заповедь. Чем можно добиться музыкальности? Не должно быть много согласных, особенно идущих подряд. Именно это создаёт текучесть, плавность звуков. Только такие стихи могут зажечь малолетние сердца. Просмотрим отрывок из стихотворений Чуковского «Телефон»:
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
(3, том 1, стр. 203)
Согласитесь, что пропеть эти строки очень просто! Или отрывок из Бармалея»:
Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!
(3, том 1, стр. 213)
Шестая заповедь: стихотворения для детей должны иметь очень близкую рифму. Вероятно, это то, что мы называем смежной рифмой. Посмотрим, как всё происходит в стихотворениях Чуковского. Открываем книгу и читаем отрывок из «Мухи – Цокотухи»:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
(3, том 1, стр. 190)
Стихотворения «Чудо – дерево», «Тараканище», «Мойдодыр» и многие другие написаны с учётом этого правила.
Седьмая заповедь тесно связана с шестой. Корней Чуковский считает, что слова, служащие для рифмовки, являются в детских стихотворениях носителями смысла всей фразы. Чуковский говорит, что это правило он не нарушает ни при каких обстоятельствах. И признаётся, что часто проверяет стихи других детских поэтов, закрывает рукой половину страницы: понятна ли основная мысль?* Попробуем сделать так же. «Цокотуха…Брюхо… Пошла… Нашла… На базар… Самовар…» В целом, получается понятно.
Восьмая заповедь состоит в том, что каждая строка детских стихов должна жить собственной жизнью, каждая стих является законченным предложением. Поэтому чаще всего поэт пишет двустишием:
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
(3, том 1, стр. 201, «Телефон»)
Двустишия использованы поэтом в некоторых частях стихотворений «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево».
____________________________________________________________
«Собрание сочинений», том 1, стр. 709.
Очень интересна девятая заповедь: не загромождать свои стихи прилагательными! Эпитет – результат более глубокого ознакомления с предметом, это плод опыта, исследования, совершенно недоступного маленьким детям. Эпитеты нужны в стихотворениях для уже более взрослых детей, а маленькие дети интересуются действиями, быстрой сменой событий. А значит больше глаголов и меньше прилагательных:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня!
(3, том 1, стр. 181, «Мойдодыр»)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил.
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!
(3 том 1, стр. 219,«Бармалей»)
В своей десятой заповеди Чуковский говорит о том, что стихи должны быть игровыми, так как вся деятельность маленьких детей выливается в форму игры. «Ребёнок, - говорил Максим Горький, - до десятилетнего возраста требует забав. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям языка. Звуковые и словесные игры чрезвычайно полезны, ведь в фольклоре детей всего мира они занимают заметное место»*. С великим удовольствием я читаю игровые стишки Корнея Чуковского о лягушках, впервые увидевших черепаху:
И они закричали от страха:
- Это ЧЕ!
- Это Ре!
- Это Паха!
- Это Чечере…папа…папаха…
(3, том 1, стр. 198)
Или момент появления таракана в стихотворении «Тараканище»:
Но, увидев усача,
(Ай-ай-ай!)
Звери дали стрекача,
(Ай-ай-ай!)
(3, том 1, стр. 175)
______________________________________________________________
* «Собрание сочинений», том 1, стр. 715.
А вот изображение самовара из «Федорино горе»:
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
(3, том 1, стр. 227)
Одиннадцатая заповедь, которую мы рассмотрим: поэты не должны забывать о «стиховом воспитании». Мало-помалу каждый поэт должен нарушать некоторые из этих заповедей, чтобы подготовить ребёнка к литературе более серьёзной. Эта заповедь, как показало знакомство со стихами, Корней Чуковский выполняет.
Заключение.
Итак, мы видим, что стихи для детей нужно писать каким-то особенным способом – иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой. Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей. Но мы с уверенностью можем сказать, что Корней Иванович Чуковский относится к тем немногим поэтам, которые сумели навсегда завладеть сердцами малышей. Моя гипотеза оказалась верна: Корней Чуковский выработал «заповеди» не только для других поэтов, но и сам писал, руководствуясь ими. Возможно, именно благодаря заповедям для юных поэтов стихотворения Чуковского оказались такими популярными и любимыми.
Список использованной литературы.
3. Чуковский К.И. Собрание сочинений в шести томах. - М.:
«Художественная литература», 1965 год.
4. Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл.
И.Андроникова; Коммент. К.Чуковского— М.: Русский путь, 2006.
Как нарисовать ветку ели?
Паук
Пчёлы и муха
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Мороз Иванович