У каждого слова есть своя душа, своя история...
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_slovu.doc | 242.5 КБ |
МОУ «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
Выполнил:
ученик 4 б класса
Анпалов Владимир
Руководитель: Сырова Наталья
Александровна
Иркутский район
Оглавление.
Словари - это вся Вселенная в алфавитном порядке.
Происхождение слов. Этимология.
Тема исследования: Путь к слову.
Область: филология.
Объект исследования – слово русской речи.
Гипотеза: У каждого слова есть своя история, научные секреты, загадки и тайны.
Цели исследования:
Методы: сбор информации, исследование значений слов по словарям и таблице «Путь к слову».
“Язык- это история народа.
Язык- это путь цивилизации и
культуры…
Поэтому изучение и сбережение русского
языка является не праздным занятием, а
насущной необходимостью”.
(А.И. Куприн)
Из высказываний выдающихся людей о слове:
« За каждым словом стоит целый мир»
(Генрих Бёлль, нем. писатель).
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. М. В. Ломоносов;
Так же, как из году в год меняют леса свои листья - старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Гораций;
Слова – смысл жизни. Ю. Карасева;
На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку.
С. Маршак.
К. Паустовский говорил: “Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд видимых на небе только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 150 тысяч + иностранные слова – 30 тысяч, термины – 10 тысяч, диалекты – 200 тысяч, имена – 25 тысяч, устаревшие – 30 тысяч + слова однодневки. Мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
Как же фиксируются слова и где? Конечно, в словарях.
«Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.
Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.
Подумайте, что все собранные вместе слова – дело…
крови и души родины и человечества.»
А. Франс
Многие учёные посвятили изучению слова всю свою жизнь и оставили после себя книги: учебники, словари и многое другое.
Имя одному из таких людей – Владимир Иванович Даль, собиратель слов, автор словаря “Живого великорусского языка». Самый большой 17-томный “Словарь современного русского литературного языка" насчитывает 120 тысяч слов.
Посмотрим в словаре С. И. Ожегова, какие значения есть у слова “слово”. Их девять! Но нас сегодня будет интересовать первое значение- единица языка, называющая отдельное понятие.
Давайте проведём исследование: сравним со словарным запасом человека. Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча слов; взрослого человека, имеющего высшее образование– 10-12 тысяч слов, а мой - ?
Открыл любую страницу толкового словаря и посчитал, сколько слов я знаю и употребляю в своей речи, и умножил на количество страниц. Я получил в среднем число своего словарного запаса или лексикона (в среднем около трёх тысяч шестиста слов). Какой вывод напрашивается? Конечно, пополнять свой словарный запас, т.е. узнавать новые слова. Одним из способов расширения лексикона, является чтение художественных произведений.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология. Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени!
«Хромое слово – хромая речь»,- гласит русская пословица.
Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Как добиться того, чтобы речь стала интересной, богатой, разнообразной? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну.
Итак, отправляемся в гости к слову. Несколько слов о школе.
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь, приятель ваш.
Я расскажу о некоторых учебных вещах и понятиях, так или иначе связанных со школой. Алфавит,_азбука, букварь.
Слово азбука - откуда оно?
По - древнерусски первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки», вот и получилось аз-буки, или азбука. /Сначала аз да буки, а потом науки. Гласит пословица./
Слово букварь - "собрание букв", равно, как словарь - собрание слов.
Алфавит. А - буква похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бот. Алефбот - получилось слово, но оно со временем поменялось и до нас дошло как алфавит.
Мел.
Мел - это мельчайшие остатки древней жизни на земле: раковин, обломков, скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки остались. Вот из них и формируется мел. Слово "мел" - мелкий, мелеть - однокоренные.
Портфель.
Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются с этого порт:
Портсигар /сигаронос,/, портмоне /деньгонос/, портфель /листонос/.
Слово портфель образовано от двух французских слов: "порте" носить и "фель" лист. Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.
