Исследовательская работа по литературе "Тема сиротства в детской литературе"
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sirotstva_v_detskoy_literature.doc | 57.5 КБ |
Западное управление министерства образования и науки Самарской области
Окружной конкурс проектов младших школьников "Гулливер»
СЕКЦИЯ
Литература
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
«Тема сиротства в детской литературе»
Выполнила:
Голомонзина Кристина,
учащаяся__3_ класса
ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка, м.р. Сызранский
Руководитель работы:
Кулагина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2012 г.
Содержание
Стр.
1.Введение 3
2.Основная часть:
3.Заключение 7
4.Список литературы 8
Введение
В последнее время в нашем селе и нашей школе появились дети, которых взяли на воспитание в приемные семьи из детского дома. В основном, это дети-сироты. В нашем классе учатся 3 человека, у которых умер папа и их воспитанием занимается мама. На уроках литературного чтения часто встречаются произведения, в которых главные герои – дети-сироты, в основном, это девочки. Мне захотелось проанализировать произведения детской литературы и посмотреть, есть ли сходства и различия в образах сирот-девочек.
Цель работы: выявить сходства и различия в образах девочек-сирот в произведениях детской литературы.
Задачи:
Гипотеза: я предполагаю, что в образах главных героинь произведений П.Бажова «Серебряное копытце», Г.Андерсена «Дикие лебеди», РНС «Баба - Яга» девочек-сирот есть определенные сходства.
Предмет исследования: сказ П.Бажова «Серебряное копытце», сказка Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», РНС «Баба - Яга».
Методы, которые использовались в работе: работа с текстами произведений, анализ, анкетирование.
Практическая значимость: материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности.
Основная часть
Определение слова «сиротство»
В словаре русского языка С.И.Ожегова дается следующее определение слову «сиротство».
Сиротство – это состояние сироты; одиночество.
Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
Тема сиротства в сказе П.П.Бажова «Серебряное копытце», в сказке Г.Х Андерсена Дикие лебеди», в русской народной сказке «Баба - Яга»
Во многих русских народных и авторских сказках есть образы детей-сирот. В основном, это девочки. Знакомясь с произведениями детской литературы, можно сделать вывод, что авторы не избегают этой серьезной темы, темы сиротства.
В сказе русского писателя П.П.Бажова «Серебряное копытце» показан образ девочки-сироты по имени Даренка. Автор в описании девочки использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («махонькая», «носишко»). Это говорит о том, что писатель жалеет Даренку. Павел Петрович рассказывает, как тяжело жилось сироте у чужих людей, пока ее не забрал Кокованя . « А девчонку, по шестому году, никому не надо. Плохое житье у нее. Куском хлеба попрекают». Действие разворачивается зимой. Это неслучайно. Зима – олицетворение одиночества, сиротства. Но в сказе присутствует и лето. Лето – олицетворение того, что Даренка не одна, у нее есть тоже одинокий старик Кокованя.
В известной сказке датского писателя Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» рассказывается о маленькой принцессе – сироте (осталась без матери) Элизе и ее братьях. Г.Х Андерсен в своей сказке в описании девочки тоже использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («сестрица Элиза, бедняжка, миленькая, хорошенькая). Писатель сочувственно относится к «бедняжке Элизе». Злая мачеха сначала отправляет маленькую принцессу на воспитание в деревню, а потом хитростью выгоняет из дома. Пройдя множество серьезных испытаний, Элиза спасает своих братьев.
В русской народной сказке «Баба - Яга» мы встречаемся с девочкой-сиротой, имя которой не называется. Для описания девочки тоже использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (девочка, племянушка). Девочка осталась без матери и «Злая мачеха ее не полюбила, била ее думала, как бы вовсе извести». Возраст не указывается, но мы догадывается, что главная героиня небольшая. В сказке говорится, что «девочка не была глупа», что и помогает ей справить с бабой ягой и вернуться домой живой.
Сравнительная характеристика главных героинь
Проанализировав произведения, я пришла к выводу, что в образах главных героинь много общего: возраст, добрый характер, внешность, занятия.
Общее определение | Даренка | Элиза | Девочка из сказки «баба Яга» |
Социальный статус | сирота (умерли оба родителя) | сирота (умерла мать) | сирота (умерла мать) |
С кем проживает | Сначала жила у чужих людей, а потом взял старик Кокованя | Сначала жила с отцом и мачехой, которая отправила на воспитание в деревню, а в 15 лет выгнала совсем из дома на скитание. В конце сказки выходит замуж за принца. | Жила с отцом и мачехой, которая отправила к своей сестре Бабе Яге. В конце сказки остается с отцом. |
Возраст | 6 лет | Возраст точно не указан, но была в начале сказки маленькая. | Возраст точно не указан, но была маленькая. |
Внешность | «махонькая», «носишко пуговкой» | «хорошенькая», «невинна» | маленькая |
Занятия | «в избе прибирала, похлебку да кашу варила», «любила Кокованины сказки слушать, кошку Муренку гладить» | Узнав о способе спасения братьев, плела молча рубашки из крапивы | Умела выполнять все дела по хозяйству |
По характеру девочки были добрые, терпеливые, выносливые, трудолюбивые, не глупые, поэтому финал сказок закономерен, счастлив для девочек-сирот. Своими страданиями они заслужили счастливой жизни: Даренка увидела козла, Элиза спасла братьев и вышла замуж за принца, в сказке «Баба – Яга» отец выгоняет мачеху, а «сам с дочкой стал жить да поживать да добра наживать».
Анкетирование одноклассников
Я в классе провела анкету, чтобы выяснить, как ребята относятся к проблеме сиротства. В анкетировании приняло участие 15 человек.
Вопросы анкеты:
1.Как ты понимаешь слово «сирота»?
2.Какие ассоциации возникают у тебя, когда ты слышишь это слово?
3.Жалко ли тебе детей-сирот?
4. Приходилось ли тебе общаться с детьми-сиротами? Как ты с ними общаешься?
Анализ анкеты показал, что ребята знают, кто такие дети-сироты, испытывают к ним чувство жалости, сочувствуют им.
Заключение
В процессе работы я познакомилась с литературными произведениями по данной проблеме, узнала определение слова «сиротство» в словаре русского языка С.И. Ожегова, проанализировала образы девочек-сирот, выявила сходства и отличия, провела анкетирование среди одноклассников и выяснила, как они относятся к обозначенной проблеме.
В результате работы я пришла к выводу, что жизнь у детей-сирот несладкая, тяжелая, на их плечи выпадает много испытаний, которые им нужно преодолевать, надеясь, в большей степени, только на себя.
Всем классом мы приняли участие в акции «Доброе сердце», где собрали игрушки, книжки, канцтовары, которые передали организаторам акции, которые передадут вещи в детский дом.
1.Андерсен Г.Х. «Сказки и истории». М. «Детская литература», 1983
2.Бажов П.П. Сказы. М.: «Детская литература», 2000
3. Кубасова О.В. Хрестоматия для 3 класса. М. «АСТ-ЛТД», 1998
4.Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М. «Оникс», 2007
Два Мороза
Прекрасная арфа
Злая мать и добрая тётя
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Почему люди кричат, когда ссорятся?