Пастернак- современный поэт и прозаик. Краткий автобиографический очерк, связанный с творениями писателя. Основные его направления. Связь души поэта с природой.
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimye_stranicy_poezii_borisa_pasternaka.docx | 26.08 КБ |
МБОУ «Кузкеевская СОШ»
«Любимые страницы поэзии Бориса Пастернака»
(научно-исследовательская работа)
Выполнила ученица 10 класса: Гайнутдинова Алсина
Научный руководитель учитель русского языка и литературы:
Паллыева Майя Рашидовна.
2013 г.
-2-
Пастернак Борис Леонидович – современный поэт и прозаик.
Родился в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака.
Учился на филологическом отделении историко-филологического факульте-
та Московского университета и в Маргбургском университете.
Мировоззренческие и формальные истоки поэзии Пастернака –
в предреволюционной буржуазной культуре. Пастернак принадлежит к той
группе интеллигенции, которая свой протест против господствующего по-
рядка жизни выражала в форме ухода от действительности, обособления в
области «чистой деятельности духа». Пастернак никогда не был субъекти-
вно против пролетарской революции. Но он не находился и в рядах актив-
ных борцов за нее. Он стремился уйти на отдаленные от шума социальных
схваток вершины буржуазной культуры, но живая жизнь все время вторга-
лась и вторгается в его творчество, прорывая буржуазно-идеалистическую,
метафизическую оболочку последнего, показывая непрочность обособле-
ния в сферах «высокого творчества». Поэтому в творчестве Пастернака нашли отражение события эпохи борьбы за пролетарскую диктатуру и за ее укрепление.
Первые литературные выступления Пастернака относятся к 1912.
Это- время распада школы символистов и зарождения футуризма. Пастернак выступил соединительным звеном между боровшимися друг с другом символизмом и футуризмом. Впоследствии он организационно примкнул к той группе, где были Маяковский и Асеев, но затем порвал с нею, когда «Лев» заявил о необходимости поставить искусство на службу революции.
-3-
Обороняя всегда и во всех случаях свободу своего поэтическо-
го творчества, Пастернак оборонял основы своего субъективно-идеалисти-
ческого мировоззрения и эстетики. Но за двадцать лет в поэзии Пастернака
не могли произойти существенные изменения. Они особенно заметны при
анализе важнейшей ее темы - отношения поэта к революции.
Пастернак – лирик по преимуществу, причем в лирике своей он достигает максимального отвлечения от конкретных социально-историчес-
ких условий действительности. В одном из ранних стихотворений Пастернак пишет:
«В кашнэ, ладонью затворясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе.
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы, в вермут окунал».
Одна из книг Пастернака носит название «Поверх барьеров» (стихи
1912-1930). Пастернак стремится встать «поверх» войны 1914, «поверх рево-
люции 1917, «поверх» к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от
-4-
«дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным
ликом жизни, уйти в любовные переживания.
Но в 1917 году, а еще более в последующие годы проблема револю-
ции встает перед Пастернаком во весь рост. Сначала революция осознается
поэтом в образе стихии распада, пожаров, всеобщего изменения, когда
«вдруг стало видимо далеко во все концы света», как говорит гоголевская
строка ставшая, эпиграфом к одному из стихотворений Пастернака.
Это огромное расширение кругозора, новая тревога жизни, принесенная ре-
волюцией, заставили Пастернака по-новому развивать тему отношения к
действительности. Уже не уход от нее, а ее приятие, подчинение ей, передо-
верие себя революции- вот новый подход Пастернака к старой теме. И это
пассивное, жертвенное отношение к революции оказывается решающим для
Пастернака до самого последнего времени. О революции Пастернак пишет,
Особенно на первых порах, отвлеченно, создает абстрактные ее образы
(например, «Жанна д’Арк из сибирских колодниц»).
За исключением поэм «1905» и «Лейтенант Шмидт» Пастернак не
пытался уяснить глубоко-действительный смысл пролетарской революции
и дать изображение ее в прямой форме.
Это связано со всем характером поэзии Пастернака, чуждающейся активного
вмешательства в социальную практику. В стихотворении «Кремль в буран
1918 года» Пастернак охотно отчетливо выразил настроение пассивной
отдачи себя революции.
Но, передоверяя себя стихии (пока только стихии) революции,
Пастернак вновь и вновь поднимает мучительный для него вопрос о судьбе
-5-
личности и о судьбе искусства в социалистической революции и при социа-
лизме. Тезис поэта о несовместимости искусства и социализма-
«Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста»-
Связан с опасение за судьбу личности при социализме, ибо, по Пастернаку,
искусство есть выражение индивидуальной неповторимости. Неслучайно
например поэма «Лейтенант Шмидт» является лирическим рассказом (вер-
нее собранием лирических рассказов) о трагической личной судьбе лейте-
нанта, пожертвовавшего своим счастьем во имя революции. С точки зре-
ния Пастернака жизнь современника революционной эпохи – только топ-
ливо, неизбежное сгорание:
«Клубясь во много рукавов,
Он двинется, подобно дыму,
Из дыр эпохи роковой
В иной тупик непроходимый.
Он вырвется, курясь, из прорв
Судеб, расплющенных в лепеху,
И внуки скажут, как про торф,
Горит такого-то эпоха».
Если раньше – на рубеже 1918 и 1919 – революция для Пастер-
ка только неоформленной стихией, то впоследствии ( и особенно в сти-
хах 1931-1932) Пастернак настойчиво развивает тему социалистического
-6-
строительства. Обращает на себя внимание внутреннее сопротивление,
оказываемое поэтом социализму.
Пастернак считал, что искусство подлинно только тогда, когда
оно удалено от социальной практики. Редко можно встретить в поэзии
Пастернака природу умиротворенной и благодушной. В лирике Пастерна-
ка господствуют грозы, ливни, метели, ледоходы… Он акцентирует раз-
рыв между человеком и природой. Для Пастернака чем больше развива-
ется сознание человеческое, тем дальше уходит оно от детского, «первич-
ного», слияния с природой, с миром. Вспоминая жизнь прошлую, спра-
шивает, обращаясь к детству:
«Но где ж тот дом, та дверь, то детство, где
Однажды мир прорезывался, грезясь?»
И все-таки крупное поэтическое дарование Пастернака обусловило
за ним репутацию большого и своеобразного поэта, оказавшего влияние
на литературу .
Литература:
Сказка "Морозко"
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Одеяльце
Огонь фламенко