Пенал.
Перо по-латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями, затем металлическими пластинками.
Шпаргалка. Кто знает, что это? Кто пользуется ею? Зачем? Шпаргалка означает "лохмотья", "пеленка". В польском языке так назвали измаранный, негодный клочок бумаги. Интересно, поубавилось бы любителей составлять шпаргалки, если бы они узнали, что носят на урок или на экзамен грязные детские пеленки.
Приглашаю Вас совершить удивительное путешествие в РОДНОЕ СЛОВО, в мир его настроений, души и характера, преодолеть увлекательный ПУТЬ К СЛОВУ.
Исследование слов проводим по основным разделам языкознания.
ФОНЕТИКА |
это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ |
это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ |
это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА |
это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС |
это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ |
это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
– Вот какие труженики – мастера живут в стране “Языкознание”
-Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово – друг и враг, словом можно ранить, словом можно излечить. Слово в моем представлении – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова есть свой нрав и характер, своя ДУША. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл.
-Мои уважаемые собеседники, как Вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Какое у тебя настроение?)
-Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать, но зато можно ощутить, почувствовать.
-Попытаемся раскрыть секрет, тайну, смысл всем Вам знакомого и одновременно загадочного слова – настроение.
1. Правильно произношу слово:
записываю – настроение
5. Определяю слово по:
а) по количеств ЛЗ - многозначное
б) по происхождению - исконно русское
в) по употреблению - активное
6. Выделяю морфемы слова:
на стро ени е
Слова родственники настроиться
«родовое гнездо» перестроился
«братья по крови» настрой, настроенный
7. Размышляю о характере
душе слова:
характер непонятный, изменчивый
слово «хамелеон», противоречивый
Слово (доброе, светлое, грустное, задумчивое, радостное, грубое, приятное...)
8. Слово и рифма.
объявление, вдохновение, весеннее, наводнение, удивление, печенье, нет сомнения, красивое растение, души оживление, красивое растение, выполнение, мое восхищение, увлекательное чтение, веселое пение, наступление.
9. Слово и образ:
настроение - вкусное мороженное
руки, мама, улыбка, слезы, цветущая вишня, пятерка и т.д.
10.Воображаю, что настроение
слово - маг
Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, всё доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому и наоборот: воскресенье - понедельник
бедные – богатые колючий еж - хитрая змея
зима и лето дождь и солнце...
11. Проба пера.
- Используя в качестве «строительного материала» подобранные слова, сочетания слов, попытайтесь придумать небольшое стихотворение по первой строке:
«Что такое настроение ……»
Плохое настроение...
Нет у меня терпения
Заниматься чтением,
Не происходит со мной
Никаких приключений,
Закончилось мое любимое печенье,
И не могу найти в задаче я решение...
Но в чем же мне найти спасение?
(Настя П.).
Что такое настроение?
Это когда у тебя нет сомнения
Что происходит души пробуждение.
У тебя отличное настроение,
Когда ты слышишь веселое пение,
На день рождение получил приглашение,
Когда увидел красивое растение.
Результат работы:
«Если на свете есть вещи достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них»
А я хочу Вам добрый дать совет:
Дружите Вы со словом много-много лет.
Пусть это будет Ваше увлечение,
Оно подарит Вам души успокоение.
Ах! Как прекрасно школьное учение.
Ты получаешь столько вдохновения.
От этого кружится голова,
От этого и в настроении я!
Литература.
1.Синицын В.А. Путь к слову. Из записок учителя. АО «Столетие», Москва, 1997 год.
2. Л.Успенский Слово о словах. Издательство «Молодая гвардия», 1978 год.
3. М.Р. Львов. Школа творческого мышления. (пособие по русскому языку), Москва, «Астрель», «АСТ», 2003 год.
Слово – магнит
+ --
Лавовая лампа
Цветок или сорняк?
Весенние чудеса
Любимое яичко
Астрономический календарь. Май, 2019